МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА – как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям
консультация на тему

 

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika_konsultatsiya.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Музейная педагогика – как фактор приобщения дошкольников 

к социокультурным ценностям

          Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания.                                                      

                                                                                                                                                                           Ф. Дзери

 Дошкольный возраст является самоценным этапом социокультурного становления личности. Социокультурное развитие  ребёнка определяется его положением в обществе, системой межличностных отношений со взрослыми и сверстниками, культурой социума в целом. Социальная ситуация  развития создаётся, формируется взрослыми в процессе живого взаимодействия между ребёнком и его окружением, её можно охарактеризовать как уникальную для определённого возраста. Она не повторяется и изменяется с переходом с одного возрастного периода  на другой. Социокультурные условия развития, которые созданы для дошкольника, не могут удовлетворить потребности школьника, это уже совершенно иная система отношений.

Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения личности в специально организованную предметно-пространственную среду.

Музейная педагогика в последние десятилетия приобретает большую популярность в системе дошкольного образования и воспитания — создаются музейные программы, выходят книги, разрабатываются методические рекомендации. Сегодня мы ищем в музее партнера по решению задач, связанных с воспитанием и образованием детей, через осуществление музейно-педагогической деятельности, как в условиях музейной среды, так и в условиях детского сада. В этом случае сама предметная среда окружающего мира играет роль учителя и воспитателя.

Понятие «музейная педагогика» появилось в начале 80-х гг. и было заимствовано из немецкой терминологии. За это короткое время сам термин и обозначаемая им деятельность прочно вошли в педагогическую практику, об этом свидетельствуют музейно-образовательные программы для воспитанников образовательных учреждений.

Музейная педагогика – это такая педагогика, которая позволяет использовать дополнительные помещения, пространства, ресурсы, новые методы для всестороннего развития дошкольников, для расширения кругозора об окружающем мире.

Основной целью музейной педагогики является: приобщение к музеям подрастающего поколения, творческое развитие личности. Поэтому на сегодняшний день музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика в ДОУ это симбиоз творческой деятельности всего педагогического коллектива, который знакомит дошкольников с феноменами окружающего мира, приобщает к системе общечеловеческих ценностей, к истории, обогащает патриотические чувства и развивает художественный вкус. Носит иное название – образовательное направление - «мини-музей».

Конечно, в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому и называются эти экспозиции «мини-музеями». Часть слова «мини» отражает возраст детей, для которых они предназначены, размеры экспозиции и четко определенную тематику такого музея. Назначение создаваемых мини-музеев — вовлечь детей в деятельность и общение, воздействовать на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве определенным образом модифицируется мыслительная деятельность детей, дети более свободно оперируют образами.

«Мини-музей» в логике ФГОС

  • Имеет богатый содержательный (разнообразие тем) и методологический (методы и формы взаимодействия с детьми) аспект, для познавательного, социально-коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития дошкольников.
  • Несет потенциал развития дошкольника во всех видах детской деятельности (игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение).
  • Представляет собой ресурс интеграции образовательных областей в предметно-развивающем пространстве ДОУ (познание, коммуникация, чтение худож. литературы, социализация, труд, безопасность, музыка, худож. творчество, здоровье, физическая культура).

Соответствие концептуальным основам ФГОС

  • Развивающее образование
  • Научная обоснованность (личностно-ориентированный подход, деятельностный подход, учет фундаментальных основ возрастной психологии и педагогики)
  • Интеграция образовательных областей (взаимодействие обр. областей для обеспечения целостности образовательного процесса – доступность тем, мотивация).
  • Учет ведущего вида деятельности

Возможность целенаправленного развития основных интегративных качеств дошкольника

  • Любознательный, активный.
  • Эмоционально отзывчивый.
  • Овладевший средствами общения со взрослыми и сверстниками.
  • Способный управлять своим поведением.
  • Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.
  • Имеющий первичные представления о себе.
  • Овладевший необходимыми умениями и навыками.
  • Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.
  • Физически развитый.

