перспективный план работы с детьми дошкольного возраста по духовно - нравственному развитию
проект по теме

перспективный план по духовно - нравственному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon perspektivnyy_plan.doc127.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы с детьми дошкольного возраста

Образовательная область «Социализация»

(в рамках реализации программы

«истоки. Воспитание на социокультурном опыте» под

редакцией И.А. Кузьмина)

Разработала: воспитатель МБДОУ №9

г. Шахты      Басова С.А.                       

         

            раздел

                                                    Совместная деятельность взрослого и детей

       Непосредственно образовательная                                                

                        деятельность  

                Совместная деятельность

               в ходе режимных моментов

             Взаимодействие с

                    семьями

               воспитанников

                1

                                      2

                                    3  

                              4

Младший возраст

«Доброе слово»

Сказка «Репка»

Цель: учить внимательно слушать сказку,

отвечать на вопросы по сказке; развивать речь,

мышление; помочь понять , что сказка учит

помогать друг другу.

Рассматривание иллюстраций сказки «Репка».

Цель: учить внимательно рассматривать

иллюстрации, развивать речь и мышление

детей.

Драматизация сказки «Репка».

Цель: учить детей имитировать характерные

 действия персонажей, передавать

эмоциональное состояние.

Итоговое занятие с детьми 3-4 лет по теме

«Добрая книга».

Цель: развивать умение детей слушать друг

друга, открыто и искренне выражать свои

чувства, вступать в общение; воспитывать

интерес, любовь и бережное отношение к книге;

развивать речевую активность детей через

совместные и согласованные игровые действия

в процессе хороводной игры «Репка».

«Истоковедение. Т.11» (с.271).

Чтение пословиц и поговорок о труде и

Добре.

Е.Синицына «Умные пословицы» (с.34)

Совместные игры

Цель: помочь понять, что играть вместе

интересней.

Подвижная игра «Птички в домике»,

«Покатаемся на лошадке», «Два мяча»,

«Построим дорожку», «Дружно прыгнем»

(во всех играх  дети действуют парами,

помогая друг другу. При несогласованности

их действий воспитатель объясняет, что в эти

интересные игры по одиночке играть

невозможно.)

Сюжетно-ролевые игры: «Полечим Мишку»,

«Угостим куклу», «Едим на машине» -

воспитатель участвует в играх, направляя и

 поощряя их совместную деятельность.

Совместное рисование на тему: «Солнышко»

Цель: помочь понять, что вместе легче

справиться с любым делом.

 

Разучивание русского народного

Хоровода «Репка».

Истоковедение.  С.271

Цель: объединить детей и взрослых,

Дать возможность детям выразить

свое эмоциональное отношение к

созданию Сказки.

Совместно с родителями

Изготовление шапочек для

драматизации сказки.

Создание выставки книг с русскими

народными сказками.

Рисование по сказке «Репка».

Выставка рисунков.

1

2

3

4

«Моя семья»

«Никого роднее мамы в целом мире нет»

Знакомство с колыбельными песнями.

Цель: познакомить и заучить колыбельные песни. Вызвать радость у детей и желание рассказать ее другому.

Тема: «Ласковая песня»

Цель: развивать умение слушать друг друга, петь простые колыбельные песни; формировать речевую активность детей через рассказывание о своей маме.

Истоковедение. Т. 11, с. 200

Тема: «Доброе слово».

Цель: развивать умение проявлять доброе отношение к близким людям.

Истоковедение. Т. 11, с.197

Тема: «Семейный портрет»

Цель: воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение  к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке; потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

«Азбука общения»  Л.М.Шипицына, с.210

Чтение рассказа «Про Машу и ее маму»

Цель: научить внимательно слушать рассказ, отвечать на вопросы воспитателя, составлять короткий рассказ о своей маме.

И.А.Кузьмина «Доброе слово»

«Чем можно порадовать маму»

Цель: углубить чувства привязанности   и любви к самому близкому человеку – маме.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.204

«Любимый образ»

Цель: воспитывать чувства любви к самому близкому человеку – маме.

