Тема: Развитие у дошкольников представлений о малой Родине посредством ознакомления с родным краем.
методическая разработка на тему

Федорова Ольга Павловна

            Данная методическая разработка предназначена для реализации в образовательных учреждениях воспитателями ДОУ и педагогами ДОД в работе с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

          Особая роль по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма принадлежат дошкольным учреждениям.

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

     Разработка актуальна для нашего региона, необходима для детей дошкольного возраста, направлена на совершенствование краеведческой образовательно–воспитательной работы, усиление ее патриотической направленности, с учетом возможности для развития ребенка, окружающей жизни, создать запоминающий образ «малой родины».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka.doc171.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                      Федорова Ольга Павловна

                                                                                      МБДОУ г. Астрахани №52                                             

                                                                       «Постепенно расширяясь, эта любовь    

                                                                         к родному переходит в любовь к своей

                                                                          стране – к ее истории, ее прошлому и

                                                                          настоящему, а затем ко всему    

                                                                          человечеству, человеческой культуре».  

                                                                                                                    Д. С. Лихачев.

            Данная методическая разработка предназначена для реализации в образовательных учреждениях воспитателями ДОУ и педагогами ДОД в работе с детьми в возрасте от 3 до 6 лет.

          Особая роль по начальному формированию чувств гражданственности и патриотизма принадлежат дошкольным учреждениям.

        Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого ребенка. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

     Разработка актуальна для нашего региона, необходима для детей дошкольного возраста, направлена на совершенствование краеведческой образовательно–воспитательной работы, усиление ее патриотической направленности, с учетом возможности для развития ребенка, окружающей жизни, создать запоминающий образ «малой родины».

     

Конспект занятия (для детей 2 мл. группы)

Тема: «Наш город»

Цель: связная речь: учить детей связно отвечать на вопросы воспитателя. Активизировать детей по ходу беседы. В предложенной ситуации закрепить умение детей применять полученные знания в жизни;

Словарь: город Астрахань, улица, номер дома.

Ход занятия:

- Ребята, кто знает свой домашний адрес? (ответы детей).

- На какой улице ты живешь, Дима? А у тебя, Полина, на какой улице находится твой дом? А у тебя, Кирилл?

- Ребята, у всех у вас разные улицы и номера домов. А город у нас один. В каком городе мы живем? (Астрахани)

И ты, Никита, живешь в городе Астрахань. И ты, Таня, живешь в городе Астрахань. Мы все живем в городе (Астрахань).

Все мы - астраханцы. Повторите все вместе: «Мы – астраханцы! »(Дети повторяют).

- У каждого из вас есть свой домашний адрес. И у нашего детского сада есть адрес. Наш детский сад находится на улице Авиационная дом 14А.

- Ребята, как вы думаете, наш детский сад №52 один в городе или детских садов много? (Много)

- Дети ходят в детский сад, а те дети, которые уже выросли, куда ходят? (в школу)

- А школ много в городе Астрахань? (Много).

- Дошкольники ходят в детские сады, школьники ходят в школы. А куда ходят ваши папы и мамы каждый день? (На работу).

- А кто знает, где работают ваши папы или мамы? (ответы детей).

- В городе  Астрахань много детских садов, школ, магазинов, рынков, ларьков.

- Ребята, а в выходные дни, куда можно сходить отдохнуть в городе Астрахань? (В парк, в цирк, в кино, в бассейн и т. д.)

- Наш город Астрахань очень большой. Давайте все вместе повторим, чего у нас в городе много (детских садов, школ, домов, институтов, рынков, театров и т. д.)

- За целый день пешком не обойдешь. А на чем можно доехать в цирк? На работу?

В детский сад? (на автобусе, на трамвае, на машине, на маршрутном такси).

- Раcскажите, на каком транспорте и куда вы ездили с мамами и папами?

- Наш город очень большой, а вы еще маленькие. По городу надо ходить только с взрослыми. Может случиться так, что вы отпустите руку взрослого и потеряетесь в толпе людей. В такой ситуации не надо кричать, плакать, надо подойти к любому взрослому и рассказать о своей беде, он поможет.

- Давайте представим, что такое случилось с каждым из вас. И как вы себя должны вести, мы поиграем в игре. (Воспитатель обыгрывает с детьми ситуацию «Если бы я потерялся… »)

Занятие по ознакомлению с окружающим в средней группе.

Мой город родной.

Цель: уточнить знания детей о родном городе, его достопримечательностях, о родном крае. Познакомить с символами города, учить детей узнавать по иллюстрациям и уметь рассказывать о достопримечательностях родного города, расширять кругозор детей, развивать любознательность, воспитывать любовь и интерес к истории родного города, вызвать у детей чувство восхищения красотой родного края, желание узнать о нем как можно больше нового и интересного.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций родного города, репродукций картин и альбомов, беседы с детьми, заучивание стихов.

Материал: иллюстрации, открытки, указка, фотографии, цветы лотоса, мячик.

Ход занятия:

Воспитатель: В каком городе мы с вами живем?

Есть, возможно,

Уголки красивые,

Есть богаче, шире

Есть края.

Только мне из всей

Моей России

Ближе к сердцу

Астрахань моя!

Воспитатель: Что такое родина? (Ответы детей) .

Воспитатель: Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Не зря ведь пословицы гласят: «На чужой сторонушке рад своей воронушке», «На чужой стороне и весна не красна»

В два ряда дома стоят –

Десять, двадцать, сто подряд –

И квадратными глазами

Друг на друга глядят. (улица)

- Какие они? (широкие, длинные, красивые, светлые)

(ребенок читает)

В большом городе живу,

Очень я его люблю.

Улицы широкие,

Все дома высокие.

- Какие дома в нашем городе?

(ребенок читает стихотворение)

Дома бывают разные:

Зеленые и красные,

Высокие и низкие,

Далекие и близкие.

Панельные, кирпичные –

Вроде бы обычные.

Дошкольные, лечебные,

Торговые, учебные,

Театры и жилые,

Красивые такие,

Полезные, прекрасные, -

Дома бывают разные.

