Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников.
материал (подготовительная группа) на тему

Авакян Зинаида Емельяновна

Авторская  программа " Тренинг развития эффективного внимания для будущих первоклассников"  может использоваться  для коррекционно - развивающей  работы с детьми  5 - 7 лет с проблемами внимания   в рамках подготовки их  к школе. Тренинг направлен на развитие основных свойств произвольного внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proizv._vnimanie.docx70.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад первой категории № 301                                             Первомайского района города Ростова - на - Дону.

Авторская  программа:                                                                      « Тренинг развития эффективного  внимания  для будущих первоклассников»

Автор – составитель: педагог – психолог МАДОУ № 301  высшей квалификационной категории Авакян Зинаида Емельяновна

Пояснительная записка:                                                                                                                     

Всем  известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать - далеко не одно и то же. Что же  дает нам возможность видеть и слышать в полном объеме, сосредотачиваться и  концентрироваться,  включаться  и переключаться с одной деятельности на другую все это обеспечивает нам   наше  внимание. Именно оно  делает наши психические процессы полноценными, обеспечивая  целенаправленность , продуктивность и эффективность  восприятия  картины мира.                                                                                                          Многолетний опыт  моей  работы  с дошкольниками  показывает,  они  еще не могут самостоятельно эффективно управлять своим вниманием,  это проявляется в  частой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться,  не умении работать по инструкции, переключая и распределяя  внимание ,  когда это необходимо.   От того насколько сформированы механизмы и свойства внимания у детей дошкольного возраста, зависит будущее ребенка, его интеллектуальное развитие, успешность   любой деятельности и особенно  учебной , которую предстоит осваивать  ребенку в школе.                                         На современном этапе дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного  образования.  Дошкольная  образовательная организация  призвана создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционально - личностного, физического развития ребенка и осуществить его подготовку к школе.                                                                                                                            Проблема  развития и тренировки внимания детей остается  актуальной  и значимой, но недостаточно проработанной   в детской возрастной психологии, что  и побудило меня  к разработке  программы тренинга.  Безусловно, прохождение  данного тренинга  будет актуально и полезно всем детям,  так как они учатся быть собранными, внимательными,  оценивать и контролировать свои действия и поступки. Это одно из главных требований, которое предъявляет к  ребенку школа. Если вашему ребенку трудно сосредоточиться и выполнить задание до конца, если он постоянно отвлекается, если он не слышит Вас  - тогда этот тренинг для вас и вашего ребенка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  В развитии ребенка необходимо учитывать  периоды, которые наиболее благоприятны:  «Каждому овощу – свой срок» Внимание у детей становится относительно устойчивым к 6 годам. В возрасте 5-7 лет формируются системы мозга, отвечающие за внимание, память, мыслительную деятельность. К 10 годам уже завершается формирование механизмов произвольного внимания.

Вывод:  без «эффективного» внимания ребенку невозможно в полной мере раскрыть свой природный потенциал, а развитие внимания и его коррекцию целесообразно проводить именно в 6-10 лет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Теоретическая значимость  программы  заключается,  в накоплении  и систематизации теоретического материала по проблеме развития произвольного внимания у старших  дошкольников  по средствам  тестов, игр и  специальных  техник, упражнений, занимательного математического материала.

Практическая значимость    прослеживается  в том, что  психолог  осуществляет комплексную, разностороннюю,  целенаправленную  работу со всеми участниками образовательного процесса:  c детьми, педагогами и родителями. Специально подобранный  комплекс  игр, техник и упражнений  для  развития произвольного внимания активизирует  познавательную деятельность ребенка, помогаем ему эффективнее усваивать необходимые знания. В помощь педагогам  и родителям разработан практикум, мастер- класс , подобраны   соответствующие задания и психолого-педагогические рекомендации, совместные игры для детей и родителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                    Научная  новизна программы   включает в себя создание модели  активного взаимодействия и сотрудничества  педагога – психолога  с педагогами и  родителями в  развитии произвольного внимания, формировании навыков взаимодействия,  саморегуляции,  самоконтроля и самооценки. Использование  иновационных технологий:  техники « Айрис- фолдинг»,  интерактивных компьютерных технологий , интегративной песочной терапии как средств развития  и тренировки произвольного внимания.                                                                                                                                                                                  Адресат:    Программа  тренинга ориентирована  на детей старшего дошкольного возраста,  родителей воспитанников  и педагогов  ДОУ. Программа  расчитана на  50 часов общей работы: ( 38- часов составляет работа с детьми;  5 часов – работа с педагогами;  7 часов – работа  с родителями) Рекомендуемый режим проведения   занятий  с детьми 1-2 раза в неделю. Длительность проведения занятий  25-30 минут. Оптимальное  количество участников   от 6 – 10 человек.   Данная программа  тренинга  была  апробирована в г. Москве  на базе  МБДОУ №  1618  и в                                                                г. Ростове – на - Дону  на базе МАДОУ №  301  « Соловушки».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      Под влиянием  различных  видов деятельности у ребенка дошкольника, развиваются такие свойства внимания, как концентрация и устойчивость, объем, распределение  и переключаемость. Развитие этих свойств происходит благодаря  играм и упражнениям, которые включают в себя  умственную и двигательную активность. По запросу педагогов ( в результате наблюдений и анализа результатов диагностики была выявлена  группа детей с низким уровнем развития произвольного внимания).                                                                                                                                                                                 

