Доклад «Формирование мотивации к самостоятельному поиску в развитии дошкольников»
материал (младшая группа)

Шханукова Зарема Славиковна

Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Формирование мотивации к самостоятельному поиску в развитии дошкольников»

Одной из основных задач дошкольного образования ФГОС является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. В федеральном государственном стандарте говорится о «портрете» дошкольника как о любознательной, активной и заинтересованно познающей мир личности.

Познавательное развитие детей 6-7 лет - это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятия, мышления, памяти, внимания, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребенка в окружающем мире, в себе самом и регулируют его деятельность.

Познавательный интерес и творческие способности ребенка необходимо поддерживать и развивать, инициативу всячески поощрять и способствовать проявлению самостоятельности в ДОУ и в семье.

У детей 6-7 лет наблюдается неустойчивый интерес к познанию, потому что взрослые подавляют детей грузом своих знаний, а не создают условия для самостоятельного нахождения ответов на вопросы "почему" и "как", что способствует развитию познавательной компетенции детей.

Если дети задают вопросы, значит, они их интересуют. Вопросы помогают познавать мир, обогащают ум. Очень часто сигналом задержки психического развития служит очень малое количество и скудное качество задаваемых вопросов.  Желание задавать вопросы, пытливое отношение к явлениям жизни необходимо развивать, но при этом необходимо вооружать ребенка и способами самостоятельного поиска ответа. Да, быстрые готовые ответы расширяют кругозор ребенка, обогащают его знания, но недостаточно способствуют развитию самостоятельного мышления, не побуждают ребенка к попыткам самому разобраться в вопросе и ответить на него.

Исследование учебной мотивации показывает, что в старшем дошкольном возрасте ребёнок резко меняется: совершенствуются психологические функции, возникают сложные личностные новообразования, наблюдается интенсивное развитие познавательных мотивов, связанных непосредственно с учебной деятельностью, возникает потребность в интеллектуальной активности и овладении новыми умениями, навыками и знаниями.

Учебная мотивация- это побуждение ребенка к учению, самостоятельное стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения учебных задач.

Актуальность определяется противоречием между потребностью дошкольного образовательного учреждения в формировании  мотивации к самостоятельному поиску у детей дошкольного возраста и недостаточной разработанностью условии формировании учебной мотивации у детей .

Это противоречие помогает обозначить проблему: каковы условия формирования  мотивации у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование  мотивации у детей старшего дошкольного возраста становится актуальным педагогическим вопросом, так как именно мотивы, по утверждению ученых являются побудительной силой к приобретению знаний, умений и навыков. Они содействуют накоплению жизненного опыта, обогащению интеллекта. Когда ребенок приходит в первый класс, то в его мотивационной сфере отсутствуют мотивы, направляющие его деятельность на усвоение новых знаний, на овладении общими способами действий. У ребенка к моменту поступления в школу еще сохранилась потребность принимать цели воспитателя  за свои собственные цели. Важно обеспечить такое формирование мотивов, которое поддерживало бы эффективную и плодотворную учебную работу ребенка.

В процессе работы по формированию учебной мотивации я использую различные формы оценивания и обучение детей способом самооценки.

С целью овладения детьми способами познания использую  моделирование, игровые проблемно-практические ситуации, математические сказки с занимательным сюжетом, составление и решение математических ребусов, головоломок, загадок, творческо-интеллектуальные игры.

Чтобы достигнуть хороших результатов в процессе работы, необходима система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми, необходимо сотрудничество с родителями.

Условия профессиональной деятельности воспитателя – это создание необходимой материально-технической базы: учебно-методические пособия, мебель, оборудование, технические средства обучения, дидактические игры и раздаточный материал.

В нашей подготовительной группе созданы условия, позволяющие каждому ребенку самостоятельно изменять в соответствии с собственными потребностями окружающее пространство; выделены зоны для познавательных, сюжетно – ролевых и театрализованных игр, зоны для чтения и наблюдения за живой природой и др.

