«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ)
методическая разработка

Пресман Юлия Михайловна

«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ)

 

Цель: обучение участников мастер-класса применению социоигровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социоигровой технологии.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии. 3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Актуальность данной темы:

 Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для воспитания человека с активной жизненной позицией нам помогает педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы. И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. Сегодня мы с вами попробуем свои ощущения в данных играх…

Игра в данной технологии стимулирует познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Именно поэтому социоигровые приемы мы выбрали основной формой организации жизни старших дошкольников. Их значение возрастает, если речь идет о дошкольниках, имеющих речевые нарушения. Нашу группу посещают именно такие ребята. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у детей с дизартрией. В игре они быстро утомляются, не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому для таких детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение, их общение со сверстниками и взрослыми. Таковыми являются игры из социоигровой технологии обучения. Наш мастер-класс посвящается социоигровому  стилю работы с детьми как эффективной педагогической технологии.               

Я предлагаю вам немного побыть в роли воспитанников и поиграть со мной.

Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

- игры для рабочего настроя;

- игры для социоигрового приобщения к делу;

- игры разминки-разрядки;

- игры для творческого самоутверждения.

Приветствие. Игра «Новый год - пора чудес и я желаю вам…». Участникам предлагается передавая снежинку продолжить фразу.

 

Игра «Снежная королева».

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого

1. «Буква по воздуху» - игра-задание для рабочего настроя. Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т. п., в зеркальном отражении.

В этой игре хорошо прослеживается один из принципов социо-игровой технологии: воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Игра «По алфавиту». Когда в подготовительной группе все воспитанники знают имена друг друга и знакомы с буквами, на доске вывешивается большая таблица с алфавитом. Все дети объединяются в две команды. По сигналу воспитателя каждой команде предлагается выстроиться в ряд по алфавиту первых букв своих имен. Кто быстрее? Совещаться с соседями, подходить к таблице и водить по ней пальчиком, для выяснения, какая буква стоит раньше, какая позже – разумеется можно!

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Игра в «завершения». Играющие встают или садятся вкруговую. Один из них скандирует: Из кармана у Аркашки вечно сыплются БУ…. Остальные по эстафете дополняют: Бумажки, Букашки, Булки и т.д.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Игра «Картинка» Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например, пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите, ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако подчиняется правилам.

Все эти игры придерживаются правил социо-игровой технологии: - преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно. - снятие судейской роли с педагога и передача её детям, что предопределяет снятие страха ошибки у детей. - смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Игра  «Превращения предмета». «Превращения» тренируют смелость, будят фантазию, развивают сообразительность. Любой предмет из обихода развивающих занятий полезно превратить в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например,  карандаш, линейка.

Применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Рефлексия: Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.

Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

Возник ли у вас интерес к использованию в практике социоигровых заданий и упражнений?

Передаю волшебную палочку, прошу высказываться и передавать дальше…

         Мы – педагоги - дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.

Спасибо за участие!

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_yulya.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

«Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология» (мастер-класс для педагогов ДОУ)

Цель: обучение участников мастер-класса применению социоигровой технологии в рамках учебно-воспитательного процесса в ДОУ.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социоигровой технологии.

2. Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике социоигровой технологии. 3. Создать условия для обретения большинством педагогов своего собственного профессионального стиля, который позволил бы воспитанникам реализовать позицию субъекта в разных видах деятельности.

Социоигровая технология – это развитие ребёнка в игровом общении со сверстниками.

Актуальность данной темы:

 Сегодня человеку для активного участия в жизни общества, реализации себя как личности необходимо постоянно проявлять творческую активность, самостоятельность, обнаруживать и развивать свои способности, непрерывно учиться и самосовершенствоваться. Для воспитания человека с активной жизненной позицией нам помогает педагогическая технология «Социо-игровая педагогика» представленная Е. Шулешко, А. Ершовой и В. Букатовым. Сам термин «социоигровой стиль» появился ещё в 1988 году. В то время это не прижилось. Пробовались отдельные приёмы, и на этом всё закончилось… Психологическая перестройка позиции педагогов на личностно-ориентированное взаимодействие с ребёнком в процессе обучения продолжалась все эти годы. И вот сейчас педагогические коллективы взглянули на эту проблему более заинтересованно. Осознавая, что по-старому работать просто нельзя, т. к. современные исследования показывают, что становление субъективной позиции ребёнка в деятельности, общении и познании обеспечивает развитие таких важнейших качеств личности, как активность, самостоятельность, коммуникабельность, творческое начало. Сегодня мы с вами попробуем свои ощущения в данных играх…

Игра в данной технологии стимулирует познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. Именно поэтому социоигровые приемы мы выбрали основной формой организации жизни старших дошкольников. Их значение возрастает, если речь идет о дошкольниках, имеющих речевые нарушения. Нашу группу посещают именно такие ребята. Дети с речевыми нарушениями обычно имеют функциональные или органические отклонения в состоянии центральной нервной системы. Они эмоционально неустойчивы. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание из-за нарушения общей и речевой моторики, особенно у детей с дизартрией. В игре они быстро утомляются, не могут сразу переключиться с одного вида деятельности на другой. Поэтому для таких детей особое значение имеют игры, которые формируют активное поведение, их общение со сверстниками и взрослыми. Таковыми являются игры из социоигровой технологии обучения.         Наш мастер-класс посвящается социоигровому  стилю работы с детьми как эффективной педагогической технологии.                

Я предлагаю вам немного побыть в роли воспитанников и поиграть со мной.

Авторы социоигровой технологии предлагают разные игровые задания для детей, которые условно можно разделить на несколько групп:

- игры для рабочего настроя;

- игры для социоигрового приобщения к делу;

- игры разминки-разрядки;

- игры для творческого самоутверждения.

Приветствие. Игра «Новый год - пора чудес и я желаю вам…». Участникам предлагается передавая снежинку продолжить фразу.

 

Игра «Снежная королева».

Цель: развитие умения давать доброжелательную оценку другому человеку.

Ход: Воспитатель предлагает вспомнить сказку «Снежная королева» и говорит, что у нее есть предложение: Кай и Герда выросли и сделали волшебные очки, через которые можно было разглядеть все то хорошее, что есть в каждом человеке. Воспитатель предлагает «примерить эти очки» и посмотреть внимательно друг на друга, стараясь в каждом увидеть как можно больше хорошего и рассказать об этом. Взрослый первый надевает «очки» и дает образец описания двух-трех детей. После игры дети говорят, какие трудности они испытали в роли рассматривающих, что чувствовали. Игру можно проводить несколько раз, отмечая, что с каждым разом детям удавалось увидеть больше хорошего.

Вариант. Можно предложить всей группе «надеть очки» и поочередно разглядывать каждого

1. «Буква по воздуху» - игра-задание для рабочего настроя. Дети выбирают ведущего. Он, стоя спиной к игрокам, пишет по воздуху крупную букву, остальные отгадывают. Буквы можно писать рукой, плечом, головой, ногой, коленкой и т. п., в зеркальном отражении.

В этой игре хорошо прослеживается один из принципов социо-игровой технологии: воспитатель – равноправный партнёр. Он умеет интересно играть, организует игры, выдумывает их.

2. Игры для социоигрового приобщения к делу, во время выполнения которых выстраиваются деловые взаимоотношения педагога с детьми, и детей друг с другом. Игра «По алфавиту». Когда в подготовительной группе все воспитанники знают имена друг друга и знакомы с буквами, на доске вывешивается большая таблица с алфавитом. Все дети объединяются в две команды. По сигналу воспитателя каждой команде предлагается выстроиться в ряд по алфавиту первых букв своих имен. Кто быстрее? Совещаться с соседями, подходить к таблице и водить по ней пальчиком, для выяснения, какая буква стоит раньше, какая позже – разумеется можно!

3. Игровые разминки – объединяются своей всеобщей доступностью, быстро возникающей азартностью и смешным, несерьёзным выигрышем. В них доминирует механизм деятельного и психологически эффективного отдыха. Игра в «завершения». Играющие встают или садятся вкруговую. Один из них скандирует: Из кармана у Аркашки вечно сыплются БУ…. Остальные по эстафете дополняют: Бумажки, Букашки, Булки и т.д.

4. Задания для творческого самоутверждения – это задания, выполнение которых подразумевает художественно-исполнительский результат.

Игра «Картинка» Цель: Научить ребёнка выступать в двух ролях – приглашенного и приглашающего, учить выбору партнёра по симпатии, умению выражать в рисунке образ своего персонажа. Договариваемся с детьми о том, что будем рисовать картину, например, пейзаж, и каждый задумывает персонаж для картины. Выбирается ведущий, который и начинает игру: «Я – солнышко, хочу взять в картину тебя (берёт того, кто нравится). Скажи, кто ты?» Ребёнок отвечает, например: «Я облачко». Далее они берутся за руки и ребёнок – «облачко» приглашает другого в пейзаж, и так до тех пор, пока все дети не войдут в картину. После игры дети самостоятельно подбирают изобразительный материала, рисуют своего персонажа и рассказывают о его качествах. Как видите, ребенок в игре достаточно самостоятелен, принимает решения, однако подчиняется правилам.

Все эти игры придерживаются правил социо-игровой технологии: - преодоление трудностей. У детей не вызывает интереса то, что и просто, а что трудно – то интересно. - снятие судейской роли с педагога и передача её детям, что предопределяет снятие страха ошибки у детей. - смена мизансцены, то есть обстановки, когда дети могут общаться в разных уголках группы.

Игра  «Превращения предмета». «Превращения» тренируют смелость, будят фантазию, развивают сообразительность. Любой предмет из обихода развивающих занятий полезно превратить в нечто другое, но не с помощью слов, а через целесообразные движения (действия). Например,  карандаш, линейка.

Применение социо - игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Рефлексия: Хотелось бы услышать несколько слов о сегодняшней совместной деятельности.

Как вы чувствовали себя в позиции обучающихся?

Возник ли у вас интерес к использованию в практике социоигровых заданий и упражнений?

Передаю волшебную палочку, прошу высказываться и передавать дальше…

        Мы – педагоги - дошкольники, очень счастливые люди, а знаете почему? Потому что став взрослыми, мы продолжаем жить в мире детства, в мире фантазии и открытий, искренности и добра, и, конечно же, игры.

Спасибо за участие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

Мастер-класс- «Социо- игровой стиль работы с детьми, как эффективная педагогическая технология»

Мастер-класс закомит с социо-игровыми технологией,использованием в работе с детьми....

МАСТЕР-КЛАСС: «СОЦИО-ИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами, применяемыми в социо-игровой технологии.Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование ...

Мастер-класс для воспитателей Социо-игровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология.

Девиз  социо-игрового стиля работы с детьми: “Мы не учим, а налаживаем ситуации, когда их участникам хочется доверять и друг другу, и своему собственному опыту, в результате чего происходит эффек...

Презентация «Социоигровой стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ НА ТЕМУ: «СОЦИОИГРОВОЙ СТИЛЬ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»Слайд №1 Разрешите представить вашему вниманию презентацию на тем...

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"

Описание опыта работы по теме "Социоигровый стиль работы с детьми как эффективная педагогическая технология"...