Истоковедение, т.11

«За что я благодарен маме?»

Цель: формировать речевую активность детей через рассказывание о своей маме, исполнение колыбельных песен, общение друг с другом.

Истоковедение. Т.11, с. 198

Слушание русской народной песни

«Колыбельная медвежонку»,  «Баю-бай...», «Котя, котенька, коток», «Ой люли, люли, люли»,  «Спи, детя мое, усни» (А.Майков)

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о семье.

Е.Синицына «Умные пословицы», с. 18

Организация сюжетно-ролевой игры

«Моя семья»

«Уложим куклу спать»

Рассматривание иллюстраций, изображающих укладывание младенца.

Дидактическая игра «Грязи - нет! И пыли – нет!»

Цель: научить помогать своим родным в работе по дому, совместной деятельности и общению.

Л.М.Шипицына «Азбука общения»,  с. 215

Дидактическая игра «Маленькие помощники»

Цель: научить детей радовать своих родных, оказывать им  посильную помощь, воспитывать у детей желание помогать близким людям.

Чтение стихов о маме.

Цель: учить внимательно слушать стихи, воспитывать желание помогать маме, радовать ее хорошими, добрыми делами и поступками.

Слушание пословиц о маме.

Е.Синицына «Умные пословицы»

Подвижная игра «Курица и цыплята»

Цель :создать положительное эмоциональное   настроение у детей; показать заботливое отношение мамы к своим детям.

Л.М.Шипицына «Азбука общения», с. 207

Игра-драматизация  «Найди свою маму»

Цель: воспитывать чувство привязанности к самому близкому человеку – маме.

Этюд «Маме улыбнемся»

Л.М.Шипицына «Азбука общения», с. 209

Дидактическая игра «Скажи ласково».

«Рисуем всей семьей»

Цель: создать рисунок или коллаж своей дружной семьи.

Рассматривание семейного фотоальбома.

Дидактическая игра  «Вставь пропущенное слово»

Е.Синицына  «Умные пословицы»

Совместное чтение сказки «Теремок».

Выполнение творческого задания по этой сказке.

Фотовыставка «Моя любимая мамочка»

Изготовление совместно с родителями масок зверей для игры «Найди свою маму»

Рекомендации воспитателя по использованию потешек, песен, стихов, игр  родителями в общении с детьми.

        

Раздел

                                                    Совместная деятельность взрослого и детей

       Непосредственно образовательная                                                

                        деятельность  

                Совместная деятельность

               в ходе режимных моментов

             Взаимодействие с

                    семьями

               воспитанников

1

2

3

4

Средний возраст

Дружная Семья

Русская народная сказка в обработке К.Д.Ушинского «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»

Цель: формировать представление детей о любви и преданности сестры и брата, которые помогают преодолеть жизненные испытания.

Чтение рассказов Л.Корсунковой «Семья»,  Е.Пермяка «Первая рыбка».

Цель: формировать у детей понимание необходимости дружной семьи в жизни человека через чтение и осмысление основной нравственной идеи текстов.

Этюд «Любящие родители»

Цель: воспитывать любовь, ласковое и чуткое отношение к самым близким людям – папе, маме, бабушке, дедушке.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.209

Беседа «Семейная фотография»

Цель: воспитывать чувства семейной сплоченности (на основе представлений о семье, ее составе, взаимоотношениях и домашнем уюте)

 Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.214

Тема: «Наша дружная семья»

Цель: формировать представление детей о семье и  ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, об эмоциональном состоянии членов семьи, зависимость этого состояния от сложившейся ситуации, воспитывать любовь и уважение к своим родным.

Игра «Составь слово»

(Детям предлагается фигурки-макеты или картинки с изображением детей, взрослых, пожилых людей.)

Чтение пословиц и поговорок о семье.