Описание группы:                                                                                                                                               В данную группу вошли дети старшего дошкольного возраста , имеющие  ряд специфических трудностей в организации внимания:                                                           - неумение планировать и контролировать свои действия, неумение слушать и слышать, успешно следовать инструкциям взрослого.                                                  Одна группа – дети были слишком активны, неусидчивы, не сдержаны, действовали импульсивно и необдуманно. Другая  группа - наоборот., несколько заторможены , вялы , недостаточно активны, рассеяны . И тех и других объединяют трудности в организации внимания .                                             

Цель:  Разработка программы тренинга  для коррекции и развития   основных  характеристик и свойств внимания  у  старших  дошкольников .                                              

Задачи:                                                                                                                                                                                 1. Учить детей самостоятельно управлять своим вниманием .                                                                              2. Развивать и тренировать основные свойства внимания :                                                               - концентрацию                                                                                                                        - переключаемость                                                                                                                                - объем                                                                                                                                     - распределение                                                                                                                                                                                 - устойчивость                                                                                                                                  - произвольность                                                                                                                                 - целенаправленность.                                                                                                                   3. Воспитывать  усидчивость, умение преодолевать трудности в обучении .                      

4. Формировать  способность  контролировать свои действия и поступки,  осуществлять самоконтроль и самооценку  своей деятельности.

5. Привлечь родителей и педагогов  к активному взаимодействию и сотрудничеству  в рамках коррекционно - развивающей работы по программе.

Программа  базируется  на  принципах развивающего  обучения:

1.Принцип  целенаправленной деятельности, позволяющий развивать внимание  в практической деятельности.

2.Принцип  учета возрастных, психологических,  индивидуальных особенностей ребенка, обеспечивающий  индивидуальный подход .                                                                                                                                      3.Принцип  единства коррекции и диагностики, обуславливающий целенаправленность и продуктивность  коррекционно – развивающей работы.                                                                                                                                                                                                                                                                                             4.Принцип активного привлечения  ближайшего социального окружения к участию в коррекционно - развивающей работе, определяющий  эффективное благоприятное  взаимодействие  между участниками  образовательного процесса.                                                                                                                                                                                                                                                      

Методические рекомендации:  Предлагаемый дидактический материал предназначен для работы с  детьми  5 – 7 лет. Игры  упражнения  могут быть использованы педагогами, а так же для индивидуальной работы родителей и детей.  Специально подобранные  игры, задания тесты  и упражнения   объединены  в  игровой тренинг развития внимания и включены в специальную  рабочую тетрадь. Рабочая тетрадь помогает   каждому ребенку выполнить  индивидуально необходимый  комплекс игр, заданий, тестов, упражнений и превратить занятия в увлекательную игру.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

Условия реализации программы:                                                                                                                                                 -  Обязательным условием реализации программы  является организация  предметно – развивающей среды в  кабинете  психолога,  в  группах  ДОУ , в семьях воспитанников , которая позволит  максимально эффективно воздействовать на самые разные стороны детского развития, и в первую очередь - на формирование у дошкольников  произвольного внимания.                                                                                                                                                           – Установление  взаимодоверия , взаимопомощи  и  поддержки  между участниками тренинга.                                                                                                                                                                                                                                          -  Создание условий, поддерживающих  эмоциональное благополучие  каждого ребенка.      

                                                                                                                       

 Оборудование и материал для занятий:                                                                                     

• колокольчик;
•  развивающие игры Вячеслава Воскобовича;
• магнитная доска с магнитами;
• комплекты игры « Сложи узор» кубики (по количеству детей )                                                                                        разноцветные клубочки;
• комплекты мелких предметов для нанизывания и классификации;;
• листы бумаги формата А4;
• пуговицы или фишки (по количеству детей);
• набор предметных картинок из разных понятийных
групп*;

• разрезные картинки;
•  специальные тетради для выполнения индивидуальных практических заданий (по количеству детей) и пиктограммы к ним.
• наборы из шести цветных карандашей, простые мягкие
карандаши (по количеству детей);

• наборы счетных палочек;
• наборы игр – лабиринты. 

Этапы реализации программы:                                                                  

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

этап

    Содержание

   сроки

  результат

1.Диагностический    

1.наблюдение 2.«домик»Н.Н.Гуткина      Методика    Пьера - Рузера                        3.«Поставь значки»                          4. «шифровка»

январь

Определение уровня развития внимания.

2.Коррекционно-развивающий

Игровой тренинг     (см. табл.№ 1)

Февраль -  март

Реализация задач  программы

3 .Контрольный

1.набюдение                2.экспресс -диагностика внимания                                          3. « Графический диктант»Д.Б.Эльконин

апрель

 Определение уровеня развития внимания.

   

Тематическое  планирование  занятий  с детьми.                                                                                                  

№ пп

                       тематика

Кол-во часов теория

Кол-во часов практик

Кол-во часов всего

1.