Давайте поиграем в игру: «Что есть в доме? » (воспитатель по кругу дает детям мячик, а дети, передавая, его друг другу называют: окна, стены, потолок, пол, двери и т. д.)

- Молодцы!

Воспитатель показывает детям геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Игра: «Что может быть этой формы? »

Треугольник - крыша.

Квадрат - пол, потолок, окно, дверь, ковер, балкон.

Круг - окно, стол, глазок, крыша.

Прямоугольник - дверь, окно, труба.

- Молодцы!

Воспитатель: - Ребята, вы сказали, что дома в нашем городе разные.

Как мы назовем дом из кирпича – кирпичный,

из камня – каменный,

из стекла – стеклянный,

из дерева – деревянный.

- Молодцы!

- Где обычно строят города? (у реки)

(ребенок читает стихотворение)

Перед нею путь большой и долгий

Из лесного края в край степной.

И зовут ее рекою Волгой

Матушкой, кормилицей родной.

(2 ребенок читает)

Плывут по Волге пароходы,

Стучат волною в берега…

Ты мне дороже год от года,

Родная, милая река

Наш город стоит на реке Волга. Посмотрите на этой фотографии Набережная – так называют широкую улицу вдоль берега реки. Любимое место Астраханцев. С нее открывается прекрасный вид на красавицу Волгу, ее мосты, живописные острова, белые пароходы. Есть где закинуть удочку, насладиться рыбалкой.

Река делит город на две части: левый и правый.

«Из металла – великан,

добрым делом он увлекся –

Поперек реки улегся.

По нему, забыв о чуде, переходят реку люди»

Что нужно построить, чтобы соединить два берега? (мост)

Игра: «Дети парами изображают мосты, после этого дети берутся за руки – получается мост дружбы».

На Набережной очень много фонтанов. (показ фотографий)

- А для чего нужны фонтаны? (украшают, освежают)

Природа спит. Луна сияет.

И дремлет Астрахань моя.

Проснется с первыми лучами

Прекрасна, как сама заря.

- Очень красивый город ночью. Что устанавливают на улицах, чтобы было ночью светло? (фонари)

(дети под музыку изображают фонари)

- Какое время суток любит фонарь? (ночь, вечер)

- Какая от него польза? (освещает улицу, приносит радость)

Воспитатель: - Дети, какие достопримечательные места нашего города вы знаете? (ответы детей: Кремль; площадь Ленина, цирк, 17-ая пристань).

- Стоит в центре города Астраханский кремль. Высокие, стройные башни кремля, как чудо-богатыри, возвышаются над городом, охраняют его покой. (на доске воспитатель помещает фотографии)

Лебедь – величавая птица, символ красоты, верности и добра. В ее честь названо Лебединое озеро в центре города Астрахани. Астраханцы любят отдыхать, гулять у озера, наслаждаясь лебединым зрелищем.

- Как можно назвать все это? (Наш город Астрахань)

- В городе есть парки, театры, где люди отдыхают. В Астрахани все больше появляется новых домов, хорошеет город, люди высаживают деревья, цветы, ухаживают за ними.

Наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город.

Послушайте стихотворение о дружбе народов (читает ребенок)

Живем в согласье мы семьёй одной

И на душе бушует счастья май.

На радость нам цвети, как сад весной,

Наш Астраханский, сердцу милый край!

- Также наш город славиться.

(ребенок читает стихотворение)

Словно в сказке поднялись лотоса цветы,

В дельте Волги выросли – прямо из воды.

Лепестки раскрылись, огоньки горят,

И меняют цвет они в день сто раз подряд.

(показ фотографий)

Лотос – удивительной красоты цветок в дельте Волги. Его еще называют «каспийской розой». Это редкое растение. Рвать эти цветы нельзя, они сразу вянут.

Астраханский арбуз – главный символ российского лета. Арбуз - очень приятное и питательное лакомство, богатое сахаром и водой.

Дельта Волги, это место, где Волга впадает в Каспийское море. Дельта Волги – это стены тростниковых зарослей, целые поля цветущих над водой лотосов, разнообразие птиц – цапли, пеликаны, лебеди, бакланы…

Верблюд – красивое длинноногое животное с вытянутой мордой и двумя буграми на спине. Астраханские верблюды – самые большие двугорбые верблюды мира.

Я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки:

О, родина, край не забвенья!

Тебя я всем сердцем люблю,

Твою красоту дорогую

Всю жизнь я в душе сберегу.

Конспект интегрированного занятия по патриотическому воспитанию в старшей группе

Тема занятия: «Самый лучший город»

Программное содержание:

• Воспитывать чувство патриотизма, любви к родному городу

• Познакомить детей с достопримечательностями города

• Развивать воображение и стремление изобразить в рисунках свой город

• Формировать умение работать в коллективе

Оборудование: клубочек, плакаты с достопримечательностями города, аудиозапись со звуками города, рисунки детей.

Раздаточный материал: ножницы, клей, ватман; изображения машин, дворов, деревьев, домов из журналов, раскрасок.

Предварительная работа: рисунки детей и родителей на тему «Мой двор».

Ход занятия

Дети находятся на ковре в кругу. Психогимнастика «Никогда не вешай нос».

Цель: развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения.

- Ребята, у каждого человека бывает плохое и хорошее настроение. Как узнать, какое у человека настроение? (ответы детей).

Педагог предлагает детям изобразить на лице разные чувства и эмоции.

- Ребята, а теперь покажите, какое у вас настроение? Улыбнитесь друг другу, и у нас у всех будет хорошее настроение. А когда у людей хорошее настроение, то случаются чудеса.

Слышите, кто – то стучится к нам. Кто бы это мог быть? (предположения детей).

Воспитатель открывает дверь, на полу стоит коробка.

-  Дети, как вы думаете, что там может быть? (ответы детей). Воспитатель открывает коробку, а там волшебный клубочек.

- Ребята, посмотрите, это же клубочек. Он пришел к нам в гости из своего города Волшебные клубочки. Давайте с ним познакомимся (дети по очереди называют свое фамилию, имя, отчество).

 Дети проходят на стульчики, которые расположены полукругом и продолжают знакомство с клубочком.

