Тематический план на неделю "Народная культура"
календарно-тематическое планирование (подготовительная группа) на тему

                            

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_na_nedelyu.docx38.22 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Понедельник  «10» марта 2014 г.

                                                                Тема недели : «Народная культура»

    Режимные моменты

         Содержание работы

       ОО

          Форма работы

Утро

1.  «Моя Республика»

Расширять представления о природе, климатических условий, растениях и животных Мордовии. Познакомить с заповедниками, природными достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за родную природу, бережное отношения к ней. Закреплять знания детей  о природе и животном мире.

П

 Р

Беседа, рассматривание иллюстраций

2.  «Что лишнее?»

П

Д/И

3.  Растения и животные «Красные книги Мордовии»

Познакомить детей  с «Красной книгой», с охраняемыми растениями и животными.

П

Экологическая игра

4. Дежурство в уголках природы

Формировать умение и навыки по уходу за комнатными растениями, прививать трудолюбие.

С-К

Труд и наблюдение

5. «Наша горка» («Минек пандось»)

Поощрять инициативу детей при организации мордовских подвижных игр. Развивать двигательную активность, силовые качества.

Ф

Мордовская подвижная игра

НОД

1. Речевое развитие «Природа Мордовии»

Формировать нравственные отношения и чувство к природе родного края: чуткость, отзывчивость. Воспитывать у детей любовь к природе, желанием беречь и защищать её.

Р

П

Беседа, чтение художественной литературы, игровая ситуация

2. Рисование «Деревья в нашем лесу»

Учить рисовать лиственные деревья, передавая характерные особенности строения ствола и кроны. Совершенствовать изобразительные умения и развивать способность к созданию выразительных образов, используя различные средства изображения

Х-Э

Беседа, объяснения, показ способа, действия,  выставка

3. Физическое развитие

По плану инструктора по физическому развитию

Ф

Прогулка

1.  Наблюдение за сезонными изменениями

Формировать представления о весенних изменениях в природе, учить видеть изменения в поведения воробьев с приходом весны

С-К

П

Наблюдение, беседа, загадки

2. Организация помощи дворнику в чистке бордюров вокруг участков

Развивать желание помогать старшим

С-К

Труд, объяснение, напоминание

3. «Ветер», «Пятнашки»

Закреплять умение бегать в рассыпную, перепрыгивать через препятствие. Учить внимательно слушать команду.

Ф

Подвижные игры (бег)

4. «Попади в цель»

Тренировать меткость бросков.

Ф

Индивидуальные работы

Вечер.

Работа в книжном уголке, внесение новой книги.

1. « Красная книга Мордовии- сигнал опасности»

Дать детям представления о том, что люди, плохо зная природу погубили много растений и животных.

П

Р

Беседа, показ картинок и иллюстраций

2. «Чудо-зоопарк»

Воспитывать доброе отношение к животным, формировать умения развивать сюжет игры.

С-К

Сюжетно-ролевая игра

3. Я. Пинясов «Березкина песня»

Продолжить знакомить детей с художественными произведениями о природе.

Х-Э

Р

Чтение художественной литературы

4. «В волков» («Вергизнэсэ»)

Развивать у детей ловкость, гибкость, силу и проворство.

Ф

Мордовская подвижная игра

5. «Звери и птицы»

Продолжать повторять и закреплять раннее изученный лексический материал мордовского языка.

Р

Индивидуальная работа

                                                                                Вторник «11» марта 2014г.

                                                                     Тема недели «Народная культура»

    Режимные моменты

            Содержание работы

        ОО

          Форма работы

1. «Саранск – столица Мордовии»

Пробуждать в детях чувство любви  к своему городу, уважение к его традициям, обычаям, воспитывать уважение к культуре, языку.

С-К

Р

Беседа, рассматривание иллюстраций, книг

2. «Путешествие по городу Саранску»

Учить детей свободно использовать свои знание о родном городе его своеобразие, достопримечательностях. Воспитывать у детей чувство гордости, восхищение красотой города.

П Р

Дидактическая игра

3. «Сложи картину»

Продолжать знакомить детей с достопримечательностями родного города Саранска

П Р

Настольно - печатные игры

4. «Дни недели»

Продолжать в игровых, учебных ситуациях повторять и закреплять раннее изученный лексический материал на мордовском языке.

П Р

Игра

5. «Чика, листь, листь, листь» («Солнышко, выйди, выйди, выйди»)

Продолжить знакомить детей с мордовским фольклором.