Диагностическое ( входная; контрольная)

2

2

2

Будь внимателен – найди ошибки

1

1

3

По порядку становись ( прямой ,обратный счет)

1

1

4

В лесной школе

1

1

5

Гимнастика для ума

1

1

6

 Четвертый  лишний

1

1

7

Корректурные таблицы

5

5

8

Расскажи стихи руками

3

3

9

Волшебные картинки

4

4

10

В мире графических фантазий

4

4

11

Сложи узор ( игровая мозаика)

1

1

12

Сложи узор ( кубики)

1

1

13

Задачи в стихах

3

3

14

Лабиринты (найди дорожку)

2

2

15

Самоанализ; самоконтроль; самооценка

1

1

15

Последовательные картинки; Дорисуй

1

1

17

Волшебный клубочек

1

1

18

Занимательные вопросы; Дружная семейка

3

3

19

Не пропусти растение ( животное)

1

1

20

Найди отличия

1

1 итого38 часов

      Тематическое  планирование  работы с педагогами ДОУ.                                                                          

№ пп

                            тематика

Кол-во часов теория

Кол-во часов практик

Кол-во часов всего

1

Консультирование по результатам диагностики

2

2

2

Консультирование по выбору методов педагогического сопровождения  детей.

1

1

3

Информационный лист: « Особенности развития внимания у детей »

1

1

4

Практикум « Играем вместе»

1

1

5

Итого- 5 часов

                 Тематическое  планирование  работы с родителями воспитанников.                                                         

№ пп

                            тематика

Кол-во часов теория

Кол-во часов практик

Кол-во часов всего

1

Консультирование по результатам диагностики

2

2

2

Консультирование по выбору методов педагогического сопровождения  детей.

1

1

3

Родительское собрание « Сила внимания»

1

1

4

Советы психолога в родительский уголок « Игры на  развитие произвольного внимания»

1

1

5

Мастер - класс  в технике « Айрис- фолдинг» как  совместная форма работы детей и  родителей.

1

1

 2 итого-7часов

             Общее  количество часов  в  программе тренинга  - 50 часов.              

 Развивающий эффект обучения по программе проявляется в динамике проявления познавательных способностей ребенка. Результаты сравнительной диагностики показывают, что к моменту завершения занятий у детей повышается уровень интеллектуального развития, усиливается положительное отношение к себе, повышается самоконтроль и  самооценка своей деятельности.  Наблюдается положительная динамика в улучшении  показателей основных свойств внимания, повышение темповых показателей деятельности. В результате систематической  цветовой оценки своего настроения  эмоциональный фон  стабилизировался – стал устойчиво позитивным.   В течение  тренинга ребенок  выполняет  специальные  разнообразные практические задания, которые  могут быть использованы для папки достижений ребенка.                                                                                                        

                         

Ожидаемые  результаты:                                                                                                    

1. Умения и навыки  самостоятельного управления  своим вниманием                          2. Улучшение показателей основных свойств внимания (концентрация, переключаемость, объем, распределение )                                                                               3.Овладение способностью  адекватно  оценивать свою работу.                  

4.Улучшение показателей  самоконтроля  результатов  своей  деятельности. 5. Овладение способностью преодолевать трудности в обучении самостоятельно, повышая свою самооценку и радуясь  успехам  в кругу сверстников.                                                                                                                                                                                                                              

6.  Повышение психологической  компетентности педагогов и родителей в вопросах развития  произвольного внимания  и  эффективного  взаимодействия  с детьми.                                                                                  

                                                                   

Информационный  лист в родительский уголок:                                                   « Особенности  развития внимания у детей  старшего дошкольного возраста».

Внимание в дошкольном возрасте носит непроизвольный  неустойчивый характер и лишь постепенно , оно становиться более устойчивым. Существенное повышение устойчивости внимания отмечается в исследованиях, в которых детям предлагается рассматривать картинки, описывать их содержание, слушать рассказ. Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно, управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старшие дошкольники используют определенные способы, которые они перенимают у взрослых.

Возможности произвольного внимания к 6- 7 годам уже достаточно велики. Но даже старшим дошкольникам еще трудно сосредоточиться на чем-то однообразном. А вот в процессе интересной для них игры внимание может быть достаточно устойчивым [2].                        

Произвольное внимание  развивается вместе с  формированием  его отдельных свойств: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.    Нарушение   его свойств приводит к отклонениям в поведении и деятельности ребенка.

Внимание  присуще любому познавательному процессу (восприятию, мышлению, памяти) и выступает как способность к организации этого процесса. Внимание наиболее устойчиво в активной деятельности, в играх, манипуляции предметами, при выполнении различных действий; в старшем дошкольном возрасте расширяется объем внимания; возрастает устойчивость внимания, формируется произвольное внимание. Произвольное внимание тесно связано с речью. В дошкольном возрасте произвольное внимание формируется в связи с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка. Чем лучше развита речь у ребенка дошкольного возраста, тем выше уровень развития восприятия и тем раньше формируется произвольное внимание.                                                                                                                                                                         Детям трудно сосредоточиваться на однообразной и малопривлекательной для них деятельности, в то время как в процессе игры или решения эмоционально окрашенной продуктивной задачи они могут достаточно долго оставаться вовлеченными в эту деятельность и соответственно быть внимательными [5].                                                                                                                       Эта особенность является одним из оснований, по которым коррекционно-развивающая работа может строиться на занятиях, требующих постоянного напряжения произвольного внимания. Используемые на занятиях элементы игры, продуктивные виды деятельности, частая смена форм деятельности позволяют поддерживать внимание детей на достаточно высоком уровне

Одной из наиболее важных задач развития внимания - формирование контрольной функции, т.е. способности контролировать свои действия и поступки, проверять результаты своей деятельности. ( самоконтроль: самооценка  Такое построение работы дает возможность индивидуализировать деятельность каждого ребенка соответственно его оптимальному темпу и степени активности .

