открытый урок "Способы преодоления проблем технического развития ученика"
учебно-методический материал на тему

Килякова Вера Владимировна

развитие техники у учеников на базе упражнений Е. Гнесиной

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lektsiya.docx27.08 КБ
Файл stsenariy_k_8_marta.docx25.14 КБ
Файл otkrytyy_urok_po_distsipline.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУДОД «Тюльганская ДШИ»

Лекция – концерт  фортепианной ансамблевой музыки

Сегодня у нас необычный концерт, сегодня мы предлагаем вашему вниманию концерт ансамблевой музыки, который мы назвали «Вместе весело играть»!

Немного поговорим о задачах которые мы, преподаватели, решаем вместе с нашими учениками.

Главная цель обучения в ДШИ – подготовка в большинстве своём музыкантов – любителей, которые обладают навыками музыкального творчества. Могут самостоятельно разобрать и выучить музыкальное произведение любого жанра, свободно владеть инструментом, разбираться в нотном тексте, в строении музыки, уметь отличить мелодию от аккомпанемента,

Очевидно, что проблемы обучения и творческого развития должны быть тесно связаны. Процесс  творчества, сама обстановка поиска и открытий на каждом уроке вызывает у детей желание действовать самостоятельно, искренне и непринуждённо. "Зажечь", "заразить" ребёнка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога.

Успех художественного воспитания и, в частности, музыкального, осуществляемого в школьных учреждениях, во многом зависит от постановки воспитания в семье. Именно в семье, в ее традициях кроются истоки музыкального дарования ребенка, которые еще не пробудились, но ждут чуткого своевременного прикосновения к ним.

         В семье завершается процесс закрепления приобретенного в музыкальной школе. Это значит, что за формирование художественного вкуса, музыкальных навыков, равно как и за формирование личности ребенка, несут ответственность , преподаватель музыки  и родители.

 Работу с семьей необходимо вести параллельно, с самого начала выявления и привития детям интереса к музыке

Родители должны осознать цель и задачи музыкального воспитания их детей, быть знакомы с методикой работы, приемами и средствами,  способствующими выработке тех или иных музыкальных навыков, и, безусловно, понять роль единых требований в развитии музыкальных способностей каждого ребенка.

Формы работы с родителями разнообразны. Они включают в себя проведение бесед и консультаций, организацию специальных лекций – концертов. Вот и сегодня мы хотим  познакомить вас  немного с другим видом деятельности. А именно с ансамблевым музицированием. В ходе нашего концерта мы постараемся рассказать о пользе ансамблевого  музицирования  в развитии музыкальных и умственных способностей и возможностей у наших детей.

Ансамбль – это коллективная форма игры, в процессе которой несколько музыкантов исполнительскими средствами сообща раскрывают художественное содержание произведения. Исполнения в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Работа в коллективе, несомненно, сопряжена с определенными трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже время игра в ансамбле воспитывает у исполнителя ряд ценных профессиональных качеств – она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощущение нужного темпа, способствует развитию мелодического, полифонического, гармонического слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабильности в исполнении. Более слабые учащиеся начинают подтягиваться до уровня более сильных, от продолжительного общения друг с другом каждый становится лучше как личность, поскольку воспитываются такие качества, как взаимопонимание, взаимоуважение.

Начнём мы выступления с самых маленьких наших артистов. Выступает Гибадулина Таня, она исполнит

  1. «Белоснежку»

2.Кошкина Катя исполнит «Вальс принцессы».

Сотрудничество учителя и ученика в музыкальной педагогике понимается как сотворчество. Для установления взаимного творческого контакта между педагогом и учеником совместное ансамблевое музицирование - идеальное средство. С самого начала обучения ребенка игре на инструменте появляется масса задач: посадка, постановка рук, изучение клавиатуры, способы звукоизвлечения, ноты, счёт, паузы, ключи и т.д. Ансамблевое музицирование позволяет с первых шагов обучения включать школьников в активную музыкальную среду.

3.Перед нами выступает ученица 3-го кл Коркина Даша. Она исполнит «Танец утят».

Одно из важнейших условий успешной работы является способность критически относиться к себе и к своим товарищам. Давно уже замечено, что похвала, даже не вполне заслуженная, стимулирует активность большинства людей. Ребенку необходима вера в себя. Основное правило ансамбля «Один за всех, все за одного».