Е.Синицына «Умные пословицы» (с.15)

Развивающие игры:

«Семейный календарь»,  «Все люди хорошие»,  «Отпечатки пальцев»,  «Язык жестов»

Цель: развивать представления о себе, о своей семье, о других людях, развивать навыки общения.

Г.Е.Акимова «Лучшие игры для детей от 2 до 7»

Рисование на тему: «Подарки бабушкам и дедушкам»

Сюжетно-ролевая игра «Моя семья»

Этюд «Утреннее фото»

Развивающая игра «Семейная фотография»

Г.Е.Акимова «Лучшие игры для детей от 2 до 7» с.113

Подвижная игра «Карусели»

Цель: создать положительное эмоциональное настроение у детей, научить согласовывать свои движения с движениями других детей.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.218

Рисование по сказке К.Д.Ушинского «Братец Иванушка и сестрица Аленушка»

Выставка рисунков.

Создание и оформление альбома «Наша дружная семья», где ребенок вместе с родителями создает рисунок или коллаж своей дружной семьи.

Разучивание игр «Моя семья самая лучшая»

Создание фотовыставки  «Вся семья вместе и душа на месте».

1

2

3

Добрая забота

Любимая сказка

Народная игрушка

Рассказ К.Д.Ушинского «Петушок с семьей»

Цель: развивать заботливое отношение детей к «братьям нашим меньшим»

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.156

Рассматривание картин из серии «Домашние  животные»

Цель: воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Истоковедение. Т.11, с. 202

Рассказ К.Д.Ушинского «Коровка»

Дидактическая игра «Расскажи о домашних животных и их детенышей»

Цель: закрепить знания детей о домашних животных и их детенышах.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.157

Тема: «Добрая забота»

Цель: Развивать способность договариваться, приходить к единому мнению, воспитывать у детей доброе отношение к животным.

Истоковедение. Т.11, с. 203

Чтение рассказа О.Абрамавой «Семейный праздник»

Цель: формировать представление о заботливом отношении к людям старшего поколения.

Истоковедение. Т.11, с. 35

Стихотворение Т.Шорыгиной «Жатва»

Цель: формировать представление детей о нелегком труде хлебороба.

Истоковедение. Т.11, с. 36

Тема: «Посылка из деревни»

Цель: формировать представления детей о деревне: чем занимаются сельские труженики, взаимосвязь города и деревни; воспитывать уважение к людям труда.

Русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка».

Цель: познакомить детей с русской народной сказкой, воспитывать  любовь и интерес к сказке.

Рассматривание иллюстраций к сказке.

Цель: учить внимательно рассматривать иллюстрации, рассказывать сказку;  воспитывать трудолюбие, доброе, заботливое отношение ко всему живому.

Тема: «Моя любимая сказка»

Цель: познакомить детей с социокультурной категорией «Труд души»; воспитывать у детей интерес и любовь к сказке; развивать умения работать в паре; формировать эмоционально-выразительную сторону речи детей.

Истоковедение, т. 11 (с.274)

Тема: «Глиняный человек»

Цель: формировать интерес к русскому прикладному искусству – глиняной игрушке. Активизировать слова: глина, глиняный, тяжелый , бьется. Развивать желание самим создавать и творить по мотивам русского народного творчества.

Тема: «Дымковские узоры»

Цель: приобщить детей к истокам традиционной русской народной глиняной игрушки.

Истоковедение , т. 11 (с. 217)

Праздник «Капустница».

Цель: познакомить с русской народной игрушкой (матрешкой) как символом русского

народного искусства, развивать интерес к народной игрушке, воображение, творчество.

Игра-драматизация «Маша обедает»

Цель: воспитывать любовь, бережное отношение к животным, желание ухаживать за ними; учить детей подражать голосам животных.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.142

Подвижная игра «Кот Васька»

Цель : научить в процессе игры характерным движениям животных.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.148

Организация и проведение режиссерских игр на тему: «Бабушкин двор»

Цель: научить детей гуманно относиться к животным, любить их и ухаживать за ними; активизировать слова, обозначающие названия домашних животных, отношение человека к ним.