- А вы знаете, что клубочек прикатился к нам из другого города. Он никогда не был у нас и не знает, как называется наш город, район. Какие у нас есть улицы и где у нас можно весело отдохнуть и поиграть. Расскажем ему?

Дидактическая игра «Закончи предложение».

1. Мы живем в городе…. (Астрахань) .

2. Жители Астрахани называются… (астраханцы).

3. Наш район называется… (Ленинский район) .

4. Наш детский сад называется …. (Росинка) .

5. Какие улицы есть в нашем городе… (ответы детей) .

6. Я живу на улице…. (отвечают 4 – 5 детей).

 Ребята, давайте мы проведем экскурсию для нашего гостя по улицам Астрахани. Но сначала мы послушаем звуки, которые мы можем услышать у нас в городе. (Прослушивание звуков города: шум машин, пение птиц, шум листьев, шум фонтанов). Как вы думаете, что мы услышали? (ответы детей).

 А теперь мы покажем нашему гостю, как у нас красиво и вы расскажете об этих местах.

Просмотр плакатов, рассказы детей о знакомых местах (рассказы детей дополняются рассказом воспитателя): Кремль, Братский садик, драматический театр, краеведческий музей, цирк, парк Аркадия  и т. д.

Стихи о достопримечательностях (рассказывают дети)

О парке

Летом в парке Планета

Кружат карусели.

И взлетают вверх и вниз

Лодочки – качели.

Поезда, крутые горки,

Колесо, батут…

Приходи с друзьями вместе,

Вас всегда здесь ждут.

Астраханский Кремль.

Белые стены Кремля драгоценного,

 Молча истории шрамы хранят; 
Радуют глаз купола золоченые, 
Колокола громко в храмах звонят. 
Голубое небо, солнце золотое, 
Белые чайки, Волги вода.. . 
Знаю, что когда-то расстанусь с тобою, 
Но не забуду тебя никогда. 
Листик осенний кружит и падает, 
Ветер, как жизнь, вдаль уносит его, 
Буду я помнить тебя, моя Астрахань, 
Светлого детства град моего.

 Физкультминутка.

Вот мы руки развели, Словно удивились.

И друг другу до земли

В пояс поклонились!

Наклонились, выпрямились.

Наклонились, выпрямились.

Ниже, ниже, не ленись,

Поклонись и улыбнись.

Исходное положение – ноги на ширине плеч. Под рассказывание стихотворения, выполняются движения.

Выставка работ детей.

Воспитатель: - Клубочек, посмотри, ребята нарисовали свой любимый двор, где они живут, играют с друзьями. Они очень хотят рассказать тебе о нем. (Рассказы детей по заранее нарисованным рисункам своего двора).

Воспитатель: Дети, Клубочек плачет. Что случилось?

Ребята, он мне сказал, что плачет из-за того, что в его городе нет таких красивых мест, дворов, площадок, музеев. В городе, где живет он с друзьями, ему скучно. Как вы думаете, мы сможем ему помочь? (ответы детей).

- Посмотрите на город Клубочка. (Вывешивается ватман с изображением дороги и солнца). Как вы думаете, чего здесь не хватает, чтобы наш гость был счастлив? (Ответы детей).

Мы сможем ему помочь?

Коллективная работа. Город для Клубочка.

Дети вырезают из заготовок, что может быть в городе (фонтаны, здания, детские площадки, деревья). Все что вырезали, дети наклеивают на ватман.

Клубочек благодарит детей и интересуется, что им понравилось сегодня больше всего. (Ответы детей).

С помощью Клубочка дети благодарят друг друга за время, проведенное вместе. Говорят такие слова:

Покатился Клубок по дорожке,

Прыг – скок к ребятам в ладошки.

Например: «Лиза, мне было интересно с тобой играть. До свидания».

Конспект занятия в старшей группе «Мой город — моя малая Родина»

Цели:

Раскрыть историческое понятие «город»; познакомить с разными городами, определить их отличительные черты; продолжать знакомить с родным городом, обогащая и расширяя знания о памятных местах города; воспитывать любовь к родному городу; развивать речь, обучая составлению рассказов; познакомить с устным народным творчеством через стихи, пословицы и поговорки о Родине, родной земле.

Передавать в аппликации образ городской улицы, закреплять знание предметов прямоугольной формы и различного положения их в пространстве; уточнять представления о величине: высокий, низкий, большой, маленький; упражнять в приемах резания по прямой и по косой, аккуратного использования ножниц, кисточки, клея; воспитывать навыки коллективной работы, нравственные качества личности.

Материалы и оборудование:

фотографии памятников и достопримечательности родного города;

лист белой бумаги, бумага цветная для домов, серая для окон, иллюстрации с изображением домов.

Ход занятия:

- Сегодня мы отправимся в путешествие. Но прежде чем отправиться в путь, нужно подумать, что взять с собой. Как вы думаете, зачем я принесла карту? Что на карте обозначают эти точки? Почему точки разные - большие и маленькие?

-Знаете ли вы. Почему место, где живет много людей, называется городом? Произнесите слово «город» медленно, вслушайтесь в это слово. В сказках, былинах город по- старинному называли град: Киев- град, Москва – град. В давние времена велись частые войны за землю, и, чтобы защитить себя от врагов, люди огораживались высокими заборами, а потом ставили крепости. Вы слышите в словах «огородить», «огораживались» знакомое слово? С тех пор огороженное место называют городом. Так от старинного слова «град» образовалось современное слово «город»

- Много на нашей планете городов. У каждого есть свое имя, как у человека. Города бывают молодые и старые, шумные и спокойные. А в каких городах бывали вы?

-Полюбуйтесь на наш город с высоты (выставляет фотографии, иллюстрации).

В нем есть большие дома и маленькие. По улицам нашего города движется много машин. В городе есть площадь, парки и скверы, кинотеатр, памятники. Мы получили приглашение в музей.

-Расскажите, в каком городе мы живем, а чтобы при рассказе ничего не забыть, предлагаю из символов составить схему этого рассказа.

Как называется город? Какой этот город?

Расскажи о любимом месте в городе?

Расскажи о городе в один из сезонов года?

-Как назывался город, когда его только начинали строить? (град).

- Какое название города вам больше нравится? Почему?

