Двигательная деятельность в детском саду
статья на тему

Калиниченко Ольга Викторовна

Двигательная деятельность составляет основу различных видов игр, но для развития детей дошкольного возраста наиболее эффективны подвижные игры.

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры».

Я.А. Коменский называет семь основных условий подвижной игры:

  • движение,
  • физическая раскованность и свобода,
  • общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,
  • состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,
  • наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,
  • легкость, которую приобретает каждый ее участник,
  • ограниченность во времени, «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dvigatelnaya_deyatelnost.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Калиниченко Ольга Викторовна

МБДОУ «Детский сад №43»,  город Усолье-Сибирское

Воспитатель

Двигательная деятельность в детском саду

Двигательная деятельность составляет основу различных видов игр, но для развития детей дошкольного возраста наиболее эффективны подвижные игры.

Для обозначения большой группы игр, ведущая цель которых – физическое развитие и оздоровление детей, используется преимущественно термин «подвижные игры».

Я.А. Коменский называет семь основных условий подвижной игры:

  • движение,
  • физическая раскованность и свобода,
  • общественный характер, «ибо забава исходит из общества, к которому стремится человек»,
  • состязательность, которая приводит к «колебанию духа между надеждой и страхом»,
  • наличие правил, так как без них «игроки разбегаются или пускаются в ссоры и драки, так что нарушением правил игра противоречит сама себе»,
  • легкость, которую приобретает каждый ее участник,
  • ограниченность во времени, «у каждой игры должен быть свой конец, так как чрезмерно затянувшаяся игра надоедает».

Воспитательное значение подвижных игр обеспечивается целенаправленным руководством педагога, которое в свою очередь определяется пониманием их значения, свободным владением игровым репертуаром, использованием разнообразной методики, вызывающей у детей эмоциональный подъем.

Подбор и планирование подвижных игр осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду».

При этом необходим многосторонний учет условий работы в данной возрастной группе детей: общий уровень физического и умственного развития детей, уровень развития их двигательных умений; состояние здоровья каждого ребенка, индивидуальные типологические особенности; время года, особенности режима дня, место проведения игры, а также пожелания детей.

Большое значение имеет целесообразная организации детей в игре. В зависимости от содержания игры, очередности выполнения игровых заданий она может быть проведена или со всеми детьми одновременно, или с небольшой группой, в то время как остальная часть детей занята другой деятельностью.

В репертуаре игр имеются такие, в которых одновременно активно участвуют все дети группы («Воробушки и автомобиль», «Чье звено скорей построится», «Ловишки» и т.п.). Но есть полезные и интересные игры, построенные на очередности действий («Горелки», «Найди себе домик», «Кто скорей вытянет ленту» и т. п.). Эти игры способствуют воспитанию воли, приучают сдерживать себя.                                                        

Но при неправильной организации таких игр детям приходится долго ждать своей очереди для выполнения игровых заданий. Ожидание, однообразие статического положения может вызвать снижение интереса, утомление нервной системы, особенно у детей младшего возраста.

Таким образом, важно не только правильно выбрать игру, но и провести ее так, чтобы она дала наибольший эффект.

Практически всегда имеется возможность варьировать способы организации игр.                                                                

Эстетическая характеристика игр, особенно народных, обогащается игровыми зачинами, диалогами, считалками. В них много эмоциональной, красочной прелести, оригинальных оборотов речи, неповторимой русской напевности, ритмической четкости, а в считалках - характерного скандирования.

Выполнение ребенком движений в соответствии со словами, тренирует координационные механизмы, вызывает радостные эмоции. Исключительное эстетическое воздействие на ребенка оказывает музыка: она воодушевляет детей, объединяет их общим настроением, придает эстетический характер движениям. Введение музыки в подвижные игры должно прежде всего оправдывать ее эстетически-воспитательную роль: важно, чтобы дети двигались в соответствии с характером и формой музыкальных произведений, в противном случае могут разрушиться образовавшиеся у них навыки.

Таким образом, использование всего богатства эмоционально-оздоровительных, познавательных и воспитательных компонентов, заключенных в подвижных играх, способствует осуществлению задач всестороннего воспитания.

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.

Ценность подвижных игр в том, что они основываются на различных видах жизненно необходимых движений, и в том, что эти движения выполняются в самых разнообразных условиях.

Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, заложенным самой природой в развивающемся организме ребенка, – неуемной потребности его в жизнерадостных движениях. Творчество, фантазия, являющиеся непременным условием большинства подвижных игр,  Положительные эмоции, творчество – важнейшие факторы оздоровления.

Достаточное насыщение свободного времени детей играми содействует общему и всестороннему их развитию. Кроме того, целесообразно подобранные, с учетом возраста, состояния здоровья, характера функциональных изменений организма и степени физической подготовленности детей, подвижные игры, особенно игры на воздухе, несомненно способствуют оздоровлению, укреплению организма ребенка, закаливанию и тем самым профилактике заболеваний.

Игры с активным физическим компонентом позволяют решить целый комплекс важных вопросов в работе с дошкольниками: удовлетворить их потребность в движении и стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить не только физические, но и умственные и творческие способности, нравственные качества и т.д.

Двигательная деятельность игрового характера и вызываемые ею положительные эмоции усиливают физиологические процессы в организме и улучшают работу всех органов и систем. Эмоциональный подъем (радость, удовольствие, приподнятость, воодушевление) создает у детей повышенный тонус всего организма. Стремление детей к достижению общей для всех цели выражается в ясном осознании задачи, в лучшей координации движений, более точной ориентировке в пространстве и игровых условиях,  в ускоренном темпе выполнения заданий. При такой увлеченности детей и захватившей их радостной устремленности к достижению цели повышается роль воли, помогающей преодолевать различные препятствия. Активная двигательная деятельность тренирует нервную систему ребенка, совершенствуя и уравновешивая процессы возбуждения и торможения.

Физический и психический компоненты в играх любого вида тесно связаны: дети не только реализуют потребность в активных движениях, расходуют накопившуюся энергию и совершенствуют основные двигательные навыки, но и учатся инициативности, самостоятельности, настойчивости – с одной стороны, а с другой – умению владеть собой и считаться с коллективом, согласовывать свои действия с действиями других игроков.

Список литературы:

  1. Вавилова Е.Н. Развивайте у дошкольников ловкость, силу, выносливость. - М.,1981.
  2. Кожухова Н.Н., Рыжкова Л.А., Саморукова М.М. Воспитатель по физической культуре в дошкольном учреждении.- М.: Академия, 2002.
  3. Кенеман А.В.,  Хухлаева Д.В. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.,1978.
  4. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду.- М., 1986.
  5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. -М.: Академия, 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность в детском саду» Выступление: «Взаимодействие с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду (из опыта работы)»

В статье представлен опыт работы  по взаимодействию с родителями в ходе реализации проектной деятельности в детском саду....

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников.

Музыкально – ритмическая деятельность в детском саду как метод организации двигательной активности дошкольников....

Интерес к двигательной деятельности в детском саду.

Развитие основных движений составляет важную задачу современного педагогического процесса. Эффективное решение этой задачи зависит от содержательных и структурно-функциональных изменений, ориентирован...

Статья Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник педагога" 07.11.2021г.

Статья  Консультация для воспитателей детского сада: "Проектная деятельность в детском саду. Проектный метод в деятельности ДОУ. Готовые проекты в детском саду" Публикация "Вестник...

Методический семинар по физическому развитию для воспитателей. ТЕМА: «Организация двигательной деятельности в детском саду»

Методический семинар по физическомуразвитию для воспитателей.ТЕМА: «Организация двигательнойдеятельности в детском саду»...