Психолого – педагогическое сопровождение оздоровительного процесса с детьми в летний период.
рабочая программа на тему

  Особое место в работе детского сада занимает летний период, который рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года. 

      Поэтому летний период является максимально эффективным для проведения как оздоровительной, так и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками. Необходимо как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закреплять и применять знания, полученные в течение учебного года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psikhologo_-_pedagogicheskoe_soprovozhdenie.odt35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого – педагогическое сопровождение

оздоровительного процесса с детьми в летний период

     Особое место в работе детского сада занимает летний период, который рассматривается как один из важнейших этапов оздоровления детей в течение года.

     Лето – благоприятное время для решения многих задач в работе с дошкольниками. По мнению отечественных и зарубежных исследователей для детей в воспитании важна та деятельность, которая доставляет ребенку радость, оказывая положительное нравственное влияние, гармонично развивает умственные и физические способности ребенка. Растущий и развивающийся организм ребенка очень чувствителен к воздействию различных факторов окружающей среды.

     Поэтому летний период является максимально эффективным для проведения как оздоровительной, так и воспитательно-развивающей работы с дошкольниками. Необходимо как можно полнее использовать условия летнего периода в разных видах деятельности, которые позволяют детям закреплять и применять знания, полученные в течение учебного года.

     Психолого – педагогическое сопровождение оздоровительного процесса с детьми в летний период состоит из двух основных направлений работы педагогов ДОУ - это сопровождение детей в период их адаптации к детскому саду и образовательно – развивающая деятельность. Направления работы тесно взаимосвязаны между собой, но имеют свои цели и задачи.

     Целью адаптационного направления является снижение адаптационного стресса у детей, создание адаптивной среды, соответствующей особенностям и потребностям развития детей. Для снижения адаптационного стресса педагог – психолог заранее проводит просветительскую работу с педагогами в виде консультаций и, если возникает необходимость, проводит мастер – классы, на которых педагоги приобретают знания и умения работы с детьми в адаптационный период, используя природные средства – песок, воду, глину и т.д.

Для создания адаптивной среды - необходимы:

  1. индивидуальный подход к ребенку,
  2. гибкий режим
  3. учет и использование в период адаптации привычек и стереотипов поведения ребенка
  4. создание условий для общения со знакомыми вещами и игрушками
  5. побуждение ребенка к общению со сверстниками
  6. игры с взрослыми
  7. игры – упражнения
  8. игры – инсценировки
  9. развлечения

     Образовательно – развивающая деятельность в летний период осуществляется с целью укрепления физического и психического здоровья детей, что способствует формированию умений и навыков ребенка и обеспечивает полноценное развитие детей с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей.

     Для достижения этих целий используются разные форм работы: психогимнастику, релаксационные упражнения, игры, включая игры с песком, водой и глиной; музыку и цветовосприятие.

     Основная цель работы с детьми в летний период состоит в сохранении и поддержании физического и психического здоровья, содействии эмоциональному благополучию детей.                                                                                                    

     «Акваметод» - эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей. Вода благотворнейшим образом влияет на детский организм и в частности на его психику. Но в период адаптации, когда малыши предельно напряженны, они приобретают особую важность.  

               Игры и упражнения акваметода

Цель игры:Создание  радостного настроения, снятие психоэмоционального  и физического напряжения, разнообразие детских игр, что способствует заинтересованности жизнью в ДОУ.

«Веселые кораблики» - дети запускают в воду (минибассейн) разные предметы - лодочки, щепочки, кораблики; наблюдают за ними, делают «волны», «ветер», отправляют в плавание мелкие игрушки.

«Нырки» - дети погружают в таз или ванночку мелкие мячи, резиновые надувные игрушки, шарики от пинг-понга, разжимают пальцы - и игрушки выпрыгивают из воды.

«Ловкие пальчики» - дети мочат  в воде поролоновые губки разного цвета и формы  и отжимают их, переливают воду из одной ёмкости в другую.

«Бульбочки» - дети булькают воздухом из резиновых игрушек и наблюдают за пузырьками воздуха, булькают разными бутылочками, погружая их в воду и наполняя водой, наблюдают, в каких случаях получается больше «бульбочек».

«Тонет - не тонет» - дети экспериментируют с различными предметами. Бросая их в воду, отмечают, что плавает, а что тонет.

