Формирование мотивации на здоровый образ жизни у дошкольников
статья (старшая группа) на тему

В этой статье я приведу примеры как можно мотивировать детей вести здоровый образ жизни через музыкальные занятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование у дошкольников мотивации на здоровый образ жизни через музыкальное воспитание

           От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всём мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детей. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт и другие факторы агрессивно воздействуют на хрупкие детские организмы. По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличивается с каждым годом. В школу поступает только несколько процентов абсолютно здоровых первоклассников. Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка; подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

       Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно - оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образы жизни.

      Валеология - это интегральная наука о сохранении здоровья и здоровом образе жизни.

      Главная задача-научить человека формировать и беречь своё здоровье.

Музыкально- валеологическое воспитание - это организованный педагогический процесс, целью которого является:

- укрепление психического и физического здоровья,

- развитие музыкальных и творческих способностей,

- формирование потребности в здоровом образе жизни.

Музыкально - валеологическая работа является одной из составляющих здоровьесберегающего пространства детского сада и осуществляется в нескольких направлениях:

 1. В образовательном процессе дошкольного учреждения (интегрированные музыкально-валеологические занятия; музыкально-физкультурные досуги и развлечения) ;

      2. В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей (совместные оздоровительные мероприятия; консультации; семинары-практикумы) ;

     3. В процессе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения со школой (совместные праздники и досуги) .

            Музыкально - валеологические занятия носят интегрированный характер. Они в равной степени включают в себя задачи как музыкального, так и валеологического воспитания. Такие занятия побуждают детей активно. на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, рассуждать, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Но успех данных занятий полностью зависит от согласованной работы музыкального руководителя и воспитателя.

           Алгоритм произведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных и имеют следующую структуру.

1. Валеологическая песенка - распевка.

2. Создание проблемной ситуации;

3. Решение проблемы посредством получения новых знаний, повторения и закрепления пройденного материала по валеологии, пение песен, слушание музыки, танцевальное творчество, игры в соответствии с содержанием занятия.

4. Закрепление полученных знаний, умений на практике (песенные и танцевальные импровизации, викторина, соревнование, рисование, аппликация, дидактическая игра, выставка и др.)

           Что представляет собой валеологические песенки распевки?

            Это доступные для восприятия и воспроизведения тексты распевок (авторы М. Л. Лазарев, М. Ю. Картушина) и приятная мелодия (мажорный лад) поднимают настроение, создают позитивный тон. улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голосовой аппарат к пению. Распевки сопровождаются самомассажем биологически активных зон лица и шеи, ритмичными движениями, звучащими жестами. Направлены на профилактику плоскостопия, формирование правильной осанки.

          Также для формирования навыков здорового образа жизни на занятиях применяются:

        Дыхательная гимнастика, которая способствует развитию дыхательной системы и певческих способностей детей.

        Артикуляционная гимнастика направлена на выработку качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовку к правильному произнесению фонем.

Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся по рекомендации и под наблюдением педиатра детского сада для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей.

     Игровой массаж нормализует вегето-сосудистый тонус, деятельность вестибулярного аппарата и эндокринных желез.

      Пальчиковые игры позволяют в игровой форме разминать. массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы

      Речевые игры развивают эмоциональную выразительность речи детей, двигательную активность.

       Ритмодекламация - это ритмичное произнесение текста на фоне звучащей музыки.

      Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

В результате внедрения системы музыкально-валеологического воспитания наблюдается тенденция

- к уменьшению количества заболеваний верхних дыхательных путей и ОРЗ,

- повышение показателей общего физического развития детей,

- развития дыхательной системы детей;

- улучшение двигательных навыков и качеств (пластичность, координация, ориентирование в пространстве,

- музыкальности; совершенствование вокальных навыков и умений.

            Исследование современных ученых доказывают позитивное влияние музыки на развитие личности

- звучание ударных инструментов придает человеку физические силы и уверенность в себе;

- звуки духовых инструментов оказывают влияние на формирование эмоциональной сферы;

- развитию интеллектуальной сферы способствует клавишная музыка;

- струнная музыка развивает у человека чувство сострадания;

- регулярные занятия вокалом согласовывают ритмы организма с ритмами окружающей среды (С. А. Шушаржан) .

     Музыкально-валеологические занятия (чаще всего, интегрированные) решают задачи музыкального и валеологического воспитания. Ведущим фактором развития мотивационной сферы здорового образа жизни здесь является музыка. Занятия проводятся примерно 1 раз месяц во всех возрастных группах детского сада совместно с воспитателями, на них приглашаются медицинские работники, инструктор по физкультуре, учителя начальных классов.

