"Понарошкино окошко"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Блинова Ольга Анатольевна

Интерактивная панель "Понарошкино окошко" в работе учителя-дефектолога с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в развитии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ponaroshkino_okoshko.doc67 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНАЯ ПАНЕЛЬ «ПОНАРОШКИНО ОКОШКО» В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ДЕФЕКТОЛОГА С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, ИМЕЮЩИМИ ОТКЛОНЕНИЯ В РАЗВИТИИ

Проблемы детей, имеющих отклонения в развитии, в настоящее время являются актуальными. Необходима правильная организация коррекционно-развивающей деятельности и комплексный подход. Невозможно добиться полноценного развития детей, опираясь только на традиционные методы, направленные на формирование отдельных психических функций. В процессе поиска решений данной проблемы было разработано панно-игра

«ПОНАРОШКИНО ОКОШКО».

Цель использования панно-игры «Понарошкино окошко»: воздействуя на сенсомоторный уровень ребенка, активизировать развитие всех высших психических функций.

Для организации полноценного ознакомления ребенка с предметным миром необходимо привлечение двигательного анализатора (нужно дать ребенку потрогать, обвести, застегнуть, наклеить, прицепить и т. д.). В практике нет разрыва между сенсорными и моторными сторонами единого процесса познания. Панно используется по-разному, все зависит от целей коррекционной работы, индивидуальных особенностей и возраста детей. «Понарошкино окошко» предназначено для индивидуальной, подгрупповой коррекционной и диагностической работы с детьми от 3 до 7 лет. Оформление «окошка» меняется полностью и частично:

  • по сезонам
  • по содержанию лексической темы на неделю
  • по условиям запланированной дидактической игры

Используется:

а) на подгрупповых занятиях  

б) на индивидуальных коррекционных занятиях

в) в диагностических целях

  • способствует ознакомлению ребенка с предметным миром;
  • развивает связную речь и ее лексико-грамматический строй;
  • развивает общую моторную координацию и мелкую моторику кистей рук;
  • развивает сенсорные навыки и закрепляет знание о сенсорных эталонах;
  • формирует первоначальные математические представления;
  • развивает эмоции в совместной с дефектологом деятельности, способствует психокоррекции;
  • помогает в работе над развитием невербальных средств общения.

«СЕНСОРНАЯ ДОСКА»

Как сделать. Каждая сторона доски окрашивается в определенный цвет. (Цвета для покраски реек выбраны по результатам обследования, которое показало, что чаще всего дети путают оранжевый и желтый, синий и зеленый цвет).

Как использовать. Используется в диагностических целях: выявление сформированности представлений о пространстве, умения ориентироваться на листе бумаги и в пространстве. В коррекционных целях: для формирования представления о пространственных соотношениях и обобщающих понятиях, для развития логического мышления.

Процедура проведения. Педагог просит ребенка рассмотреть доску и определить цвета ее частей. Затем он предлагает мальшу цветные картинки («Фрукты», «Овощи», «Грибы», «Мебель») и просит: выбрать 3 фрукта и 1 овощ; поместить апельсин в нижнем левом углу; определить «лишнее» изображени и т.п. По просьбе взрослого дошкольник становится лицом к доске, показывает правую руку и, не спеша, приближается к правой стороне доски, называет ее цвет. Следующее задание: найти картинку с изображением фрукта такого же цвета, как и часть доски, к которой ребенок подошел. Прикрепить картинку в верхнем правом углу. Проводятся также игры «Четвертый лишний», «Угадай, чего не стало? (Что изменилось?)».

