Консультация для педагогов «Как составить свою родословную».
консультация на тему

Жучкина Татьяна Александровна

Составление родословной служит сплочению семьи, что создаёт в результате более благополучную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызвать желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несёт  в себе огромный  нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya_zhuchkinoy.t.a.docx18.24 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

 «Как составить свою родословную».

Воспитатель: Жучкина Татьяна Александровна.

В генеалогии существует специальная терминология, определённые правила, согласно которым составляется родословная.

Род – это лица, связанные общим происхождением, ведущее своё начало по мужской линии от одного общего предка – родоначальника, объединённые общностью крови, т.е. находящиеся в кровном родстве.

Род состоит из поколений: родоначальник, его дети, внуки, правнуки. Членами рода являются, как мужские потомки (сыновья), так и женские (дочери), однако потомки дочерей в состав рода уже не входят, так как являются  членами родов своих отцов. В течении исторического развития в рамках родов появились фамилии, которые также традиционно передаются от отца к сыну.

Родословная – это история семьи, которую принято описывать как перечень поколений людей одного или нескольких родов, устанавливающий происхождение и степень родства, с указанием о каждом представителе рода того, что его отличает.

Существует два основных способа её ведения – по восходящей и нисходящей линии. Объектом исследования становится тот человек, о предках которого собираются сведения. Восходящая линия родства идёт  от данного лица к его предкам.

Нисходящую родословную начинают составлять с самого отдалённого из известных предков и постепенно переходят к его потомкам. Считается, что этот вид родословной более удобен в качестве справочного материала. Кроме того, нисходящая родословная показывает общую картину жизни и деятельности рода в течении столетий.

Вариантом таблицы нисходящего родства является родословное, или генеалогическое древо.

Родословное древо действительно напоминает разветвлённое дерево, имя родоначальника располагается на стволе дерева или в его корнях, имена потомков на разветвлениях, ветвях и веточках.

Такой способ графического изображения родословных сведений в виде дерева со стволом, ветками, листьями и плодами был широко распространён в Европе, но крайне редко использовался в России.

СЕМЕЙНЫЕ ПРОЕКТЫ.

Проектная деятельность в настоящее время чрезвычайно популярна в работе ДОУ. Ознакомление детей дошкольного возраста с семьёй как с явлением общественной жизни  представляет широкое поле деятельности для разнообразных проектов, основанных на тесном взаимодействии с семьями воспитанников. Например, в младшей и средней группе таким проектом может стать составление семейного альбома. В старшей и подготовительной группах целесообразно обратиться к родословной.

Помимо материалов консультаций по теории и истории генеалогии можно предложить родителям памятку по составлению родословной, включая эскизы возможного оформления таблицы. Вряд ли ребёнка заинтересуют простые прямоугольники или овалы, необходим привлекательный образ, например гроздь винограда – это не только таблица восходящего родства, но и образ дружной, сплочённой семьи.

Радуга, как образ семьи, объединяющий яркие индивидуальности и включающий семь поколений, возникла на основе круговой родословной таблицы.

Важно, чтобы на рисунке чётко и наглядно выделялись поколения людей, составляющих род.

Наличие эскизов не только способствует развитию интереса к истории своей семьи, но и открывает творческие способности у детей и родителей. Довольно часто родители не ограничиваются тремя поколениями, включают четыре и более поколений.

В памятку для родителей обязательно нужно включить цель и задачи деятельности по составлению родословной. Основной целью является воспитание любви к своим родным и семье.

Задачи, которые придётся решать в процессе этой деятельности многообразны.

Задачи познавательного характера:

- Расширять представление о семье (у неё есть своя история и традиции)

- Формировать представление о родственных отношениях

- Обогащать словарный состав терминами родства

- Формировать элементарные  представления о родословной

Задачи нравственного воспитания:

- Воспитывать уважительное отношение ко всем членам семьи

- Воспитывать уважение к труду взрослых

Родителей также можно познакомить с терминами, которые используются в работе с детьми.

Родословная – это история семьи, рассказ о своём роде, предках.

О семье, о роде можно рассказывать, как словами, так и рисунками. Ребёнок должен узнать, что он является не только членом своей семьи, но и членом своего рода, даже нескольких родов.

РОД – родственники, имеющие одну и ту же фамилию, одного и того же общего предка.

ПРЕДКИ – люди, родственники, жившие задолго до нашего рождения (старше прадедушек и прабабушек).

ПОКОЛЕНИЕ – люди, примерно одного и того же возраста, родившиеся примерно в одно и то же время.

ОБЫЧАЙ – привычка, порядок, которому следует каждый день. Обычаи складываются в традиции.

ТРАДИЦИИ -  обычаи, которые передаются из поколения в поколение.

Составление родословной служит сплочению семьи, что создаёт в результате более благополучную эмоциональную атмосферу. Изучение истории семьи способствует воспитанию гордости за принадлежность к своему роду, своей фамилии, вызвать желание стать носителем лучших качеств своих предков. В дошкольном детстве начинает формироваться чувство ответственности перед памятью предков, которое имеет существенное педагогическое значение, несёт  в себе огромный  нравственный потенциал для дальнейшего развития ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как составить родословную"

Генеологическое дерево – это родословная семьи. Ребенка дошкольника 56 лет уже можно привлекать к составлению истории своего рода. Целесообразно начать эту работу с самого ребенка и его ближайшего окр...

Консультация для родителей "Как составить родословную своей семьи"

Семьи разные, но во многом они похожи. Семья объединяет родных людей, очень близких друг другу. В качестве одного из вариантов может подойти рисунок семейного или родословного древа; или же грозд...

Консультация для педагогов "Заботиться о своем здоровье"

Ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых. Одновременно его с самого раннего возраста надо приучать самому заботиться о своем здоровье. Вот почему в детском саду и дома следует воспитыва...

Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями и поведением»

Быть педагогом – достаточно сложная профессия, требующая ежедневной работы над собой, своими профессионально-личностными качествами, психоэмоциональным состоянием и поведением.В течение всего ра...

Консультация для педагогов «Умей управлять своими эмоциями»

Эмоции часто возникают не там, не те, не тогда, когда нужно или не с нужной интенсивностью. Не всегда привычная реакция является наиболее адекватным ответом, иногда своими эмоциями можно задеть ...

Консультация для педагогов "Каждому возрасту своя сказка"

Сказки в совокупности с играми знакомят малыша с окружающим миром, прививают ему жизненные ценности и формируют его характер. Донести до ребёнка какую-то информацию или правило намного проще в фо...

Консультация для педагогов "Дидактическая игра своими руками"

Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу ...