Влияние дидактических игр на развитие мышления детей подготовительной группы
статья (подготовительная группа) на тему

Зверева Анна Валерьевна

Данная статья была опубликована в журнале "Аспирант и соискатель" № 1, 2014.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx20.27 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

ОПУБЛИКОВАННАЯ В

ЖУРНАЛЕ

«АСПИРАНТ И СОИСКАТЕЛЬ»   № 1, 2014

ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ

Воспитатель ГБОУ СОШ № 1987

Зверева А.В.

Актуальность формирования интеллектуальной готовности детей к школе связана с произошедшими за последнее время серьезными преобразованиями. Введены Федеральные Государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, изменилась сама структура преподавания, все более высокие требования предъявляются к детям, идущим в первый класс.

Подготовка детей к школе – задача многогранная, охватывающая все сферы жизни ребенка. Психологическая готовность к  школе  один из важных и значимых аспектов этой задачи, это один из важнейших итогов психического развития в период дошкольного детства. Под психологической готовностью к школьному обучению понимается необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников.

Высокие требования жизни к организации воспитания и обучения заставляют искать новые, более эффективные психолого-педагогические подходы, нацеленные на приведение методов обучения в соответствие с требованиями жизни. В этом смысле проблема формирования готовности дошкольников к обучению в школе приобретает особое значение. С ее решением связано определение целей и принципов организации обучения и воспитания в дошкольных учреждениях. В тоже время от ее решения зависит успешность последующего обучения детей в школе.

Игровая деятельность, являющаяся ведущим видом деятельности дошкольника,  вызывает качественные изменения в психике ребенка. В игре у детей начинают развиваться произвольное внимание и произвольная память, происходит умственное развитие, развитие воображения и рефлексии.  Игра является важным средством в формировании интеллектуальной готовности дошкольников к школьному обучению.  

 Характерной особенностью данного возраста является так же развитие познавательных психических процессов: восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти и речи. К концу дошкольного возраста более высокого уровня достигает развитие наглядно-образного мышления и начинает развиваться логическое мышление, что способствует формированию способности ребенка выделять  существенные свойства и признаки предметов окружающего мира, формированию способности сравнения, обобщения, классификации.

Проанализировав психолого-педагогическую литературу по проблеме психологической готовности детей к школьному обучению, было выдвинуто предположение, что на развитие вербального и невербального мышления детей подготовительной группы может повлиять специально подобранный комплекс дидактических игр.  

В начале учебного года с детьми подготовительной группы были проведены тесты, показывающие исходный уровень развития вербального и невербального мышления. Для выявления уровня развития вербального мышления проводился ориентировочный тест школьной зрелости Керна-Йирасека «Вербальное мышление» (тест состоит из 20 вопросов, ответы которого определяют уровень развития вербального мышления и умения логически мыслить). Для выявления уровня развития невербального мышления с детьми была проведена методика «Полянки» А.Л. Венгера (методика состоит из 12 задач на использование условно-схематических изображений для ориентировки в пространстве).

В ходе проведения данного эксперимента было выявлено, что у некоторых детей из группы были средние и низкие показатели уровней развития вербального и невербального мышления. У этих детей возникали трудности при прохождении тестов.

Было решено проводить с детьми комплекс специально подобранных дидактических игр, влияющих на развитие вербального и невербального мышления.

При проведении игр соблюдались следующие: основной формой проведения формирующего этапа стала игровая деятельность в свободное от занятий время (утром перед завтраком, вечером после полдника); игры проводились три раза в неделю, длительность проведения 15-20 минут; за занятие проводилось четыре игры (две на развитие вербального мышления, две на развитие невербального мышления); в играх принимали участие все дети группы, в зависимости от правил игры занятия проводились фронтально или по подгруппам; еженедельно добавлялась новая игра, старые игры повторялись; сложность игр нарастала от занятия  к занятию.

На занятиях проводились следующие игры. Игры на развитие невербального мышления. Настольно-печатные игры: «Лабиринты», «Найди лишнее», «Паззлы»; «Найди как можно больше отличий», «Сложи узор» (Б.П. Никитин), «Восстанови последовательность событий», «Поиск недостающей части картинки».

Игры на развитие вербального мышления.  Проведение игр: «Что это означает»; «Почему это произошло?»; «Бывает – не бывает»; «По какой причине произошли два события?»; «Учимся представлять последствия событий»; упражнение в стихах «Установи причину и следствие»; занятие «Сравнение автобуса, молоковоза и поливальной машины»; занятие «Заяц и бурый медведь»; игра «Чем и почему похожи и не похожи бурый и белый медведи?»; игра «Чем и почему похожа и не похожа посуда?»; игра «Чем и почему похожи и не похожи стол и стул?».

        После проведенной работы, в конце  учебного года, были повторно проведены тесты, показывающие уровни развития вербального и невербального мышления.

        Результаты проведенных тестов показали, что  проводимый с детьми комплекс дидактических игр, на конец года показал положительную динамику. Детей, показывающих низкий уровень развития вербального и невербального мышления, в группе не выявлено. Количество детей, имеющих средний уровень развития вербального и невербального мышления, сократилось. У детей, участвовавших  в данном эксперименте, достаточный уровень интеллектуальной готовности к школе.

        Достаточный уровень интеллектуального развития – это успешность последующего обучения детей в школе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по развитию речи детей подготовительной группы с ОНР.

В материале перечислены несколько игр по развитию речи, в которые с детьми с ОНР  может поиграть педагог. Приведённые игры имеют полное описание и примеры выполненных заданий....

Методическая разработка на тему: « Влияние проблемного обучения на развитие мышления детей старшего дошкольного возраста»

Учение в жизни ребёнка есть особая деятельность, формирующаяся под влиянием организованных занятий. Этот вопрос был поставлен ещё Ушинским К.Д., когда он говорил о том, что учение нужно отделить от иг...

План по самообразованию «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»

Долгосрочный план по самообразованию для воспитателей подготовительной группы по теме «Развитие логического мышления детей подготовительной группы средствами математики»...

Комплекс дидактических игр на развитие логического мышления детей подготовительной группы

Дидактические игры на развитие логического мышления у детей  6-7 лет...

Мастер – класс «Развитие логического мышления детей подготовительной группы»

Зачем логика дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создается как бы определенный «этаж», на котором формируются психические функции, важные для перехода к следующему этап...

«ВЛИЯНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР НА РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ РЕБЕНКА С ОВЗ»

Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с его практической деятельностью и с ориентировкой в окружающем предметном мире. В свою очередь и развитие мышления в это...

Влияние математических игр на логическое мышление детей младшей группы.

Влияние математических игр на логическое мышление детей младшей группы....