Доклад на педсовет: "Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"
учебно-методический материал по теме

Брайловская Елена Алексеевна

Доклад на педсовет:"Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"

Скачать:


Предварительный просмотр:

       Как только ребенок рождается,он сразу же начинает познавать и
осваивать окружающий его мир,учиться думать,любить и радоваться
всему прекрасному .Мир детства-мир игры,это незыблемая формула
испокон веков. Дети играли везде и всегда,независимо от возраста,
достатка,сословия. На протяжении веков существовал «механизм
передачи таинства детской игры»,позволяющей игре «жить и разви-
ваться».
     О важности приобщения ребенка к культуре своего народа напи-
сано много. Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение,гордость за землю,на которой живешь. Поэтому детям
необходимо знать и изучать культуру своих предков.
      У каждого народа свои сказки,песни,игры,и все они из поколения
в поколение передают основные нравственные ценности,добро,честь,
совесть,дружбу,взаимопомощь,трудолюбие,самостоятельность.
      Народные подвижные игры являются традиционным средством
педагогики. Народная подвижная игра выполняет различные функции
(развивающую,познавательную,развлекательную) и служит средством
приобщения детей к народной культуре. Игра-это естественный
спутник жизни ребенка,источник радостных эмоций.
      Народная игра-исторически сложившееся общественное явление.
В практике широко используют игры ролевые,дидактические,подвиж-

ные,игры с пением и др. Народные игры-это отличный способ укрепить свой дух,свое тело,развить процессы мышления.
      Игра-это еще и деятельность,с помощью которой дети впервые
вступают в общение со сверстниками. Играя,ребенок начинает чувствовать себя членом коллектива,учится самостоятельности.
      К.Д.Ушинский считал народные игры материалом наиболее
доступным,понятным для малышей благодаря близости их образов
и сюжетов детскому воображению,благодаря самостоятельности
и активности,заложенных в них.
      Воспитатели на занятиях и в повседневной жизни знакомят детей
с изделиями народного искусства,с традиционными праздниками,
играми,песнями,потешками,загадками,сказками и,конечно же,с
народными играми.
      И задача взрослого здесь-дать правильное направление,которое
способствовало бы развитию ответственности,самостоятельности,
трудолюбию.
      Народная игра служит средством приобщения детей к народной культуре. Подвижная игра-естественный спутник жизни ребенка,
источник радостных эмоций,обладающий великой воспитательной силой. Игры способствуют расширению кругозора,вызывают активную работу мысли,расширяют представления об окружающем
мире,стимулируют переход детского организма к более высокой
ступени.
     Игровая ситуация увлекает ребенка и воспитывает его.
В народных играх много юмора,шуток,соревновательного задора,
движения точны и образны,часто сопровождаются неожиданными
веселыми моментами,заманчивыми и любимыми детьми считалками,
жеребьевками,потешками. Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и
остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым
репертуаром,а также методикой педагогического руководства. Воспитатель,творчески используя игру как эмоционально-образное

средство влияния на детей,пробуждает интерес,воображение,
добиваясь активного выполнения игровых действий. Итак,народные
игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности,сочетающей в себе духовное богатство,моральную чистоту,физическое совершенство.
    По содержанию все народные игры образны,выразительны,эмоциональны,а народные игры с пением еще
и музыкальны.
    Четкой классификации народных игр нет. На основе исследований,

игры можно условно разделить на виды:
а) подвижные (спортивные ) игры-»Горелки»,»Ловишки»,»Бубен»,
                                                          «Прятки».
б) обрядовые( календарные ) игры-»Гори,гори,ясно»,»Ручеек»,
                                                           «Солнышко»,»Кукушечка».
в) по отношению к природе( природные ) игры-»У медведя во бору»,
                                                                    «Заинька»,»Ворон»,»Паучок»,»Сорока.
г) трудовые( бытовые ) игры-»Каравай»,»Клубочек»,»Баба сеяла горох»,»Мельница».
д) драматические игры (с элементами театр.действий)-»Заинька,выходи»,»Бабка Ежка»,»Идет коза по лесу»,
«Дрема»,»Волк-волчок».
Игры-забавы-»Сорока-сорока»,»Ладушки»,»Идет коза рогатая»,
                          «По кочкам»,»Баба сеяла горох».
      В настоящее время на многое мы начинаем смотреть по-иному,
многое для себя заново открываем и переоцениваем.Это относится к
прошлому нашего народа. К большому сожалению,очень много из этого прошлого нам знакомо либо поверхностно,либо вообще утеряно.
      Как жили русские люди? Как работали и как отдыхали? Что их
радовало,а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Во что
и как играли наши деды и прадеды? Ответить на эти и подобные
вопросы-значит восстановить связь времен,вернуть утраченные
ценности. Поэтому необходимо донести до сознания дошкольников,
что они являются носителями русской народной культуры,воспитать
детей в национальных традициях.
   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад к педсовету "Воспитание социокультурной толерантности у детей старшего дошкольного возраста"

доклад для педсовета, один из элементов в программе по поликультурному воспитанию....

Педсовет: Воспитание патриотических чувств у детей через ознакомление с русскими народными обычаями, традициями, творчеством

Педсовет: Воспитание патриотических чувст у детей через ознакомление с русским народным творчеством, обычаями и традициями...

ДОКЛАД К ПЕДСОВЕТУ «ВОСПИТАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УВАЖЕНИЕ К ТРУДУ ВЗРОСЛЫХ»

Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд –даже самый грубый – возвышается до творчества.(Максим Горький.) Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастаю...

Доклад на педсовете "Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников посредством трудового воспитания"

Формирование у детей трудовых умений и навыков в разных видах труда: самообслуживании, хозяйственно-бытовом и ручном труде, труде в природе. Воспитание уважения к трудящемуся человеку, приучение к тру...

Доклад «Формирование мотивации к самостоятельному поиску в развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательный интерес и творчески...

Доклад на педсовете «Воспитание нравственно-патриотических чувств у детей дошкольного возраста»

нравственно – патриотическое воспитание – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы в ДОО....