"Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля"
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Запольских Лариса Петровна

конспект открытого занятия по дисциплине "Ансамбль" по классу скрипки

по ДОП "Музыкальное исполнительство: оркестровые инструменты" 3 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_na_sayt.doc89 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Киришская детская школа искусств»

Конспект учебного занятия

Особенности ансамблевого мастерства

в классе камерного струнного ансамбля

                                                         

                                                          Составила и провела:

                                                          Концертмейстер Запольских Л. П.

                                                                         

                                                                         

                                                                                     

   

Дата проведения урока: 19 марта 2014г.

г. Кириши

ОП: «Музыкальное исполнительство:

          оркестровые инструменты» 3 года

Дисциплина: «Ансамбль» по классу скрипки   

Урок проводится с учащимися  5-го класса 3-го года обучения

Количество учащихся – 2 девочки (15 лет  и 17 лет)

Продолжительность занятия - 40 минут

Тема урока: «Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля»

на примере пьесы Ф. Шуберта «Музыкальный момент» N3 ор. 94

Место в программе: 3 занятие по данной теме

Цель урока:  добиться от учащихся максимальной  синхронности

и целостности исполнения музыкального материала

при максимальной свободе эмоционального выражения

Задачи урока:

         1.Обучающие:

закрепить исполнительские ансамблевые навыки

● знакомить с особенностями ансамблевого исполнения

● проверить и обобщить знания, полученные ранее

         2. Развивающие:

              ● стимулировать развитие эмоциональности

● развивать музыкальную память, мышление,      

    внимание, метроритмическое чувство

● умение донести до публики своё понимание произведения

         3. Воспитательные:

формировать  уважительное отношение   друг к другу

     ● усиливать мотивацию учащихся  работать в коллективе

● воспитывать творческую активность и волю

Форма урока: учебное занятие        

Форма организации урока: мелко-групповая – дуэт

Структура урока:

1.Вводная часть (5 минут)

              ● организационный момент

              ● прослушивание домашнего задания

              ● анализ ошибок и положительных моментов в исполнении

2. Основная часть (30 минут)

              ● беседа о композиторе, стиле, жанре, форме,

                  характере, особенностях  выбранной пьесы

              ● прослушивание материала в записи – три разных    

                 интерпретации  

              ● сравнительный анализ прослушанного материала

              ● практическая работа над музыкальным произведением

3.Подведение итогов (5 минут)

              ● соединение поставленных задач

              ● понимание нюансов ансамблевого исполнения

              ● задание на дом

Планируемый результат урока:

    ● Продемонстрировать и закрепить знания, умения и навыки, полученные на уроках учебного предмета «Ансамбль»

    ● Продемонстрировать творческие способности учащихся

    ● Стимулировать учащихся проявлять максимальное внимание, чуткость, сплочённость и ответственность при совместной работе

Материально-техническое оснащение:

   ● Кабинет 16 кв.м.

   ● Скрипки (2 инструмента)

   ● Фортепиано, ноты

   ● Пюпитры (2 шт.)

   ● Метроном

   ● Ноутбук

   ● Флешкарта с записями музыкального материала

   ● Учебно-методическая литература

   ● Стол, стулья, зеркало в рост учащихся

Методы обучения:

Репродуктивные: ●информационно-рецептивный  

                               ●репродуктивный

Продуктивные:     ●частично-поисковый      

                         

Характеристика учащихся: Ани Мурадян 15 лет и Татев Мурадян 17 лет – сестры. Имеют хорошие музыкальные и физические данные для своего возраста. Быстро и грамотно разбирают новые произведения. С музыкальной памятью проблем нет. Хорошо развиты все виды памяти – моторная, слуховая, зрительная. Двигательный аппарат (постановка рук на инструмент) развит хорошо, руки свободные. Татев – более активна, импульсивна

и целеустремленна. Проявляет больший интерес к учёбе, много выступает. Ани  - более спокойна, сдержанна в эмоциях, скромна. Занимаются с интересом. Выступают с желанием.

Ход урока.

1. Водная часть (5 минут)

● Организационный момент (2 минуты)

Учащиеся входят в класс, здороваются, достают дневники, ноты, инструменты.Ставят пюпитры, ноты, настраивают инструменты.