«Морские сокровища» - дети достают со дна емкости («моря») «сокровища»- камушки, ракушки, крупные блестящие пуговицы и разные необычные мелкие предметы. Усложнение – достать с помощью совочка, ложечки, ситечка.

«Веселые зверушки» - игры с механическими водными игрушками, наблюдение за траекторией движения.

 Игра «достань ракушку» («Достань камешек»)

Цель: развитие внимания, координация движений.

Содержание: на дно ёмкости с водой взрослый выкладывает несколько камешков, ракушек. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек или ракушка опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому взрослый может помочь малышу. Такое занятие можно рекомендовать родителям для игр с ребенком на берегу реки, моря.                          

 

Игра «поймай льдинку»

Цель:развитие координации движений, знакомство со свойствами воды.

Содержание: воспитатель опускает в емкость с водой 5-10 небольших льдинок и говорит ребенку: «Смотри, смотри, что происходит. Льдинки были большими, а становятся маленькими. Давай их спасать!»

Малыш сачком или черпаком достает из воды льдинки покрупнее и складывает их в отдельную посуду. После того как все льдинки будут извлечены, воспитатель спрашивает: «Куда делись остальные льдинки? Что с ними стало?- Они растаяли, превратились в воду».

 Игра «Тёплый – холодный»

Цель: закрепление понятий «тёплый», «холодный».

Материал: игрушки двух видов, по2-3 штуки каждого, желательно резиновые или пластмассовые ( например: утята и рыбки, пингвины и крокодилы, кораблики и дельфины, небольшие мячики – красные и синие, красные и жёлтые, зелёные и белые и т. п.).

Содержание: воспитатель наполняет одну емкость тёплой водой, другую – холодной. Говорит ребёнку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки - в тёплой. Давай их «покупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с тёплой водой.

Игра «Что как плавает»

Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.

Материал: для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов ( пластмассовый кораблик, резиновая уточка, металлическая ложка, камешек, бумажная лодочка, скорлупка грецкого ореха, лоскуток ткани, деревянная палочка и т.д.).

 Содержание: воспитатель предлагает ребёнку опустить все предметы в воду: « Какой красивый кораблик! Готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывёт. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай их отправим в плавание». Во время игры взрослый обязательно просит малыша назвать предметы и помогает комментировать действия.

Игра «капитаны»

Цель: активизация мышц губ, формирование умения чередовать длительный, плавный и сильный выдохи.

Содержание: воспитатель наполняет емкость водой, пускает в неё бумажный кораблик. Ребенок садится на стульчик рядом. Взрослый предлагает малышу прокатиться на кораблике от одного берега к другому. Показывает, что берега обозначены полосами разного цвета. Объясняет, что, для того чтобы кораблик двигался, нужно дуть на него. Можно дуть, просто вытягивая губы трубочкой, но, не надувая щеки. Показывает, как это можно сделать. Обращает внимание ребенка на звук, который при этом получается: «Ф». Малыш повторяет.

«Но вот налетел ветер, он дует не ровно. Вот так!» - взрослый дует на кораблик отрывисто, неровно: «П - П - П». Обращает внимание малыша на то, какой звук слышится теперь – «П». Предлагает подуть так же и пригнать кораблик  к другому берегу. Игра повторяется несколько раз. Воспитатель следит за тем, чтобы ребенок не надувал щеки, не дул очень сильно.

     Во время игр педагог обязательно должен похвалить малыша за правильное выполнение задания, поддержать или помочь, ни в коем случае не укорять ребенка за то, что он пролил воду, рассыпал песок, намочил одежду. Игры с песком и водой должны приносить детям радость.        

     «Песочная игра» -эффективный способ снижения адаптационного стресса у детей. Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице. Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный и образовательный эффект, нежели стандартные формы обучения. Отмечается, что игры с песком более устойчивы и целенаправленны, чем другие виды игр. Именно по этому естественно использовать песок, проводя коррекционные, развивающие и обучающие занятия.  

     Во-первых, существенно усиливается желание ребенка узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно. Во-вторых, в песочнице мощно развивается тактильная чувствительность как основа «ручного интеллекта». В-третьих, в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а также речь и моторика. Формирование из песка можно считать началом конструирования. В-четвертых, совершенствуется предметно-игровая деятельность, что в дальнейшем способствует развитию сюжетно-ролевой игры и коммуникативных навыков ребенка. В-пятых, песок, как и вода, является прекрасным психо-профилактическим средством.  Способен «заземлять» отрицательную энергию, стабилизировать эмоциональное состояние,  что особенно актуально в работе с «особыми» детьми.