-Мы с вами – одна большая дружная семья, живущая в одном городе. Про нас говорят - это земляки.

-В каком городе мы живем? (в Астрахани). В Москве – москвичи, в Томске - томичи, а как следует называть жителей нашего города? (астраханцы)

- Мы любим свой родной город, свою землю. Издавна народ русский свою землю славит.

Послушайте стихотворение.

Моя Астрахань.

Природа спит. Луна сияет.

И дремлет Астрахань моя.

Проснется с первыми лучами –

Прекрасна, как сама заря.

Прекрасна, несмотря на время,

Ее разрушившее встарь.

Мой город – это часть Вселенной.

В нем горе, радость и печаль.

Мой город, Астрахань милая,

Как хрупкий и нежный цветок

Как белая, чистая лилия,

Как русский высокий Восток.

О Астрахань!

Звенят колокола.

Звон улетает в синие просторы.

Огнем горят собора купола

И белых стен зубчатые узоры

- Много в народе пословиц и поговорок о родной земле и родном крае:

• Всякому мила родная сторона.

• Где кто родится, там и пригодится.

• Дома и стены помогают.

• Своя земля и в горсти мила.

• Родная землица и во сне снится.

- Назовите основные достопримечательности нашего города.

- На каких предприятиях трудятся жители нашего города?

Аппликация сюжетная «Наш город» (коллективная композиция).

-Вспомните, какие дома вы видели на улице. Спросить об их форме, расположении в пространстве. Уточнить также форму, величину и расположение частей (окна, двери, крыши, балконы). Предложить детям выбрать прямоугольники для стены дома, наклеить крышу, окна, двери.

Вместе с детьми найти место каждого дома в общей композиции.

- Какую аппликацию сегодня выполнили? (рассматривание коллективной работы, с дорисовкой карандашами – дороги, деревьев, растений).

Тема: Мы знаем и любим свой город на Волге

Цель: формировать у дошкольников устойчивые знания и представления о родном городе, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и рисования.

Задачи:

- закрепить умения детей находить родной город на географической карте России;

- уточнить знания детей о значимости реки Волги для жителей города;

- закрепить знания дошкольников некоторых улиц города;

- познакомить с гербом Астраханской области, г. Астрахани,

- формировать понятие Родина;

- воспитывать патриотические чувства к родному городу;

- развивать творчество.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций, открыток с видами Астрахани

- наблюдение на прогулке;

- рассказы из личного опыта детей;

- рисование в свободное время.

Материалы и оборудование:

- карта России;

- листы А4, карандаши, восковые мелки;

Ход занятия

Наше занятие посвящено городу. А какому, вы догадайтесь сами. А для этого послушайте стихотворение.

Для нас ты самый красивый,

Для нас ты самый родной.

Астрахань  наш город любимый,

Астрахань  наш город родной.

(дети отгадывают название города)

(плакаты с  видами г. Астрахань)

Правильно, сегодня мы будем говорить о нашем родном городе – Астрахани. Покажите его на карте.

В древности люди всегда селились на берегах рек. Как вы думаете почему (предположительные ответы детей).

Вот и наш город расположен на великой русской реке, на одной из самых больших рек нашей страны. Как называется эта река? (ответы детей (фото реки Волги)

Наш город Астрахань,

Наш город родной.

Стоит он высоко

Над Волгой рекой.

Много добрых, ласковых слов сказано о Волге, о ней пишут стихи, слагают песни. Вот послушайте несколько стихотворений о Волге.

Ах, Волга – Волга, мать родная.

Отныне в памяти моей,

Ты не река, а цепь сквозная

Каналов, шлюзов и морей.

Моему Астраханскому краю

Волга, словно песня соловью.

И тебя я Волга прославляю,

И тебя я реченька люблю.

Мимо города, да Астрахани,

Голубою, играя волной,

Полноводная

Волга- реченька

Всё бежит и бежит

День-деньской.

А как в народе называют Волгу? Волга - матушка, кормилица. Как вы думаете, почему Волгу называют кормилицей (предположительные ответы детей).

А какой транспорт движется по Волге мимо нашего города. (ответы детей сопровождает  показом фото водного транспорта) Кто плавает на теплоходах? А что перевозят на баржах? Часто на открытках, фотографиях Астрахани,  изображают мост через Волгу.

 Наш город такой большой, что его поделили на несколько районов. Как называется район, в котором мы живём?

А как называется улица, на которой стоит наш детский сад?

А какие ещё улицы вы знаете?

 У каждого города есть свой герб

.

Физ. минутка

Лебеди летят, крыльями машут.

Прогнулись над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться.

Очень бесшумно на воду садятся.

 Город Астрахань – место, где мы с вами родились. Это наш родной край, наша Родина. Много стихов, пословиц написано о родном крае. А вот какое стихотворение написал поэт Воронько «Лучше нет родного края»

Жура – жура – журавель!

Облетел он сто земель.

Облетел, обходил.

Время, ноги натрудил!

Мы спросили журавля:

- Где же лучшая земля?

Отвечал он пролетая:

- Лучше нет родного края!

А какие вы знаете пословицы о Родине?

«Родина любимая – что мать родная»

«Человек без родины, что соловей бей песни»

«На родной стороне и камешек знаком»

«На чужой стороне и весна не красна»

 Вы уже большие, я думаю, что сами можете много рассказать об Астрахани, и по фотографиям узнать знакомые места родного города (показ плакатов с изображением достопримечательностей Астрахани, дети называют их) .

А теперь предлагаю взять карандаши и нарисовать ваше любимое место в городе. (во время выполнения задания можно включить музыку - по выбору педагога)

(все рисунки вывешиваются на доске)

Итог: мы сегодня беседовали о нашем родном городе Астрахань, узнали, чем богат и знаменит наш город, на какой реке расположен. Познакомились с гербом Астрахани. Вы рассказали много стихов о городе, о Волге. Я могу сказать, что вы знаете и любите свой город.

Тема: Москва — столица России.

Цель: создать у детей образ Москвы – столицы, главного города России, путем интеграции познавательной деятельности, речевого развития и рисования.