ДЛЯ ДОУ музейная педагогика = проектная деятельность

  • Музейно-педагогический аспект работы с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Методика построения игровых занятий с дошкольниками предусматривает обязательное включение практической части.
  • При создании программы музейно-педагогической деятельности на первый план выходят проблемы, связанные с выбором ее смыслового стержня и наиболее оптимальных технологий передачи информации, что особенно важно при работе с дошкольниками.
  • Важная особенность мини-музеев — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею. Они могут: участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, ребята из старших групп - проводить экскурсии для младших, пополнять экспозиции своими рисунками. Каждый мини-музей — результат общения, совместной деятельности воспитателя, детей и их семей.

В  настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы. Мини-музеи  могут постоянно  пополняются новыми экспонатами. Здесь же могут размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми.  

Содержание, оформление и назначение мини-музея обязательно должны отражать специфику возраста детей данной группы и решать образовательные задачи: 

  • выявление творческих способностей детей;
  • расширение представлений о содержании музейной культуры;
  • развитие начальных навыков восприятия музейного языка;
  • создание условий для творческого общения и сотрудничества.

Методические формы экскурсионной работы с детьми дошкольного возраста в условиях мини- музея достаточно разнообразны: проведение обзорных и тематических экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы экскурсовода (и взрослого и дошкольника) с детьми: викторинах и загадках, шарадах и ребусах, дидактических играх, творческих заданиях. Методические принципы сюжетно-ролевой или творческой игры в «экскурсовода» или в «музей» четко определяются такими важными факторами, как развивающая направленность образования , психологические особенности личности и возрастные особенности музейного восприятия. Процесс эстетического развития является сложным, постепенным, он требует систематического, длительного воздействия на личность ребенка. В условиях систематической работы и методически правильной организации педагогического процесса не только возможно, но и необходимо начинать обучение музейному восприятию с раннего возраста. При этом неоценимо велика роль музея как культурно-исторического феномена человечества, его огромные возможности для приобщения к миру человеческих ценностей, познания самого себя через предметный мир.        

Виды оформления мини-музея: 

1.Горизонтальное размещение экспонатов на одной плоскости (музей камня или морских обитателей лучше будут просматриваться на одной плоскости).

2.Вертикальное расположение экспонатов на полочках, стеллажах(музей народной игрушки, кукол можно расположить рядами в вертикальном расположении, чтобы выделить группы в экспонатах).

3.На стендах (можно использовать для легких экспонатов, которые могут крепиться к стенду).

Тематика мини-музеев может быть разнообразной: 

«Чудо-дерево» - знакомство со строением и разнообразием деревьев, взаимосвязями растений и животных, значением деревьев в жизни людей; необходимость бережного отношения к природе;

«Город мастеров» - знакомство с проблемой отходов, варианты использования различного «мусора», развитие воображения, речи, творчества детей и родителей;

«Лучший друг» - экспозиции связаны с рассказами о разных породах собак, об их происхождении, о разных материалах (сравнение стеклянных, глиняных, бумажных фигурок), о роли собак в жизни человека;

Мини-музей книги - знакомство с историей возникновения книг, воспитание интереса к чтению, рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота;

«Игрушки-забавы» - здесь могут быть собраны экспонаты, привлекающие внимание именно малышей: крупные, яркие, звучащие, развивающие игрушки (куклы, машинки, фигурки животных и неизвестных науке существ);

«Мой родной город» - знакомство с историей города, его интересными местами, воспитание патриотических чувств, любви к своему городу; знакомство с особенностями своего района, его историей, памятными местами, составление рассказов о городе, районе, создание серии собственных рисунков, сравнение их с фотографиями, открытками;

