«Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в современных условиях. Нетрадиционные формы работы с семьей».
статья на тему
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Педагогическое просвещение родителей детей дошкольного возраста в современных условиях. Нетрадиционные формы работы с семьей».
На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внешним факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста.
Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает человек, какие черты характера формируют его натуру.
Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.
Усиление воспитательной и образовательной функции дошкольного учреждения, а также изменения, происходящие в жизни общества, обуславливают необходимость совершенствования форм и способов взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей.
Трудно растить детей в сложном современном мире. Сегодняшнее общество очень сложное. Оно насыщено экономическими и политическими кризисами. На семью извне давит множество социальных, материальных и других проблем. Под этим натиском очень трудно сохранить благоприятный климат, который так необходим для полноценного развития личности ребенка, а особенно в дошкольном детстве, ведь детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут, зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Обращаясь к педагогам ДОУ, родители очень часто подчеркивают, что им не хватает времени на выполнение всего того, что необходимо ребенку. Действительно, нельзя не согласиться с тем, что у современных родителей нет избытка времени. Однако наблюдения показывают, что увеличение того количества времени, которое родители проводят со своими детьми, само по себе не приводит к повышению эффективности воспитания. Не время, как правило, ограничивает родительскую любовь, и проблема не только в количестве времени, сколько в его содержании.
Выдающиеся педагоги прошлого убеждены были, что главными воспитателями ребенка в дошкольном детстве являются родители. Но для того, чтобы они правильно воспитывали своего ребенка, педагоги должны предоставить в их распоряжение специальные пособия и дидактический материал.
Педагогическое просвещение родителей реализуется чаще всего традиционными формами:
1) внутри детского сада :
- посещение семьи воспитателем;
- беседы и консультации;
- общие и групповые родительские собрания;
- наглядная пропаганда ( стенды, ширмы, тематические выставки и др.);
2) за пределами детского сада:
- университеты педагогических знаний;
- школы для родителей и др.
Их общий недостаток:
- работа с родителями ведется не дифференцированно, без учета особенностей семьи;
- родители имеют ограниченный доступ к пребыванию в детском саду:
- родители не могут влиять на педагогический процесс, они привлекаются лишь к осуществлению организационных моментов, а с воспитательной работой знакомятся лишь при рассматривании «наглядной агитации»- стендов, ширм, подготовленных педагогами;
- ведущая роль в организации работы с семьей отводится педагогам: целью многих форм является помощь родителям, рекомендации, советы, исправление ошибок семейного воспитания. Это указывает на то, что семья воспринимается как педагогически несовершенный фактор в становлении личности ребенка. Да и сами формы работы с семьей не дают должных результатов, так как направлены на взаимодействие с широким кругом родителей. В этих условиях невозможно разглядеть проблемы каждой семьи индивидуально.
Именно поэтому необходима «новая философия» взаимодействия ДОУ и семьи.
Педагогический коллектив должен старается помочь родителям вырастить, научиться понимать и воспитывать своих детей. Для этих целей должно делаться многое: проводиться: Дни открытых дверей, приглашать родителей на праздники и спортивные мероприятия, проводить консультации, встречи со специалистами, родительские собрания и конференции в нетрадиционной форме. Содержанием педагогического просвещения родителей должно стать изучение ими самих себя, своей семьи, своих отношений с окружающими людьми, своих знаний по вопросам воспитания детей.
Сюда же необходимо включить знания по формированию семейного уклада жизни, по созданию благоприятного психологического климата в семье, по этнической культуре и взаимоотношениям с людьми разных национальностей, по художественно-эстетическому, физическому развитию и другие.
Формы подачи материала могут быть самые разнообразные: дискуссии, конференции, час вопросов и ответов, круглые столы, деловые и ролевые игры, тренинги, семейные гостиные, мастер - классы и другие. При этом необходимо использовать новые педагогические технологии, на развитие интеллекта человека, его личностных качеств.
В основе организации просвещения родителей будет использован личностно-деятельный подход: учитывается не только уровень образования родителей, но и уровень родительской культуры. Папы и мамы являются субъектами образовательного процесса – в этом нам должны помочь педагогические технологии. Каждое занятие с родителями должны заканчиваться индивидуальной и коллективной рефлексией.
Ребенок дошкольного возраста наиболее чувствителен к влиянию взрослых, его окружающих. И если родитель не компетентен в вопросах воспитания, не имеет необходимых знаний, то педагогические воздействия по воспитанию ребенка в дошкольном учреждении будут напрасными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях"
Представлена форма педсовета с участием всех специалистов ДОУ....

Методическая разработка «Содержание и формы педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста».
Методическая разработка позволит эффективно повысить заинтерисованность родителей в образовательном процессе детского сада...

«Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возраста в современных условиях» (из опыта работы)
Выступление освещает актуальность сохранения и укрепления физического здоровья детей дошкольного возраста, отражает основные аспекты деятельности ДОУ по приоритетному направлению, показывает эффективн...
Консультация для родителей на тему: "Организация работы по здоровьесбережению детей дошкольного возрастав в современных условиях"
Материал для родителей на тему здоровьесбережение дошкольников....

«ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Педагогическое просвещение – одна из традиционных форм взаимодействия педагогов учреждений образования и родителей. Разнообразные формы работы с родителями, используемые в нашем дошкольном учреж...

Теоретические аспекты педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста
Презентация расскрывает теоретические аспеты и особенности педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста....

Теоретические аспекты педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста по вопросам здоровьесбережения
Статья посвящена описанию теоретических аспектов педагогического просвещения родителей детей дошкольного возраста по вопросам здоровьесбережения....