Но чтобы идти в ногу со временем, чтобы в полной мере развивать активную, творческую личность, нам, воспитателям  катастрофически не хватает хорошо оснащенной технической базы. Необходимо создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Как правило, все  родители работают. И часть из них не уделяет должного внимания воспитанию своих детей, считая, что это делают в образовательном учреждении. И, как следствие, планируемый воспитателем результат не достигается.

Поэтому, можно говорить о недостатках в результатах профессиональной деятельности в работе с детьми подготовительной к школе группы.

Опираясь на целевые ориентиры ФГОС, можно увидеть, что результат освоения основной образовательной программы ребенком на этапе завершения дошкольного образования в области развития познавательного интереса предполагает, что: ребенок в подготовительной к школе группе обладает следующими качествами, необходимыми для дальнейшего обучения и жизни:

1. Проявляет самостоятельную активность и интерес к учебной деятельности, к окружающему миру; любознательный, активный. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности). В случаях затруднений обращается за помощью к взрослому. т. е. - искать

2. Умеет классифицировать, анализировать, делать выводы и умозаключения, умеет сосредоточить свое внимание на предлагаемом материале, способен решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту). Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем, поставленных как взрослым, так и им самим). Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе и др. т. е. – думать.

3. Умеет создавать новые образы, делать самостоятельные открытия, т. е. –творить.

4.  Стремится к овладению новыми знаниями, умениями, навыками, умеет сформулировать вопрос и самостоятельно принимать решения на основе личного опыта.

5. Дети становятся активными участниками образовательного процесса.

С целью формирования  мотивации у дошкольников в процессе работы используются различные формы оценивания и обучение детей способам самооценки.

В упражнениях на закрепление адекватной самооценки я учу детей психологически грамотному объяснению своих успехов и неудач. Особым видом работы по формированию у детей адекватного уровня самооценки является обдуманное поощрение  воспитателем.

В своей работе я  заметила,  что похвала за легкое задание снижала мотивацию детей, они были склонны думать, что  их воспитатель невысоко оценивала их возможности. Поэтому, оценка воспитателя повышает  мотивацию, если она относится  не к способностям ребенка в целом, а к тем усилиям, которые предлагает ребенок при выполнении задания.

В процессе работы я выражаю  оценку в разных эмоциональных формах:

- в форме восхищения, ребенок хорошо выполнил задание (нарисовал красиво, безошибочно, решил правильно задачу, дал хороший полный ответ, проявил сообразительность, постарался): «Мне нравится, как ты старался», «Спасибо, приятно было тебя слушать!», «Ты делаешь лучше меня!».

- в форме сорадости, что старания ребенка увенчались успехом: «Я же говорила, что ты сможешь, это сделать, как я рада!», «Получилось? Вот отлично!».

- в форме сопереживания и оптимизма: «Не огорчайся. Конечно, у тебя получится, только давай делать вот так!»;

- в форме огорчения и надежды: «А я думала, что ты сегодня порадуешь меня, надо было чуть больше постараться!»;

- в форме удивления: «Смотри-ка, как хорошо у тебя получилось… Оказывается, можешь?».

Кроме того, давали конкретные советы, свои оценочные отношения выражали следующим образом:

- шепнув на ухо, в разговоре наедине или же перед детьми. Это зависимо от конкретных обстоятельств, оттого, что больше поощряло ребенка, усиливало старание. Доброжелательная улыбка, спокойный подтверждающий согласие кивок головой;

- выражение удивление, огорчение – все это ободряло детей, вселяло в них надежду, заставляло задуматься;

- мимика и короткие, сказанные вполголоса оценочные реплики, особенно важны при коллективных занятиях, когда соблюдается спокойствие детей.

В процессе работы успешно  мною применяются следующие формы самооценки:

- После завершения работы детям предлагаю  посмотреть работу или оценить свой ответ: найти ошибки, исправить их, оценить результат: что самому нравиться, что не нравиться, что получилось, что не удалось.