Структура занятия: 

 1.Элемент занятия  Приветствие - позволяет  сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия. Ритуал может быть придуман самой группой, а может быть предложен взрослым.  Диагностика настроения «Цвет моего настроения».                                                                                                                                                                                                                                    

2  Разминка - позволят сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, разогреть внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу, контакт друг с другом, продуктивную групповую деятельность. В данном коррекционно-развивающем комплексе в качестве разминки преимущественно используются психотехнические упражнения, направленные на стабилизацию эмоционального состояния детей, способствующие повышению уверенности в себе, формированию благоприятной атмосферы в группе и положительного настроя на занятие.                                      

3.  Основное содержание занятия основная часть выполняет ведущую роль в ходе всего занятия. Она включает применение методик, приемов согласно целям и задачам программы.                                                                                                                                                  

4.  Рефлексия занятия - оценка занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: 1) эмоциональная - понравилось - не понравилось, было хорошо - было плохо и почему; 2) смысловая - почему это важно, зачем мы это делали. Оценка занятия помогает закреплению положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность; приведению в равновесие эмоционального состояния; улучшению самочувствия и настроения.                                                                                                                                                    

5. Завершение занятия цель: создание чувства принадлежности к группе; закрепление положительных эмоций.    Диагностика настроения «Цвет моего настроения»                                                                                                                                                    Примечание  приветствие и прощание детей носят ритуальный характер.

  Вариант « Быстро время пролетело

                        Не сидели мы без дела              

                        Можем подвести итог -

                        Все мы выполнили в срок !» ( хлопают в ладоши, так держать)                                                                                                                              ( если вся группа справляется с заданиями до окончания занятия)

 Вариант  № 2  « А теперь мы улыбнемся

                                  Дружно за  руки  возьмемся

                                   И какие же слова говорим мы уходя…до свидания, до скорой            

                                   Встречи» 

ПРИЛОЖЕНИЕ


 В  коррекционно – развивающей программе «Тренинг эффективного  внимания  для будущих первоклассников» используется:                                                                                                                       - Ритуал  оценки эмоционального состояния ребенка « Цвет моего настроения»                                                                                                                                                 -  Занимательный математический материал ( задачи в стихотворной форме, занимательные вопросы, логические концовки)

- Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания

- Игры, задания и упражнения на развитие основных  видов и свойств  внимания


 Ритуал  оценки эмоционального состояния ребенка « Цвет моего настроения»                                                                                                                                                

В начале и конце занятия дети раскрашивают по одной геометрической   пиктограмме фигуры человечка  ( для девочек и мальчиков)  тем цветом, какое у него настроение. Перед этим детям объясняется, что если настроение веселое выбираются яркие красивые цвета (красный, желтый, зеленый), усталое (синий), грустное настроение (черным или коричневым). Эта процедура необходима, для того чтобы отследить эмоциональное состояние ребенка на протяжении одного занятия и последующие занятия корректировать с учетом детских эмоциональных потребностей.

  Блок  в который входят : (  Задачи в стихотворной форме,  занимательные вопросы. логические концовки – т.е.  занимательный математический материал  используется в тренинге  по  1  на каждом занятии  как « Гимнастика для ума» с целью  развития слухового внимания и основных его свойств. Последовательность  в использовании  занимательного  математического  материал а (1- 38 ) остается  за ведущим тренинга, эффективность от непоследовательного  использования предлагаемого материала                                                                                                                  

Занимательный математический материал :                                                              Задачи в стихотворной форме  