4.Выступает Шувалова В. Она исполнит: « Танцевать 2 мишки вышли» и « Про Петю» Кабалевского.

5. Давайте послушаем Эдимясову Эльвину, уч-цу 4-го кл. она исполнит пьесу «Солнце встаёт».

Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля. При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель, выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показывать вступления, снятия, замедления.

  С педагогом играть хорошо. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, конечно, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом (т.е. ученик-ученик). Партнёрами выбираются по возможности дети одного возраста и одинакового уровня подготовки. В этой ситуации возникает нечто вроде негласного состязания, являющегося стимулом к более основательной и более внимательной игре. С самого начала необходимо приучать детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит другого исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру. Прежде всего, при ансамблевой игре ученик-ученик мы учим синхронности исполнения.

Вика и Вероника Толкуновы уже 4 года выступают в ансамбле, они чувствуют и понимают друг друга уже с полуслова. В их исполнении прозвучит :

6.«Регтайм»

Определение темпа произведения – важный момент в исполнительском искусстве. Правильно выбранный темп способствует правильной передаче характера музыки, неверный темп в той или иной мере искажает этот характер. В пределах одного произведения темп может варьироваться.

Исполнение в унисон (т.е.игра вместе. Одинаково) требует абсолютного единства – в метроритме, динамике, штрихах, фразировке. С этой точки зрения унисон является самой сложной формой ансамбля.            Доказательством абсолютного единства при исполнении в унисон является ощущение, что во время игры вместе с другими учащимися ваша партия не прослушивается как самостоятельная. Между тем в унисоне формируются прочные навыки ансамбля, к тому же унисон интересен зрительно и в сценическом отношении.

7.  Давайте послушаем ансамбль Мачарашвили Давида, он исполнит пьесу « Лодка по морю плывёт».

Итак, делаем выводы:

 1. Ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха.

 2. Игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического чувства. Она помогает заложить элементарные основы ритма, а так же овладеть более сложными метро-ритмическими категориями.

 3. Ансамблевое музицирование способствует развитию памяти.

 4. Работа над фортепианным ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и формирование обобщённых музыкальных понятий.

 5. Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей.

 6. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся в фортепианном классе (импровизацию, чтение с листа, подбор по слуху).

8.А сейчас мы послушаем импровизацию на генерал басе «Звёздная колыбель»

Импровизация – это не заученное наизусть произведение, а собственное мышление или сочинение на заданную мелодию. Послушаем , что нам сейчас предложат Зуевы Алёна и Яна.

    Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя. Позволяет учесть возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Выступает как коллективный вид деятельности.

Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиально важный результат. Ученик почувствовал своеобразие и интерес совместного исполнительства.

9.Выступает Варкова Юля 3 кл. Чайковский. Вальс из балета «Спящая красавица»

10. Кошкина Катя и Гибадулина Таня исполнят «Весёлые буги».

    Ансамблевое музицирование способно сыграть активную роль в процессах становления и развития музыкального сознания, мышления, интеллекта.

Музыка - источник радости мудрых людей, она способна вызывать в народе хорошие мысли, она глубоко проникает в его сознание и лешко изменяет нравы и обычаи.

                                                                                                       Сюньцзы

11.Послушаем в исполнении Косенко Люды вальс из драмы Лермонтова «Маскарад».

Наш концерт был бы незавершённым, если бы мы не услышали и наших преподавателей, которые также как и их ученики стремятся совершенствовать своё мастерство в ансамблевом музицировании.

12. Гершвин. « Колыбельная».  Исполняют Килякова В.В. и  Косенко Е.Г.

Вот и подошла к концу наша встреча. Мы будем очень рады , если наш концерт помог и вам и нам понять наших детей, понять нас преподавателей, и мы надеемся на дальнейшее сотрудничество между вами-- родителями и нами—преподавателями в общем нашем деле – в музыкальном воспитании и развитии ребёнка, как личности.

Подготовила и провела преподаватель I категории Килякова В.В. Тюльганская ДШИ



Предварительный просмотр:

Сценарий к 8 Марта, Тюльганская ДШИ 2014(06.03.14)

Ученик 1.Шагает по планете красавица-весна,

Расцвет и пробуждение земле несет она.

