«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду» Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как эффективном инструменте развития личности ребенка»
учебно-методический материал по конструированию, ручному труду (средняя группа)

Гюльмагомедова  Наргиз Халитдиновна

Сегодня обществу необходимы активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет конструирование .

В современном мире существует огромное разнообразие видов конструкторов: ЛЕГО, ЛЕГО ДУПЛО, ЛЕГО ДАКТА, ЛЕГО ВИ ДУ, ЛЕГО ВИДУ 2:0, деревянный: конструктор Поликарпова, клемми плюс, резиновый, конструктор ПОЛЕСЬЕ, полесье ферма, полесье дом, ПОЛЕСЬЕ ХХL, липучий конструктор, магнитный, конструктор из воздушных и железных шариков.

Конструктор открывает ребенку новый мир , предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность , активность, самостоятельность, ответственность , взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества , повышение самооценки через осознание « я умею, я могу» , настроя на позитивный лад , снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами , схемами , формируется логическое , проектное мышление. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ped_sovet_iz_opyta_raboty.odt15.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Ёлочка»

ПЕДСОВЕТ №3

«Обучение через открытие: конструктивная деятельность и техническое творчество в детском саду»

Сообщение: «ИКаРёнок с пелёнок» - о конструировании как  эффективном инструменте развития личности ребенка»

(из опыта работы)

Подготовили: Гюльмагомедова Н.Х., Исакова Д.У., воспитатели

 

Сегодня обществу необходимы  активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Особое место в развитии личности ребенка играет  конструирование .

В современном мире существует огромное разнообразие видов конструкторов: ЛЕГО, ЛЕГО ДУПЛО, ЛЕГО ДАКТА,  ЛЕГО ВИ ДУ, ЛЕГО ВИДУ 2:0, деревянный: конструктор Поликарпова, клемми плюс, резиновый, конструктор ПОЛЕСЬЕ, полесье ферма, полесье дом, ПОЛЕСЬЕ ХХL, липучий конструктор, магнитный, конструктор из воздушных и железных шариков.

Конструктор открывает ребенку новый мир , предоставляет возможность  в процессе работы приобретать  такие социальные качества  как любознательность , активность, самостоятельность, ответственность , взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества , повышение самооценки через осознание « я умею, я могу» , настроя на позитивный лад , снятие эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами , схемами , формируется логическое , проектное мышление.  

КОНСТРУИРОВАНИЕ- нацелено  не столько на обучение  детей сложным способам  крепления деталей , сколько на создание условий  для самовыражения личности ребенка.

          В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями , архитекторами и творцами , играя , они придумывают  и воплощают в жизнь свои идеи.

Дети 21 века много времени уделяют  робототехнике и конструированию.

       РОБОТОТЕХНИКА- это  область науки и техники , ориентированная на создание  роботов и робототехнических систем. Робот- это автоматическое устройство , предназначенное для замены человека  в промышленности , автомобилестроении,  космосе,  опасных средах  и т. д. Робот действует по заранее  заложенной программе или управляется при помощи оператора.

В 20 веке писатели- фантасты представляли будущее , в котором роботы не только  будут работать вместо человека, но и даже станут полноправными  членами общества. И если второе еще пока не наступило, несмотря на активное развитие искусственного интеллекта, то без использования роботов уже трудно представить себе не только промышленность, но и повседневную жизнь. Зачастую люди не задумываются, насколько распространены роботы.    

            Например, современные пассажирские самолеты являются летающими роботами, управляемыми пилотами.

         Хорошо зарекомендовали себя роботы и в сельскохозяйственных роботах.    Которые могут работать на полях круглосуточно в любую погоду., производя самые разные агротехнологические операции.

             Применение робототехники в медицине позволяет создавать экзоскелеты, которые возвращают возможность  самостоятельно передвигаться  больным  с нарушениями опорно- двигательного аппарата. Уже разработаны и применяются специальные медицинские роботы , способные делать хирургические операции.