Р

Х-Э

Мордовский фольклор, закличка

6. «В лапти»

(«Карть»)

Закрепить знание детей о мордовских народных подвижных играх, игра на ориентировку в пространстве.

Ф

П

Мордовская подвижная игра

НОД

1. Математическое развитие «Решение задач»

Учить составлять задачи на сложение. Упражнять в ориентировке на плоскости листа и в отсчете клеток

П

Составление задач, объяснение, работа в тетрадях, игра

2. Природный мир.

«Дикие животные Мордовии»

Обогатить и закрепить знания и представления о животных, живущих в наших лесах

П

Рассматривание иллюстраций, беседа, игра, чтение художественной литературы.

3. Музыкальное развитие

По плану музыкального руководителя

Х-Э

Прогулка

1. Целевая прогулка по территории детского сада.

Закреплять знания о времени года, обратить внимание на приметы весны: яркое солнце, голубое небо, белые облака.

С-К

Наблюдение беседы, загадки

2. Разбрасывание песка на скользкие дорожки

Воспитывать трудолюбие, желание трудиться для общей пользы

С-К

Труд, показ приемов работы

3. «Салки»

Продолжать знакомить  детей с народными подвижными играми, развивать двигательную активность

Х-Э

Ф

Народная подвижная игра

4. Измерять глубину снега

«На солнце и в тени»

Закреплять знания о взаимосвязях, происходящих в неживой природе (солнце – снег)

П

Исследовательская деятельность

5. «Не задень»

Учить перепрыгивать через веревку на высоте 15-20 см

Ф

Индивидуальная работа

Вечер

1. «Путешествие в театр»

Изготовление билетов для игры в театр, закрепление представлений детей о театре, формирование положительных взаимоотношений

С-К

Сюжетно-ролевая игра

2. «Весенний оркестр»

Обучение детей иллюстрировать игру на разных народных музыкальных инструментах

Х-Э

Игра на музыкальных народных инструментах

3. «Кавто церать тикше ледять»

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными песнями

Х-Э

Разучивать песни на мордовском языке

4. Работа в уголке физического развития

Развивать двигательную активность

Ф

Игры с мячами, обручами, со скалками

                                                                           Среда «12» марта 2014г.

                                                                     Тема недели «Народная культура»

    Режимные моменты

                Содержание работы

        ОО

          Форма работы

Утро

1. «Мордовская изба»

Продолжить знакомить детей с бытом и обычаями мордовского народа. Формировать интерес к культуре, языку, искусству.

П Р

Рассказ воспитателя, беседа, рассматривание иллюстраций и открыток

2. «Музеи города Саранска»

Продолжать знакомить детей с музеями (Краеведческий музей, Музей изобразительных искусств, Музей боевой и трудовой славы)

П Р

Дидактическая игра

3. «Катание на Масленицу»

Продолжить знакомить детей с творчеством художника Ф.В. Сычкова, с изображениями родной природы, жизни и быта народов населяющих мордовский край

Р

Х-Э

Рассматривание картины, книг

4. «Город в будущем»

Воспитывать умение включаться в совместную игру, побуждать обыгрывать постройки, использовать единый сюжет

П

Х-Э

Строительная игра

5. «Селезень»

Продолжить развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народны игр. Учить выполнять правила и нормы поведения в игре

Ф

Мордовская народная хороводная игра

НОД

1. Речевое развитие

«Весна»

Уточнить время года, названия весенних месяцев, характерные признаки ранней весны. Продолжить учить детей составлять предложения по картинкам

Р

Создание игровой мотивации, беседа,  работа с картинками, отгадывание загадок, моделирование по схемам «Назови признак»

2. Конструирование «Заяц»

Обогащать и закреплять знания и представления о животных, живущих в наших лесах

Х-Э

Оригами, беседа, рассматривание образца, объяснение игры

3. Физическое развитие на прогулке

По плану инструктора по физическому развитию

Ф

Прогулка

1. Наблюдение за растениями и кустарниками на участке

Закреплять представления о том, что любое дерево, кустарник – живое существо

С-К

Р

Наблюдения, рассказы и разговоры детей о природе (из личного опыта)

2. «Почка»

Воспитывать интерес к произведениям разных жанров мордовской литературы

Х-Э

Р

Стихотворения Р. Федькин,

фольклор

3. Расчистка клумбы от прошлогодней травы

Воспитывать положительное отношение к труду

П

Труд, показ, объяснение

4. «Что растет в родном краю?»

