Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста
статья на тему

Стрельцова Татьяна Анатольевна

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на занятиях театральной деятельностью

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческого потенциала детей дошкольного возраста на занятиях театральной деятельностью.

  Творчество или креативность проявляет себя многообразно – это быстрота, гибкость, точность, оригинальность мышления, богатое воображение, чувство юмора. Это не только удел артиста или музыканта. Она присуща и домохозяйке и водителю троллейбуса. Креативность – это способность человека к конструктивному, нестандартному мышлению и поведению. В повседневной жизни это проявляется в уверенности в себе, самообладании, способности находить способы решения проблем, сложных жизненных ситуаций.

Креативный человек обладает большей привлекательностью в общении.   Привлекательность творческого человека связанна не только с его постоянным развитием, но и его открытостью новому. Творческие способности важно развивать у детей с раннего возраста.

  Каждый ребенок наделен особым, неповторимым сочетанием природных задатков и возможностей, необходимо только создать благоприятные условия для их раскрытия.  

          Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа.  Театрализованные игры   являются благоприятной средой для развития   творческого потенциала детей.

  1. Способствуют раскрепощению ребенка, снятию зажимов, комплексов, нажитых ребенком в первые годы жизни, повышению самооценки;
  2. Помогают раскрыть возможности, способности и таланты самого ребенка и подготовить его к любой творческой деятельности;
  3. Развивают у детей наблюдательность, творческую фантазию и воображение;
  4. Формируют партнерское отношение в группе, развивают коммуникативные навыки,  культуру общения;
  5. Повышают мотивацию на позитивное отношение к жизни и  активную жизненную позицию;
  6. Приобщают ребенка к культуре и искусству;
  7. Расширяют кругозор;
  8. Расширяют представление об окружающем мире.

             Основная форма проведения занятий  - игра. Игра – ведущий тип деятельности ребенка.   Она знакома ему, близка, в состоянии игры он чувствует себя спокойно и комфортно. Кроме того, игра необходима детям, чтобы дать выход избыточной энергии, реализовать инстинкт подражания, для   удовлетворения потребности в отдыхе и разрядке, компенсации вредных побуждений и невыполнимых в реальной жизни желаний.

Для раскрытия тех или иных способностей ребенка педагогом создается ситуация, в которой данные способности обнаруживаются.  Задания постоянно усложняются и, таким образом, раскрытые способности постепенно развиваются. Необходимо отметить, что  театрализованные игры предусматривает индивидуальный подход. Во время работы детям могут быть даны разные задания в зависимости от их индивидуальных особенностей.

    Игра - это радость общения, дающая ощущение полноты жизни.  На занятиях  постоянно создается "ситуация успеха". Радость и успех необходимы детям для  раскрытия их, как личности. Мы все хотели бы, чтобы наши дети добились успехов в жизни, проявили свои таланты и совершенствовали их.

    Дети учатся видеть в привычных ситуациях нестандартные варианты решений. Развиваются не какие-то конкретные навыки, а именно само мышление - способность придумывать быстро и много идей, способность с разных точек зрения смотреть на проблемы, способность придумывать именно новаторские идеи.

        Дети любят фантазировать и сочинять. Можно дать им возможность свободно придумать свои собственные сказки. Таким образом, они смогут научиться четко, выражать свои мысли и рассказывать вслух последовательно то, что они выдумывают.   Кроме того, малыши учатся отстаивать своем мнение, у них вырабатывается уверенность в себе  Можно вместе с ребенком излагать свои варианты развития событий. Причем, в этот момент малыш учится быть объективным и принимать чужую точку зрения.  

  Случается, что детям не нравятся концовки старых сказок: к примеру, что хитрая лиса съедает незадачливого колобка. В этом случае можно попросить детей переделать сказку на свой лад и нарисовать к новой концовке картинки.   Хорошо, если он сумеет отстоять свое мнение и объяснить свою позицию.

 Если  ребенок  представлял себе природу, воду, ветер, можно подробно расспросить его о том, какими именно он их видит:  добрые они или злые,   как с ними можно было бы общаться; могут ли у них быть друзья; хотелось бы малышу с ним подружиться и так далее.  Такая игра не только разовьет их творческие способности, но и научит правильно выражать свои эмоции, сочувствовать, сопереживать.

Еще одна важная игра, которая в дальнейшем принесет несомненную пользу детям – составление короткого рассказа из длинной сказки или истории. Умение пересказать кратко другим детям или близким то, что видел или слышал. Дети делятся на пары и рассказывают друг другу небольшую историю о себе. Ребенку необходимо рассказать эту историю всем, но уже от своего имени. Кроме артистических способностей мы здесь развиваем умения внимательно слушать, запоминать, анализировать.

       Случается, что дети копируют поведение не самое достойное, и чем больше им делают замечания, тем больше им хочется снова и снова повторять то, что так раздражает взрослых. Кукольный театр поможет справиться с этим, если дать возможность малышу выразить себя через куклу. Создавая придуманные ситуации, он может составить и ответные реплики других кукол, то есть стремиться к разрешению этой ситуации. Часто малыш сам примеряет роли других кукол, чтобы составить достойный ответ отрицательному «герою». Играя в кукольный театр, ребенок может выплескивать свои накопившиеся негативные эмоции. Семейные ситуации тоже нередко становятся сюжетами в придуманных детьми кукольных спектаклях.

           Главное, чтобы ребенок мог самовыразиться в таких играх-фантазиях, развивать свое творчество, учиться выражать свои мысли, быть самостоятельным.  

          Развитие творческих способностей тесно связано с формированием познавательной и эмоциональной сферы ребёнка. То есть, нужно чтобы у него была возможность как можно больше всего потрогать руками, увидеть глазами и услышать ушами, чем больше разнообразных эмоций он переживёт, тем лучше. Это тот опыт, который будет использовать его мозг в процессе творчества, и чем богаче этот опыт, тем больше вариантов всевозможных комбинаций можно построить.

Вот дом,
Который построил Джек.

А это пшеница,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это веселая птица-синица,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот кот,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот пес без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это корова безрогая,
Лягнувшая старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это старушка, седая и строгая,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

А это ленивый и толстый пастух,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.

Вот два петуха,
Которые будят того пастуха,
Который бранится с коровницей строгою,
Которая доит корову безрогую,
Лягнувшую старого пса без хвоста,
Который за шиворот треплет кота,
Который пугает и ловит синицу,
Которая часто ворует пшеницу,
Которая в темном чулане хранится
В доме,
Который построил Джек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая презентация "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных техник рисования"

Дошкольное детство важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разносторон...

Приоритетное направление деятельности по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста посредством работы с бумагой в технике «Оригами» для детей среднего дошкольного возраста 4-5 лет

Данное направление носит художественно-эстетическую направленность, так как она ориентирована на развитие мотивации личности к познанию, творчеству и способствует воспитанию художественного вкуса. Так...

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год

Личный творческий план Тема:«Нетрадиционные техники аппликации, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста».2020-2021 учебный год...

Результат творческого проекта "Театральная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста"

С результатами творческого проекта вы можете ознакомиться по ссылке в приложенном документе....