В сфере образования и науки робототехника является эффективным инструментом  для повышения качества подготовки инженерных специалистов, проведения экспериментов и т.д.  

             Сегодня уже сложно найти сферу , которая бы не подверглась  роботизации. Это связано с огромным разнообразием  выпускаемых роботов и применяемых в них технических решений.

        Дети дошкольных образовательных организаций увлечены легоконструированием. Порой очень много интересного и необычного может ребенок воплотить в игре с лего.

Легоконструирование  является составной частью робототехники . «  LEGO”  было создано  в 1932 году в Дании. Слово « LEGO»  было придумано Оле Кирком Кристиансеном , которое происходило  от двух датских слов - «leg » и «godt »- которые вместе означают  « играй с удовольствием» , а в переводе с латыни -«я складываю». В 1949 году « LEGO» начинает производить пластмассовых кубиков. Они могли складываться , а главное крепиться друг к другу . На сегодняшний день  выпускается более 600 наборов  конструкторов , продаваемых в 130 странах мира.

Конструкторы LEGO обладают следующими свойствами : стремление к бесконечности , идея усложнения, полноценная смысловая нагрузка  и знания.

           Конструкторы LEGO можно классифицировать  по возрасту:

- для малышей  от 1 до 3 идеальным конструктором  будет LEGO  серии DUPLO. Наборы этой серии содержат  крупные детали  для строительства.

- для детей 3-6 лет  конструкторы представлены  в самом большом ассортименте- City ,Classic , Super Heroes, Friends, Juniors  и т. д.

- конструкторы для детей  старше 6-7 лет чаще всего отличаются количеством деталей и сложностью сборки — Star Wars,  Ninjago.

         А сейчас хотелось бы рассказать вам  об очень интересном конкурсе, который  связан с легоконструированием .  ( СЛАЙДЫ)

В 2014 году стартовали новые Всероссийские соревнования — ИкаР и ИкаРенок, с большим успехом прошедшие более чем в 40 регионах России. За 2014- 15 год в наших Всероссийских и региональных отборочных соревнованиях приняло участие более чем 3000детей из всех регионов нашей страны.

Икар - единственные соревнования в Р.Ф. с образовательным уклоном , направленные на повышение уровня  и престижа инженерных кадров России.

Икар - это линейка соревнований , направленных на популяризацию научно- технического творчества  и повышение престижа инженерных профессий  у обучающихся.

Категория детей от 10 до 18 лет.

        ИкаРенок- единственные Всероссийские соревнования  для детей дошкольного возраста. Соревнования  ИкаРенок включены  в программу  « От детского сада до производства»

      Целью форума ИкаРенок  является приобщение  детей дошкольного возраста  к техническому творчеству; формирование сообщества  педагогов  и детей , занимающихся  инновационной деятельностью , расширение  сетевого  взаимодействия  образовательных организаций.

Правила допускают использование  в работе конструкторов  различных производителей.

Категория участников - дети от 6 до 7 лет, педагоги ДОУ и родители.

           Конкурсные испытания для воспитанников :

1)защите творческого проекта в соответствии  с тематикой форума.

2) Дети выполняют задания  различного характера , направленные на развитие конструктивных навыков , внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения , умения работать в команде.

3) « Инженерная книга», которая содержит подробное описание этапов работы  над проектом.

          Ключевое внимание во время соревнования будет обращено  к оригинальности идеи, применения нестандартных  техник выполнения , оригинальности и  творческому подходу , а так же  к собранным моделям: их функциональности , ловкости.

Не менее важно для жюри — работа в команде  и умение презентовать свою модель , свое изобретение перед аудиторией.

       Сезон 2016-17 года был и для нас удачным. В соревнованиях 3-го регионального отборочного  этапа Всероссийского  робототехнического форума  « ИкаРенок» от нашей группы принимали участие команды « Северные ребята» , « Мастерок» и « МЕПАИ».  Имеются сертификаты участников . Из них 2 команды вышли в финал и работы были отправлены в город Салехард на региональную выставку  « Образовательный этнопарк « Аркториум» на тематическую площадку «ЭтноЛегоКонструирование». Имеются сертификаты.