 Все игры с песком условно можно разделить по трем направлениям:

1. обучающие (облегчают процесс обучения);

2. познавательные (с их помощью познается многогранность нашего мира);

3. проективные (через них осуществляется психологическая диагностика, коррекция и развитие ребенка).

Оборудование «педагогической песочницы»

     1. Для игр с песком прежде всего необходима «песочница» -это водонепроницаемый деревянный ящик или пластиковый таз любой формы, но для коррекционных занятий предпочтение отдаётся квадратной или круглой: эта форма на подсознательном уровне улучшает процессы интеграции личности, дно и борта которых должны быть голубого/синего цвета (дно символизирует воду, а борта — небо). Высота бортов не менее 10 см. Размеры большой песочницы для подгрупповых занятий — 90x70 см, песок в ней можно разделить на две части: сухой и мокрый. Для индивидуальных занятий можно использовать несколько пластиковых прямоугольных тазов. Желательно, чтобы у песочниц были съемные крышки, она должна располагаться так, чтобы легко было проводить уборку и чтобы дети могли подходить к ней со всех четырёх сторон.

     2. Песок должен быть желтого или светло-коричневого цвета, сертифицированный (такой песок привозят в детские сады в песочницы), песчинки должны быть среднего размера. Песком заполняется 1/3 ящика. Перед использованием песок должен быть просеян, промыт и обеззаражен — его нужно прокалить в духовке или прокварцевать. Кварцевать песок необходимо не реже одного раза в неделю с обязательным указанием последней даты кварцевания на бирке (на внешней стенке песочницы). Мокрый песок по окончании занятия необходимо подсушить, поверхность сухого песка выровнять и сбрызнуть водой.

Набор игрового материала (хранится в пластиковых контейнерах с отверстиями):

 лопатки, широкие кисточки, сита, воронки;

 разнообразные пластиковые формочки разной величины — геометрические; изображающие животных, транспорт, людей; формочки для теста;

 миниатюрные игрушки (высотой 5–10 см), изображающие людей разного пола и возраста; различных животных и растения; транспорт и пр. (игрушки из «киндер-сюрпризов» для занятий в младших группах не использовать);

 - набор игрушечной посуды  

-  различные здания и постройки;

-  бросовый материал: камешки, ракушки, веточки, палочки, большие пуговицы, одноразовые соломки для коктейля.

- человеческие персонажи и сказочные герои, животные, растения, машины, геометрические фигуры – словом, все, что встречается в окружающем мире.

 Общие рекомендации по подготовке и проведению адаптационных игр-занятий:

     1. Игры в песочнице проводятся с подгруппой детей, особое внимание при этом взрослый уделяет вновь прибывшему ребенку. Желательно, чтобы в данной подгруппе были дети, уже адаптированные к жизни в детском саду, так как много игр новичок будет выполнять по подражанию или из любопытства.

     2. При проведении первых адаптационных игр-занятий не обязательно придерживаться жесткой структуры занятия, возможно продление по времени игры в песке, если это хорошо стабилизирует психофизическое состояние ребенка.

     3. Взрослый должен внимательно следить за реакцией ребенка при работе с песком. В случае появления негативного отношения или усталости занятие ненавязчиво завершается.

     4. Взрослый вначале показывает способы действия, а затем ребенок «рука в руке» или самостоятельно повторяет их. Не стоит настаивать на четком выполнении инструкции, взрослый должен на первых порах подстраиваться под ребенка.

    5. Для начала и окончания игр-занятий вырабатывается особый ритуал приветствия и прощания (это может быть определенная музыка или звук, песочные часы и пр.)

   

  Условия организации игр-занятий с  песком

1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

2. Дети для работы должны иметь клеенчатые передники.

3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть теплой. С каждым занятием температуру воды можно постепенно снижать (таким образом происходит дополнительное закаливание детей).

4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.

 Игра « Найди шарик»

Цель: знакомство с качествами предметов – размером, формой.

Содержание: воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребёнка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.

Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы. но разной величины.

Игра «Печём печенье»

Цель: знакомство со свойствами песка, развитие моторики и координации движений.

