НОД "Определение времени по часам"
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме
Конспект
непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной группе
«Определение времени по часам».
С использованием ЦОР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.tsor_zanyatiya.docx | 26.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №28
Конспект
непосредственно образовательная деятельность
в подготовительной группе
«Определение времени по часам».
С использованием ЦОР
Никулина А.И.
воспитатель
МБДОУ детский сад №28
Цель: закрепить умение детей определять время по часам.
Задачи:
1. Закреплять умение играть в различные дидактические и подвижные игры , развивать умение более точно высказывать свои мысли, интересно рассказывать об увиденном , сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей .
2. Воспитывать культуру речевого общения, уважение к мнению, интересам других; умение принимать и оказывать помощь.
3. Развивать «чувство времени», умение беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций, чтение книг, разучивание стихов, беседы о времени, частях суток, режиме дня
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: будильник (мягкая игрушка, цифры (для будильника, иллюстрации (солнечные, водяные, песочные) часы, экспонаты музея часов.
Презентация « История возникновения часов».
Раздаточный: часы для каждого ребёнка (по количеству детей, мяч для игры «Назови часы», карточки с цифрами от 1 до 12 для игры «Ходят стрелочки по кругу».
Словарь новых слов: циферблат, заводная головка, песочные часы, водяные, масляные часы.
Основные части занятия:
1. Сюрпризный момент (появление в группе будильника)
2. Беседа об устройстве часов. Игра «Который час? »
3. Сообщение информации о появлении часов, их разновидностях.
4. Физкультминутка «Тик-так»
5 «Режим дня» (развивающая)
Ход занятия.
Воспитатель: Ребята, сегодня рано утром я проснулась от того, что кто-то тихо плачет в комнате. Смотрю, а это мой будильник. Я спросила: «Что случилось? » А будильник мне говорит: «Я был этой ночью в стране снов, и злой волшебник заколдовал меня: забрал у меня все цифры». Теперь я больше не могу помогать людям вставать вовремя, не опаздывать на работу, в детский сад. Не знаю, что мне делать? Мне очень нужно вернуть цифры, но одному мне никак не справиться. Я пожалела будильник и взяла его с собой, надеюсь, что мы ему поможем - подарим новые цифры. Но для этого нам нужно постараться и выполнить различные задания. Ну что, ребята, поможем будильнику?
Дети: Да.
Воспитатель: Сначала давайте вспомним, как устроены часы? Что есть у часов?
Дети: Корпус, стрелки, циферблат, заводная головка.
Воспитатель: Что нарисовано на циферблате?
Дети: Цифры.
Воспитатель: Кто знает, а что обозначают цифры?
Дети: Цифры обозначают часы.
Воспитатель: Как называются стрелки, показывающие время?
Дети: Длинную стрелку называют минутной, а короткую часовой.
Воспитатель: Скажите, а чем отличаются часы друг от друга?
Дети: Формой, величиной, цветом.
Воспитатель: Чем похожи?
Дети: На всех часах есть цифры, стрелки, все они показывают время.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на мои часы. Кто может сказать, какое время они показывают?
Дети: Два часа.
Воспитатель: Куда "смотрит" минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка "смотрит" вверх на 12.
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 2.
Игра «Который час? »
Воспитатель называет определенное время. Дети на своих часах двигают стрелки, устанавливая их на указанный час.
Воспитатель: Покажите на своих часах 2 часа.
Воспитатель: Попробуйте показать 1 час. Куда показывает минутная стрелка?
Дети: Минутная стрелка показывает на 12.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Куда показывает часовая стрелка?
Дети: Часовая стрелка показывает на 1.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас я вам расскажу историю появления часов. Садитесь поудобнее и внимательно слушайте.
Давным-давно, когда часов еще не было, люди узнавали время по солнцу. Всходило солнце, значит, пора вставать, и так до самого вечера. Однажды человек обратил внимание на то, что тени от всех предметов двигаются, становятся длиннее и короче в зависимости от положения солнца на небе, и придумал часы: вкопал в землю столб, а вокруг него начертил круг и разделил его на равные части. Каждая часть равнялась одному часу. Солнце всходило, и тень от столба медленно двигалась по кругу. Назывались эти часы солнечными. Солнечные часы показывали время только в солнечный день, ночью они не работали. (Показ иллюстрации солнечных часов)
Как вы думаете, удобны ли такие часы?
Дети: Нет, так как эти часы показывали время только в солнечную погоду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Такими часами люди пользовались недолго и придумали водяные часы, которые сообщали о времени и ночью, и в хмурый день. В высокий узкий сосуд с маленьким отверстием внизу наливают воду. На сосуде делают пометки – черточки: сколько воды вылилось, столько и времени прошло. Но … прошло время, и водяные часы перестали устраивать человека. Чем они были не удобны? (Показ иллюстрации водяных часов)
Дети: В них надо постоянно подливать воду.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: С тех пор прошло немало лет,
И люди поняли ответ,
Что лишь песок, он есть один
И бог, и царь, и господин.
