Выступление на районном методическом объединении воспитателей старших групп. Тема: Коммуникация и общение.
консультация (старшая группа) по теме

Косаренкова Наталья Анатольевна

Предлагаю коротко ознакомиться с понятиями Коммуниукация и общение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word_3.docx43.86 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление

на районном методическом объединении

старшего дошкольного возраста.

Тема: «Развитие коммуникативных способностей

дошкольников через игровую деятельность»

Форма проведения: семинар – практикум.

Выполнила: музыкальный руководитель

МАДОУ ЦРР «Сказка» Косаренкова Н.А

2014 г

Умение ребёнка позитивно общаться,  позволяет ему комфортно жить в обществе людей.  Благодаря общению,  ребёнок не только познаёт другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

 Наблюдая за современными детьми, которые посещают детские сады, мы все чаще отмечаем неумение детей общаться между собой. Более того, многие из них страдают нарушением речи,  не могут полноценно выразить свои мысли, эмоции, и как следствие чувствуют себя скованно.

Всё чаще дети любят играть самостоятельно, изолированно от других. Многих сверстники не принимают в свои игры, есть дети, которые умеют общаться только со взрослыми.

Без понимания другого человека, без учёта его интересов и потребностей невозможна совместная деятельность, полноценное общение со сверстниками.

Среди проблемных форм межличностных отношений выявлены следующие:

- агрессивность;

- обидчивость;

- застенчивость;

- замкнутость;

- демонстративность.

Свойства, объединяющие эти формы – неумение видеть и понимать другого, неумение общаться, порою даже просто вступить в контакт с другими детьми, со взрослым.

Что же  такое коммуникация?  

Дадим научное определение понятия коммуникации, которое зафиксировано в Лингвистическом энциклопедическом словаре: «Коммуникация - специфическая форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности».  Понятие «общение» - это  так называемый «русский продукт», практически совпадает с понятием «коммуникация».

 Основные составляющие (стороны):

1.Коммуникативная сторона общения (обмен информацией между индивидами)

2. Интерактивная сторона (организация взаимодействия между индивидами)

3. Перцептивная сторона (процесс восприятия друг друга партнерами по общению и установлению взаимопонимания)

В процессе общения   выделяют:

Вербальную коммуникацию общения, которая осуществляется посредством речи.

Невербальную, в которую  входят:

  • Визуальная (жесты, мимика, позы, контакты глазами)
  • Акустическая (тембр голоса, диапазон, тональность, паузы, покашливания, смех, плач и т.п.)
  • Тактильная (поглаживания, прикосновения, пожатия руки, объятия, поцелуи)
  • Ольфакторная (приятные и неприятные естественные запахи человека).

В общении можно выделить такие этапы:

  • Установление контакта
  • Ориентация в ситуации
  • Обсуждение вопроса, проблемы
  • Принятие решения
  • Выход из контакта.

Наша с вами задача  способствовать развитию следующих коммуникативных навыков:

  • Легкость установления контакта
  • Поддержания разговора
  • Умения слушать
  • Умения высказывать собственную точку зрения
  • Умение аргументировать и отстоять свою позицию
  • Умение прийти к компромиссному решению.

Далее, наше общение мне бы хотелось построить в виде тренинга таким образом, чтобы всё, о чём здесь будет говориться, вы могли бы пережить и прочувствовать сами с позиции ребёнка.

Игры на развитие коммуникационных способностей.

Психологические игры

Цель : повышение психологического статуса и сплочение детского коллектива

Твои достоинства.

Дети сидят в кругу и говорят соседу справа о его достоинствах. Тот к кому обращаются, отвечает: «Да, это у меня есть. А вот у Тани ……»

Дарим добро

Вариант 1  - Дети сидят в кругу и дарят добрые пожелания (по часовой стрелке): «Я желаю тебе… Пусть мама купит…»

Вариант 2  - Дети дарят добрые слова и гладят друг друга по голове. (действие по кругу по часовой стрелке)

Пальчиковые игры

Упражнение «Приехала бабушка»

Приехала бабушка.

Её встретила мама, папа, дедушка и я

Поцеловала её мама,

Поцеловал её папа,

Поцеловал её дедушка,

Поцеловал её и я

И мы все вместе.

 - показать большой палец

- показать по очереди другие четыре пальца

-  указательный палец - с большим пальцем

- средний палец- с большим

- безымянный  - с большим

- мизинец – с большим

-  все четыре  - с большим

Упражнение «День рождения пальчика»

День рожденья у меня                                    Указ.палец кланяется

Приходите все друзья                                    «зовет»

Здравствуй, пальчик, ты нас звал?                 Пальцы другой руки «кланяются»

Звал!                                                              «кланяется»

Ты нас в гости приглашал?                           Пальцы другой руки «кланяются»

Приглашал!                                                    «кланяется»

Здравствуйте, гости мои дорогие!                  «манит»

Проходите! Проходите!

Никуда не уходите!                                       Из стопроны в сторону

Я к вам сейчас приду и вас всех повеселю.    Вращение всей кисти.

   Игры на развитие речи и голоса:

                                          Упражнение «Звонок»:

 «пришли домой и позвонили в дверь: «Ма-ма» (громко). Я – при – шел.

Упражнение «Варит мама кашу» (мама-зайчиха, медведица  и т.д. и каша морковная, медовая)

Варит мама кашу, кашу малашу

Сахар добавляла, солью посыпала

Вкусная каша, каша-малаша.

