"Матушка печка, укрась своих детушек"
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Алаярова Эльмира Тангатаровна

Проявление активности детей для расширения своих представлений об особенностях русской избы, быта крестьян, эмоционального восприятия на самобытную красоту жизни предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «МАТУШКА ПЕЧКА, УКРАСЬ СВОИХ ДЕТУШЕК»

 Задачи:

- познакомить с особенностями русской избы и бытом крестьян;

-активизировать словарный запас;

-прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

Словарная работа: изба, печь, закуток, «красный угол», скамья.

Материал: иллюстрации из сказок с изображением печки, картинки с изображением русской печи; имитация угла избы с домашней утварью и «красным углом»; клубок, поленья разнообразных деревьев.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, в которых упоминается печь; рассматривание иллюстраций.

Содержание деятельности

Бабушка Арина встречает детей у порога.

  • Отгадайте загадку: стоит терем, в тереме ящик, в ящике мучка, в мучке - жучка. (Изба, в избе печка, в печке зола, а в золе - жар.)
  • Сегодня мы пойдем в необычный музей - дом наших далеких предков-славян. Дорогу в дом вам укажет путеводный клубок.

Бабушка Арина рассказывает обычай, по которому славяне, входившие в новый дом, должны были взяться за нить клубочка. Дети заходят в избу.

-Входя в избу, волей-неволей каждый должен был поклониться хозяевам, а то и шишку на лбу можно набить: дверь-то в избу низкая. А порог, наоборот, высокий, чтоб меньше дуло.

  • Конечно же, в избе, которую строили дружно, с добротой и заботой, и жилось хорошо. Наши предки были очень гостеприимными людьми, и дверь в доме была открыта для гостей.
  • Для чего делали высокий порог? Для того чтобы холодный воздух зимой не проник в дом, так как он располагается внизу. Низкую дверь делали для того, чтобы в холодное время года теплый воздух не выходил из дома, так как он поднимается вверх.

И ход в избу делали обычно с южной стороны. Как вы уже заменит, в доме всего одна комната. Ее называют горницей.

         Большую часть горницы занимает печь. «Без печи изба - не изба», - говорили в старину.

  • Посреди горницы ставили печь. О ней говорили: «Печь - всему голова». Голова - значит, самая главная.
  • Почему печь в избе самая главная?
  • Если мы станем спиной к двери, то узнаем, с какой стороны ставили печь.

   С северной, так как с севера дули холодные ветры и эту сторону старались обогреть.

Напротив входа всегда ставилась печь. И поэтому, войдя в избу, сразу обращаешь внимание на печь. Хорошая печь - гордость любого хозяина.

Показ иллюстрации «Устройстворусской печи».

  • С печыо связан весь быт, вся жизнь крестьянина. Складывали ее из кирпича и обмазывали глиной. Как называли человека, который выкладывал печь? (Печник.)
  • Да, клал печь печник. Он пользовался почетом и уважением. Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

-Где в горнице гшщу приготовить? Конечно, в печи! Чем избу обогреть? Сейчас на улице зима, мороз, а у нас и дома, и в детском саду тепло. Что нас греет? (Ответы детей.)

  • А в старину батарей не было. Чем тогда обогревались?

-Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова.) Да, печь и накормит, и обогреет.

  • Печь топили дровами, но подходило для этого не каждое дерево.

Показывает деревья на иллюстрациях и натуральные поленья (по возможности). Дети рассматривают.

-Вы узнали эти деревья? Это дубовые дрова. У них кора шероховатая, они очень тяжелые. Это березовые дрова. Кора у них белая с черными точками. Это сосновые дрова. Мы их узнали по запаху. Топили печь, как правило, ольхой и березой: дыма меньше и тепло дольше держится. Сосной и елью топили редко, так как они очень быстро прогорают. Если кто-нибудь топил печь чем попало, то про того говорили: «Подле леса живет, а печку соломой топит».

«Дом без печки - нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей - в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку.

«Матушка печка, укрась своих детушек», - ласково обращалась к ней стряпуха при выпечке хлеба или пирогов.

  • Печь людей обогревала, в ней готовили еду, на ней можно было даже спать, и сколько сказок было рассказано здесь долгими зимними вечерами! А хранил эти сказки Баюнок.