Закреплять название деревьев

Р

Ф

Подвижные игры

5. «Кто быстрее?»

Упражнять в беге на скорость, совершенствовать технику прыжка в длину

Ф

Индивидуальная работа

Вечер

1. «Мордовские народные сказки»

Вспомнить все изученные сказки

Р

Х-Э

Составление кроссворда на тему «Мордовские народные сказки»

2. «Покажи, не ошибись»

Учить понимать слова на мордовском языке, закреплять умения соотносить слова на мордовском языке с соответствующими картинками

Р

Дидактическая игра

3. «Девушка-березка»

Вовлекать детей в инсценировку

Х-Э

Р

Игра-драматизация

4. Весна в Мордовии

Продолжить знакомить детей с композиторами Мордовии (Сураев-Королёв)

Х-Э

Пение народных песен

Ф

Татарская народная игра

                                                                            Четверг «13» марта 2014 г.

                                                                     Тема недели «Народная культура»

    Режимные моменты

                Содержание работы

        ОО

          Форма работы

 Утро

1. Мордовское народное искусство

Продолжать знакомить с народным музыкальным и художественным искусством. Формировать интерес к культуре, традициям народов проживающих на территории Мордовии.  

П

Х-Э

Беседа, рассматривание иллюстраций

2. «Одень куклу»

Одевание кукол в национальные костюмы мордвы (мокшанский, эрзянский), татарский, русский. Воспитывать уважение к людям разных национальностей

С-К

Настольная игра

3. «Ателье» (одежда)

Изготовление одежды. Повторять и закреплять с детьми ранее изученный лексический материал мордовского языка и вводить новые фразовые конструкции. Воспитывать интерес к языку, желание разговаривать.

С-К

Р

Сюжетно-ролевая игра

4. «Собери бусы для Татюни»

Закрепление восприятия формы цвета, размера

П

Упражнение, индивидуальная работа

5. «Разложи узор»

Закреплять умения составлять композицию из предметов разной формы и величины, на разном фоне. Вызвать у детей эмоциональный отклик на яркость цветовых образцов и оригинальность форм мордовских изделий

Х-Э

Моделирование узоров

6. «В платки»

(«Пацинесе»)

Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народных игр.

Ф

Мордовская народная игра

НОД

1.  Математическое развитие

«Решение задач»

Дать детям представление об арифметической задаче. Учить составлять задачи на сложение. Правильно формулировать ответы на вопросы задачи

П

Составление задачи, работа со счетными палочками, игра, порядковый счет от 1 до 10, на мордовском языке

2. Аппликация «Салфетка с мордовским орнаментом»

Воспитывать интерес к культуре и искусству мордовского народа, к произведениям мордовского прикладного искусства. Учить вырезать узоры из геометрических форм, приготовленных воспитателем. Закреплять умения работать с ножницами

Х-Э

Р

Беседа, проблемная ситуация, пальчиковая игра, пение песен, моделирование узора, игра на музыкальных инструментах

3. Физическое развитие

По плану инструктора по физическому развитию

Ф

Прогулка

1. Наблюдение за работой снегоуборочной машины

Расширять знания детей о роли машины в выполнении трудовых работ. Воспитывать интерес к технике

П

С-К

Наблюдение

беседа

2. «Уступайте друг другу»

Напомнить, объяснить детям, как важно в игре и в серьёзных делах не быть грубым, не невежливым, уступать друг другу

С-К

Ситуация на основе правил поведения, беседа

3. «Где ночует солнышко»

Наблюдать восход солнца, отметить его красоту. Обратить внимание на то, что солнышко в течении дня меняет свое положение на небе, восход солнца можно наблюдать из одного окна, а заход из другого

П

Игра-опыт, беседа, наблюдение

4. «Сгребание снега под деревья»

Закреплять умения трудится в коллективе

С-К

Труд,  показ приемов работы, замечания

5. «Молодцы-удальцы»

(«Весемева докат»

Формирование двигательных навыков и умений, волевых качеств, целеустремленности, смелости. Воспитывать у ребенка потребность в движении, эмоциональном восприятии жизни. Развитие интереса к мордовским подвижным играм

Ф

Мордовская подвижная игра

Вечер

1. «Домик бабушки Груни»

Знакомство с деревянным зодчеством и резным орнаментом жилищ мордвы. Воспитывать интерес к мордовскому народному творчеству

Х-Э

Беседа, сюжетные картинки, рассматривание иллюстраций с изображениями жилищ

2. «Сказки «Вирявы»

(Богиня леса)

Продолжить знакомить детей с легендами и преданиями мордовского народа о возникновении мира природы, о мира магических существ

Х-Э

Р

П

Чтение сказки, беседа по сказке, рассматривание иллюстраций, фолклор

3. «Угадай сказку»

Учить детей угадывать мордовские народные сказки по картинкам. Воспитывать в детях любовь к мордовским народным сказкам

Х-Э

Р

Дидактическая игра

                                                                               Пятница « 14 марта» 2014 г.