«ДЕВОЧКА МАША»

Как сделать. Основа пособия — кукла, сшитая из плотной ткани. На голове девочки прикреплены банты: слева — голубой, справа — белый. Цветочки разного цвета сделаны из атласных ленточек. К правой и левой руке девочки пришиты металлические колечки, к которым крепятся шнурки. На первом этапе ребенок учится продевать шнурок в колечко, нанизывая цветки на шнурок, на втором этапе надевает цветки на шнурок в заданной последовательности, например: красный, желтый, фиолетовый и т.д.  На третьем этапе уже учитывается время, затраченное на выполнение работы. После окончания упражнений нитка, на которую нанизывались цветы, закрепляется в кольце с правой стороны и завязывается так, чтобы цветы не рассыпались.

Как использовать. Используется для диагностики умения различать правую и левую, верхнюю и нижнюю стороны предмета; для определения способности ребенка соотносить, дифференцировать цвета и оттенки и уровня наглядно-образного мышления.

«ТЕРЕМОК»

Как сделать. Основа пособия — теремок, сшитый из плотной ткани. Каждый домик (кармашек) имеет свою застежку (пуговицы, шнурки, молнии, липучки). «Жильцы» - герои сказки «Теремок» (деревянный плоскостной конструктор).  

Как использовать. В диагностических целях: выявление сформированности представлений о величине (размере); способности различать понятия «большой», «маленький», «одинаковый»; сравнение одинаковых по  форме и разных по величине предметов; определение качества внимания ребенка в процессе его деятельности. В коррекционных целях: для формирования представлений о величине (размере), умения соотносить фигурку животного с домиком определенного размера. Пособие помогает в освоении навыков шнуровки, способствует концентрации внимания, развивает мускулатуру кисти рук. Формирует понятия «выше», «ниже», «первый» и т.д.

Процедура проведения. Ребенок (с помощью взрослого) рассказывает сказку «Теремок». Берет первого персонажа сказки, находит подходящий по размеру домик и т. д.

УГОЛОК «КЛУБОЧКИ»

Как сделать. Подобрать клубки ниток разного цвета и качества: шерстяные, пуховые, синтетические.

Как использовать. В диагностических целях: выявление способности концентрации внимания на нужных объектах, наблюдательности, для развития мелкой моторики, зрительное памяти. В коррекционных целях: учить концентрировать внимание на заданном объекте, подбирать предметы по цвету, развивать зрительно-двигательную реакцию глаз на движущийся предмет, зрительную память, глазомер, усидчивость; формировать представление о длине.

Процедура проведения. Педагог снимает клубочки с цветков, разматывает их, просит ребенка смотать синий (зеленый) клубок и найти для каждого клубка цветок такого же цвета. Потрогать нитки — какие они? (шерстяные, колючие, мягкие, приятные на ощупь и т. д.). Педагог рассказывает сказку о разных вещах, сделанных из ниток. Просит взять в руки синий клубок и сказать, какого цвета (формы, качества) клубок. Ребенок должен размотать клубок так, чтобы получить длинную (короткую) нитку; успеть смотать клубок, пока не закончится музыка, проследить за ниткой глазами; подобрать для клубка подходящий по окраске цветок. Нитки от клубков разного цвета сравниваются между собой: по цвету, форме, качеству (с опорой на тактильные ощущения).  

УГОЛОК «ПОЛЯНКА»

Используется в закреплении представлений об окружающем мире, с помощью условных обозначений можно моделировать погодные условия, состояние окружающей природы. Для сенсорного развития широко используются дидактические игры разного вида. Игра способствует накоплению запаса ярких конкретных представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, активизирует познавательную активность ребенка

  • Дидактическая игра «Найди хозяина». Детям предлагается найти на «панно» тех, кому принадлежат изображения на карточках, которые показывает педагог. Например: следы, хвосты, уши, клювы, ягоды, семена.
  • Дидактическая игра «Опиши, мы угадаем». Ребенок описывает то, что сам выбрал на «панно». Например: сосна – высокое дерево, резная кора, широкая крона, прямой толстый ствол, длинные иголки.
  • Дидактическая игра «Собери в корзинку».

Ребенок «собирает» в корзинку грибы, ягоды и др. и считает их.

