ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ В СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА
консультация на тему

Кузьмина Ирина Анатольевна

Мальчики и девочки – это два разных мира. И воспитывать их нельзя одинаково. Они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают.

Гендерное воспитание детей направлено на формирование начал мужественности и женственности.

Для развития у мальчиков начал мужественности особое внимание мы уделяем воспитанию у них эмоциональной устойчивости, смелости, решительности, ответственности, рыцарского отношения к представительницам женского пола, и в первую очередь желание и способность защищать.

А чтобы девочки росли женственными, особое внимание уделяем воспитанию нежности, заботливости, скромности, аккуратности, терпимости, стремлению к мирному разрешению конфликтов.    Гармонизация гендерных отношений в воспитательных и образовательных учреждениях с целью регулирования взаимоотношений детей в воспитательном процессе является одной из важнейших задач педагогической психологии.    

Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Гендерный аспект в социализации ребёнка.

     Гармонизация гендерных отношений в воспитательных и образовательных учреждениях с целью регулирования взаимоотношений детей в воспитательном процессе является одной из важнейших задач педагогической психологии.    

     Половая принадлежность ребенка - важный фактор, от которого зависит его развитие и социальное поведение.

     Наиболее важным периодом для гендерной социализации считается дошкольный возраст потому, что в этот период формируются наиболее значимые черты, свойства и качества человека.

    Процесс гендерно-ролевой социализации продолжается в течение всей человеческой жизни, и отражает меняющиеся обстоятельства и новый опыт.

     Принято считать, что душевность, эмоциональность, чувствительность, зависимость являются традиционно женскими качествами. А смелость, решительность, самообладание, активность скорее присущи мужчинам. И дети предпочитают вести себя согласно данным моделям, поскольку так их больше вознаграждают и меньше критикуют. Это способствует тому, что к концу раннего возраста дети усваивают свою половую принадлежность. Но они еще не знают, каким содержанием должны быть наполнены слова "мальчик" и "девочка".

     Дальнейшее логическое обретение пола происходит в дошкольном возрасте. Оно является в бурном усилении половой дифференциации поведения и установок и реализующейся в ролевой игре. Идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.

     Общение между детьми - необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Детская группа, детское общество является носителем собственной субкультуры и обладает специфическими функциями в формировании психологического пола ребенка.

     Поэтому большое значение и актуальность приобретает изучение ребёнка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т. к. дошкольный возраст - особо ответственный период в воспитании.

          В группе детского сада дети «отрабатывают» различные формы мужского и женского поведения, знакомятся с их возможностями. В дошкольном возрасте усвоение гендерных признаков поведения чаще происходит в игре. В игре обнаруживается и так называемая доброжелательная пристрастность к детям своего пола: мальчики чаще в качестве партнеров по играм выбирают мальчиков, а девочки — девочек, да и игры мальчиков и девочек различны. Интересы мальчиков чаше сосредоточены на технике, на соревнованиях, интересы девочек — на сферах семьи и межличностных отношений. Такая стихийная половая сегрегация способствует лучшему осознанию половых различий.

     Известно, что дети указанного возраста оценивают своих сверстников, ориентируясь на мнение взрослых (родителей и воспитателей). Именно мальчики чаще оцениваются взрослым негативно как непослушные, драчливые и пр. Девочки же больше соответствуют требованиям взрослых, они добры, послушны, спокойны и прочее. В силу этого девочки чаще заслуживают похвал и позитивных оценок.

     Гендерные различия детей в отношении самоутверждения, силы темперамента и агрессивности, вероятно, имеют биологическую природу. Заметно, что мальчики более склонны к проявлению агрессивности, чем девочки, и это, в частности, объясняется тем, что обладание некоторыми близкими к агрессивному формами поведения (настойчивость, активное, напористое поведение, не боящееся конфликтов) поощряется у мальчиков, а у девочек запрещается. Образ мужчины как защитника и воина входит в мужской социально-личностный стереотип. Девочкам же с самого раннего возраста категорически запрещается вести себя агрессивно, так как в женский социально-психологический стереотип входят противоположные агрессивности качества: доброта, мягкость, сопереживание, сочувствие, женственность. И девочки обычно более зависимы, конформны, консервативны, эмоциональны, тревожны, слезливы и привередливы. Эти черты чаще всего становятся более явными, начиная с дошкольного возраста. В плане формирования перечисленных выше различий играют важную роль социальные и культурные воздействия.

          Мальчика и девочку ни в коем случае нельзя воспитывать одинаково.   Потому, что они по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Поэтому взрослым, чтобы дети лучше их понимали, необходимо подстраиваться под индивидуальность ребенка, учитывать ее, следовать логике ее развития, то есть понимать способ мышления.

    В образовательной деятельности также важно помнить о психологии гендерных различий. Мальчики и девочки имеют разный уровень развития психических процессов (внимание, восприятие, мышление, воображение).

     Девочки быстрее схватывают новый материал, легче усваивают алгоритмы и правила, любят задания на повторение, чаще используют ближнее зрение, воспринимают все более детализировано, мыслят конкретнее и прагматичнее, лучше обучаются последовательно — «от простого к сложному», новую информацию анализируют с помощью левого полушария.

     Мальчики труднее выполняют сложные (многоэтапные) поручения взрослых, им важно понять принцип, смысл задания и труднее воспринимать объяснения «от простого к сложному», лучше выполняют задания на сообразительность, не терпят однообразия, лучше выполняют задания при ярком свете, новую информацию анализируют с помощью правого полушария (пространственного, интуитивного, эмоционально-образного).

