Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.
статья на тему

Искрина Татьяна Александровна

Система  работы  педагогов  по воспитанию толерантности у детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vospitanie_tolerantnosti_u_detey_doshkolnogo_vozrasta.doc33.5 КБ

Предварительный просмотр:

     Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста.

   В настоящее время жизнь выдвигает приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития.  В наши дни по запросу государства, общества, родителей ребёнок должен быть успешным, коммуникабельным.  Он должен обладать целым рядом интегративных качеств.

   Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе". Поэтому проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.

   На сегодняшний день возникает необходимость,  как  можно раньше воспитывать культуру толерантности.   С раннего возраста, педагогами нашего детского сада, прививается  детям  чувство любви  к  Родине, ее многонациональности, уважение к родителям, старшим, сверстникам.  

Наш детский сад посещают дети разных национальностей. Основные структуры личности закладываются в ранние годы жизни, а значит, на семью и воспитателей возлагается особая ответственность по воспитанию подрастающего поколения. Семьи наших  воспитанников активно участвуют  в  создании музеев национальной культуры народов Поволжья и Казахстана, участвуют в подготовке и проведении  развлечений для детей, направленных на социально-личностное развитие детей.

   Образовательная среда  нашего  ОУ  соответствует  задачам  социально-личностного развития  детей  дошкольного возраста  и  накладывает большой отпечаток на становление личности ребенка, на его характер, на его отношение к другим людям, на его терпимость и уважение к человеку другой национальности.   Решать поставленные цели и задачи предлагается с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей;  в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Смена видов детской деятельности подчинена одной теме.

Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Наш детский сад имеет опыт работы с дошкольниками по ознакомлению с родным краем на материале этнокультурных обычаев и традиций народов Поволжья. В результате постепенно расширяются представления детей о достопримечательностях родного села, государственных и народных праздниках, самобытности культуры других народов, формируется уважение к людям и гордость за свою Родину.

  Используется большой спектр мероприятий и разных видов деятельности дошкольников:

1) проведение праздников, и других массовых форм, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и других народов;

2) сюжетно-ролевые игры дошкольников, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;

3) подвижные игры разных народов;

4) изучение народных праздников;

5) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;

6) игры-занятия, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях.

В результате  такой  работы с детьми, они узнают, что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции); им знакомы способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого; они понимают, что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, и имеют представление о возможных способах разрешения конфликтов.  Таким образом, происходит воспитание толерантных установок.

Также необходимо не забывать о важном звене по воспитанию основ толерантности у дошкольников – это взаимодействие педагогов и родителей детей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.  В основе взаимодействия педагогов и родителей нашего детского сада лежат  принципы взаимного доверия и уважения, взаимной поддержки и помощи, терпения и терпимости по отношению друг к другу.

     Активное  взаимодействие   педагогов  и  родителей  позволяет  нам воспитывать свободную, творческую личность, осознавшую культуру и традиции народов нашего многонационального народа, способную ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами.

                             «Мы разные - в этом наше богатство,

                               Мы вместе - в этом наша сила! »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВОСПИТАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дано понятие "толерантность". Определены цели и задачи воспитания толерантности. Подходы к воспитанию: личностно-ориентированный и деятельностный....

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Интерес к родному краю,к культуре башкирского народа-одна из главных задач в патриотическом воспитании детей дошкольного возраста....

воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Актуальность опыта работыПроблема толерантности приобретает особое значение в связи с развитием у нас в стране инклюзивного образования, в рамках которого происходит включение детей с ограниченн...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

Воспитание национального самосознания, формирование культуры межнационального общения детей к национальным культурам других национальностей....

«Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста через проектную деятельность»

Данный проект позволит воспитать свободную творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, способную ориентироваться в современном мире и согласии со всеми народами.Проект помогает во...

Методическая разработка «Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста посредством использования музейной коллекции «Куклы народов мира» – как часть поликультурного воспитания».

В данной работе обобщен опыт педагогической деятельности над  проблемой поликультурного воспитания дошкольников, представлены методические материалы и рекомендации педагогам по ознакомлению детей...

Воспитание толерантности у детей дошкольного возраста

В работе рассмотрены следующие вопросы:развитие положительного отношения и чувства симпатии ко всем расам и народам, эмоциональной отзывчивости, доброжелательности, начальной социально – ценностной ор...