Истоковедение. Т.11, с. 203

Дидактическая игра «Загадки о животных»

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.150

Дидактическая игра «Чей голос»

Цель: научить различать голоса животных.

Игра «Кто как разговаривает».

Этюд «Кот и сметана»

Цель: научить пользоваться выразительными движениями для передачи настроения, чувств.

Л.М.Шипицына  «Азбука общения», с.152

Этюд «Бабушка заболела»

Игра-рисование «Маленький помощник»

Пословицы и поговорки о труде.

Е.Синицына  «Умные пословицы» , с.10

Словесные игры «Узнайте сказку»,

«Отгадайте сказочного героя»

Цель: развивать память, мышление, воображение.

Дидактические игры: кубики с персонажами сказок.

Серия развивающих игр «Мои любимые сказки» (разрезные картинки),

Пазлы «Герои русских сказок»,  игра с карточками «В гостях у сказки»

Театрализованные игры детей по мотивам русских народных сказок.

Рисование простых дымковских узоров, используя ватную палочку для получения точки.

Рассматривание иллюстраций глиняных предметов

Чтение сказки «Глиняный парень» в обработке Л.Н.Толстого.

Разучивание русских народных игр.

Дидактическая игра «Попробуй отгадай»

Рисование на тему: «Мои домашние животные»

Выставка рисунков.

Создание фотоальбома «Добрая забота»

Изготовление шапочек, масок домашних животных для игр на тему: «Бабушкин двор»

Разучивание русской народной игры «Кто с нами?»

(с помощью имитационных движений показывают как люди работают в поле: от пахоты земли до получения урожая.)

Изготовление макета «На бабушкином дворе»

Разучивание игр  «Все люди хорошие»;

«Бабушка и дедушка»

Г.Е.Акимова «Лучшие игры для детей от 2 до 7», с. 174

Создание Альбома «Моя любимая

сказка». Предложить оформить

страницу Альбома, раскрасить

иллюстрацию к теме «Любимая

сказка» и сохранить ее в семейном

 архиве.

Совместно с родителями

изготовление шапочек для

драматизации сказки.

Создание выставки книг с русскими

народными сказками.

Организация выставки « Русская народная игрушка (матрешка)»

1

2

3

4

Старший возраст

«Верность родной земле»

Светлая Надежда

Доброе согласие

Рассматривание репродукции картины М.В.Васнецова «Богатыри».

Цель: обобщить знания детей об истории Руси, познакомить с русскими богатырями, с тем, как они защищали Родину; поддерживать в детях живой интерес к живописи, к героическому прошлому страны, народа; воспитывать чувство достоинства и причастности к истории мужества, доблести народа, прадедов, отцов.

Тема: «Верность родной земле»

Цель: освоение духовно-нравственной категории «Вера»; развивать у детей умение слушать друг друга, приходить к согласию; формировать представление о взаимосвязи  прошлого, настоящего и будущего; развивать речь детей.

Истоковедение,  т.11 (с. 240)

Тема: «Защитники Отечества».

Цель :расширять знания детей о славе богатырской;  развивать умение слушать друг друга, договариваться, приходить к единому мнению; воспитывать историческую память; развивать речь детей.

Истоковедение,  т.11 (с. 243)

Тема: «Былинные богатыри – защитники земли Русской»

Цель: приобщать детей к историческому прошлому русского народа на примере Былинных богатырей.

Истоковедение,  т.11 (с. 246)

Тема: «История  Соборной площади».

Цель: продолжить знакомить детей с историей возникновения родного города и  начавшемся в нем строительстве. Развивать интерес к истории родного города; воспитывать патриотические чувства.

Чтение «Предания о первой Рождественской елочке» Е.Ивановской.

Цель: формировать представление о Рождественском чуде; познакомить с историей появления елочки и традицией ее украшения на Рождество.

Истоковедение т. 11 (с. 289).