     Перед детским психологом встает сложная задача – найти пути, способствующие дружбе между мальчиками и девочками и вместе с тем не тормозить процесс половой дифференциации, а только тонко корректировать. И один из путей продолжения разобщенности в группе детского сада без нарушения процесса гендерной социализации – использование сюжетно-ролевых игр с ролями, которые учитывают интересы, как мальчиков, так и девочек.

Памятка при общении с мальчиками и девочками.

- Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

- Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

- Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире.

- Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

- Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

- С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

- Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

- Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас. А если тогда он повторит в ваш адрес те же слова, что сейчас говорите ему вы?

- Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

- Если вам надо отругать девочку, не спешите выражать своё отношение к ней – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

- Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

- Знайте, что девочки могут капризничать, казалось бы, без причины или по незначительным поводам из-за усталости (истощение правого «эмоционального» полушария мозга). Мальчик в этом случае истощается интеллектуально (снижение активности левого “рационально-логического” полушария). Ругать их за это не только бесполезно, но и безнравственно.

- Никогда не забывайте, что мы ещё очень мало знаем о том, как несмышленое дитя превращается во взрослого человека. Есть множество тайн в развитии мозга и психики, которые пока не доступны нашему пониманию.

Поэтому главной своей заповедью сделайте – «не навреди!»

Детская литература и телевидение

     Детская литература предлагает девочкам и мальчикам разные модели поведения. Малыши впитывают их и стараются подражать. Так у детей формируются разные установки и особенности мышления, которые наиболее ярко проявляются во взрослом возрасте.

     Например, объясняя, почему сказочный царь поехал на войну, мальчик присваивает мужскую модель поведения, а девочка учиться понимать мужские (композиционный и проективный) способы мышления.

     И, напротив, образ Золушки служит для девочки моделью для подражания, а для мальчика примером, при помощи которого он сможет понять женские (порядковый и топологический) способы мышления. 

      Телевидение сегодня служит в качестве источника ролевых моделей для подражания. Поэтому, при воспитании взрослые могут специально обращать внимание детей на героев мультфильмов, фильмов, рекламы и т.п., как пример, для подражания.

Беседа с детьми дошкольного возраста.

     Беседа направлена на уточнение знаний детей о своей половой принадлежности. Понятий о внешности человека. В беседе совершенствуется речевая активность детей и осуществляется попытка привлечения внимания детей к половым и возрастным различиям людей. При анализе учитывается понимание

ребёнком роли мужчины и женщины.

     Кто такой человек? Кто мальчик, девочка? Чем, по –  вашему мнению, мальчик отличается от девочки? Важно ли выглядеть внешне привлекательным? На кого бы вы хотели быть похожими,  на красивую маму или красивого папу? Почему? Когда вы вырастите. То кем станете: юношей или девушкой, дядей или тётей, мужчиной или женщиной, мамой или папой?

     У мальчиков и девочек, мужчин и женщин есть много общего. Назовите, что одинаковое у мальчиков и девочек?  (глаза, нос, уши, руки, ноги …)
      С какой девочкой вам хотелось бы дружить? С драчливой,  неаккуратной  или доброй, нежной, внимательной? О девочках и женщинах говорят, что они женственные. Они ухаживают за малышами, животными, учатся быть заботливыми, внимательными.

     Что значит быть мужественным мальчиком, мужчиной? Мужественность – это уважительное отношение к девочке как к будущей маме, это смелость, умение отвечать за свои поступки, быть защитником. Мальчики берут на себя сложные, трудные, не всегда интересные, но необходимые обязанности и поручения.

     Гендерное развитие следует проводить целенаправленно и участвовать в нём должны педагоги, психологи и родители. Важно подсказать, показать и помочь находить что-то красивое в жизни, в том числе – в человеке противоположного пола.  Поэтому как образовательный, так и воспитательный процесс  должен строиться с учетом всех перечисленных особенностей, с ориентацией на обе гендерные подгруппы.

Список литературы

  1. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Вопросы психологии. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины. – Самара: 2007
  2. Каган В.Е. Когнитивные и эмоциональные аспекты гендерных установок у детей 3-7 лет – Москва: 2000
  3.  Клецина И.С. Гендерная социализация. – СПб: Учебное пособие, 1998
  4. Коломинский Я.А. О взаимоотношениях в группе детей. // Дошкольное воспитание, 1986  №1
  5. Красоткина И. Одинаково ли думают мальчики и девочки. //Дошкольное воспитание, 2003  №12
  6. Попова Л.В.  Гендерные аспекты самореализации личности. – Москва: 1996
  7. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группах детского сада. – Москва: Педагогика, 1978
  8. Репина Т.А. Группа детского сада и процесс социализации мальчиков и девочек. //Дошкольное воспитание, 1984 №4

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Информационный проект в группе детей старшего возраста.

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ  РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАИнформационный проект в группе детей старшего возраста....

ГЕНДЕРНЫЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДОШКОЛЬНИКАМИ

Проблема гендарного восприятия в силу многих причин приобретает актуальность, все больше педагогов и психологов задумывается о дифференцированного подхода к воспитанию девочек и мальчиков....

Гендерный аспект социализации детей младшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности

Гендерный аспект социализации детей младшего дошкольного возраста по средствам игровой деятельности...

«Гендерный подход в социализации дошкольников как один из аспектов экологии детства»

В статье описывается опыт инновационной работы на базе МБДОУ "Детский сад №101" г. Нижний Новгород по теме "Гендерная социаизация детей дошкольного возраста"....

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГЕНДЕРНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЁНКА

Гендерная социализация – усвоение индивидом культурной системы гендера того общества, в котором он живёт. Содержание гендерной социализации определяется уровнем социального развития общества, ос...