  • Дидактическая игра «Сосчитай цветы».

Ребенку предлагается сосчитать все цветы на поляне. Сосчитать только синие, красные, белые и т. д. цветы.

  • Дидактическая игра «Найди такого же цвета».

Педагог показывает карточку определенного цвета и просит найти все объекты такого же цвета.

  • Дидактическая игра «Один – много».

Ребенок находит предметы, которых много, и те которые находятся в единственном числе.

  • Дидактическая игра «Найди по форме».

Педагог показывает карточку с изображением геометрической фигуры и просит найти на «панно» предметы такой же формы.

  • Дидактическая игра «Чего не стало?»

Педагог просит запомнить все, что прикреплено к «панно», а затем убирает один из объектов, и просит ребенка сказать какой.

  • Дидактическая игра «Прикрепи  куда скажу».

Вверху – внизу, справа – слева, высоко – низко и т. д.

  • Дидактическая игра «Где что находится?»

Педагог называет объект, а ребенок говорит, где он находится на «панно» (вверху, внизу, посередине и т. д.)

  • Дидактическая игра «Кто как передвигается?»

Из изображений, прикрепленных к «панно», найти тех, кто летает, ползает, прыгает.

  • Дидактическая игра «Кто где живет?»

Рассказать, где живут звери, изображения которых прикреплены к «панно». Например: лиса – в норе, белка – в дупле и т. д.

  • Дидактическая игра «Кто (что) здесь лишнее?»

Среди растений, животных, птиц выбрать на «панно» лишнее.

  • Дидактическая игра «Найди того, о ком расскажу».

Взрослый рассказывает о том, где обитает зверь, чем он питается, а дети угадывают.

  • Дидактическая игра «С какого растения листочек?»

Детям показывают карточки с изображением листочков, иголок, а они называют и показывают соответствующие растения.

  • Дидактическая игра «Сравни и объясни».

Ребенку предлагается сравнить деревья, кустарники, травы, животных, птиц.

  • Дидактическая игра «Кто зимует с нами?»

Показать птиц, которые зимуют в наших краях.

  • Дидактическая игра «Подбери цветы лета (осени, весны)».

Собрать с «панно» осенний, весенний, летний букет.

  • Дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Ребенку предлагается объяснить правильность или неправильность изображенного на панно. Например: грибы и ягоды на сосне не растут, но их туда могла принести белка, поэтому так бывает.

  • Дидактическая игра «Кто когда «работает»?»

Ребенку предлагается объяснить, кто из животных на «панно», в какое время суток бодрствует.

  • Дидактическая игра «Что было бы если бы…?»

На «панно» размещаются картинки с закрытыми частями. Детям предлагается объяснить, что было бы, если  бы не было насекомых; у совы не было крыльев, когтей; у дерева – листьев, корней; у ежа иголок и т. д.

УГОЛОК «СОЛНЫШКО»

Отражает эмоциональное состояние ребенка, способствует развитию мимики и пантомимики. Снижает нервно-психическое и эмоциональное напряжение, формирует уверенность в себе.

Таким образом, «Понарошкино окошко» позволяет стимулировать и развивать зрительную, осязательную активность, коррекцию движений, сенсорные навыки.

Список литературы.

  1. Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 2001.
  2. Захарова А.В. Развиваем! Формируем! Совершенствуем! Учебно-методическое пособие для педагогов, психологов, дефектологов, работающих в системе специального образования. - М.: Книголюб, 2002.
  3. Метиева Л.А., Удалова Э.Я. Сенсорное воспитание детей с отклонениями в развитии: Сборник игровых упражнений. - М.: Издательство «Книголюб», 2008.
  4. Павлова Т.Н. Развитие пространственной ориентировки у дошкольников и младших школьников. - М., 2004.
  5. Шелопухо. Программа развития и обучения дошкольников: Где право? Где лево? Учимся ориентироваться в пространстве. - М.: Олма-пресс, 2002.