1.Ежик по лесу шел,                                                                                                                                                                 На обед грибы нашел:                                                                                                                                                       Два - под березой, Один - у осины.                                                                                                                 Сколько их будет В плетеной корзине?                                                                                                                                    2. Под кустами у реки Жили майские жуки:                                                                                                  Дочка, сын, отец и мать. Кто их может сосчитать?                                                                                                                                                                        3. Ну-ка, сколько всех ребят На горе катается?                                                                                               Трое в саночках сидят, Один дожидается.                                                                                                                                                                      4. Рада Аленка - Нашла два масленка!                                                                                        Да четыре в корзинке! Сколько грибов на картинке?                                                                                                                                                              5. Три цыпленка стоят, На скорлупки глядят,                                                                                                    Два яичка в гнезде У наседки лежат.                                                                                                                 Сосчитай поверней, Отвечай поскорей:                                                                                                                     Сколько будет цыплят у наседки моей?                                                                                                         6. Сидят рыбаки, Стерегут поплавки.                                                                                          Рыбак Корней Поймал трех окуней.                                                                                                         Рыбак  Евсей - Четырех карасей                                                                                                                                 Сколько рыб рыбаки Натаскали из реки?                                                                                      7. Дарит бабушка лисица                                                                                                                                                  Трем внучатам рукавицы:                                                                                                                                                «Это вам на зиму, внуки,                                                                                                                                                Рукавичек по две штуки.                                                                                                                  Берегите, не теряйте».                                                                                                                                           Сколько всех, пересчитайте?                                                                                                                                    8 .Раз к зайчонку на обед Прискакал дружок сосед.                                                                                        На пенек зайчата сели, И по пять морковок съели.                                                                 Кто считать, ребята, ловок?                                                                                                                   Сколько съедено морковок?                                                                                                              9.  Расставил Андрюшка                                                                                                                                                      В два ряда игрушки.                                                                                                                                         Рядом с мартышкой - Плюшевый мишка.                                                                                                                                  Вместе с лисой - Зайка косой.                                                                                                                                                                              Следом за ними - Еж и лягушка.                                                                                                                             Сколько игрушек Расставил Андрюшка?                                                                                             10. Шесть веселых медвежат За малиной в лес спешат.                                                                                                           Но один малыш устал: От товарищей отстал.                                                                                                                А теперь ответ найди: Сколько мишек впереди?                                                                                           11. Посадила мама в печь Пироги с капустой печь.                                                                                                        Для Наташи, Коли, Вовы Пироги уже готовы,                                                                                           Да еще один пирог Кот под лавку уволок.                                                                                    Да еще из печки пять Маме нужно вынимать.                                                                         Если можешь, помоги - Сосчитай-ка пироги!                                                                           12. К серой цапле на урок Прилетели семь сорок,                                                                                                     А из них лишь три сороки Приготовили уроки.                                                                          Сколько лодырей - сорок Прилетело на урок?                                                                                        Семь гусей пустились в путь, Два решили отдохнуть.                                                          Сколько их под облаками? Сосчитайте, дети, сами.                                                                                                                   13.  Подарил утятам ежик Восемь кожаных сапожек.                                                                Кто ответит из ребят, Сколько было всех утят?                                                                                                                                             14. В снег упал Сережка, А за ним Алешка.                                                                                     А за ним Маринка, А за ней  Иринка.                                                                                                А потом упал Игнат. Сколько было всех ребят?                                                                   15. Мама вышила ковер. Посмотри, какой узор.                                                                                         Две большие клеточки, В каждой по три веточки,                                                                                            Села Маша на кровать, Хочет ветки сосчитать.                                                                        Да никак не может. Кто же ей поможет?                                                                                                                          16 .У куклы пять нарядных платьев.                                                                                         Какое нынче надевать?                                                                                                                  Есть у меня для платья шерсть, Свяжу и платьев будет…(шесть).                                                                            17. Яблоки в саду поспели. Мы отведать их успели.                                                             Пять румяных, наливных, Три с кислинкой. Сколько их?

Занимательные вопросы


18. На дереве сидят 4 птицы: 2 воробья, остальные вороны. Сколько  ворон?

19. Купил на 1 рубль, заплатил 2 рубля. Сколько дадут сдачи?

20. На столе лежало 4 яблока. Одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе? (4)

21. Как можно одним мешком пшеницы наполнить 2 пустых мешка, таких же как и мешок, в котором находится пшеница? (надо один из пустых мешков вложить в другой, а затем насыпать в него пшеницу)

22. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

23. Задумай число до 5. прибавь к нему 2, я отгадаю, какое число ты задумал. Сколько у тебя получилось?

24. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если б было 7 кадушек, сколько было бы лягушек?

25. Как разрезать квадрат, чтобы из полученных частей можно было сложить 2 новых квадрата?

26. На столе лежат 3 карандаша разной длины. Как удалить из середины самый длинный карандаш, не трогая его? (переложить один из тех, что короче)

27. Первый Назар шел на базар, второй Назар - с базара. Какой Назар купил товар, какой - шел без товара?

28. Двое детей подошли к реке. У берега всего 1 лодка. Как им перебраться на другой берег, если лодка может взять только одного пассажира? (дети подошли к реке с разных берегов)

29. Мельник пришел на мельницу. В каждом углу он увидел по 3 мешка, на каждом мешке сидело по 3 кошки, каждая кошка имела 3 котенка. Сколько ног было на мельнице? (две ноги, у кошек лапы)

30. Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!

31. Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось? (7)


Логические концовки


32. Если стол выше стула, то стул… (ниже стола).

33. Если 2 больше одного, то один… (меньше двух).

34. Если Саша вышел из дома раньше Сережи, то Сережа…(вышел позже Саши).

35. Если Лиза выше  Кати,  то Катя …( ниже  Лизы)

36. Если река глубже ручейка, то ручеёк… (мельче реки).

37. Если сестра старше брата, то брат… (младше сестры).

38. Если правая рука справа, то левая рука… (слева).

«Смотри на руки»

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: грамзапись (магнитофон) марша Р. Паулса «Красные цветы».

Описание. Дети, двигаясь по кругу, точно выполняют различные движения рук, показанные взрослым или «командиром».

Инструкция: «Сейчас мы поиграем. Для игры нам нужно выбрать командира, который будет придумывать движения для рук. Сначала командиром буду я, а потом тот, кого мы выберем с помощью считалки. Все играющие, стоя друг за другом по кругу, должны начать двигаться под музыку. Первым будет стоять командир - сейчас им буду я. Все внимательно следят, какие движения рук показывает командир, и повторяют их точно за ним. Начинаем играть».

Примечание. На этапе освоения игры показ движений рук осуществляет взрослый (варианты показа рук: руки вверх, в стороны, на пояс, руки со сцепленными пальцами вытянуты вперед, занесены за голову и т.д.). Затем показ движений рук осуществляют дети.

 

 «Правая, левая»

Цель: развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха, координации и последовательности движений, пассивного словаря.

Ведущий читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают руку:

правую – если окончание твердое;

левую – если мягкое.