Содержание: в одной емкости находится сухой песок, в другой – влажный. Воспитатель показывает малышу красивые формочки разного фасона и предлагает испечь печенье. Ребёнок пробует выполнить действия как с сухим песком, так и с влажным. Постепенно в результате игр с сухим и влажным песком, он понимает, что из сухого песка ничего нельзя построить, а из влажного и мокрого – можно. При необходимости воспитатель оказывает помощь малышу или руководит его действиями словесно. Отпечатки наших рук.   Поверхность песка ровная; песок влажный. Ребёнок вместе с воспитателем по очереди делают отпечатки кистей рук – то внутренней, то внешней стороной. Необходимо слегка вдавить руку в песок, прислушаться к своим ощущениям. (Песок прохладный, тёплый, сухой, мокрый; когда двигаем  руками по песку, ощущаем маленькие песчинки…). Пройтись поочерёдно каждым пальчиком правой и левой руки (потом двумя руками одновременно). Отпечатки кулачков, костяшек пальцев (найти сходство со знакомым предметом – цветок, солнышко, ёжик).

Скользить ладонями по поверхности песка (зигзагообразные и круговые движения – как машина едет, ползает змея, карусель); то же, поставив  ладонь ребром. «Поиграть» пальцами по поверхности песка, как на пианино (движения мягкие « вверх – вниз» - движется вся кисть). Оставлять следы одновременно двумя пальцами, пятью пальцами (вместе  пофантазировать: чьи это следы?)  

Ценность этих упражнений в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторике мы учим ребенка, говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать «проблемы» в игре.

Использование упражнений на релаксацию в работе с детьми

     Важно в работе с дошкольниками использовать упражнения на релаксацию и особенно в летний период. Научные данные доказывают, что для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения.

     Задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать свое тело. С этой целью предлагается использовать специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Их можно рассматривать как часть занятия и как самостоятельную тренинговую систему.

Классифиция упражнений по следующим направлениям:

  1. Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании.
  2. Упражнения на расслабление мышц лица.
  3. Упражнения на расслабление мышц шеи.
  4. Упражнения на расслабление мышц рук.
  5. Упражнения на расслабление мышц ног.
  6. Упражнения на расслабление всего организма.

Упражнения на релаксацию с сосредоточением на дыхании:

"Задуй свечу"

     Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук “у”.

"Ленивая кошечка"

     Поднять руки вверх, затем вытянуть вперед, потянуться, как кошечка. Почувствовать, как тянется тело. Затем резко опустить руки вниз, произнося звук “а”.

 Упражнения на расслабление мышц лица:  

"Озорные щечки"

     Набрать воздух, сильно надувая щеки. Задержать дыхание, медленно выдохнуть воздух, как бы задувая свечу. Расслабить щеки. Затем сомкнуть губы трубочкой, вдохнуть воздух, втягивая его. Щеки при этом втягиваются. Затем расслабить щеки и губы.

"Рот на замочке"

      Поджать губы так, чтобы их совсем не было видно. Закрыть рот на “замочек”, сильно-сильно сжав губы. Затем расслабить их:  

     У меня есть свой секрет, не скажу его вам, нет (поджать губы).  Ох как сложно удержаться, ничего не рассказав (4–5 с).  Губы все же я расслаблю, а секрет себе оставлю.

"Злюка успокоилась"

      Напрячь челюсть, растягивая губы и обнажая зубы. Рычать что есть сил. Затем сделать несколько глубоких вдохов, потянуться, улыбнуться и, широко открыв рот, зевнуть:  «А когда я сильно злюсь, напрягаюсь, но держусь.  

     Челюсть сильно я сжимаю и рычаньем всех пугаю (рычать).  

     Чтобы злоба улетела и расслабилось все тело,  Надо глубоко вдохнуть, потянуться, улыбнуться,  Может, даже и зевнуть (широко открыв рот, зевнуть)».

Упражнения на расслабление мышц шеи:

"Любопытная Варвара"

     Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки опущены, голова прямо. Повернуть голову максимально влево, затем вправо. Вдох-выдох. Движение повторяется по 2 раза в каждую сторону. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «Любопытная Варвара смотрит влево, смотрит вправо.  

     А потом опять вперед – тут немного отдохнет».

     Поднять голову вверх, смотреть на потолок как можно дольше. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А Варвара смотрит вверх дольше всех и дальше всех! Возвращается обратно – расслабление приятно!» Медленно опустить голову вниз, прижать подбородок к груди. Затем вернуться в исходное положение, расслабить мышцы: «А теперь посмотрим вниз – мышцы шеи напряглись!  Возвращаемся обратно – расслабление приятно!»