Концертмейстер Запольских Лариса Петровна приветствует всех присутствующих:

- Добрый день. Сегодня я, при участии преподавателя класса скрипки Смирновой Ольги Владимировны, представляю открытый урок. Тема нашего открытого урока  - «Особенности ансамблевого мастерства в классе камерного струнного ансамбля» на примере пьесы Ф. Шуберта «Музыкальный момент» N3 ор. 94.

● Прослушивание домашнего задания (2минуты)

Прочитав домашнее задание, преподаватель просит учащихся и концертмейстера исполнить пьесу. Учащиеся исполняют пьесу наизусть.

● Анализ ошибок и положительных моментов в исполнении

(1 минута)

Преподаватель:

- Наизусть вы играете уверенно, но как-то всё это очень по-ученически, очень однообразно и невыразительно. Вам так не кажется?

Концертмейстер:

- Друг друга не слушаете. Аккомпанемент тоже. Каждая занята своей партией. А ведь ансамбль – это единый организм и самая главная наша задача – постараться  делать всё максимально синхронно и слаженно, будто бы нас не трое, а один человек.

Татев:

- Да. Как-то скучновато. Аня как всегда прячется. Я ее не слышу.

Ани:

- Согласны. Татев как всегда несётся. За ней не угнаться.

2. Основная часть (30 минут)

● Экскурс-беседа о композиторе, стиле, жанре, форме,  характере, особенностях  выбранной пьесы (5 минут)

Концертмейстер:

- Ну что ж, тогда давайте  немного побеседуем, сделаем историко-теоретический экскурс по нашей пьесе.

Ани, что ты можешь рассказать о композиторе Франце Шуберте?

Ани: 

 - Франц  Шуберт  - великий австрийский композитор конца 18 - начала 19 века, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний, а так же большого количества камерной и фортепианной музыки.

Сам играл на скрипке и фортепиано.

Концертмейстер:

 - Спасибо, Ани. Татев, что ты можешь сказать о жанре  «Музыкального момента»?

Татев:

- Музыкальный момент, с французского  музыкальное мгновение – это небольшая инструментальная пьеса, преимущественно фортепианная, характеризующаяся непосредственностью, почти импровизационностью лирического высказывания.

Концертмейстер:

- Спасибо, Татев. Хотелось бы  добавить, что обозначение «музыкальный момент» вошло в обиход в 30-40-х годах 19 века, когда приобрели популярность 6 Музыкальных моментов для фортепиано Ф. Шуберта, изданные в 1828 году (op. 94). Но название этим пьесам дал не сам автор, а его издатель

М. Лейдесдорф, одновременно являвшийся и композитором

и незадолго до этого опубликовавший свои собственные пьесы

под заглавием «Меланхолические моменты».

Преподаватель:
- А я бы хотела подчеркнуть, что
подобно другим романтическим сочинениям малых форм, таким как экспромт, ноктюрн, прелюдия, музыкальный момент  - обычно выдержан в одном настроении. 

Концертмейстер:

- Спасибо, Ольга Владимировна. Теперь давайте «рассмотрим»  нашу пьесу чуть подробнее…

«Музыкальный момент» Шуберта op. 94 №3 имеет жанровые признаки чешского танца польки. Это характерная ритмоформула в мелодии в размере 2/4 - восьмая, 2 шестнадцатые и 2 восьмые и характерный аккомпанемент - бас-аккорд, бас-аккорд. Однако  танец здесь одухотворён Шубертом. Его окутывает тонкая лирическая атмосфера. Пьеса проникнута тёплым чувством. Индивидуальность и изящество теме придают форшлаги.

Форма приближается к трёхчастной. Смена минора сначала параллельным, а затем одноименным мажором ассоциируется со сменой тени и света, печали и радости. Музыкальный момент заканчивается светлым  мажором. В общем все эти метаморфозы мы и должны показать в нашем исполнении.
Я подготовила 3 разных интерпретации нашей пьесы в записи. Давайте внимательно послушаем их,
 попутно отмечая для себя варианты трактовки, создавая основу для нашей интерпретации.

И обратим наше внимание на то, как интересно можно исполнить казалось бы простую на 1 взгляд пьесу и конечно на «ансамбль» исполнения. Затем обсудим.