        Сезон 2017-18 так же принес нам хорошие результаты. Команда из нашего сада прошла отборочный этап всероссийского робототехнического форума ИкаРенок  

«Моя Россия, моя семья» (помощники по дому) среди воспитанников ДОО. Команда « РОБОМИР» ( состоящая из 2 детей)  под руководством Елены Анатольевны Сычевой заняли 2 место в номинации « Лучший проект» , а сам руководитель  вместе с родителями  разработал инженерную книгу  и представила опыт работы с детьми.

Организаторы конкурса находятся в  постоянном  поиске новых форм о обучения и развития детей дошкольного возраста.

       С2017-18 года начал проходить заочный творческий конкурс для детей младшего школьного возраста  «ИкаРенок с пеленок».  Организатором данного конкурса является Учебно- методический центр  РАОР.  Конкурс расчитан  на детей до 4 лет , обучающихся в дошкольных образовательных организациях. Конкурс является  открытым , в нем могут принять участие  дети из образовательных учреждений любого региона Р. Ф.

Конкурс проводится с целью популяризации  технического творчества  конструирования  как одного из продуктивных методов развития творческой, разносторонне развитой личности ребенка. На конкурс принимаются видеоролики с рассказом о своей творческой постройке  на заданную тему. Длительность  должна  быть не более 3 минут.

            Задачи такого конкурса:

- сформировать интерес к конструированию

- обучить  созданию конструктивных образов  в процессе экспериментирования  с различными материалами.

- способствовать  овладению  конструктивными умениями.

           В  2017- 18 и 2018-19  году в таком конкурсе принимали участие 2 группы « Калина» и « Вишня». И участники данных конкурсов были награждены сертификатами участия .

В 2018-19 году стартовал новый проект от ИКаРенок    « ИКаРенок без границ» для детей с ОВЗ. Это открытый заочный конкурс для детей с ограниченными возможностями  здоровья. Данный конкурс проводится с целью популяризации  технического конструирования , как одного из продуктивных методов  развития творческой , разносторонне развитой личности  ребенка и включая  детей  с ограниченными возможностями здоровья в социокультурное пространство.

       А сейчас хотелось бы продемонстрировать те виды конкурсных заданий , которые были организованы для команд , принимавших участие в соревнованиях -  «собери вторую половину», «расшифруй алгоритм изображения», «найди короткий путь до дома»,  « повтори узор». ( презентация  заданий)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику «ВеДуша»

Развитие творческого кругозора дошкольника, конструктивных умений и способностей и формирование предпосылок основ инженерного мышления и навыков начального программирования и моделирования....

«Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование и робототехнику».

Конструктивная деятельность для развития начального логического мышления, творчества и конструктивных способностей детей дошкольного возраста....

Взаимодействие педагогов детского сада и родителей как одно из важных условий гармоничного развития личности ребенка-дошкольника.

Статья написана в помощь начинающим педагогам, а также тем воспитателям, которые, проходя курсы повышения квалификации, систематизируют накопленный педагогический опыт....

«ТЕХНОГРАД» ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ ПО РАЗВИТИЮ КОНСТРУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА В ДЕТСКОМ САДУ ЧЕРЕЗ LEGO - КОНСТРУИРОВАНИЕ и РОБОТОТЕХНИКУ.

В 2019 году в детском саду началась работа в рамках проекта «Техноград» по формированию у детей дошкольного возраста навыков конструирования, изучения основ программирования и робототехник...

“Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через лего - конструирование»

Многие современные профессии требуют от человека творческий подход и решение профессиональных задачь. Воспитывать мобильную, креативную личность, таков новый социальный заказ государства. А для того ч...

План работы по самообразованию «Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через LEGO-конструирование и робототехнику»

Дошкольное образование теперь ставит перед собой цель – сформировать инженерное мышление у ребенка. А именно, воспитать человека творческого, с креативным мышлением, способным ориентироваться в ...