детско-родительский проект "Покров день"
проект (подготовительная группа) на тему

Акентьева Светлана Леонидовна
Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут народные игры, в которые дети очень любят играть и конечно же традиционные праздники народного календаря .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_pokrov.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Муниципального образования “Город Архангельск”

“Детский сад комбинированного вида №119 “Поморочка”

ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

“Покров день”

(старшая группа 6-7 лет)

Составители: (ф.и.о.)

Акентьева  С. Л.

Должность: воспитатель

Стромина О.О.

Музыкальный руководитель

Архангельск, 2014г.

    Необходимость приобщения молодого поколения к национальной культуре трактуется народной мудростью: наше сегодня, как никогда наше прошлое, также творит традиции будущего. Что скажут о них наши потомки? Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и активно участвовать в возрождении национальной культуры; само реализовать себя как личность любящую свою Родину, свой народ и все что связано с народной культурой:   русские народные танцы, в которых дети черпают русские нравы, обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный  народный фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки, пусть это будут  народные игры, в которые дети очень любят играть и конечно же традиционные праздники народного календаря .

        Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребёнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.

        Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком  опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности  имеет решающее значение в становлении основ личности.

   С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания  и индивидуальности.

      Главным замыслом данного проекта является приобщение детей к истокам проваславной культуры своего народа, пополнение знаний о православных праздниках, воспитание уважения к традициям и обычаям своей страны, развитие потребности детей в освоении окружающего мира, путем изучения культурного наследия русского народа при участии родителей как участников образовательных отношений.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

Создать условия, раскрывающие творческий и интеллектуальный потенциал ребенка, ориентированный на творческое взаимодействие детей, родителей и педагогов способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников  педагогического  процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре.

ПРОГРАММЫ, МЕТОДИЧЕСКАЯ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, РЕГУЛИРУЮЩАЯ РЕАЛИЗАЦИЮ ПРОЕКТА:

  1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вервксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.:Мозаика – Синтез, 2010.
  2. М.Ф. Литвинова. Русские народные подвижные игры для детей дошкольного и  младшего школьного возраста: Практическое пособие. – М.: Айрис-пресс, 2003.
  3. . О.Л.Князева, М. Д. Маханева. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – СП.: Детство-Пресс,2004.
  4. Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Авт. сост.Л. С. Куприна, Т. А. Бударина, О. А. Маханева, О.Н. Корепанова и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  5. Народный календарь – основа планирования работы с дошкольниками по  государственному образовательному стандарту: План-программа. Конспекты занятий. Сценарии праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Николаева С.Р., Катышева И.Б., Комбарова Г.Н., и др. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004
  6. Тихонова М.В., Смирнова Н.С. красна изба…Знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом в музее детского сада. – СПб:  «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004.
  7. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Авторский коллектив: Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: октябрь 2014г.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ:

  1. Наглядный материал:
  • Картины, иллюстрации, открытки
  • Дидактические игры (разработаны и созданы педагогами ДОУ)
  • Семейные работы созданные для выставки “”
  • Презентации о Покрове, об истории праздника.
  1. Подбор художественной литературы о празднике Светлой Пасхи.
  2. Материалы для художественно-продуктивной деятельности детей и взрослых.
  3. Музыкальный репертуар:
  • Песня «Серый дождик»
  • Песня Вечорочная  «Казать походочку»
  • Песня –игра «Нуко как Вася-утёночек»р.н.п.
  • Песня –игра «Гори, гори ясно»р.н.п.
  • Песня –игра «Где был Иванушка?»
  • Песня –игра «Тетерка»
  • Песня –игра «Капуста»
  • Оркестр русских народных инструментов «Во кузнеце»
  • Танец с платками «»
  • Хоровод  «Северный хоровод»
  1. Создание условий для познавательной деятельности:
  • Мини-музей “Народные ремесла” (пополнение музея экспонатами)
  1. Создание условий для игровой и трудовой деятельности воспитанников

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:

  • Дети подготовительной группы №7 “Ветерок”
  • Родители воспитанников
  • Музыкальный руководитель
  • Воспитатели группы

РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  1. Перспективный план мероприятий воспитательно-образовательной деятельности с детьми и родителямиё
  2. Оформление выставки творческих работ “Покровская ярмарка” (совместно с родителями)
  3. Пополнение группового мини-музея “Народные ремесла” новыми экспонатами.
  4. Обобщение педагогического опыта, создание презентации по проекту.
  5. Оформление фотоальбома “Покров”
  6. Создание и внедрение в практику педагогической деятельности семейных проектов:  “Рождество Христово”, “Масленица”

ЦЕЛЕВЫЕ УСТАНОВКИ:

  1. Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, через  знакомство с праздниками народного календаря.
  2. Вовлечь  родителей в воспитательно-образовательный процесс  через  проведение русских народных  подвижных игр, знакомство с календарными праздниками  их обычаями и традициями.
  3. Создать условия для  самостоятельного отражения  полученных знаний,  умений детьми.
  4. Разработать и реализовать перспективный план мероприятий по теме “Покров день”

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

  1. Изучить и сестиматезировать научно-методический материал по теме. Отобрать современные методы и приемы работы по образованию дошкольников.
  2. Формирование элементарных представлений у дошкольников о православном народном празднике Покров Пресвятой Богородицы..
  3. Составить и реализовать план меропиятий по теме “Покров день”
  4. Активизировать деятельность родителей и специалистов ДОУ как участников образовательных отношений в систематизации знаний о традиционных праздниках русского народа.
  5. Проанализировать и обобщить результаты работы по детско-родительскому проекту “Покров день”

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Внедрение новых форм и методов работы с участниками образовательных отношений по патриотическому воспитанию
  • Расширение знания детей о христианском празднике  «Покров», формирование на этой основе духовного, нравственного и личностного отношения к действительности;
  • Расширение связей ДОУ с социумом;
  • Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
  • 100% проведение запланированных мероприятий
  • Уровень освоения знаний воспитанниками по теме – не менее 95%

МЕТОДЫ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Исследовательские: проблемные вопросы, наблюдения (самостоятельные, коллективные);
  • Наглядные: иллюстрации, фото, кортины художников, иконы, живые объекты, театрализованные представления, презентации;
  • Технологии моделирования;
  • Слушание музыкальных произведений;
  • Детское проектирование, семейные работы;
  • Непосредственно организованная деятельность (интеграция образовательных областей)

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

  • Игровая деятельность: народные подвижные игры, дидактические игры, настольные и др. игры;
  • Художественно-творческая деятельность детей и родителей воспитанников;
  • Трудовая деятельность (работа в группе и на участке ДОУ)
  • Образовательная деятельность: НОД, экскурсии.

  1. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:

1 этап подготовительный – подготовка, сбор и обработка материалов, составление перспективного плана;

2 этап организационный  - реализация проекта;

3 этап – завершение и оценка проектаё

  1. ПЕРЕЧЕНЬ МЕРОПРИЯТИЙ:
  1. Мероприятия, направленные на реализацию первого этапа

Мероприятия

сроки

ответственные

результат

1

Изучение интереса детей и родителей для определения целей проекта

1-7 апреля

воспитатели

Цель проекта определена

2

Определение уровня умений и знаний детей по теме

1-7 апреля

воспитатели

Диагностика (начальная)

3

Подбор и анализ методической и художественной литературы для всех участников проекта

1-7 апреля

Воспитатели, родители

Подборка литературы

4

Формирование материально-технической базы для реализации проекта: иллюстрации, картины, презентации, мультфильмы, игры, пособия, материалы для эксперементальной и творческой деятельности детей и взрослых

1-7 апреля

Воспитатели, родители

Организованная материальная база

5

Анкетирование родителей “Что вы знаете о православном празднике Покров?”

1-7 апреля

Воспитатели, специалисты

Данные о знаниях родителей

6

Разработка перспективного плана реализации проекта

1-7 апреля

воспитатели

План мероприятий

  1. Меропиятия, направленные на реализацию второго этапа

Задачи:

Воспитанники:

  1. Обогатить и расширить знания детей о православном празднике Покров;
  2. Создать условия для самостоятельного ознакомления детей с историей и традициями своего народа, пополнение групового мини музея;
  3. Формирование патриотических чувств у дошкольников, на основе приобщения к традициям русского народа;
  4. Развивать умение сравнивать и анализировать;
  5. Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования и создания объектов творчества;
  6. Развивать уение передавать свои чувства от приобщения к традициям своего народа в рисунках и поделках;
  7. Пополнять и обогащать словарный запас детей и их знания о православных традициях своего народа;
  8. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие,
  9. Любознательность и наблюдательность ко всему окружающему.