Упражнения на расслабление мышц рук:

"Лимон"

     Опустить руки вниз и представить себе, что в правой руке находится лимон, из которого нужно выжать сок. Медленно сжимать как можно сильнее правую руку в кулак. Почувствовать, как напряжена правая рука. Затем бросить “лимон” и расслабить руку:   «Я возьму в ладонь лимон. Чувствую, что круглый он.

      Я его слегка сжимаю –  Сок лимонный выжимаю. Все в порядке, сок готов.  

      Я лимон бросаю, руку расслабляю».  Выполнить это же упражнение левой рукой.

     "Пара"

(попеременное движение с напряжением и расслаблением рук).  

     Стоя друг против друга и касаясь выставленных вперед ладоней партнера, с напряжением выпрямить свою правую руку, тем самым сгибая в локте левую руку партнера. Левая рука при этом сгибается  в локте, а у партнера выпрямляется.  

"Вибрация".

     Какой сегодня чудный день!  Прогоним мы тоску и лень. Руками потрясли.

 Вот мы здоровы и бодры.

Упражнения на расслабление мышц ног:

"Палуба"

     Представьте себя на корабле. Качает. Чтобы не упасть, нужно расставить ноги шире и прижать их к полу. Руки сцепить за спиной. Качнуло палубу – перенести массу тела на правую ногу, прижать ее к полу (правая нога напряжена, левая расслаблена, немного согнута в колене, носком касается пола). Выпрямиться. Расслабить ногу. Качнуло в другую сторону – прижать левую ногу к полу. Выпрямиться! Вдох-выдох!  Стало палубу качать! Ногу к палубе прижать!

     Крепче ногу прижимаем, а другую расслабляем.

"Лошадки"

     Замелькали наши ножки,  Мы поскачем по дорожке.  Но внимательнее будьте,   Что вам делать, не забудьте!

"Слон"

     Поставить устойчиво ноги, затем представить себя слоном. Медленно перенести массу тела на одну ногу, а другую высоко поднять и с “грохотом” опустить на пол. Двигаться по комнате, поочередно поднимая каждую ногу и опуская ее с ударом стопы об пол. Произносить на выдохе “Ух!”.

Упражнения на расслабление всего организма:

"Снежная баба"

     Дети представляют, что каждый из них снежная баба. Огромная, красивая, которую вылепили из снега. У нее есть голова, туловище, две торчащие в стороны руки, и она стоит на крепких ножках. Прекрасное утро, светит солнце. Вот оно начинает припекать, и снежная баба начинает таять. Далее дети изображают, как тает снежная баба. Сначала тает голова, потом одна рука, другая. Постепенно, понемножку начинает таять и туловище. Снежная баба превращается в лужицу, растекшуюся по земле.

"Птички"

     Дети представляют, что они маленькие птички. Летают по душистому летнему лесу, вдыхают его ароматы и любуются его красотой. Вот они присели на красивый полевой цветок и вдохнули его легкий аромат, а теперь полетели к самой высокой липе, сели на ее макушку и почувствовали сладкий запах цветущего дерева. А вот подул теплый летний ветерок, и птички вместе с его порывом понеслись к журчащему лесному ручейку. Сев на краю ручья, они почистили клювом свои перышки, попили чистой, прохладной водицы, поплескались и снова поднялись ввысь. А теперь приземлимся в самое уютное гнездышко на лесной полянке.

"Бубенчик"

     Дети ложатся на спину. Закрывают глаза и отдыхают под звучание колыбельной “Пушистые облачка”. “Пробуждение” происходит под звучание бубенчика.

"Летний денек"

     Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:  

 «Я на солнышке лежу,  Но на солнце не гляжу.   Глазки закрываем, глазки отдыхают.   Солнце гладит наши лица,  Пусть нам сон хороший снится.  

     Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!  Прогуляться вышел гром.  Гремит гром, как барабан».

"Замедленное движение"

     Дети садятся ближе к краю стула, опираются о спинку, руки свободно кладут на колени, ноги слегка расставляют, закрывают глаза и спокойно сидят некоторое время, слушая медленную, негромкую музыку:  

«Все умеют танцевать, прыгать, бегать, рисовать.  Но не все пока умеют расслабляться, отдыхать.   Есть у нас игра такая – очень легкая, простая.