Ученик 2. Весною расцветают и ландыш, и сирень.

Ученик 3. И расцветают женщины в весенний женский день!

Ученик 4. Мы в день 8 Марта весну-красну встречаем

Все. И с праздником весенним всех женщин поздравляем!

Ученик 5. Самых лучших и красивых, самых добрых наших мам,

Ученик 6. Наших бабушек любимых, что читают сказки нам,

Ученик 7. Самых умных и хороших школьных всех учителей,

Ученик 8. И девчонок наших славных, что всех краше и милей.

Ученик 9. В женский день Международный мы решили не шалить,

Все. Всех вас с праздником поздравить и концерт вам подарить.

1.1.Дорогие наши мамы, 
Поздравляем с женским днем. 
Мы сейчас для вас попляшем 
И частушки пропоем.

2.Мамин День Восьмое Марта!..
Будем маме помогать!..
Сил потратим - сколько хватит.
Завтра будем отдыхать...

3.Речка быстрая бежит,
Чистая до донышка.

Наших мамочек улыбки
Яркие, как солнышко.

4.Любит музыку мой папа, 
От него не отстаю: 
Он играет на гармони, 
А я песенки пою. 

5.Вова пол натер до блеска, 
Приготовил винегрет. Ищет мама, что же делать: 
Никакой работы нет!

6.Раз пошёл Алёша сам 
За крупой в универсам. 
«Мама, а крупы там нет, 
Мне пришлось купить конфет!»

       

7.Мы почистили палас 
И полы помыли. 
Удивилась наша мама: 
«Дети, это вы ли?» 

8.Мы вам спели как сумели,
Мы ведь только дети.
Только знаем наши мамы
Лучшие на свете!

9.Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,

А теперь мы вас попросим
Чтобы нам похлопали!

Ведущий. : Дорогие мамы, бабушки, девочки! Мы сегодня собрались в этом зале, чтобы отметить праздник весны, радости и красоты – Международный женский день 8 Марта.

Мама – самый близкий, самый родной и самый ласковый человек на Земле. В этот день принято дарить цветы. Примите и от нас в этот  праздник  - необычный весенний букет, который состоит из песен, игр и слов поздравлений.

Наши дети любят выступать и сегодня, как никогда много детей изъявили желание выступить перед мамами и бабушками. Кто-то будет петь, кто-то играть на инструменте, кто-то танцевать. Но сегодня вы увидите практически всех детей нашей школы. Поэтому наберитесь терпения, ведь ваши дети хотят, чтобы вы любовались и гордились ими.

 И так мы начинаем!

 Нарушая все  традиции, мы начали наш концерт с весёлых частушек, чтобы настроить всех вас на весёлый и лирический лад. Выступил Детский оркестр народных инструментов под упр. Антоновой Л.Г.

Наш концерт продолжает хор средних классов.

Руков. Сидорова О.Г.

2.Сиротин. «Иволга».

3.Портнов «Баллада о зайчике и бобре».

4. Иванов Полька. Порошина Т.

5. Песня «На часик мама уходила». Шувалова Вика, Крючкова Валерия

6. Шмитц «Буги-вуги» Газизова Алсу, Гринько Юля.

Ведущий Пришли поздравить  своих мам и самые юные наши ученики

Под руководством Антоновой Л.Г. выступают детки, детки-шестилетки. Они исполнят:

7. «Мамина песенка»

8. «Песенка о животных»

9.Сёстры Юля и Соня Варковы исполнят танго «Кумпарсита»

Ведущий: Как прекрасно, что есть в году такой день, когда можно услышать столько признаний в любви! Я желаю, чтобы таких дней в году было у вас больше, и случались они чаще. Примите признания от своих детей, которые уже сейчас  готовы защищать своих любимых мам.

10. Выступают юные защитники с песней «Ты не бойся мама».

11. «Фантастический танец» Кошкина Катя

 Ведущий: 8 – Марта – вся наша планета отмечает женский день. Мы привыкли к нему, как к доброму и весёлому празднику. Мы любим его за приятные хлопоты, за улыбки наших мам, а значит -  за уважительное и трепетное отношение ко всем женщинам.  