Родители как участники образовательных отношений:

  1. Привлечь родителей как участников образовательных отношений к получению дополнительных знаний о празднике Пасхи и применению знаний на практике в семье;
  2. Активное участие родителей воспитанников в конкурсах, викторинах, образовательных мероприятиях

Взаимодействие со специалистами ДОУ и социумом:

  1. Привлечение специалистов ДОУ и сотрудников других учреждений как участников образовательных отношений с целью реализации задач образовательного проекта “Пасха Красная” в интеграции образовательных областей “Познавательное развитие”,”Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Художественно-эстетическое развитие” и “Физическое развитие”

мероприятия

срок

ответственный

1

НОД: ОО “Познавательное развитие” – “Покров” (беседа)

1неделя

Воспитатель группы

2

НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие” (рисование)  - “Золотые купола”

Воспитатель группы

3

Просмотр презентации “Покров Богородицы”

Воспитатель группы

4

Игровая деятельность – дидактическая игра “Найди отличия”

Воспитатель группы

5

НОД: ОО “Познавательное развитие” -  “Покров - натопи избу без дров”

2неделя

Воспитатель группы

6

 НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие”

Плоскостная  лепка “Мой Ангел”

Воспитатель группы

7

Экскурсия в Гостиный двор  тема: “Православные осенние праздники”

Воспитатель группы

8

Экскурсия в Академический Государственный Русский Народный хор тема: «Сшей мне маменька русский сарофан».

Родители, воспитатели

9

НОД:  ОО “Физическое развитие” –  русские народные подвижные игры.

3неделя

Воспитатель группы, родители

10

НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие”

Аппликация “ Оклад для иконы Пресвятой Богородицы ”

Воспитатель группы

11

НОД: ОО «Познавательное развитие»

«Покров Пресвятой Богородицы»

Воспитатель группы

12

НОД: ОО “Коммуникация”

Чтение сказания «ПОКРОВА»

Воспитатель группы

13

НОД: ОО “Познавательное развитие” Составление рассказов “Как мы дома праздновали Покров?”

4неделя

Воспитатель группы

14

НОД: ОО “Художественно-эстетическое развитие”

Конструирование из бросового материала “Ангел”

Воспитатель группы

15

Экскурсия в православный храм .

Воспитатель группы

16

Музакальное развлечение “Покровские посиделки”

Музыкальный руководитель

Родители как участники образовательных отношений

1

Помощь в подборе песенного и музыкального материала о Покрове  для прослушивания в ДОУ и дома

2

Помощь в подборе иллюстраций, фото и репродукций картин и икон  посвященных празднику.

3

Творческое задание для детей и родителей воспитанников – создание рисунков и поделок к выставке “Покров”

4

Консультация «Как и чем можно порадовать ребёнка в праздник»

5

Консультация  «Как встречали Покров на Руси».

6

Участие родителей в музыкальном развлечении “Покровские посиделки”

7

Помощь в оформлении зала к развлечению

  1.  Мероприятия, направленные на реализацию третьего этапа

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Результат

1

Организация выставки детско-родительских работ “Покров”

24.04.2014

Воспитатели и родители

Выставка работ в музыкальном зале

2

Оформление выставки детских творческих работ “Покров”

21.04.2014

воспитатели

Выставка в группах

3

Оформление фотоальбома “Покров Пресвятой Богородицы ”

28.04.2014

Воспитатели

Альбом

4

Мониторинг знаний детей, участия родителей в проекте

29.04.2014

Воспитатели

 Анализ выполнения проекта

5

Оформление полученных данных. Оформление результатов по проекту

28.04 – 30.04.2014

Воспитатели

Представление проекта

  1. Важнейшие индикаторы и показатели, позволяющие оценить ход реализации проекта

  • Доля воспитанников, усвоивших материал по теме “Покров день” – не менее 95%
  • Доля родителей, принявших участие в проекте – не менее 95%
  • Доля специалистов, взаимодействующих в данном проекте

  Самооценка проекта

Результатом проекта будет являться:

  1. Практическая значимость проекта
  2. Инновационная значимость проекта
  3. Транслируемость опыта

Риски проекта: человеческий фактор.