Варианты слов:

брат, нож, был, мель, брать, ел, топь, хор, уголь, мел, стал, ель, топ, быль, сталь, пыл, вес, жарь, пыль, хорь, жар, лаз, цепь, высь, вяз, конь, обмен, воз, мыс, петь, печаль, рост, пир.

 

«Слушай команду»

Цель: развитие произвольного внимания.

Необходимый материал: магнитофон или грамзапись Р. Газизова «Марш»

Описание. Каждый ребенок должен выполнять движения в соответствии с командами взрослого, произнесенными шепотом. Команды дают только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока играющие хорошо слушают и точно выполняют задание.

Инструкция: «Мы поиграем в игру «Слушай команду». Для этого надо встать по кругу друг за другом и двигаться шагом под музыку. Когда звуки музыки прекратятся, необходимо остановиться и внимательно слушать меня. В это время я шепотом произнесу команду, например «поднять руки», и все играющие должны выполнить эту команду. Будьте внимательны !»

Примечание. Примеры команд: присесть; наклониться вперед и вытянуть руки вперед; согнуть правую ногу в колене, руки развести в стороны; сесть на пол и обхватить колени двумя руками и т.д.


Игры, задания и упражнения, направленные на развитие сенсорного внимания;                                                                                                                                                          - Игры, задания и упражнения на развитие основных  видов и свойств  внимания

Найди два одинаковых предмета

Цель: развитие мышления, объема внимания, восприятия формы, величины, наблюдательности, формирование умения сравнивать, анализировать.

Оборудование: рисунок с изображением пяти предметов и более, из которых два предмета одинаковые; остро заточенные простые карандаши.

Описание. Ребенку предлагается:

а) рисунок с изображением пяти предметов, среди которых два одинаковых; требуется их найти, показать и объяснить, в чем схожесть этих двух предметов;

б) картинка (карточка) с изображением предметов и образца; необходимо найти предмет, подобный образцу, показать его и объяснить, в чем схожесть;

в) рисунок (карточка) с изображением более пяти предметов (листы 11-12); из изображенных предметов надо образовать одинаковые пары, показать их или соединить линиями, проведенными простым карандашом, и объяснить, в чем схожесть каждой пары.

Инструкция:

а) «Посмотри внимательно на эту карточку и найди среди всех нарисованных предметов два одинаковых. Покажи эти предметы и объясни, в чем их схожесть. Приступай к работе».

б) «Посмотри, на этом рисунке изображены предметы. Каждому из них можно найти пару. Соедини линиями каждую полученную пару (два одинаковых предмета) и объясни, в чем их схожесть. Приступай к выполнению задания».

Выкладывание палочек

Цель: развитие произвольного внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: счетные палочки (куски толстой изоляционной проволоки, трубочки для коктейлей и т.д.), образец узора.

Описание. Ребенку предлагают по образцу выложить узор или силуэт из палочек.

а) 1-й уровень сложности - узоры в одну строчку (карточки);

б) 2-й уровень сложности - простые силуэты, состоящие от 6 до 12 палочек (карточки);

в) 3-й уровень сложности - более сложные силуэты, состоящие от 6 до 13 палочек (карточки);

г) 4-й уровень сложности - сложные с большим количеством деталей, состоящие от 10 до 14 палочек (карточки).

Инструкция: «Посмотри, что изображено на этом рисунке (узор, домик и т.д.)? Возьми палочки и выложи из них точно такой же узор (домик…). При выкладывании будь внимателен. Приступай к работе».

Найди отличия

Цель: развитие произвольного внимания, переключение и распределение внимания.

Оборудование: карточка с изображением двух картинок, имеющих различия.

Описание. Ребенку предлагаются:

а)серия картинок по две картинки на каждой карточке; в каждой картинке надо найти пять отличий;

б) карточка с изображением двух картинок, отличающихся друг от друга деталями. Необходимо найти все имеющиеся отличия.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эту карточку. На ней изображены две картинки, которые отличаются друг от друга различными деталями. Необходимо быстро найти все имеющиеся отличия. Начинай искать».

Выкладывание узора из мозаики : « Сложи узор» - кубики

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики руки, формирование умения работать по образцу.

Оборудование: мозаика,  кубики ,образцы.

Описание: ребенку предлагают по образцу выложить из мозаики: цифры, букву, простой узор и силуэт.

Инструкция: «Посмотри, на этом рисунке изображена цифра (буква, узор, силуэт). Из мозаики нужно выложить точно такую же цифру (букву, узор, силуэт), как на рисунке. Будь внимателен. Приступай к работе».

Нанизывание бусинок ( фрукты, овощи, животные) - « Дружная семейка»

Цель: развитие концентрации и объема внимания, мелкой моторики пальцев.

Оборудование: образец для нанизывания бус; бусинки, соответствующие образцу, или одинаково нарезанные кусочки цветной изоляции толстой проволоки; для усложнения задания - крупный бисер.

Описание. Ребенку предлагают по образцу нанизывать бусы.

Инструкция: «Посмотри на эти нарисованные бусы. Ты хочешь сам собрать бусы? Я дам тебе бусинки и проволоку, на которую нужно нанизывать друг за другом бусинки точно так, как они выглядят на рисунке».

Примечание. Работа с крупным бисером часто вызывает у детей затруднения. Возможно использование крупного бисера только в случае хорошо развитой моторики руки и как усложняющий элемент игры.

Найди в лесу животных и птиц.