Выступает хор младших классов. Руководитель Сидорова О.Г.

12.Гладков. «Робин-Бобин»

13.Кондратенко. «Песенка про жука»

14. «Вальс собачек».Чавкин Миша

15. Выступают Клипицкая Полина, Барсукова Ангелина «Мамочка милая».  

16. Р.Н.П. «Ах вы сени». Селищева Настя

17. Учащиеся хореографического отделения, под руководством Давлеткуловой Л.А. исполнят танец «Макарена»

Ведущий Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем, 
А потом их опускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей

18.Кабалевский Полька. Кутырёва Аня.

19. Песня «Неразлучные друзья».Вокальная группа 1-ков

20. Понаётов Пьеса. Хмелёв Вова

 Ведущий: Чтобы наш подарочный музыкальный букет дарил улыбки и веселье, добавим в него весёлую песню:

21. «Леталка». Варкова Ю.

ведущий:   Сегодня мы также поговорим о наших бабушках. Я знаю, что каждый из нас очень любит свою бабушку. Когда у нас каникулы, мы едем к ним. Если у нас радость, они радуются вместе с нами, если нам грустно, они успокоят, утешат, вместе с ними мы переживаем свои неудачи. Порой родители не знают о нас того, что знают наши бабушки. А какие золотые руки у них, сколько они умеют делать! Вот пришла и наша очередь сделать мудрым и обаятельным бабушкам приятный подарок.

22. «Бабушка-подружка». Китова Кристина.

23.Лист-Гальперина «Венгерская рапсодия». Анисимов Сергей.

24. «Мамин вальс»  Ахмерова Регина

25. «Моя семья». Гостюшкина Олеся

Ведущая: солнце сегодня светит ласковей и ярче,

вся природа улыбается. Потому, что ничего в мире нет прекрасней женской красоты.

А сегодня здесь собрались женщины всех  возрастов:

это и наши очаровательные девочки, милые мамы, дорогие бабушки, обаятельные учителя детской школы искусств.

Так давайте дружными аплодисментами поприветствуем друг друга. АПЛОДИСМЕНТЫ 

Ведущий: Большинство учителей нашей школы тоже -мамы, бабушки, сестры!
В весенний праздник, день 8 марта, хотим поздравить мы учителей! И пожелать Вам всем большого счастья от армии влюбленных в вас детей.

Выступает старший хор. Руководитель Лилуашвили Л.Г.

26. «В родных местах»

27. «В весенний день»

28. Смирнова «Воспоминание о французском кино».Косенко Елена, Дуракова Ирина.

29. Доризо романс «Расцветут хризантемы опять» Косенко  Люда.

30. Р.Н.П. «Ивушка» Дуэт: Косенко Людмила, Сидорова Ольга.

31. «Кнопочки баянные» оркестр народных инструментов. Солистка Калиновская Наталья

Милые наши женщины, разрешите ещё раз от всей души поздравить Вас с этим праздником и пожелать Вам в этот торжественный день крепкого здоровья, семейного благополучия и согласия, стойкости и терпения, мира и долголетия, а также всегда хорошего настроения!

 



Предварительный просмотр:

Открытый урок по дисциплине «Специальный инструмент» (фортепиано)

Преподаватель Килякова Вера Владимировна

Ученица 3-го класса фортепианного отделения  Марченко Анастасия

        Дата проведения:5.05.2013

Тема: «Способы преодоления проблем технического развития ученика»,

Цели:   1. Показать работу с упражнениями, способствующими развитию координации и свободы движения рук, развитию техники учащегося.

2. Обучать точности выполнения программных требований, с целью яркого художественного исполнения.

3. Воспитывать интерес учащегося, опираясь на образное мышление, разучивая упражнения и этюды

Задачи:

  1. Освоить упражнения на различные виды техники: исполнение двойных нот, аккордов, мелкой техники в пределах одной позиции.
  2. Точно выполнить авторские указания в нотном тексте, а так же в динамических нюансах, качестве звука и фразировке.
  3. Представить иллюстрации, понятные ассоциации разучиваемого фортепианного упражнения и этюда для более яркого музыкального исполнения.