Задачи:

- закрепить понятие «россияне», «Родина», «столица»;

- расширить кругозор дошкольников сведениями о Москве;

- воспитывать патриотические, гражданские чувства;

- развивать творчество.

Материал: карта России,  листы бумаги, карандаши.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций с видами Москвы, прослушивание песен о Москве.

Ход занятия.

Сегодня наше занятие посвящено главному городу нашей страны.

- А как называется наша страна, в которой мы живем?

- А кто мы с вами? (ответы детей)

Правильно, все мы россияне и Россия – наша Родина.

- Что такое Родина? (предположительные ответы, рассуждения детей).

Россия очень большая страна (показ на карте мира). В нашей стране много городов, но есть один самый главный. Какой это город? (показ фото с видом Кремля)

Это Москва (показ на карте). О Москве очень много сложено стихов и песен, послушайте один из них

… Такой большой старинный город,

Гордится им моя страна!

Всем городам он – голова,

Столица Родины – Москва.

Как еще называют Москву? (Столица.) А чем столица отличается от других городов страны? В столице находится наше правительство, работает президент.

- А кто у нас президент?

- Где работает наше правительство и президент?

- Что такое Кремль?

В древние времена на Москву часто нападали враги, и чтобы защититься от них, построили крепость – Кремль. Это широкая кирпичная стена, в стенах Кремля много сторожевых башен, всего 20, и каждая имеет свое название. Я вам назову несколько:

Набатная – на ней висел огромный колокол;

Боровицкая – вокруг нее был дремучий бор (лес);

Арсенальная – там был оружейный склад;

Никольская – над ее воротами была размещена икона Николая Чудотворца.

А самая главная башня – Спасская, по названию иконы Спаса Смоленского написанная над проездными воротами, которые являются парадным въездом в Кремль.

- Как называются часы на Спасской башне? (весь рассказ сопровождается показом фотос видами Кремля и каждой названной башни).

Об этих башнях даже написано стихотворение:

Для построек москвичи стали делать кирпичи…

Девятнадцать грозных башен

Простояли пять веков,

Никакой им враг не страшен,

Сколько б ни было врагов.

Сохранились эти стены, До сих пор они стоят,

Неприступны, неизменны,

Как и пять веков назад.

Туристы со всего мира приезжают посмотреть на Кремль: на его территории много храмов, соборов. Здесь находится две удивительные достопримечательности – это Царь-Пушка и Царь-Колокол. Царь-пушка отлита из бронзы на московском Пушечном дворе. Пушка предназначена для защиты Спасских ворот, но из нее никогда никого не стреляли. Царь-колокол является самым большим колоколом в мире. Когда мастера – литейщики выплавили этот огромный колокол, в то время случился в Кремле пожар. Сгорели все Кремлевские постройки, и огонь уже подбирался к колоколу. Испугались мастера, что от огня колокол может расплавиться, и стали поливать его водой. И от разницы температур от колокола откололся кусок. Царь-Колокол так ни разу и не зазвонил. Вот сколько интересного можно увидеть на территории Кремля. (весь рассказ сопровождается показом плакатов и фото с видами достопримечательностей).

Физ. минутка.

(дети идут по кругу)

Много звезд на небе, (руки вверх, посмотреть наверх)

много на земле. (руки вниз)

Светятся, сияют звезды на Кремле

(руки перед собой, сжать-разжать кулаки - имитация блеска звезд)

В Москве есть еще одно месте, известное во всем мире – это площадь. Как она называется?

Что за место есть в Москве

Там, где башня Спасская?

Эту площадь знают все,

Эта площадь Красная.

«Красная» - значит красивая, главная. В старину здесь оглашали царские указы, люди узнавали новости. Сейчас на ней проходят торжества, праздники. Красную площадь украшает храм Василия Блаженного, или Покровский собор. По Красной площади прошли многие известные люди, герои войны, герои наших дней. На ней принимал поздравления Ю. А. Гагарин, после того, как совершил свой первый космический полет (показ фото с видами Красной площади, храма, парада Победы, чествования Ю. А. Гагарина).

На свете немало других площадей,

Героев других немало.

Но сколько здесь было отважных людей,

Пожалуй, нигде не бывало.

Кто в море уходит, кто в космос летит,

Маршрут, пролагая опасный.

Но каждый считает началом пути

Прогулку по площади Красной.

А сейчас предлагаю выполнить задание. Для закрепления изложенного материала детям предлагаются листочки бумаги с нарисованными схематично (точками) некоторых достопримечательностей Москвы. Дошкольникам необходимо соединить точки, дополнить рисунок деталями и рассказать, что у него получилось (пока дети выполняют задание включить песню о Москве, на выбор педагога).

Думаю, что сегодня мы узнали много нового и интересного о Москве, познакомились с достопримечательностями столицы.

Конспект занятия по краеведению в старшей группе

«Одежда наших предков».

Задачи: познакомить детей с женским и мужским народным костюмом, особенностями их изготовления и применения. Подчеркнуть основное назначение одежды – беречь человека, предохранять от болезней и неприятностей; пояснить, что многие виды современной одежды пришли к нам из глубокой старины; обратить внимание детей на то, что русский национальный костюм – это труд, творчество, мастерство русских женщин. Воспитывать интерес к жизни предков, уважение к ним. Развивать у детей чувство цвета, учить украшать силуэт сарафана, располагая узор по середине переда сверху вниз.

Словарная работа. Народный костюм, льняная ткань, сарафан, рубаха-косоворотка, опоясок, оберег, вышивка «крестом», мулине.

Предварительная работа. Рассматривание иллюстраций Е. Рачева к русским народным сказкам: «Кот, петух и лиса», «Колобок», «Заячья избушка». Чтение сказки «Царевна лягушка». Беседа о старинных головных уборах.

Материал. Русский сарафан из льняной ткани, женская кофта – рубаха, косоворотка, скатерть, полотенца вышитые «крестом», кукла в национальной одежде, самовар, баранки; на каждого ребенка – лоскуты льняной ткани, бумажные силуэты сарафанов, мулине, клей, кисти, салфетки, готовые формы.

Ход занятия:

Воспитатель. Добрый день детушки-касатушки!