«Наша родина — Россия» - знакомство с историей, культурой, природными особенностями нашей страны, воспитание патриотизма, знакомство с народными промыслами, с бытом россиян в разное время, с историческими и памятными местами; развитие речи; формирование представлений об историческом времени, связи со своими предками;

«Театральные куклы» - приобщение дошкольников к миру искусства, миру театра. Развитие моторики, речи, предоставление условий как для самостоятельной игры, так и для работы в коллективе (постановка спектаклей), сочинение сценариев, сказок;

Мини-музей театрального костюма - как и в предыдущем случае, дошкольники приобщаются к миру искусства и театра, узнают о том, как менялись театральные костюмы, фантазируют, создавая свои модели, придумывают собственные постановки, учатся играть в коллективе, выражать себя с помощью средств искусства;

Картинная галерея;

Мини-музей природы – здесь могут быть представлены необычные, редкие объекты живой и неживой природы, разнообразные изделия из природного материала. Такими экспонатами могут быть крупные шишки, семена редкого в нашей стране растения, причудливо изогнутые ветки и корни, красивые природные и искусственные камни, камни с отпечатками древних растений и животных, старые брошенные гнезда птиц и насекомых (например, ос), перья;

«Воинской доблести и славы» и др.

При определении содержания необходимо:

 1. Заранее подобрать разнообразные музейные экспонаты и их количество. Например: для проведения выездной экспозиции «музейного сундучка» может понадобиться несколько предметов одного назначения (скалочки, расписные ложки, свистульки и т.д.). В этом случае они не все выставляются витринах, а приобретаются в прок и до времени хранятся в «запасниках».

 2. Определяя тематику экспозиций, придерживаться правила «постепенной смены»: что-то для детей остаётся знакомым, а что-то новое вносится поэтапно.

 3. Если на начальном этапе нет разнообразия материала – ни в коем случае не выставляйте его весь. Главная задача музея в дошкольном учреждении постоянно поддерживать к нему живой интерес воспитанников и не допускать скучного однообразия.

 4. Обязательно выстраивать перспективу работы музея. Не надо гнаться за активным обновлением материалов. Отдельные темы и экспонаты будут присутствовать в вашем музее с определённой цикличностью. Это связано с особенностями воспитательного процесса ДОУ: знакомство с отдельными темами проходят у дошкольников поэтапно, с добавлениями и усложнением в зависимости от возраста.

Формы работы в мини-музее 

1. мини-беседы с детьми.  

2. Экскурсии для детей и родителей.  

3. Самостоятельное рассматривание экспонатов.  

4. Мастер-класс по изготовлению экспонатов.  

5. Работа творческой группы по пополнению музея экспонатами.

6. Творческие игры, образовательные путешествия.

7. чтение художественной литературы.

8. исследовательская деятельность, экспериментировнаие.

9. музицирование, прослушивание аудио –материалов, просмотр мини-презентаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Музейная педагогика как способ приобщения дошкольников к истокам народной культуры"

Обобщение опыта работы над темой "Приобщение дошкольников к истокам народной культуры" с использованием такого направления как музейная педагогика.Музей — это своеобразный способ познания окружающего ...

Музейная педагогика как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям

МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА –как фактор приобщения дошкольников к социокультурным ценностям....

«Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»

laquo;Музейная педагогика как средство приобщения дошкольников к истокам народной культуры»...

Музейная педагогика как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к национальным ценностям народа мари

В статье раскрыта актуальная тема по приобщению дошкольников к истории, культуре и быту марийского народа при использовании музейной педагогики....

Районный семинар,, Музейная педагогика, как средство приобщения детей к истокам народной культуры "

Семинар дал возможность показать коллегам воспитателям, как в нашем детском саду применяется музейная педагогика. ...

Музейная педагогика, как способ приобщения дошкольников к культурному наследию

Музейная педагогика - это направление в педагогической системе, которое играет большую роль в формировании мировоззрения ребенка, в его приобщении к историческому, культурному и природному наследию....