Школа педагогического мастерства: мастер класс для педагогов
опыты и эксперименты

Использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста

Цель: распространение опыта по использованию исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми среди педагогов.

Задачи:

знакомить с определением понятия «детское экспериментирование»; раскрыть особенности проведения детского экспериментирования.

Ведущий. Добрый день, уважаемые коллеги! Китайская пословица гласит: «Расскажи •— и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму».

Тема мастер-класса — использование исследовательского метода в организации совместной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Этот метод на сегодня является одним из самых востребованных, так как новые образовательные документы ориентируют нас на переход от передачи готовых знаний к активной модели самостоятельного поиска ребенком нужных знаний через формирование умений поискового характера.

Ребенок по своей природе неутомимый исследователь. Задача взрослого поддержать и направить любознательность и стремление к деятельности в рамках конкретной учебной задачи. Для этого педагогу необходимо владеть данным методом работы с детьми. И понимать, что составляет основу исследовательского метода-выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, а также сделанные на их основе суждения и умозаключения.

Понимая значение экспериментирования для развития ребенка, мною проводится работа по данному направлению. Она определяет организацию опытно-экспериментальной деятельности детей (содержание, формы) 3—7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

Цель работы: развитие познавательной активности, наблюдательности, мышления, формирование естественно-научных представлений.

Для достижения поставленной цели предусматриваю решение следующих задач.

расширять представления о физических свойствах окружающий мира;

Знакомить со свойствами различных предметов, природных материалов (бумага, пластмасса, магнит, почва, вода, растения и т.д.);

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

стимулировать развитие самостоятельности и ответственности— развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающим миру.

. Занятия проводятся в мини-лаборатории «Научные забавы».

Организация работы идет по взаимосвязанным направлениям , каждое из которых представлено несколькими темами: живая и неживая природа, физические явления, человек, рукотворным мир. Учитываются возрастные особенности и имеющиеся знания у детей. Например, для детей 3—4 лет пррводятся опыты по обнаружению воздуха вокруг нас, а для следующей возрастной категории воспитанников идут опыты по изучению свойства воздуха и его значения в жизни человека.

Однако на развитие исследовательских способностей сегодня влияет много негативных факторов: заорганизованность процесса обучения и воспитания; применение за частую репродуктивных методов обучения; авторитарностьи доминирование взрослого при организации взаимодействия с детьми; проблемы с развитием речи у детей; отсутствие диалога с родителями в вечернее время. Всё это приводит  к потери любопытства и познавательного интереса детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master.docx93.07 КБ

Предварительный просмотр:

      Практический этап

Ведущий. А сейчас я предлагаю вам пройти за столы и вместе со мной провести несколько опытов.

Сегодня я хочу показать вам некоторые виды экспериментирования, их можно использовать в работе с детьми. Основное содержание данных исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений о материалах, природных явлениях, закономерностях в природе.

     

     Опыт 1. «Поймай воздух»

Оборудование: целлофановый пакет.

Взять целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать детям, что в нем находится воздух.

     

     Опыт 2. «Воздушные гонки»

Оборудование: листы бумаги.

При помощи воздуха можно двигать предметы. Чтобы это пробрить, устройте бумажные гонки. С одной стороны листа бумаги отогните около 2—3 см вверх, положите плоской стороной на чистый стол. У каждого игрока должен быть такой «гоночный» лист. Прочертите финишную линию или натяните нитку в качестве финишной ленты. По команде начните махать картонками позади листов бумаги, двигая их потоками воздуха вперед. В качестве вариации игры можно использовать силу своего дыхания.

 

     Опыт 3 «Спасательный жилет»

Оборудование: 2 мандарина (один — с кожурой, второй — без нее), таз с водой.

Ведущий. Отгадайте, какой из мандаринов утонет быстрее — в кожуре или без нее?