        Алгоритм проведения музыкально-валеологических занятий отличается от традиционных музыкальных:

1.  Занятия побуждают детей на самом высоком эмоциональном уровне познавать окружающий мир и свой организм, самостоятельно находить ответы на проблемные вопросы, анализировать. Здесь необходима согласованная работа музыкального руководителя и воспитателя. Ведь в такой короткий промежуток времени (занятие не должно длиться больше 25-30 мин) нужно уместить всю самую важную информацию по теме.

2.  Музыкально-физкультурные досуги проводятся один раз в месяц во вторую половину дня в физкультурном зале или на спортивной площадке. Время проведения 35 – 40 минут. Досуги включают в себя: валеологические песни, комплексы ОРУ, подвижные игры на разные виды движений (бег, прыжки, метание), здоровьесберегиющие технологии в игровой форме, песни, танцы, хороводы. Единая сюжетна линия или тема досуга вызывает у детей положительный эмоциональный отклик на спортивные упражнения, повышает интерес к валеологическим знаниям.

3. Эффективность музыкально-валеологической работы – это не только труд коллектива ДОУ, но и отношение к музыкальному воспитанию в семье. Ведь именно у родителей есть широкие возможности духовно обогатить своих детей. Анкетирование, проводимое в начале учебного года, помогает выбрать необходимые формы взаимодействия: открытые показы музыкальных занятий, Дни открытых дверей, индивидуальные беседы, консультации по пропаганде ЗОЖ, обучение различным методам профилактики заболеваний, совместные праздники, организация клубов, «Музыкальные странички» в родительских уголках, привлечение родителей к изготовлению костюмов и декораций. Составляется  план работы, выполнение которого зависит от активности и инициативы со стороны родителей, целенаправленности и дифференцированного подхода к сотрудничеству со стороны ДОУ.

              Результатами организации в нашем ДОУ музыкально-валеологического      

воспитания стали:

1. Снижение уровня заболеваемости. Наблюдалась тенденция к снижению заболеваниями верхних дыхательных путей с 8 случаев в 2007-08 уч. г. до 2-3 в 2008-09 уч. г., уменьшилось количество заболевших ОРЗ с 10 случаев до 4. Уровень общего физического развития и развития дыхательной системы детей экспериментальной группы значительно вырос по сравнению с детьми параллельной подготовительной группы № 9 (в группе № 8 высокий уровень физического развития в конце учебного года у 40% детей, тогда как в группе № 9 – у 30% детей), а также  по сравнению с 2008-2009 учебным годом.

2. Развитие музыкальных способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Дети экспериментальной группы стали лучше и выразительнее петь, чисто интонировать несложные мелодии, сохраняя во время исполнения правильную осанку и дыхание. Улучшились двигательные способности: пластичность, координация, ориентирование в пространстве. Дети научились не только слушать, но и рассказывать о музыке, ее средствах выразительности, форме, характере. В большей степени раскрылся творческий потенциал детей в различных видах музыкальной деятельности: дети сочиняют небольшие попевки, импровизируют в движении, сами придумывают танцевальные миниатюры, предлагают свои варианты аккомпанемента на выбранных ими же музыкальных инструментах.

3. Повышение интереса детей к вопросам здоровьесбережения. Дети стали проявлять интерес к содержанию бесед о здоровье, к своему здоровью, к здоровому образу жизни. Интерес ребёнка проявляется как в специально организованной деятельности, так и в игре. В ходе дидактических игр и в проблемных ситуациях ребёнок даёт адекватные ответы, не допускает ошибок, умеет объяснить свой выбор. Валеологические знания и умения закреплены и отражаются в повседневной деятельности ребёнка.

3. Успешные выступления воспитанников детского сада в городских и корпоративных конкурсных программах:


       Таким образом, внедрение системы музыкально-валеологического воспитания в нашем ДОУ показало, что музыка благоприятна для организма в целом, она является одним из средств физического развития ребенка. С другой стороны, использование 
здоровьесберегающих технологий (дыхательная гимнастика, пальчиковые и речевые игры, игровой массаж, элементы танцетерапии) на занятиях музыкой, помогает развитию музыкальных способностей дошкольников (в среднем, на 10%) способствует снижению заболеваемости детей простудами и ОРЗ (примерно на 6-10%), способствует повышению творческого потенциала, развитию речи, памяти, внимания. Валеологические знания приучают ребенка заботиться о своем здоровье, жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

       Использование приёмов оздоровления и валеологического воспитания на каждом музыкальном занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.