Музыкальный материал: Е.Гнесина «Фортепианная азбука»

Ход урока:   1. Оргмомент. Вступительная часть: формулировка целей и задач урока, указание на вопросы, которые должны быть усвоены.

Педагогическая практика показала, что начиная с первых лет обучения игре на фортепиано, необходимо уделять внимание систематической работе над упражнениями и этюдами. Она не может ограничиваться только элементарными задачами выполнения нотного текста и технически чистой игры в быстром темпе. А учащимся нравится разбирать текст этюдов, так как он доступный и сравнительно легкий, нежели другие произведения. К каждому этюду и упражнению преподаватель должен подходить с такой же требовательностью, как и к художественному произведению в отношении нюансировки, качества звука и фразировки.

Если проработать упражнение тщательно – это принесет пользу, подготавливая учащегося к более сложным пианистическим задачам исполнения художественного произведения.   Не менее важную роль играет выбор упражнений для каждого ученика. Необходимо учитывать постепенное и последовательное развитие и накапливание у учащегося разнообразных исполнительских навыков, т.е. разучивать этюды и упражнения различного типа и характера, на разные виды техники.

2. Основная часть. Работа над упражнениями Е. Гнесиной. Выбор данных упражнений не случаен, ведь у начинающего пианиста слабая пальцевая беглость.  Поэтому были отобраны упражнения, дающие навыки исполнения секвенционного движения однотипных групп, двух- и трезвучных построений, которые встретятся в дальнейшем разучивании репертуара 2 – 3 класса.

Ученик, усвоивший игровые движения, хорошо знающий ноты и научившийся петь по нотам, будет, таким образом, достаточно подготовлен к разучиванию маленьких этюдов и пьесок, которые включены в сборник «Фортепианная азбука». При прохождении с учеником этих пьесок педагогу необходимо добиваться максимальной точности выполнения нотного текста.

Всякая небрежность и неряшливость исполнения (недосчитывание пауз, неправильная аппликатура, неточность ритма), допускаемая педагогом на первых шагах обучения, порождает дурные привычки, от которых чрезвычайно трудно отучить ученика в дальнейшем процессе обучения.

Работа над упражнениями  проходит уже на этапе, когда ученица исполняет их  наизусть в среднем темпе, со знанием строения, аппликатуры, штрихов, качества звучания, динамических оттенков. Приступили к техническому совершенствованию упражнний.

- упражнение  «Терции» (№18) – брать крепкими пальцами; на паузах и запятых освобождать и приподнимать руки. Плечи не поднимать - чувство свободы в плече.

 - упражнение «Терции мелодические» (№19)  - разложенные терции на мелкую позиционную технику. Проигрывание разными звуковыми заданиями: на pianissimo и, наоборот, более ярким звуком.

 - упражнения (№28, №29) – давать опору на пятый и третий пальцы и легко касаться клавиши первым пальцем. Перед целыми нотами свободно поднимать руку.

3.Заключительная часть. Подведение итогов. Краткое повторение пройденного материала: какие способы и приемы работы использовать для отработки трудных «мест» в упражнениях, над чем еще требуется дополнительная работа дома. Анализ проведенного урока: поставленные цели и задачи были постигнуты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Преодоление проблем адаптации детей с ЗПР к условиям детского сада посредством использования технологий нетрадиционного рисования».

Хочется показать Вам мини-презентацию моего проекта об использовании техник нетрадиционного рисования в работе с детьми с ЗПР....

Формы работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения у детей.

Хочу поделиться опытом работы по преодолению проблем формирования произвольности поведения. Это очень важно для воспитателей, родителей и в первую очередь для самого ребенка.Напомню, что произвольност...

Преодоление проблем нравственного воспитания дошкольников

Из опыта работы с дошкольниками по социально-нравственному воспитанию....

Программа по преодолению проблем в развитии памяти, когнитивных способностей воспитанников старшего дошкольного возраста с учетом характера диагностируемых трудностей

Программа нацелена на воспитанников старшего дошкольного возраста, их родителей и педагогов.Цель: преодоление проблем в развитии интеллектуальной сферы у воспитанников старшего дошкольного возраста с ...

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду» Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как эффективном инструменте развития личности ребенка»

Сегодня обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет конструирование .В современном мире существует огромн...