      Замедляется движенье, исчезает напряженье.  И становится понятно – расслабление приятно!»

"Тишина"

     «Тише, тише, тишина! Разговаривать нельзя! Мы устали – надо спать – ляжем тихо на кровать И тихонько будем спать». Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.  Научившись расслаблению, каждый ребенок получает то, в чем ранее испытывал недостаток. Это в равной степени касается любых психических процессов: познавательных, эмоциональных или волевых. В процессе расслабления организм наилучшим образом перераспределяет энергию и пытается привести тело к равновесию и гармонии.  Расслабляясь, возбужденные, беспокойные дети постепенно становятся более уравновешенными, внимательными и терпеливыми. Дети заторможенные, скованные, вялые и робкие приобретают уверенность, бодрость, свободу в выражении своих чувств и мыслей. Такая системная работа позволяет детскому организму сбрасывать излишки напряжения и восстанавливать равновесие, тем самым сохраняя психическое здоровье.

 Упражнения на расслабление.

"Мое настроение" (подготовительная группа)

Цели: Знакомство детей со способами управления и регуляции настроения. Совершенствование умения распознавать свое настроение, уметь рассказывать о нем, рисовать его. Воспитание доброжелательности к сверстникам и окружающим людям.

Ход: (Звучит спокойная, тихая музыка. Дети стоят в кругу.)

Психолог: В круг широкий, вижу я, встали все мои друзья. Я для вас, мои дружки, испеку всем пирожки,  Быстро надо их испечь, чтобы к завтраку поспеть. (Музыка выключается.)  

Психолог: дети, покажите мимикой, какое у вас настроение. Почему оно такое?

(Дети рассказывают о своем настроении,  отчего оно меняется.)

"Волшебный мешочек"

     Психолог: Давайте спрячем наше плохое настроение в волшебный мешочек.  (Дети "складывают" в мешочек свое плохое настроение,  все отрицательные эмоции, проговаривая  при этом свои действия.)

     Психолог: А теперь давайте подумаем, что нужно делать, чтобы улучшить свое настроение. Педагог или психолог беседует с детьми о настроении.  Вместе делают вывод, как улучшить  свое настроение: рассмешить себя, глядя в зеркало; послушать приятную музыку; спеть веселую песенку; рассказать о своем настроении другу; попросить помощи; смыть плохое настроение водой (душ, бассейн) и др.

Рисование на тему "Мое настроение"

     Психолог: Давайте попробуем нарисовать свое настроение.  

(После рисования психолог обсуждает с детьми, что они нарисовали, какие краски использовали).  

     Психолог: Ребята, что интересного вы узнали на занятии? Что понравилось больше всего? Почему?  (Дети делятся впечатлениями.)

     Психолог: А теперь нам нужно отдохнуть. Лягте поудобнее на ковер.  

 (Звучит спокойная музыка). Педагог или психолог произносит слова тихим голосом, медленно, с паузами в начале расслабления.

Затем голос приобретает силу, эмоциональность:

 «Тихо-тихо, мой бубенчик, позвени, позвени.   Никого-никого, мой бубенчик, не буди, не буди.  Громко-громко, мой бубенчик, позвени, позвени.  Всех мальчишек и девчонок разбуди, разбуди.   Дети встали, потянулись и друг другу улыбнулись.

 Весело мы попрощались, в группу отправлялись».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Годовой план психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в МКДОУ "Новохоперский центр развития ребенка - детский сад № 1" на 2014-2015 учебный год

В годовом плане расписана вся работа педагога-психолога по основным направлениям с родителями, детьми и педагогами....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в ДОУ в рамках введения ФГОС

Психологизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ в условиях введения ФГОСОсновные понятия: "психолого-педагогическое сопровождение", "развитие", "познавательные способности", "социальная с...

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в рамках инновационной деятельности

Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Владимировныв рамках школы ППО На сегодняшний день ключевым вопросом модернизации  образования является повы...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников»

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процессапо патриотическому воспитанию дошкольников» Сообщение педагога-психологаАУ ДОУ ДСОВ №15 «Росинка»города РадужныйСавуляк Лилии Влад...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

сохранение и укрепление здоровья дошкольников по­средством обеспечения безопасной и психологически комфорт­ной образовательной среды в условиях реализации ФГОС ДО...

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....

«Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях ФГОС»

В материале описаны система организации режима жизнедеятельности воспитанников, система организации межличностных отношений в ДОУ....