«Воспитание патриотических чувств у дошкольников и школьников в процессе ознакомления с родным краем»
консультация (старшая, подготовительная группа)

Муртазина Любовь Александровна

Патриотизм не может проявиться в ребенке сразу. Он формируется в человеке постепенно, благодаря воспитанию любви к маме, папе, к своим близким, к детскому саду, к родным местам, к родной стране.

Ребенок должен знать почему он гордится страной, городом, почему они ему дороги. Поэтому необходимо формировать знания о традициях своей Родины, своего города. Ребенку необходимо прививать любовь, уважение ко всему, что создано прошлыми поколениями, необходимо прививать чувство бережливости, желание сохранить и приумножить все то, что создавалось столетиями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Воспитание патриотических чувств у дошкольников и школьников в процессе ознакомления с родным краем»

В настоящее время патриотическое воспитание детей является одной из самых актуальных проблем.

Патриотизм не может проявиться в ребенке сразу. Он формируется в человеке постепенно, благодаря воспитанию любви к маме, папе, к своим близким, к детскому саду, к родным местам, к родной стране.

Ребенок должен знать почему он гордится страной, городом, почему они ему дороги. Поэтому необходимо формировать знания о традициях своей Родины, своего города. Ребенку необходимо прививать любовь, уважение ко всему, что создано прошлыми поколениями, необходимо прививать чувство бережливости, желание сохранить и приумножить все то, что создавалось столетиями.

Воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств – доброты, справедливости, возможности противостоять лжи и жестокости. Необходимо учить ребенка соизмерять собственные желания с интересами других.

В Концепции дошкольного образования подчеркивается необходимость организации специальной работы по патриотическому воспитанию детей с учетом их возрастных особенностей, национальной культуры, традиций народа. В детских садах всегда уделялось большое внимание воспитанию нравственных качеств личности, коллективизма, любви к своей Родине, своему народу.

Формирование у детей патриотизма зиждется на накоплении ребенком социального опыта жизни в своем Отечестве, уважении норм поведения и взаимоотношений в нем.

Любовь к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека навсегда остаются в памяти образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что это все Родина.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит пред собой ребенок, чему он изумляется и что находит отклик в его душе. Поэтому мы должны показать ребенку, что его родной город славен своей историей и традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Работа по патриотическому воспитанию дошкольников сложная и долгая. Она представляет собой комплекс задач:

Формирование бережного отношения ко всему живому;

Воспитание уважения к труду;

Развитие интереса к русским традициям и промыслам;

Формирование элементарных знаний о правах человека;

Расширение представлений о России;

Знакомство детей с символами государства – гербом, гимном, флагом;

Развития чувства ответственности и гордости за достижения Родины;

Формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;

Воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.

Эти задачи решаются во всех видах детской деятельности.

Воспитание любви к Отечеству строится по принципу «от близкого к далекому». От любви к родному дому, к детскому саду, к улице, городу – до любви к родной стране. Вот почему знакомство с родным городом следует начинать с ближайшего окружения ребенка – с улицы, на которой живет ребенок, на которой находится детский сад, и с объектов, расположенных на ближайших улицах (школа, почта, магазин, аптека и т.д.)

Постепенно диапазон объектов, с которыми знакомят дошкольников расширяется: это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники, архитектурные особенности. Дошкольник должен знать названия своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц; основные достопримечательности.

К концу дошкольного периода ребенок должен знать, что страну нашу населяют люди разных национальностей, у каждого народа есть свой язык, обычаи и традиции, искусство и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, писателями, художниками и музыкантами.

Воспитание любви к своему отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Подрастая, ребенок открывает для себя целый мир новых понятий, вещей, отношений. Путь к познанию в детском возрасте чаще всего лежит через игру. Если ребенок заранее познакомиться в игре с историей и архитектурными особенностями тех мест, которые планируются для реального посещения, то экскурсии по городу для детей всегда становятся интереснее и более познавательны.

Дошкольное детство – пора открытий.

Задача взрослых помочь ребенку делать открытия, наполнив их воспитательным содержанием, которое бы способствовало формированию нравственных чувств. Для этого в детском саду осуществляем погружение в прошлое. Дети вместе с царем Петром плывут по Неве, ходят по болотам в поисках места для строительства города. Они сами доказывают, почему строить крепость необходимо только здесь. Вместе с Доменико Трезини приступают к строительству крепости, а позже и к строительству Адмиралтейства и остальных построек.

Дети старшего дошкольного возраста обращают внимание на красоту природы, зданий, скульптур. У детей возникает вопрос, для чего люди украшают место, где они живут. Познавая это, дети пытаются отразить свои впечатления в рисунках, играх, рассказах. Дети начинают понимать, что состояние города зависит от отношения к нему жителей. Важно использовать формы и методы, вызывающие яркие эмоции и чувства по отношению к любимому городу, которые будут способствовать проявлению деятельностной позиции: познание достопримечательностей города на прогулках, чтение детской художественной литературы, в которой представлена оценка родного города. Просмотр слайдов и видеофильмов о городе позволят ближе познакомиться с достопримечательностями, рассмотреть их в деталях.

В уголке Петербурговедения, ребенок может рассматривать карту города, книги и иллюстрации, открытки с видами. Создавать коллажи и макеты, с которыми можно играть. Это повышает активность ребенка в изучении родного города, повышает чувство гордости, любви, уважения к Санкт-Петербургу, развивает чувство патриотизма.

Необходимо ребенка научить открывать для себя красоту нашего города, удивляться тому новому, которое, казалось бы, давно ему известно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5-7 лет к родному краю посредствам проектного метода. («Частица малая большой России - мой Кузбасс!»)

«Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста 5-7 лет к родному краю посредствам проектного метода.(«Частица малая большой России - мой  Кузбасс!»)...

«Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем»

В настоящее время одной из наиболее важных и глобальных проблем общества является состояние духовного, нравственного здоровья россиян. Концепция дошкольного образования поставила  перед педагогам...

Программа саморазвития на тему: "Воспитание патриотических чувств у детей средней группы через знакомство с историей родного края"

Воспитание патриотических чувств у детей средней группы через знакомство с историей своего края...

ВОСПИТАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА МАТЕРИАЛЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДНЫМ КРАЕМ

Работа по воспитанию патриотических чувст старших дошкольников.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25062466","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

План долгосрочного проекта по формированию патриотических чувств у детей разновозрастной средней группы при ознакомлении с родным краем.

Нравственное  воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного общества. Результатом нравственного воспитания детей дошкольного возрас...

Проект «Формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным краем » подготовительная группа

В начале нового учебного года составляются комплексно-тематические план и план воспитательной работы. Данный проект по патриотическому воспитанию очень актуален для воспитателя ДОУ . Его можно использ...