Цель: развитие наблюдательности, формирование умения распределять внимание.

Оборудование: рисунок с изображением замаскированных в лесу  животных и птиц.

Описание. Ребенку дается рисунок с изображением замаскированных в лесу животных и птиц, среди которых ему надо отыскать ( 2 птицы и зайца, лису , ёжика).

Инструкция: «Посмотри, на этой картинке изображены замаскированные животные и птицы. Среди них нужно как можно быстрее найти  (2 птицы и зайца, лису , ёжика).  Начинай искать».

« В мире графических фантазий».

 Предлагаются разные виды упражнений: графические диктанты ;срисовывание образца  по  клеточкам; обведи по точкам , раскрась; копируем  точки; продолжи по образцу.

Цель: развитие концентрации и объема внимания, формирование умения следовать образцу,  развитие умения действовать по инструкции ,развитие мелкой моторики руки.

Оборудование:  образцы  для  выполнения заданий; остро отточенные карандаши.

Описание. Ребенку предлагают нарисовать согласно образцу фигуру на чистом листе в клетку простым карандашом. Задание представляет собой два уровня сложности:

- 1 й уровень сложности - образец состоит из разомкнутых фигур;

- 2 й уровень сложности - образец состоит из замкнутых фигур.

Инструкция: «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображена фигура, состоящая из линий. Нарисуй точно такую же фигуру по клеточкам на чистом листе. Будь внимателен !»

Примечание. Использовать для рисования ручку или фломастер не рекомендуется. По желанию ребенок может заштриховать замкнутую фигуру цветным карандашом.

Создай целое из его частей.

Цель: развитие наблюдательности.

Оборудование: рисунок с изображением  отдельных частей фигурки.

Описание. Ребенку предлагают рисунок с изображением  мышки и отдельных частей печенья , из которых нужно собрать целые, ориентируясь на форму кусочков.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок внимательно и помоги мышке собрать целые печенья»

Что где лежит?

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланк с эталонами фигур и предметов, соответствующих этим эталонам, а также стеллаж и вырезанные фигуры для манипулирования.

Описание. Ребенку необходимо распределить предметы относительно предложенных эталонов фигур. Методика может использоваться в двух вариантах.

. Упрощенный вариант: на отдельном бланке изображен стеллаж с эталонами фигур, а плоские предметы вырезаны и раскладываются ребенком на полки стеллажа относительно предложенных эталонов фигур (происходит сравнение эталонов с предметами).

. Стеллаж с полками и эталонами фигур, а также предметы изображены на одном бланке. Ребенок должен выполнить задание, не манипулируя предметами. Показать и объяснить свои действия.

Инструкция: «Посмотри, на этом бланке нарисован стеллаж с полками, на которых обозначены геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, еще один прямоугольник, квадрат, круг, овал. Находящиеся у меня вырезанные предметы тебе необходимо разложить на полки так, чтобы они оказались рядом с той геометрической фигурой, на которую похожи. Объясни свой выбор».

Сделай  одинаковыми.

Цель: развитие наблюдательности, концентрации и распределения внимания.

Оборудование: бланк с тремя рисунками, один из которых - образец, а два остальные отличаются от образца недостающими деталями; простой карандаш.

Описание. Ребенку предлагают лист с тремя  рисунками, содержащими элементы кораблика. Первый рисунок - образец, остальные два отличны между собой и образцом. Надо дорисовать недостающие элементы ,чтобы все три рисунка соответствовали образцу.

Инструкция: «Посмотри внимательно на эти  три рисунка. На первом из них изображена готовый кораблик, а на  двух остальных детали  кораблика  не дорисовали. Тебе необходимо дорисовать недостающие детали к каждом кораблике так, чтобы все  три   кораблика  стали одинаковыми. Приступай к работе» .                                                                                                                                                     примечание ( подобные задания повторяются на  готовых бланках  на другом материале: мишка, цветок, рубашка, домик, паровоз)

Найди героев передачи

Цель: развитие наблюдательности, распределения, переключения и объема внимания.

Оборудование: картинки с изображением героев детской передачи - Хрюши, Степашки, Фили, замаскированных в рисунке; простой карандаш.

Описание. Ребенку необходимо найти и обвести обратной стороной простого карандаша каждую из замаскированных в рисунке фигурок героев.

Инструкция: «Посмотри внимательно на этот рисунок. В нем замаскированы фигурки знакомых героев детской передачи: Хрюши, Степашки, Фили, Каркуши. Необходимо найти и обвести пальцем или обратной стороной карандаша каждого из героев».

Найди дорожку « лабиринты разных видов»

Цель: Развитие произвольного внимания.

Оборудование: бланки  с изображением просгых и   более сложных лабиринтов, карандаш.

Описание. Ребенок должен пройти извилистую линию лабиринта, проводя по ней пальцем либо обратным концом карандаша.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображен лабиринт. Необходимо помочь Зайке пройти по этому лабиринту и добраться к морковке (к елочке). Проходить лабиринт необходимо, не выходя за контуры линии, не пропуская петель». примечание ( подобные задания повторяются на  готовых бланках  на другом материале).

Найди двух одинаковых животных

Цель: развитие произвольного внимания.

Оборудование: рисунок с изображением животных (мышек, петухов, жирафов, слонов)

Расскажи стихи руками.                                                                                                                

Цель: развитие  слухового внимания, памяти умения одновременно рассказывать и показывать движения. Примечание ( материалы см. в  практическом приложении).

