Обучение детей правильной речи
статья по теме

Зеленова Галина Викторовна

Статья о том, как добиться  успехов в усвоении детьми трудных грамматических навыков уже на ступени младшего дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_detey_pravilnoy_rechi.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение детей правильной речи

В методической литературе в последнее время (А.М. Бородич, Ф.А. Сохин, Г.М. Лямина) встречается утверждение о том, что детям дошкольного возраста усвоить синтаксис в устной речи довольно сложно. Что дезориентирует воспитателей и направляет основное внимание на формирование у детей предложений и отодвигает на второй план формирование правильных морфологических навыков. По сути, работа сводится к исправлению ошибок детской речи. Данное утверждение вызывает сомнение, поскольку синтаксис разговорной детской речи довольно прост.

В основе работы лежит фундаментальное исследование А.Н. Гвоздева «Формирование грамматического строя русского языка у детей». Он и многие другие исследователи (К.Д. Ушинский, К.И. Чуковский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, Н.Х. Швачкин) отмечали необычайную чувствительность детей дошкольного возраста к звуковой стороне речи – «чувство языка».

К 3-ем годам жизни дети усваивают окончания таких грамматических категорий, как падеж, род, число, время, но еще не знают всего разнообразия. В период овладения грамматическим строем детская речь наполнена словами с господствующими окончаниями. Так, Ф.А. Сохин в своем исследовании показывает смену в творительном падеже господствующего окончания –ой окончанием –ом, а уж потом их разграничение. На 4-ом году жизни дети усваивают категорию рода, и они начинают ориентироваться на первоначальную форму слова. Поэтому при правильном определении родовой принадлежности существительного ребенок правильно изменяет его, при ошибочном соответственно допускает ошибку. Так дети 3-х лет существительные, оканчивающиеся на мягкий знак, относят к мужскому роду, отсюда и ошибки: «Кошка поймала мыша», «За дверем» и т.д.

Дети так же стремятся к сохранению основы слова в том виде, в котором они его получили, отсюда типичные ошибки младших и средних дошкольников: «можу», «не пустю», «возьмил» и т.д.

Грамматические ошибки – возрастная закономерность в речи детей. Они присущи детям, копирующим неправильную речь взрослого и детям из семьи с благоприятным речевым фоном. И у последних, как не странно, таких ошибок даже больше. Это показатель прогресса в речевом развитии детей. Они приближают свое речевое развитие на уровень выше (например, на год вперед). У таких детей появляется большое количество морфологических ошибок, обусловленное усложнившейся структурой речи. Неусвоенные нормы правильного изменения слов становятся заметными. В данном случае необходимо было подключить родителей к этой проблеме формирования грамматической правильности речи детей. Порекомендовать несколько развивающих дидактических игр, упражнения для закрепления навыков.

На 5-ом году жизни у детей так же появляется еще один плюс в освоении грамматически правильной речи. Это намечающаяся потребность говорить правильно, как взрослый и умение мобилизовать свою память. Например, на такие слова воспитателя: «Вспомни, как нужно сказать правильно». Большую роль в этом возрасте играет оценка воспитателем речевой деятельности ребенка, выражение уверенности в его умениях: «Молодец, сказал правильно» и т.д. В этом возрасте довольно часты вопросы детей: «А я правильно сказал?», «А как нужно сказать правильно?».

В процессе работы по данной проблеме необходимо точное определение содержания обучения. Так, для детей 4-ого года жизни следует сохранять следующее программное содержание: учить детей правильно изменять наиболее употребляемые слова. На ступени среднего дошкольного возраста следует учить правильно изменять трудные для них слова.

При подготовке специалистов по дошкольному воспитанию необходимо обращать внимание студентов на необходимость развития речевых навыков у детей, указывать не только на обогащение словаря необходимыми словами, но и на формирование грамматических навыков.