Проходите, не стесняйтесь

Поудобней располагайтесь

Всем ли видно, всем ли слышно,

Всем ли места хватило?

Тогда приготовьте свои ушки и глазки.

Слава нашей стороне

Слава нашей старине

И про эту старину

Я рассказ сейчас начну.

И расскажу я вам, о том, как одевались наши предки. А предки – это наши прапрабабушки и прапрадедушки.

Одежда русских людей в старину была довольно простой, удобной и красивой.

Вспомните, из какой ткани шили одежду? (Льняной)

- Да из льняной. Её ткали из льняных нитей, а нити пряли из растения, изо льна.

- Дети, вам нравиться мой костюм?

Именно из этой ткани сшит этот сарафан. Вспомните, какой цвет имеет неокрашенная ткань (коричневая).

Ткань отбеливали и поэтому полотенца, скатерти и вся одежда были белыми. Затем люди начали окрашивать ткань. Чаще всего сарафаны были красного, желтого, голубого и коричневого цвета.

Красный цвет ткани означал тепло, праздник, радостное настроение.

Желтый цвет олицетворял солнце, богатство.

Голубой – символ неба, молодости. А что означал коричневый цвет такой ткани? (Землю-кормилицу).

- А что надевали под сарафан? (Показать кофта-рубаха).

Правильно, под сарафан надевали белые кофты-рубахи. Сверху сарафана повязывали передники или ещё его называют фартуком (показать фото). На фартуках много интересной вышивки. Это вышивка не простая, она специальным рисунком рассказывает все о женщине; из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у неё детей. Например, если в рисунке есть корни, значит у неё сыночки, если птички – значит дочки. Передник в старину был словно паспорт женщины. Посмотришь на него и всё узнаешь о хозяйке.

Давайте еще раз внимательней рассмотрим народный костюм. Почему он кажется нам необычным и красивым?

Да и на переднике, и на сарафане, и на кофте-рубахе есть вышивка. Это вышивка «крестом». Долгими зимними вечерами мастерицы вышивали. А чтобы работа была радостной и дружной, они пели песни. И слова и мелодии, как бы вплетались в узор вышивки. По народному поверию, вышивка не только украшала одежду, но и служила оберегом, защитой от злых сил, от болезней, бед, несчастий.

Вышивки – обереги располагались на рукавах и на горловине, и на подоле сарафана. Узоры на рукавах оберегали руки, сохраняли силу и ловкость, узоры на сарафане оберегали легкие и сердце, не давали злой силе подобраться снизу. И горловина и рукав, и подол представляют собой круг.

В старину люди считали, что круг оберегает человека от бед, потому что все вышивки пояса как бы идут «по кругу». Почему круг? Да потому, что круг на солнце похож, а солнце – это великая сила, это жизнь.

Все красивые узоры вышивали разноцветными нитками. Сейчас для вышивания используют нитки, которые называют – мулине (посмотрите, как необычно они смотаны, потрогайте их, они мягкие, шелковистые) такими нитками можно вышить салфетки полотенца, скатерти. Женщины в старину украшали не только сарафаны вышивкой, но и мужскую одежду (достаю косоворотку). Рассмотрим эту рубаху. Она очень длинная, рукава тоже длинные широкие. Не закатав такие рукава работать, было невозможно. Именно с тех пор пошло выражение «Работать спустя рукава», значит плохо, кое - как.

Чем старинная рубаха отличается от рубашек, в которые одеты наши мальчики? (Правильно она сшита из другой ткани).

Вспомните, как называлась эта ткань (Льняная). Кроме того, у старинной рубахе по другому скроен воротник, он расположен с боку, как бы косо. Поэтому такую рубаху назвали как? (косовороткой). Ещё одна особенность рубахи вышивка на вороте, рукавах и по низу. Как называлась такая вышивка (оберег). Для чего она была нужна? (рассмотреть иллюстрации Е. Рачева к р. н. с. Кот, петух и лиса). Что нарисовал художник поверх рубахи у кота (правильно пояс). В старину их называли опояском, их плели из тесьмы, делали из ткани, кожи и т. д. Пояс был не только частью костюма, но и по нему можно было понять; богат человек или беден. (У богатого пояс широкий украшен красивым узором из бисера, а у бедного узкий и узор на нем попроще).

Одевали девушки наряды одна другой краше. С великим мастерством были расшиты их сарафаны, а у парней рубашки вышивкой украшены. В таких нарядах не стыдно и на гулянье пойти и на ярмарку поехать.

А что такое ярмарка? Это праздничные рынки, базары устраивали на Руси. Здесь можно было не только все купить, но и продать, что надо. Здесь можно было повеселиться и театр петрушки посмотреть, и на каруселях покататься и бродячих музыкантов послушать.

Давайте и мы спляшем (танец с ложками).

Красны девицы, добры молодцы,

Собирайтесь, наряжайтесь

На гулянье отправляйтесь.

Славно, мы повеселились, пора и за работу приниматься. Мы с вами тоже станем мастерами. И будем украшать сарафан (дети выполняют аппликацию)

Молодцы, прекрасные получились сарафаны, да, у вас золотые руки.

Ой, засиделись мы, а уже и угощение готово. Славится русский народ гостеприимством, да угощением знатным.

Чай горячий – наша сила, украшение стола

С чая лиха не бывает

Так в народе говорят

Чай здоровье, всякий знает

Пей, хоть пять часов подряд

Дорогие гости! Садитесь за столы, да угощайтесь на здоровье!

Викторина «Моя Родина» в подготовительной группе

Задачи:

Закрепить знания детей о государственных символах России (флаг; гимн, герб); обобщить знания о родном городе и его достопримечательностях;

развивать познавательные интересы, память, мышление, речь; развивать духовно-нравственные отношения и чувства сопричастности к родной стране, городу, семье, дому, детскому саду;

воспитывать чувство гордости, любви к родному городу Астрахани, к своей Родине России; воспитывать в детях чувство товарищества, умение сопереживать и поддерживать друг друга;

Оборудование: карта мира, глобус, символы России — Флаг, Герб, Гимн; открытки с достопримечательностями города, герб города Астрахань,  разноцветные ленточки и картон, карточки с изображением флага, буквы для составления слов Родина, Россия

Музыка: Гимн России, песня “ Россия”, спокойная классическая музыка во время выполнения заданий.