Точнее — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря на то что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жилет»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают «спасателями», выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды. Этот же принцип можно увидеть, используя газированную воду и кусочек пластилина величиной с рисовое зернышко. Если бросить пластилин в стакан с газированной водой, он сначала утонет, а потом всплывет на поверхность, облепленный пузырьками воздуха. Эффект закончится, когда газ улетучится, — пластилин утонет.

Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность.

   Опыт. "Шишки"

Запасаемся обычной шишкой — зрелой, с раскрытыми чешуйками (если такой нет под рукой, возьмите любую шишку, положите на солнце или в тепло — раскроется). Готовим посудину, в которой заливаем шишку горячей водой (в горячей воде реакция быстрее проходит, но помните о безопасности, чтобы без ожогов). Итак, шишка с открытыми чешуйками, теплая вода, заливаем шишку в посудине — и ждем! Через 10-15 минут: чешуйки закрылись. Можно и подольше подержать шишку в воде, она тогда плотно закроется. И еще один секрет: если после опыта закрытую шишку положить на солнышко и подождать подольше (пока высохнет, она опять откроется!

 

  Опыт“ЧУДЕСНЫЕ СПИЧКИ (ЗУБОЧИСТКИ)”

Материал: 5 спичек, блюдце, вода.

Надломите спички посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце.. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

C:\Users\user\Documents\media\image1.jpeg

Причина этого явления, которое называется капиллярность, в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она ползет все дальше по капиллярам. Дерево набухает, а его уцелевшие волокна “толстеют”, и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

   Эксперимент “ПОЧЕМУ КАМНИ БЫВАЮ РАЗНОЦВЕТНЫМИ” Материал: несколько кусочков цветного пластилина.

Скатайте каждый кусочек пластилина в шарик и поставить шарики друг на друга в виде снеговика. Затем надавить ладошкой на верхний шарик.

Движения сопровождаются комментарием: “ Проходило время... Миллионы лет...Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один...” Далее стекой разрезают пластилин и любуются полосатыми срезами. Далее педагоги на столе находят камни образовавшиеся подобным способом.

Через такой опыт мы подводим детей к выводу, как в природе образовываются разноцветные камни.

Предложить побывать в роли самой матушки природы, создающей удивительный мир камней - самоцветов. Каждый берёт 2-3 кусочка пластилина разного цвета и смешивает их (можно скатывать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком). Главное не перестараться, иначе можно сделать пластилин однородным. Далее разрезают комочки стекой и могут полюбоваться удивительными узорами. Узоры получаются разные, но это не значит, что кто - то не справился с заданием. Так, по- разному, бывает и в природе. Где - то подземные процессы идут сильнее, а где - то - слабее.

Материал: 1-2 кусочка пластилина и рисовые зёрна.

В природе есть камни более твёрдые, а есть - более мягкие. Представьте , что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и ..."заварилась" вот такая "каша": смешать кусочки пластилина с крупой. Что получилось? Найдите камни с отчётливо видными вкраплениями.

             Со зрителями -Игра “Гора и камешки”

Стоит гора - старушка

                                                                                        Поднимают руки вверх

До небес макушка

                                                                                            Тянутся на цыпочках

Её ветер обдувает

                                                                            Обмахивают себя кистями рук

Её дождик поливает

                                                                                      Встряхиваю кистями рук

Стоит гора, страдает

                                                                 Прикладывают ладошки к щекам,        

И камешки теряет        и качают головой

                                                                           Встряхивают в воздухе руками

Раскатились камешки

И с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы

                                                                                      Развести руки в стороны

- Продолжаем наше путешествие и отгадываем следующую загадку.

                                             Еду не путём,

                                        Погоняю не кнутом,

                                        Швырну я не палку,

                                          Поймаю не галку,

                                          Щипну я не перья,

                                              Ел я не мясо.

                                                (Рыбалка)

- Правильно. Сейчас мы с вами побудем рыбаками и половим рыбу и загадаем желание.