Наметившаяся в теории и практике дошкольного воспитания тенденция свести всю работу по формированию грамматических навыков к исправлению детских ошибок неправильна, особенно применительно к младшим дошкольникам. В этом возрасте ошибки в детской речи не всегда заметны, о чем свидетельствуют факты с занятий и из повседневной жизни. Необходимо формировать грамматическую сторону речи, помогать ребенку в преодолении возникающих перед ним трудностей, а не пассивно ожидать детских ошибок, чтобы их затем исправлять. Необходимо проводить занятия, направленные на практическое усвоение детьми морфологических элементов русского языка, таких, как единственное и множественное число, категория рода, разнообразие падежных окончаний существительных и т.д. У детей 3-5 лет нельзя совмещать занятия по усвоению морфологии с заданиями на усвоение строя предложения. Такое можно проводить только со старшими дошкольниками.

В процессе исследования было получено множество подтверждений в правильности выбранной методики, предусматривающей усвоение грамматических норм на основе реальных жизненных отношений или их имитаций с помощью игрушек и изображений на картинках. Представление детям образца правильного изменения слов, которые вызывают затруднения. В практике детских садов в методических работах наметилась тенденция предоставлять детям возможность самостоятельно образовывать трудные грамматические формы (с изменением основы слова, с нетипичными для ребенка окончаниями). Это не совсем верно, ведь такие искривленные изменения могут закрепиться у детей. Так же ошибки могут быть спровоцированы самим воспитателем. Например, занятие по развитию речи «Что делает кукла». Программное содержание: активизировать словарь детей, уточнить названия действий, учить правильно, изменять глаголы.

Воспитатель: Дети, вы видите, что делает Танечка?

Дети: Видим.

Воспитатель: Юра, а ты видишь?

Юра: Виду.

Через некоторое время воспитатель говорит, что кукла Таня будет искать мячик. Затем следуют действия с куклой, после чего воспитатель спрашивает: «Что делает Таня?» Дети отвечают: «Искает мячик». Таня «играет» с детьми, «поет» песенку. Воспитатель, обращаясь к детям, предлагает им попросить Таню спеть.

Дети: Танечка, спей, пожалуйста.

Здесь необходимо вместо традиционного исправления допущенных ошибок сразу же представить образец грамматически правильного изменения слова и затем закрепить его путем коллективного и индивидуального проговаривания.

К работе над грамматически правильной речью следует подходить комплексно. В ходе развития математических представлений хорошо закрепляются правильные формы множественного числа, включая и родительный падеж. Занятия по ИЗО и физкультуре помогают в формировании правильного изменения трудных для детей глаголов, например: рисовать, бежать, прятаться и т.д. Таким комплексным подходом можно добиться больших успехов в усвоении детьми трудных грамматических навыков уже на ступени младшего дошкольного возраста.

Литература: М.М.Конина

«НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ 3-5 ЛЕТ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятия по обучению детей правильному дыханию "Зачем носик малышам"

От правильного дыхания во многом зависит здоровье ребенка , его физическая и умственная деятельность. Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию, лимфо — и кровообращение в легких, снижают спазм бр...

Семинар для педагогов ДОУ "Обучение детей правильной речи"

Главная цель речевого воспитания состоит в том, чтобы ребенок : творчески освоил нормы и правила родного языка, умел гибко их применять в конкретных ситуациях, овладел основными коммуникативными спосо...

Презентация "Обучение детей правильной речи"

Презентация "Обучение детей правильной речи"...

ПЛАН РАБОТЫ "ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ СОРТИРОВКИ И УТИЛИЗАЦИИ МУСОРНЫХ ОТХОДОВ"

План работы"ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ ПРАВИЛЬНОЙ СОРТИРОВКИ И УТИЛИЗАЦИИ МУСОРНЫХ ОТХОДОВ"  поможет воспитателям в работе по формированию экологической культуры дошкольников старшего дошкольного в...

Работа детского саде по обучению детей правильному речевому дыханию.

Содержание.1.ВведениеОт чего возникает слабое дыхание у дошколят?Основные правила обучения речевому дыханию.Задачи работы по развитию речевого дыхания.Формирование речевого дыхания в ДОУ.Несовершенств...

Консультация для родителей "Игры и игровые упражнения по обучению детей правильному речевому дыханию"

В консультации рекомендованы родителям игры и игровые упражнения, способствующие развитию речевого дыхания дошкольников....