С гонзиками любую скороговорку проговаривать по слогам.

Игры на визуальный контакт «Переглядки»

Стоя в кругу, взглядом ищем пару, как только нашли меняемся местами. Далее с усложнением – кренделек, березка, здороваемся, пугалочки, смешилки.

Игры на тактильный контакт

Упраженение «Иди сюда» (дети встают парами)

Иди сюда – манят указательным пальчиком

Тебя прошу – по плечу собеседника

Или сюда  -  манят

Секрет скажу – по плечу

 Шу-шу-шу, - Ладошку к уху товарища

Да ши-ши-ши

Поменялись малыши – ищут себе пару

 (последний раз и обнялись малыши)

Что в горбу?    

Дети стоят «паровозиком».

- Что в горбу?

 -  Денежки!

 

- Кто наклал?

 

- Дедушка!

 

 

- Чем он клал?

- Ковшиком

 

- Каким?

- Позолоченным, с  верху медью околоченным!

Стучат по спине кулачками.

Поворачиваются в другую сторону, гладят по спине.

 Поворачиваются, стучат кулачками.

Поворачиваются в другую сторону, гладят.

Поворачиваются, стучат.

Поворачиваются в другую сторону, гладят.

Поворачиваются, стучат. -

 

Поворачиваются, стучат ребрами ладони

                                    Упражнение Рыбки (руки за спиной)

МОЖНО ВЫПОЛНЯТЬ В ПАРЕ

Однажды выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать подружку. Поплыла в одну сторону, поплыла в другую сторону. Поплыла вверх,… вниз… Не нашла свою подружку и поплыла к себе в домик.

Выплыла другая подружка (то же)…

И вот выплыли обе рыбки из домика и встретились… (обе руки задействованы) … и поздоровались

_Здравствуй, рыбка!

- Здравствуй, рыбка!

Стали подружки танцевать, плавать, играть. Поплыли вверх, вниз, вправо, влево. Плавали вместе и вместе устали (на грудь), полежали, отдохнули, хвостиком махнули и уплыли в домики.

Игра «Рыбки – рыбешки»

Звучит музыка, все дети – рыбки. . Музыка затихает ищем пару. Одни остаются рыбками, а другие камушками.  Камушки присаживаются и сидят, обхватив колени.

Все произносят слова:

Рыбки, рыбешки, все хороши

Папы и мамы и малыши…(звучит музыка рыбки начинают плавать, музыка затихает, рыбки присаживаются около камушка. Гладят его по спине и произносят слова:)  «Самый хороший, самый родной, самый любимый,  камушек мой! Я немнрожко посижу, с тобой рядышком посплю. (обнимает).  А ночью произошло превращение. (меняются ролями)

Игра на внимание «Рыбка»

____________ (левая рука поднята в горизонтально на уровне груди)  -    берег

Праваяя рука выполняет волнообразные движения – рыбка плавает

 

_____________________    Прыгает над водой  - дети хлопают

Рыбка прячется за спину  –  дети спрашивают «Ты  где?»

______________________       Сравнялась с берегом –   Ай-ай-ай!

Замерла вверху    –    Кыш! И топнуть ногой.

Загорает на берегу – Ничего себе!

ГОНЗИКИ

Одной лапкой 1,2,3,

Другой лапкой 1,2,3,

Третьей лапкой 1,2,3,

А четвертой помаши.

Вместе вправо побежали

Вместе влево побежали

И немножечко устали.

Комарики

Мы шагаем, мы шагаем

Вместе лапки поднимаем

Мы немножко посидели,

головою повертели

Оттолкнулись, полетели.

Разговор друзей.

  • Здравствуй, друг, что делал ты?
  • Я искал в лесу цветы.
  • Нашел цветы?
  • Нет, не нашел. К тебе за помощью пришел.
  • Тебе я, друг, не помогу. И я  цветочков не найду. Потому что все цветы спать давно уже ушли.
  • Зима торопиться идет, снег с собою принесет
  • Как жаль, придется подождать. Придет весна – пойду искать.

Упражнения с бусами. Коллективная работа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на районном методическом объединении воспитателей групп раннего возраста. Тема выступления: «Развитие личности ребенка, его успешности и творческого потенциала через проектный метод»

Развитие личности, ее творческой индивидуальности должно лежать в основе современного педагогического процесса. Эффективное решение этой проблемы зависит от содержательных и структурно-...

Районное методическое объединение воспитателей на тему"Педагог и ребенок:барьеры в общении"

Тема-еффективное взаимодействие  с детьми -очень важна в наше время.Тема: "Приемы эффективного,конструктивного взаимодействия с детьми" Тема »Эффективное  взаимодействие...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей по поддержке детской инициативы. Тема: «РППС в развитии детской инициативы»

laquo;Если хочешь воспитать в детях смелость ума, интерес к серьёзной интеллектуальной работе, самостоятельность как личностную черту, вселить в них радость сотворчества, то создавай такие условия, ч...

Выступление на районном методическом объединении воспитателей ДОУ старших возрастных групп по теме: «Использование технологии социализации с детьми дошкольного возраста»

Технологии социализации дошкольника, позволяют эффективно сформировать и развить у ребенка саморегуляции поведения, самостоятельность, инициативность, ответственность; качества необходимые не только д...