   

Эксперимент «Золотая рыбка.»

Оборудование: вода, кубики льда, ворснистая нить.

Проведение:

Наберём в таз воды, бросим в него кубики льда, это и будут наши «золотые рыбки». Поверх ёмкости положим нитку, так чтобы она прикасалась хотя бы к одной льдинке. Затем насыпем на лёд немного соли и подождём 5 минут. Теперь потянем за нитку за другой край и вытащим нашу «золотую рыбку» (лёд) и загадаем желание. Надеюсь желание обязательно сбудется.

Объяснение: От соли поверхность льдинки немного тает, а вода которая образовалась, вскоре примораживает верёвку к кубику льда.

Заключение:

“Люди, научившиеся... наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел” К.Е. Тимирязев.

Рефлексия по результатам совместной деятельности

Уважаемые коллеги! Просим Вас высказать свое мнение но поводу увиденного и услышанного сегодня на мастер-классе. Ваши впечатления, что нового для себя вы узнали, что возможно будете применять в своей работе с дошкольниками?

Благодарю за активное участие. Творческих всем успехов!

                         Несколько важных советов:

1. Проводить опыты лучше утром, когда ребенок полон сил и энергии.

2. Нам важно не только научить, но и заинтересовать ребенка, вызвать у него желание получать знания и самому делать новые опыты.

3. Объясните ребенку, что нельзя пробовать на вкус неизвестные вещества, как бы красиво и аппетитно они ни выглядели.

4. Не просто покажите ребенку интересный опыт, но и объясните доступным ему языком, почему это происходит.

5. Не оставляйте без внимания вопросы ребенка — ищите ответы на них в книгах, справочниках, Интернете.

6. Там, где нет опасности, предоставляйте ребенку больше самостоятельности.

7. Предложите ребенку показать наиболее понравившиеся опыты друзьям.

8. И самое главное: радуйтесь успехам ребенка, хвалите его и поощряйте желание учиться. Только положительные эмоции могут привить любовь к новым знаниям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Школа педагогического мастерства» как способ повышения личностно-профессионального потенциала современного педагога

То, что я услышал – я забыл,То, что я увидел – я помню,То, что я сделал – я знаю.Китайская народная мудрость...

ПЛАН работы Школы педагогического мастерства (ШПМ) педагогов коррекционных групп ДОУ

Повышение теоретического, научно-методического и практического уровня  компетентности специалистов коррекционно-логопедической службы в области специальной педагогики и психологии: ознакомление с...

Мастер-класс учителя-логопеда в рамках «Школы педагогического мастерства» для воспитателей по теме: «Составление предложений по теме «Одежда» с опорой на схему (старшая группа с ЗПР)»

Цели:коррекционно-образовательная:—      обучать детей составлению предложений по картинно-графической схеме;коррекционно-развивающие:расширять и активизировать словарь детей ...

«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ)

laquo;Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ) Цель: обучение участников мастер-класса применению социоигровой техноло...

Мастер-класс для педагогов дошкольных образовательных организаций «Ярмарки педагогического мастерства» по формированию навыков творческой деятельности у детей дошкольного возраста посредством техники «скрапбукинг»

Техника «скрапбукинг» оказывает большое влияние не только на повышение интереса у современных детей к ручному творчеству, но и на всестороннее развитие, социализацию детей дошкольного возр...

Образовательная технология «Лаборатория педагогическо-го мастерства. Мастер-классы, проекты, семинар-практикум». В.Е. Лапман, М.Г. Попова, С.В. Попова

Цель использования образовательной технологииРазвитие творческих способностей педагогов в разработке и проведении мастер-классов, семинаров-практикумов; создание условий для внедрения в воспитательно-...

Мастер – класс для педагогов «Педагогический дуэт: путь к мастерству»

Цель: развитие навыков педагогического сотрудничества в ситуации «наставник – молодой педагог»...