Предварительная работа:

Изучение государственных символов России (их происхождение и история, работа над подборкой прилагательных к словам, изготовление эмблем, повторить пословицы и поговорки о Родине и родном крае, рассматривание книг, открыток с видами города, беседы о достопримечательностях города, заучивание стихов, прослушивание гимна.

Ход занятия

Старый двор, берёзки молодые, хоровод кудрявых тополей,

Это всё страна моя Россия, милый образ Родины моей!

Наше Отечество, наша Родина — матушка-Россия….

Как вы думаете, почему Отечеством мы зовём её (потому, что в ней испокон веков жили наши отцы и деды)

Родиной? (мы зовём её потому, что здесь мы родились, всё вокруг для нас тут родное).

А матушкой? (потому, что она вскормила, вырастила, выучила нас русскому языку и, как мать, защищает и бережёт нас).

Сегодня викторина посвящена нашей Родине - России.

Команда УМНИКОВ и ЗНАТОКОВ покажут свои знания!

Россия – самая большая страна в мире! Она занимает самую большую и обширную территорию

Конкурс вопросов:

1. В каких частях света расположена Россия? (Европа, Азии)

2. Какими океанами омывается? (Северным Ледовитом, Тихим и Атлантическим)

Наша страна отличается от других стран своей историей, обычаями, традициями.

3. Как называют людей, которые живут в нашей стране? (Россияне) .

4. На каком языке говорят все россияне? (на русском).

У каждой страны есть свое правительство.

5. Как зовут президента РФ?

6. Назовите столицу нашего государства? (Москва).

У всякой страны есть три обязательных символа (знака). По ним всегда можно узнать всегда о какой стране идет речь.

7. Назовите государственные символы России. (Герб. Флаг. Гимн.)

Воспитатель: (демонстрируя герб России)

8. Что за птица изображена на гербе России? (двуглавый орёл)

9. Что изображено в самом центре герба России? (Герб Москвы)

10. Кто изображен на гербе Москвы? (Георгий Победоносец, убивающий копьем змея)

Что это олицетворяет? (Победу добра над злом)

конкурс “Собери свой флаг”.

- У каждой группы на столе лежат ленточки разных цветов. Вам нужно из них собрать правильно флаг России.

Воспитатель (демонстрируя флаг России): под флагом сражаются за свою Родину войны, флаг поднимают во время побед, флаги вывешиваются во время праздников.

- Что означает белая полоса? (Мир, чистоту совести)

- А синий цвет? (Небо, верность и правду)

- А какое значение у красного цвета? (Это цвет силы, огня, отваги).

Гимн России – самая главная торжественная песня страны. Под звучание гимна выдающимся людям страны – артистам, спортсменам, ученым, писателям – вручаются награды. Молодые воины принимают присягу, то есть дают клятву верности, обещают защищать Родину от ее врагов.

Как надо слушать гимн? (Стоя)

Правильно, стоя, проявляя уважение к своей стране. (Дети стоя слушают первый куплет гимна России).

Крепко любили и любят свою Родину русские люди, храбро защищали ее от врагов, сложили о ней много песен, сказаний, пословиц и поговорок.

Ребята, какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?

Конкурс «пословицы и поговорки о Родине»

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами. Вспомните, какие русские народные промыслы вы знаете?

Конкурс «народные промыслы»

(дымковские игрушки, хохломская посуда, гжель, палехские шкатулки, жостовские подносы, матрешки)

(выставка изделий народных промыслов).

А сейчас я предлагаю вам сказать как можно больше хороших, красивых слов о нашей родине. (Называют по очереди, в кругу)

Берегли родную землю русские люди, трудились во славу богатства Родины, защищали ее во все времена, воспевали о ней песни.

Звучит запись русской народной песни «Вдоль по улице метелица метет». Дети под музыку выполняют танцевальные движения

Конкурс «собери слово Родина, Россия»

Ребята, на ваших столах лежат буквы, из них нужно собрать слово и выложить его на ковре.

Если скажут слово «Родина»,

Сразу в памяти встаёт

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки берёзка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной, любимый двор.

Или степь от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

Среди просторов нашей большой страны есть и самое любимое и дорогое для нас место, в котором мы с вами живем, это наша малая Родина.

Как называется наша область? (Астраханская обл.)

Как называется наш город? (Астрахань)

Конкурс «собери герб  Астрахани»

Конкурс «достопримечательности г. Астрахань)

Назовите, какие достопримечательности изображены на фотографиях?

Наш город лучше всех на свете

Стоит на берегу реки.

По Волге ходят пароходы

И ловят рыбу рыбаки.

В реке не плавают медузы,

Зато в полях растут арбузы.

Туристы здесь не ходят в горы

Зато едят здесь помидоры.

Наверно, спросите меня:

- Где эти дивные края?

- Так это Астрахань моя!

А если ты не веришь нам,

Так приезжай, увидишь сам!

Ребята, вы молодцы вы отлично справились со всеми заданиями. Теперь, я точно уверенна, что вы растете настоящими гражданами своей страны.

Подведение итогов, награждение.

Наша страна сильна своим единством, ведь не зря говорят: Если дружба велика, будет Родина крепка.

Будущее нашей страны России во многом зависит от вас, ребята, от того, как сильно вы будете любить свою Родину, что хорошего сможете для нее сделать, когда станете взрослыми людьми и мне хотелось бы всем пожелать - любите свою родину, любите как свою родную мать, ведь для человека нет ничего дороже, чем родина.

Песня «Моя Россия»

        Родина есть у каждого человека, где бы он в настоящее время не жил. С чего начинается она для наших малышей? С родного дома, близких ему людей, родителей, которые заботятся о нем, живут рядом с ним: родного дворика, где ребенок гуляет  с друзьями, играет: с микрорайона, с улицы, где находится его детский сад, дом и т.д. все это знакомо и дорого ребенку. Проходят годы, человек повзрослеет, возможно, и покинет родные места, но останется привязанность и любовь ко всему, что с ранних лет вошло в его сердце, как самое дорогое – его любовь к Родине. Ее надо воспитывать, как и всякое чувство. И делать это следует с самого раннего детства, прививая любовь к родному краю. И задача взрослых, педагогов и родителей – вырастить  детей бережливыми хозяевами, умеющими понимать, любить, ценить красоту родного края, родной природы.