Корректурные таблицы.                                                                                                                          

Цель: развитие концентрации, переключения, распределения внимания. Развитие умственной работоспособности. Примечание (предлагается 6 видов разнообразных корректурных таблиц, с разным уровнем сложности заданий)

Оборудование:  готовые  бланки – образцы  корректурных таблиц)

Волшебные картинки.

Цель: развитие концентрации, переключения,  сосредоточения  внимания. Развитие умения видеть целостный образ.

Инструкция: «Посмотри на этот рисунок, на нем изображено  что-то непонятное , но если ты  раскрасишь картинку в соответствии с цифрами правильно то картинка оживет  и ты увидишь, что на ней изображено.» Примечание ( предлагается 8 образцов- картинок -см. в практическом приложении.)

Литература:

.Самоукина, Н. В. Игры в школе и дома: Психотехнические упражнения и коррекционные программы [Текст]   - М. : Новая школа, 1995. - С. 92-95.                                                                                                                                                                            

Симановский, А. Э. Развитие  общеучебных  умений у детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст]  - Ярославль : ЯрГУ, 1992. -  С. 1-11.

.Тихомирова, Л. Ф. Упражнения на каждый день: развитие внимания и воображения дошкольников [Текст] : Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль : Академия развития, Академия холдинг, 2000. -  С. 45-77.                                                                                                                      

С Бармашовой  Игровая мозаика – дошкольный психолог №5   2005г.

.Урунтаева, Г. А. Дошкольная психология [Текст] : учебное пособие /                                        

.Урунтаева, Г. А. Диагностика детей дошкольного возраста [Текст]  - М. : Издательство Академия, 1997. - 237 с.

.Фесюкова, Л. Б. От 3-х до 7-ми. Книга для пап, мам, дедушек и бабушек [Текст]  Ростов - на - Дону : Феникс, 1997, - 213 с.

.Хейзинга, Й. Homo ludens («Человек играющий») [Текст]  - М. : Издательство МГУ, 1998. - С. 17-18.

.Шмаков, С. А. От игры к самовоспитанию [Текст] : сборник игр-коррекций / С. А. Шмаков, Н. Я. Безбородова. - М. : Новая школа, 1995. – С

Мазепина Т.В. Развитие познавательных процессов ребенка в играх, тренингах, тестах. . - Ростов - на - Дону : Феникс, 2002г,  - С .17-28.

Пылаева Н. М Ахутина Т.В.  « Школа внимания»  Методика  развития и коррекции внимания у детей 5- 7 лет» Линка – Пресс, 2005г.

 

 

 Возрастные особенности  внимания старших дошкольников:

Возрастными особенностями развития произвольного внимания старших дошкольников являются сравнительная слабость произвольного внимания и его небольшая устойчивость.                                                                                                           Дети еще не умеют длительно сосредоточиваться на задании, особенно если оно неинтересно и однообразно, их внимание легко отвлекается.                                                                                                     Возможности волевого регулирования внимания, управления им в старшем дошкольном возрасте весьма ограниченные. Перед воспитателями и родителями стоит  важная, но сложная задача – продумывать специальную работу по организации внимания детей, иначе оно окажется во власти окружающих вещей и случайного стечения обстоятельств, чего допускать нельзя.  Развитие произвольного внимания остается одной из важных  и значимых задач  дошкольного воспитания. В дальнейшем оно обеспечит успешность обучения ребенка в школе, поможет ему выполнять указания учителя и контролировать себя.                                                                                                                          Основные свойства внимания такие  как концентрация, устойчивость, объем, распределение  и переключаемость развиваются и формируются в  различных видах продуктивной деятельности, а так же  благодаря  играм и упражнениям, которые включают в себя  умственную и двигательную активность.                                                                                               Произвольное внимание формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности, такие как игры по правилам, конструирование , лепка и т. п. и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.

Учитывая тот фактор , что игра – это ведущий вид деятельности дошкольника и одно из важных средств развития произвольного  внимания  акцент в тренинге отдан развивающим играм и играм  с правилами, которые кроме повышения уровня развития основных качеств произвольного внимания содействуют воспитанию  волевых черт характера, активности, самостоятельности и целеустремленности. Работа по развитию произвольного внимания с помощью игр и упражнений помогает закреплять знания, развивать внимание, умение мыслить последовательно, рассуждать. Всё это пригодится в дальнейшем при обучении в школе.                                                                                                                                                                                


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"

Семинар-тренинг для родителей: "Ваш ребенок-будущий первоклассник!"...

Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Программа тренинга «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначена для родителей детей подготовительной к школе группы. Тренинг рассчитан на 7 встреч продолжительностью 1-...

Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Целью данной методической разработки является знакомство родителей будущих первоклассников с понятием "готовноть ребёнка к школе". Представляет интерес для воспитателей и педагогов-психолого...

Тренинг для родителей «Мой ребенок – будущий первоклассник»

Тренинг «Мой ребенок – будущий первоклассник» предназначен для родителей детей подготовительных к школе групп. Тренинг рассчитан на 3 встречи. Первая   встреча  провод...

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников.Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружа...

На какие возрастные особенности стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников

Дети 6–7 лет стоят на пороге интересного этапа в жизни. Им открывается возможность познания мира, окружающей среды, искусства и творчества. А главное, они постепенно готовятся к следующему ...