Человек изобрел песочные часы (показ песочных часов) . Они показывают время и днём, и ночью, и летом, и зимой, в любую погоду. У них нет стрелок и циферблата, сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединили между собой. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька пересыпается в нижний. Высыпался песок, значит, прошло определенное количество времени. Их до сих пор используют в поликлиниках и больницах. По этим часам больные получают лечебные процедуры, но узнать который час по ним нельзя.
Как вы думаете, а такими часами удобно пользоваться?
Дети: Нет, так как эти часы надо все время переворачивать.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Ребята, часы, которые я вам показала, рассчитаны на 1 минуту. Их нужно через минуту переворачивать. А как вы думаете, одна минута – это много или мало? Сейчас мы проверим, много ли это - 1 минута.
Физкультминутка
Тик-так, тик-так —
Все часы идут вот так:
Тик-так. (Наклоните голову то к одному, то к другому плечу.)
Смотри скорей, который час:
Налево — раз, направо — раз,
Мы тоже можем так. (Ноги вместе, руки на поясе. На счет «раз» голову наклоните к правому плечу, потом — к левому, как часики.)
Тик-так, тик-так.
Чтоб совсем проснуться
Чтоб совсем проснуться,
Нужно потянуться! (Руки вниз перед туловищем, пальцы сплетены. Положить руки на затылок, локти отвести, туловище выпрямить.)
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись. (Наклоны вперёд и назад.)
Спину тоже разминаем,
Взад-вперёд её сгибаем. (Наклоны вперёд-назад.)
Поворот за поворотом,
То к окну, а то к стене.
Выполняем упражненье,
Чтобы отдых дать спине. (Повороты корпуса вправо и влево.)
Отдохнули мы чудесно,
И пора на место сесть нам. (Дети садятся.)
Воспитатель: Ну как, долго мы играли? А теперь я предлагаю вам помолчать ровно 1 минуту. Согласны?
Дети: Да.
Игра «Молчанка»
(Дети молчат ровно одну минуту, пока сыплется песок.)
Воспитатель: А теперь 1 минута - это много или мало?
Дети: Много.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему, когда мы играли в подвижную игру, время прошло быстро, а когда мы просто сидели и молчали, оно тянулось долго?
Дети: Время тянется долго, если делать нечего, а когда играешь, рисуешь, время проходит быстро.
(За правильный ответ воспитатель даёт цифру)
Воспитатель: Правильно, время долго тянется, когда делать нечего, а когда есть интересные дела, время проходит быстро. Поэтому есть такая пословица «Скучен день до вечера, когда делать нечего».
Продолжим наш разговор о часах. Люди пользовались вместо часов свечкой, на которую были нанесены деления. Свечка сгорала, уменьшалась в размере, и по делениям можно было определить, сколько сейчас времени.
- Как вы думаете, чем неудобны были все эти часы?
Дети: Все эти часы были неудобными, так как солнечные часы ночью и в пасмурную погоду не работали, песочные часы нужно переворачивать, в водяные часы нужно постоянно подливать воду.
Воспитатель: Совершенно верно. Все эти часы – солнечные, песочные, масляные – были не очень удобными, и человек придумал механические часы, который повесили на высокую башню. Каждый час эти часы били, и люди знали, который час. Но все-таки и эти часы были неудобны. Почему?
Дети: Их было видно не изо всех домов. Надо было выходить на улицу и смотреть, который час.
Воспитатель: И люди придумали такие часы, которые можно было повесить в каждом доме. Итак, появились разные часы, и сейчас во время игры вы мне их назовёте.
Игра «Назови часы»
Воспитатель бросает мяч и просит назвать, одним словом
- часы, которые стоят на полу … напольные
- часы, которые висят на стене … настенные
- часы, которые звонят по утрам … будильник
- часы, которые стоят на камине … каминные
- часы, которые работают на батарейках … электронные
- часы с песком … песочные
- часы, которые носят на руке … наручные
- часы на башне Кремля … Кремлевские
Воспитатель: Молодцы, ребята, мы с вами узнали, что бывает много разных часов.
Развивающая игра «Режим дня».
Перед детьми раскладываются картинки с изображением режимных моментов (утренняя гимнастика, завтрак, дневной сон и др.) . На макетах часов они должны установить то время, которому они соответствуют: например, завтрак - 8 часов, прогулка – 10 часов и т. д. Для подсказки и самопроверки на оборотной стороне картинки есть правильный ответ.
Воспитатель наблюдает, как ребята справляются с заданием. Тем, кто затрудняется с выполнением этого задания, он негромко советует перевернуть картинку и воспользоваться подсказкой.
Когда все дети выполнят задание, они могут перевернуть картинки и проверить свои ответы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте все внимательно посмотрим на часы. Сколько цифр на часах?
Дети: 12
Воспитатель: Давайте проверим, все ли мы цифры собрали? Давайте посчитаем. (Счет до 12). Цифры все мы собрали, а теперь мы можем успокоить наш будильник и вернуть их на циферблат.
(Воспитатель предлагает детям разложить цифры на будильнике)
Ребята, вот мы и помогли будильнику, а он теперь опять может показывать время людям.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами посмотрим презентацию «История возникновения часов», а потом вы нарисуете любые часы, которые вам понравились