                                                                     Тема недели «Народная культура»

    Режимные моменты

                Содержание работы

        ОО

          Форма работы

Утро

1. «Масленица»

Продолжать знакомить детей с мордовскими народными традициями и  обычаями, праздниками

П

Беседа, рассказ воспитателя о традициях мордовского народа, показ иллюстраций и фото

2. «Назови какой это праздник»

Закреплять знания о традициях

П

Р

Дидактическая игра

3. «К нам пришли гости»

Воспитывать интерес к мордовским обычаям  гостеприимства, закреплять умения накрывать на стол, правильно раскладывать столовые приборы

С-К

Сюжетно-ролевая игра.

Напоминания, указания

4. «Считалка с фамилиями»

Уточнять и закреплять правильное произношение звуков [Ч] и [Щ]. Учить подбирать слова с этими звуками

Р

Игра со звучащим словом, индивидуальная работа

5. «В горшочки» («Чакшкесэ»)

Развивать двигательную активность.

 Продолжать развивать у детей самостоятельность в организации знакомых мордовских народных игр.

Ф

П

Подвижная народная игра

Счет на мордовском языке от 1 до 5

НОД

1. Музыкальное развитие

По плану музыкального руководителя

Х-Э

2. Художественная литература Я. Пинясов «Дедушкин полюс»

Воспитывать интерес, любовь к произведениям разных жанров мордовской литературы, развивать образность речи детей при ознакомлении с произведениями. Учить подбирать родственные слова

Р

Х-Э

Чтение художественной литературы, беседа по прочитанному, игра «Подбери родственные слова»

3. Рисование «Украшение передника»

Продолжать учить детей рисовать элементы орнамента, передавая колорит росписи, развивать художественный вкус и творческую инициативу

Х-Э

Игровая мотивация, беседа, самостоятельная деятельность, индивидуальная помощь

Прогулка

1. «Наблюдение за птицами»

Закрепить название перелетных птиц. Как весело щебечут на солнышке, радуясь солнцу

П

Наблюдение, отгадывание загадок

2. «Народные приметы о весне»

Учить понимать смысл народных примет и пословиц: «Весна рано тает – долго не растает, поздняя не обманет – снег скоро тает»

П

Проблемная ситуация

3. «Разбрасывание снега»

Учить детей работать с инструментами, учить работать в коллективе, помогать друг другу, ценить свой труд и труд своих товарищей

С-К

Труд, напоминание, объяснение

4. «Птицы»

Закрепить знания детей о различных птицах. Совершенствовать умения соблюдать правила игры

Ф

С-К

5. «Я знаю»

Закреплять названия объектов природы (звери, птицы, растения)

С-К

Экологическая игра с мячом, индивидуальная работа

Вечер

1. «Народные мастера»

Продолжать знакомить с деревянной скульптурой мастеров села Подлесная Тавла, выделяя характерные особенности

Х-Э

Беседа, показ игрушек, свистулек, рассматривание иллюстраций книги

2. «Моя семья»

Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям. Подчеркнуть значимость дружбы всех членов семьи

С-К

Р

С/полевая игра

3. «Семья» («Семия»)

Вовлечь детей в игровую ситуацию, развивать чувство ритма

С-К

Х-Э

Пальчиковая игра на мордовском языке

4. «Традиции моей семьи»

Воспитать интерес к традициям своей семьи. Познакомить с понятием «родословная». Как важно сохранить традиции которые идут из поколения в поколение

С-К

Беседа, рассматривание семейных фото, рассказы детей

5. «Люб знай родной свой край»

Закреплять знания о родном городе, его достопримечательностях, знаменитых людях. Воспитывать уважение к людям разных национальностей, любовь к родному краю

П

Р

Викторина

                                     Итоговое мероприятие – праздник «Мордовия любимая моя»