Рассказ К.Лукашевич «Рождество Христово»

Цель: формировать представления о празднике Рождества, воспитывать сострадание и милосердие друг к другу.

Аппликация на тему «Зимняя елочка»

Цель: учить детей складывать прямоугольник пополам, вырезать елочку, добиваться гармоничного варианта снежного покрова для выразительности композиции, закреплять навыки вырезания ножницами.

Истоковедение т. 11 (с. 290).

Рассказ И.С.Шмелева «Счастье мое миндальное».

Цель: познакомить с рассказом, на примере взаимоотношений между героями, воспитывать чувства добра и согласия в семье.

Рассматривание иллюстраций в книгах сказок: «Зимовье зверей», «Три поросенка».

Цель: на примере сказок проследить, где есть согласие при строительстве дома, а где нет и каков результат; развивать логическое мышление, речь.

Истоковедение  т. 11 (с. 292)

Чтение рассказа К.Д.Ушинского «Четыре желания».

Цель: учить детей понимать смысл рассказа , формировать в душе доброе согласие, умение в жизни руководить своими желаниями, делать простые выводы.

Чтение русских народных сказок.

Пословицы и поговорки о добре и зле.

Цель: продолжать побуждать интерес, чуткость к слову, народному творчеству; помочь детям уловить образность, яркость народных высказываний, понять их суть, использовать в речи.

Е.Синицына «Умные пословицы»  (с.14).

Чтение былин «Илья Муромец», «Добрыня Никитич»,  «Алеша Попович».

Заучивание стихотворений о богатырях.

Раскрашивание образов русских богатырей (их доспехи, снаряжение).

Дидактическая игра «Помоги богатырю собраться в поход».

Просмотр видеофильма «Илья Муромец».

Аппликация «Древняя крепость».

Экскурсия в краеведческий музей.

Цель: формировать историческую память, представление о доброте и красоте; пробуждать интерес к древним корням.

Пословицы о труде, надежде:

«На бога уповай, - а сам без дела не бывай»

«Надейся, будет и на твоей улице праздник».

Рисование на тему: «Елочка – зеленая иголочка»

Цель: создавать в рисунке образ елочки, закреплять умение рисовать елку с удлиненными к низу ветвями.

Дидактическая игра «Укрась елку»

Лепка «Елочные игрушки»

Цель: учить детей задумывать тематику игрушки, закрепить приемы лепки, воспитывать аккуратность.

Истоковедение т. 11 (с. 291).

Ручной труд: «Рождественская звезда»

Цель: учить детей изготавливать из бумаги Рождественскую звезду.

Дидактическая игра «Собери здание».

Цель: учить детей составлять различные архитектурные сооружения, используя набор геометрических фигур, развивать умение видеть сходство и различие между конструкциями, развивать мыслительные способности.

Строительная игра «Строим разные дома»

Цель: учить создавать различные строения, строить дружно, договариваться между собой в процессе строительства.

Драматизация сказки «Рукавичка»

Цель: продолжать формировать доброжелательное отношение друг к другу.

Игра-инсценировка «Катание кукол на санках»

Цель: научить детей помогать друг другу.

Л.М.Шипицына «Азбука общения»  (с. 254)

Оформление информационного экрана по теме «Верность родной земле»

Изготовление макета «Богатырская застава».

Выставка книг о русских богатырях.

Организация фотовыставки.

Размышляем вместе с детьми о смысле пословиц:

«Жить – Богу служить»,

«Кто правды ищет, того Бог сыщет»

«Кто добро творит, того Бог благодарит».

Создание Альбома «Рождественское чудо», где предлагается раскрасить Рождественскую елочку.

Совместное праздничное украшение группы.

Цель: вызвать желание активно участвовать в украшении группы к празднику.

Беседы с родителями о послушании и добром согласии.

Цель: формировать у родителей осмысленный подход к своевременности воспитания у детей послушания, заботливого отношения к своим близким, ценности домашнего мира, согласия, послушания, мудрости старшего поколения.

Оформление страниц Альбома «Доброе согласие».