-Давайте с вами вспомним, в каких сказках упоминается печь.

Дети отбирают иллюстрации к знакомым сказкам «Гуси- лебеди», «Три поросенка», «По щучьему велению», «Жихарка», «Заячья избушка», «Волк и семеро козлят» и др.

  • Недаром народ наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и ее братца от злых гусей-лебедей, везет Емелю к царю ит. д.
  • А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут домой мокрые, замерзшие. Где сушить одежду и валенки? Оказывается, печь и сушит. И не только одежду.
  • Давайте заглянем на печь. Что еще можно сушить на печи? (Грибы, ягоды, травы.)
  • В те далекие времена не было аптек и больниц. И за лекарствами люди ходили в лес, на луг. Так, постепенно, они узнали, что многие травы являются лечебными. Отварами и настойками по старинным рецептам мы пользуемся до сих пор. А знаете ли вы лекарственные травы, сможете ли их узнать по запаху? (Дети нюхают мешочки с травами и называют их.)

-Куда же закатился наш клубок? Наверное, это домовой шалит. Давайте клубок поищем. (Дети находят.)

  • Вот наш клубок, в уголок закатился. Этот угол у печки назывался закутком.
  • Печь делила горницу на две основные части. Одна половина, левая, вот здесь за печкой, - женская. Ее так называли потому, что здесь хозяйки занимались домашними делами.
  • Какими? (Готовили еду, мыли посуду, стирали и т. п.)

-Женщину в старину как называли? (Баба.) Вот поэтому

место за печкой называлось бабий кут. «Кут» означает угол: бабий угол или бабий кут, закуток. Давайте посмотрим, что в нем находится. (Посуда, все, что нужно для печи: кочерга, ухват.) Да, здесь есть все, что нужно хозяйке.

Вторая половина - «красный угол», который располагается по диагонали от печи. «Красный» угол - значит, красивый. (Дети рассказывают, что они видят в красном углу: стол, лавку, икону.) Здесь принимали гостей, обедали. Сажая гостя в красный угол, говорили: «Встречай не с лестью, а с честью». Почти все делалось в избе своими руками из дерева, как и многие другие предметы обихода.

  • Действительно, дерево было одним из любимых материалов у славян, ведь Русь издавна славилась лесными богатствами.
  • А теперь, отгадав загадку, назовите или покажите эти предметы. Стоит изба из кирпича, то холодна, то горяча. (Печь.) Железный конь скачет в огонь. (Кочерга.) Рогат, да не бык, хватает, да не сыт, людям отдает, сам на отдых идет. (Ухват.) Четыре братца под одной крышей живут. (Стол.)
  • А теперь я предлагаю поиграть в русскую народную игру «Мельница», любимую игру детей зимой в избе.

После игры бабушка Арина угощает детей пирожками и наем, приговаривая: «Не красна изба углами, а красна пирогами».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по рисованию в средней группе «Укрась свою игрушку»

Конспект занятия по рисованию в средней группе "Укрась свою игрушку" продолжает знакомить детей с дымковской росписью. Воспитывает интерес у дошкольников к народному творчеству ,развивает истетическое...

«Матушка печка» (посещение мини-музея «Горница»)

Данный материал является частью проекта "Как жили наши предки", цель которого дать первоначальные исторические знания детям старшего дошкольного возраста, сформировать интерес к познанию истории и кул...

Интегрированное занятие во второй младшей группе «Радуга» «Укрась свои игрушки»

Познакомить детей  с элементами декоративной росписи силуэты дымковских игрушек....

"Матушка печка"

Конспект непосредственно образовательной деятельности для среднего дошкольного возраста с целью формирования интереса к русской народной культуре и любви к традициям русского народа....

Презентация "Матушка печка"

Презентация к конспекту НОД "Матушка печка"...

Конспект занятия по декоративному рисованию «Укрась свои игрушки» для средней детей группы

Конспект занятия по декоративному рисованию «Укрась свои игрушки» для средней детей группыЦель: познакомить детей с особенностями дымковской росписи.Задачи:- Продолжать знакомить дете...


 

Комментарии

Подгорная Елена Валентиновна

Очень полезное занятие...С Наступающим!