В настоящее время среди наиболее острых проблем, стоящих перед  дошкольным образованием, выступает проблема становления у дошкольников ценностного отношения к родной стране, воспитания основ гражданственности. Как показывают современные исследования, ценностное отношение к Родине является важной составляющей опыта личности, и поэтому оно должно стать значимым компонентом первой ступени образования человека - дошкольного образования.

Дошкольный возраст как период складывания первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к малой и большой Родине, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются накопление детьми социального опыта  жизни  в своем Отечестве, усвоение  принятых в обществе норм поведения, развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родной страны, родного края.

Наравне с другими компонентами правомерно включить в содержание воспитания патриота гражданина такие составляющие, как любовь к родине, к родным местам, знания об истории, культуре и традициях малой родины, проявление познавательного интереса к знаниям о ней. При этом географические и природные особенности, местные культурно-исторические обычаи и традиции, народное творчество являются для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к своей малой родине, развитие интереса к разным сторонам жизни родного края. Все это делает актуальным краеведческую работу в дошкольном образовательном учреждении.

Любовь маленького ребенка – дошкольника к  Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу. Именно в дошкольном возрасте начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с миром людей, природы, происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям.

Результатом моей работы является то, что  у детей расширились знания о родном городе и местном крае, об их достопримечательностях, истории и символах. Дошкольники знают о том, что в нашем городе живут люди разных национальностей. Словарный запас, стал эмоционально окрашен. Дети составляют большие по объему и более последовательные рассказы, улучшилась память.

Поскольку игра является ведущим видом деятельности дошкольника, то в свободное от занятий время работа по закреплению ведущей темы месяца продолжается и в играх: сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, играх-драматизациях. Поэтому я совместно с детьми оформила развивающие познавательные игры «Прогулка по улицам района», «Достопримечательности города», «Астраханский Кремль».

Работа с дошкольниками строится в форме путешествий по родному городу, где дети имею возможность  любоваться красотой города, учатся беречь и любить свою малую родину.

Дети принимают участие в праздновании Дня города и в других событиях, они имеют возможность окунуться в атмосферу общей радости, веселья. Свои впечатления дети отражают в рисовании, конструировании, изготовлении макетов. Особое место в воспитании к своей малой Родине принадлежит такой результативной форме работы, как экскурсии. На экскурсиях дети получают знания о родном городе, крае, обогащаются знаниями о труде людей, их жизни. Постигая новое, дети начинают активно общаться между собой и с взрослыми. Познавательный интерес отражается в играх, рисунках детей и в других видах творческой деятельности.

Знакомство  детей с героической историей нашего города я начала с экскурсии, которую мы организовали совместно с родителями. Экскурсия была организована в Астраханский кремль. Мы с детьми побывали в музеях города.

Результаты экскурсий не заставили себя долго ждать. Рассматривая книги об Астрахани, дети обменивались впечатлениями, вспоминали увиденное. Так же появились новые сюжеты в играх детей. Результатом наших экскурсий стал выпуск стенгазеты «Путешествие по родному городу». Газета - одна из действенных нетрадиционных форм организации педагогического процесса. В нашей стенгазете мы поместили фотографии, с тех мест, где мы побывали с детьми.

Родители активно участвовают в экскурсиях по городу, после которых дети с интересом рассказывают о своих приключениях, где они были, что видели, что интересного узнали о городе. Родители  составляют рассказы вместе с детьми о своих профессиях, помогают в оформлении фотовыставок и фотоальбомов.

Для того чтобы знания эти были более глубокими и прочными, мы много внимания уделяем предварительной работе.  В этом нам опять же помогают родители.

      В работе с родителями по данной теме использую: папки – ширмы об Астрахани и Астраханском крае, тем самым повышаю уровень знаний родителей.  Практикую совместное изготовление поделок из бросового и природного материала. Провожу анкетирование родителей на темы, связанные с детским садом, родным краем, городом. Ко Дню города провожу конкурсы плакатов для родителей «Астрахань – город мой родной», конкурсы чтецов, на котором дети читают стихи о родном городе, а также стихи Астраханских поэтов.  В уголке для родителей есть постоянная рубрика о нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Для того чтобы узнать, был ли прочитан материал в уголке, я беседую с родителями индивидуально, выясняю, чего не достаточно в информации, что еще хотят знать родители.

Большая работа проводится с детьми по разъяснению символики города, но особое внимание отводится знакомству с историей города, района, улицам микрорайона, в котором расположен детский сад,  начинаю с малого (экскурсии внутри и вокруг детского сада), и постепенно полученные знания закрепляются в сознании детей с помощью наблюдений, прогулок,  тематических экскурсий и просмотра видеокассет.  Проводим занятия, викторины о флоре и фауне нашего края, где с помощью разнообразных игр, вопросов, заданий, соревнований проверяются  и закрепляются знания у детей.

Исходя из выше сказанного, я считаю, что эколого-краеведческое образование может сыграть большую роль в формировании личности ребенка.

Список Литературы:

  1. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: пособие для реализации программы «Патриотическое воспитание граждан РФ» - М.АРКТИ, 2003 – 184с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  2. Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотичеких чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов. ДОУ //Авт.- сот. Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005 – 205с.
  3. Дошкольникам о защитниках Отечества. Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ/ Под редакцией Л.А.Кондрыкинской – М.:ТЦ Сфера, 2006 – 192с.
  4. Как научить детей любить Родину. Руководство для воспитателей и учителей (программы, конспекты занятий, методические рекомендации по предмету «Народная культура») / Авторы – сотовители: Ю.Е.Антонов, Л.В.Левина, О.В.Розова, И.А.щербакова – М.:АРКТИ, 2003 – 168с. (Развитие и воспитание дошкольника).
  5. С чего начинается Родина? (опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ) / Под ред.Л.А.Кондрыкинской. М.: ТЦ Сфера, 2004 – 192с.