- оказание индивидуальной помощи: я сажусь  рядом с ребенком, и вместе с ним критически обсуждаем  работу. Такая самооценочная деятельность – обязательный компонент занятия, самостоятельное решение задач;

- обсуждение ребенком вслух собственной работы: Ребенок желающий оценить себя выходит  к доске и держит в руках работу. Например, Алим следующим образом оценил свою работу: «Я правильно нарисовал треугольники, только здесь допустил ошибку – пропустил один треугольник. Сегодня у меня треугольники получились ровные, особенно хорошо я нарисовал второй, третий треугольник, но зато я правильно посчитал количество треугольников и кружков.»

Не менее важен  и момент сравнения:

- оценивают  себя, вольно или невольно сравнивают  себя с другими, учитывают не только свои собственные достижения, но и всю ситуацию в целом.

На общую самооценку детей сильно влияют  также индивидуальные особенности и то, насколько важно для детей оцениваемое качество или деятельность.

Самооценка не является  постоянной, она изменяется  в зависимости от обстоятельств.

Детей с завышенной самооценкой стараюсь  убеждать, чтобы они замечали свои ошибки и правильно оценивали себя, свои поступки и действия. На занятиях не даю выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться.

Детям  с заниженной самооценкой стараюсь создавать больше положительные подкрепления, щедро дарю  похвалы в их адрес, стараюсь сделать так, чтобы эти дети занимали какую-нибудь «высокую должность», которая помогла бы ему уверовать в свои силы.

В моей  работе сложилась практика выдачи родителям характеристик на детей и пакетов с их работами. Это делается в конце года.  Мы составляем характеристику на каждого ребенка. В ней в первую очередь рассказываем о положительных чертах характера ребенка. Его отношение к товарищам, добрых делах и старании.

После проводится диагностика, в результате которой приходим  к выводу, что овладение детьми способами познания, и использования воспитателем различных форм оценивания и обучения детей способами самооценки дают положительные результаты.

Результаты диагностики  на начало года таковы:

90% детей  стремится к самостоятельному поиску новых знаний, ищут новые способы решения задач. Дети с заданием справляются  полностью. Когда им задаю вопросы, всё ли они правильно сделали, то дети не просто отвечают, а пытаются аргументировать свои ответы.

Все вышеуказанное говорит о динамике сформированности учебной мотивации к самостоятельному поиску  у детей старшего дошкольного возраста.

На основании вышеизложенного, правомерно можно сделать следующий вывод: если в педагогической практике использовать следующие условия:  -овладение детьми способами познания, - использование воспитателем различных форм оценивания и обучение детей способом самооценки, то дети получают  возможность овладеть учебной мотивацией; стремление к новым знаниям; высокой познавательной активностью; потребностью в признании и одобрении взрослого  будет доминировать учебная мотивация.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников

В этой статье я приведу примеры как можно мотивировать детей вести здоровый образ жизни через музыкальные занятия....

Доклад на педсовет: "Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"

Доклад на педсовет:"Воспитание самостоятельности и трудолюбия у дошкольников в процессе народных игр"...

Методическая разработка для педагогов ДОУ "Формирование умения организовывать самостоятельную деятельность у старших дошкольников"

Материал содержит рекомендации по использованию методического пособия "Доска выбора" с целью формирования у старших дошкольников умения организовывать самостоятельную деятельность...

Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников

Доклад. Формирование мотивации и познавательной деятельности у старших дошкольников...

Доклад "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"

Мастер класс "Формирование звуковой культуры речи в процессе развития связной речи у младших дошкольников"...

«Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию мотивации физкультурно-оздоровительной деятельности у старших дошкольников»

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) ставит перед работниками дошкольных образовательных организаций задачи: u- охрана и укрепление физического и псих...

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников».

Доклад на тему: «Формирование духовно-нравственных ценностей через эстетическое развитие дошкольников»....