Прослушивание пьесы в записи (3 минут)

Звучат 3 разные записи «Музыкального момента» N3 Шуберта:

1. СПб ГАСО  - дирижёр Эдуард Дядюра

2. Оркестр, дирижёр -  Леопо́льд Стоко́вский,

британский и американский дирижёр и органист

польско-ирландского происхождения. Умер в 1977г.

3. Вильгельм Кемпф — всемирно известный немецкий пианист и композитор. Один из величайших пианистов 20 века

 Сравнительный анализ прослушанных записей (2 минуты)

Концертмейстер:

- Ну что ж, давайте обсудим. Какое исполнение понравилось больше? И какие моменты вы бы хотели воспроизвести в своей интерпретации?

Татев: 

 - Мне больше понравилось 1 исполнение. И по темпу и по выразительности. Всё очень деликатно, сдержано, окончания фраз закруглены, слушается легко. 2 исполнение по-моему затянуто по темпу. 3 исполнение наиболее разнообразно по нюансам, но только  потому что исполняет солист, а не ансамбль. Одному конечно  легче самовыражаться, чем троим одновременно.

Концертмейстер:

- Спасибо, Татев. Ты очень обстоятельно выразила своё мнение.

Ани:

 - Мне больше понравилось 2 исполнение. Я  лучше слышала свою партию, потому что её исполняют более объёмно, более выразительно.

Концертмейстер:

 - Спасибо Ани, твоё мнение понятно. Ольга Владимировна, вы как оцениваете подобранные мною исполнения?

Преподаватель:

 - Ну, все исполнения по-своему хороши и вполне могут быть аргументированы. Каждый исполнитель имеет право создать свой образ – в силу своего темперамента, владения звуком, настроения. Многие произведения музыканты исполняют на протяжении всей своей жизни и в разные годы играют их по-разному. К сожалению, музыка – это временное искусство и исполнить пьесу два раза совершенно одинаково невозможно, но всегда нужно стремиться показать слушателю красоту музыки, которую ты чувствуешь сам.

Концертмейстер:

 - Спасибо за Ваши мнения. Действительно, несмотря на всё разнообразие прослушанных записей, все они очень интересные.

По крайней мере я старалась подобрать записи, которые были бы нам полезны. Мы можем  выбрать из них всё самое лучшее и постараться соединить это в своей интерпретации.

Теперь давайте посмотрим, всё ли у нас получается в плане ансамблевого исполнения.

● практическая работа над музыкальным произведением

   (20 минут)

Концертмейстер:

- Роль концертмейстера в коллективе – сродни дирижёрской, ведь на нём лежит огромная ответственность: за темп, движение, агогику, за образ и общую целостность произведения.

Отработка совместного начала и завершения – это всегда камень преткновения. Здесь нам  повезло – у нас есть вступление 2 такта,

в течении которых я задаю темп и общее настроение пьесы.

Давайте сыграем вместе 1 часть.

Играем 1 часть пьесы.

Концертмейстер:

- Девочки, я бы хотела чтобы «украшения» вы играли короче, компактнее, филиграннее. Это придаст им более изящный вид.

И вообще штрих суше. Ани, не «размазывай» звук. Стремись к штриху Татев. А ты, Татев, не укорачивай длительности, иначе ты «убегаешь» от нас. Найдите «золотую середину» в исполнении этого штриха. В 8 такте мы договаривались сделать небольшое замедление, помните? Но за последующие 9 и 10 такты мы должны сыграть 16-тые с хорошим ускорением. Это придаст фразе движение и будет выглядеть гораздо интереснее. Согласны?

Тогда давайте ещё раз сыграем 1 часть и постараемся выполнить всё, что задумали.

Играем 1 часть пьесы ещё раз.

Концертмейстер:

- Татев, не надо так накидываться на f в 8 такте. Это всего лишь кульминация 1 части, а не всей пьесы. Легче, легче.

Теперь давайте посмотрим 2 часть.

Играем 2 часть пьесы.

Концертмейстер:

- Здесь мы играем несколько ярче, чем в 1 части. А вообще, вся 2 часть имеет конфигурацию «вопрос-ответ», заметили? 11-14 такты  - это вопрос, а 15-18 такты - это ответ. Или можно представить как разные группы инструментов. Кстати в 2 записи как раз так и есть – играют разные группы инструментов. Не забываем закруглять «концы», не надо их перетягивать. Ани, прибавь объёма. Твой подголосок должен звучать чуть плотнее, как тебе и понравилось при прослушивании 2 записи. Давайте ещё раз.

Играем 2 часть пьесы ещё раз.

Концертмейстер:

- Ани, уже лучше, молодец. Играй суше по штриху. Вот добрались и до 3 части. Там f , фанфары, не забываем, да? Давайте сыграем.

Играем 3 часть пьесы.

Концертмейстер:

- f  - это не значит, что мы просто гремим что есть мочи, да? Мы не должны забывать о фразировке, даже если у нас f. Здесь мы пытаемся объединять по 2 такта  – 19-20 и 21-22 с небольшими подъёмами, а потом в 23 такте у нас sub.p...Татев, что такое sub.p?

Татев:

- Субито пиано – это внезапно тихо.

Концертмейстер:

- Правильно. Вот и продемонстрируйте это  - внезапно и конечно же синхронно. А то вы вспоминаете об этом пиано, через полтакта после того, как оно наступило. Можно даже сделать перед ним небольшую цезуру. Чтоб добиться большего эффекта.

Давайте ещё раз.

Играем 3 часть пьесы ещё раз.

Концертмейстер:

- Молодцы отличное субито пиано. Получилось очень эффектно.

Переходим к репризе и коде. Там у нас повторяется материал

1 части, но естественно он должен звучать на другом уровне.

И особое внимание на конец. Помним о синхронности.

Играем репризу и коду пьесы.

Концертмейстер:

- Девочки вы отлично выполнили всё то, о чём мы говорили в начале. Но…обратите внимание, что у нас тут есть момент, который надо особенно выделить …это 40 такт. Что у нас тут происходит, Ани?

Ани:

- Кульминация.Во 2 записи тут очень интересно сделано ритенуто.

Концертмейстер:

- Правильно, Ани. Мне тоже понравилось как оркестр обыграл кульминацию. Попробуем сделать также. Только внимательнее. И не забываем про конец – не тянем, не бросаем, а очень деликатно слушаем друг друга.

Играем репризу и коду пьесы ещё раз.

3.Подведение итогов (5 минут)

соединение поставленных задач (2 минуты)

Преподаватель:

- Вы сегодня отлично поработали, добились видимых результатов. Послушали хорошие исполнения и смогли претворить в своей интерпретации лучшие моменты, под чутким руководством концертмейстера.

понимание нюансов ансамблевого исполнения (2 минуты)

Концертмейстер:

- Девочки, вы сегодня молодцы - старались слушать и меня и друг друга. Сегодня мы добились прекрасных результатов - у нас получился замечательный «ансамбль», наша пьеса звучит очень приятно, выразительно и в стиле. Я думаю, это отлично - пятёрки.

задание на дом (1 минута)

Преподаватель:

- Для хорошего, слаженного ансамбля важнее всего систематичная репетиционная практика. Чем чаще вы совместно, репетируете, тем лучше вы друг друга чувствуете. Ну и конечно помнить все наши «находки», которые вы сегодня почерпнули в классной работе.

Учащиеся складывают инструменты, ноты, дневники и прощаются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школа педагогического мастерства: мастер класс для педагогов

Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возрастаЦель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместн...

Мастер-класс по изготовлению самодельного струнного музыкального инструмента "Укулеле"

Предлагаю вашему вниманию пошаговую инструкцию по изготовлению струнного музыкального инструмента "укулеле"  из карона в домашних условиях...

Выступление педагога на "Ступенях мастерства". Мастер-класс для воспитателей "Технология "Storysack" или "Мешок историй" в детском саду"

Мастер-класс для воспитателей «Технология «Storysack» или «Мешок историй» в детском саду»Цель: знакомство и овладение инновационной технологией речевого р...

Мастер – класс по актерскому мастерству «Развитие театральных способностей детей средствами актерского мастерства»

Целевая аудитория: воспитатели дошкольного учрежденияФормы организации: игровые упражнения, пластические этюды, речевые разминки, упражнения на отработку техники речи, ритмопластика.Условия: В ходе ма...

Образовательная технология «Лаборатория педагогическо-го мастерства. Мастер-классы, проекты, семинар-практикум». В.Е. Лапман, М.Г. Попова, С.В. Попова

Цель использования образовательной технологииРазвитие творческих способностей педагогов в разработке и проведении мастер-классов, семинаров-практикумов; создание условий для внедрения в воспитательно-...