" Игры в непосредственной образовательной деятельности детей"
статья (младшая группа) на тему

Лебедева Лариса Юрьевна

В статье говорится о использовании игр в непосредственной образовательной деятельности детей из опыта работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

  ИГРЫ  В  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Карцева Екатерина Викторовна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок».

Лебедева Лариса Юрьевна, воспитатель Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Липицкий детский сад комбинированного вида «Колосок», высшая квалификационная категория.

 «Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка

вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.»

(Сухомлинский В. А.)

Детская   игра  это   не  пустое  провождение  времени,  а  педагогический   прием   воспитания    личности.  Игра – это  самая  любимая  и  естественная  деятельность детей.  Ребенок  начинает  играть  с  первых  дней   своей  жизни.  Сущность  игры  в том, что она служит подготовкой к серьезной дальнейшей деятельности; в игре ребенок, упражняясь, совершенствует свои способности.

В игре  дети  учатся  применять  свои  знания  и  умения  на  практике,  пользоваться  ими  в  разных  условиях.  Играя, дети  вступают  в  общение  со  сверстниками, их  объединяет  общая  цель,  совместные  усилия  к ее  достижению,  общие игровые переживания. Они  оставляют  глубокий  след  в  сознании  ребенка  и  способствуют  формированию  добрых  чувств,  навыков  коллективной  жизни.  Игра  занимает   большое  место  в  системе  физического,  нравственного,  трудового   и  эстетического  воспитания.  Ребенку  нужна  активная  деятельность,  способствующая  повышению  его  жизненного  тонуса,  удовлетворяющая  его  интересы,  социальные  потребности.

Усвоение  новых  знаний,  расширение  кругозора в  игре  происходит  успешнее,  чем  в учебной  деятельности. Поставленная  в  игровой  форме обучающая  задача,  имеет  ряд  преимуществ,  так как  в  игре  ребенку  понятна   сама  необходимость  приобретения  новых  знаний  и  способов  действий.  Увлеченный  замыслом  игры,  ребенок  учится, не замечая   возникающих затруднений,  которые  требуют  перестройки   его  представлений об окружающем мире.  Если  в  организованной  образовательной  деятельности  ребенок  выполняет  задание  взрослого,  то  в  игре  он  решает  свою  собственную  задачу.

Включение в организованную  образовательную  деятельность игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении материала. Поэтому,  работая  с  детьми  младшего  дошкольного  возраста,  мы  внедряем  в  организованную  образовательную деятельность разнообразные  формы игры: дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации  и др. Многие игры и упражнения строятся на материале различной трудности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечивать участие в одной игре детей с разным уровнем знаний.

С  помощью  игр  обучение  ребенка  идет  эффективнее.  Знания,  полученные  через  игру,  позволяют  дать  ребенку  уверенность в  своих  силах,  развивает  их  познавательную  самостоятельность.  Мы  ставим  перед  собой  такие    задачи,  которые помогают  развивать  у  детей  память,  внимание,  мышление,  воображение,  так  как  без  этих  качеств  немыслимо  развитие  ребенка  в  целом.

Введение  дидактической  игры  в  организованную  образовательную  деятельность  делает  процесс усвоения  учебного  материала  увлекательным  и  интересным, так  как  они  имеют  широкий  спектр  возможностей   в  образовательном  процессе,  как  форма  обучения  в   коллективной  деятельности  детей  под  руководством  взрослого.

Дидактическая игра позволяет  в  непринужденной  обстановке   осваивать  самое  сложное  познавательное  содержание.  При  помощи  дидактической  игры  дети развивают сенсорные способности – учатся  различать   формы:  «Подбери  по  форме», «Какие  бывают  фигуры»;  величины: «Башня», «Найди  ленточку  такой  же  длины»;  цвета: «Подбери  по  цвету»;  звуки:  «Угадай,  где  звонит», «Угадай,  что  я  делаю», «Определи  инструмент»; материалы: «Найди  такой  же»; делать  простейшие  обобщения: «Объедини  предметы»; «Назови одним словом»;  словесные  игры  дидактические  игры: «Отгадай,  что  опишу».

Е.И. Тихеева  писала  о  том,  что  дидактические  игры  нельзя  рассматривать  с  точки  зрения  ценности  одной  лишь  дидактической  цели;  эти  игры  способствуют  развитию  всех  сторон   человеческой  личности.

В  комплексном  подходе  к  воспитанию  и  обучению   дошкольников  в  современной  дидактике  немаловажная  роль  принадлежит  занимательным  развивающим  играм,  задачам,  развлечениям.  Они  интересны  для  детей,  эмоционально  захватывают  их.  А  процесс  решения,  поиска  ответа,  основанный   на  интересе  и  задаче,  невозможно  без  активной  работы  мысли.  Этим  положением   и  объясняется  значение  занимательных  задач  в  умственном  и  всестороннем  развитии  детей.  В  ходе  игр  и  упражнений  с  занимательным  математическим   материалом  дети  овладевают  умением  вести  поиск  решения  самостоятельно. Систематическое  упражнение  в  решении  задач  таким  способом  развивает  умственную  активность,  самостоятельность  мысли,  творческое  отношение  к  учебной  задаче,  инициативу.

Развивающая  игра – это  полноценная  и  достаточно  содержательная   для  детей  деятельность,  имеющая  свои  побудительные  мотивы  и  свои  способы  действий. Целью  таких  игр  являются  два  аспекта:  познавательный,  воспитательный. Пример  таких  игр  «Где  же  пара?», «Кто  лишний?», «Чудесный  мешочек»  и  другие.    

Дети младшего дошкольного возраста всегда  стремится к чему-то  необычному,  веселому,  поэтому  положительные  эмоции  защищают  детей  от  умственных  перегрузок,  ведь  то,  что  развлекает,  никогда  не   утомляет.  

Главный  методический  принцип  в  использовании  развивающих  игр – их  многократное  повторение,  которое  является  необходимым  условием  развивающего  эффекта.  Дети  по-разному  и  в  разном  темпе  усваивают  все  новое  для  них. Систематически  участвуя  в  той  или   иной  игре,  дети  начинают  понимать  ее  содержание,  лучше  использовать  условия,  которые  создает  игра  для  освоения  и  применения  нового  опыта.

Используя в образовательном процессе различные игры и игровые моменты, мы обратили внимание, что детям нравятся игры-путешествия.  Использование таких игр, как «Как мы гуляли», «Гуляем по разным дорожкам», «Мы пойдем в зоопарк», «Путешествие», «Мы по улице идем», «Магазин игрушек», «На прогулке»  и др. помогает в решении  задачи образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Художественное  творчество», помогает детям лучше усвоить  пространственные направления, обобщающие понятия, сравнение двух групп предметов, величины, знакомство с частями суток, элементарным правилами дорожного движения и многое другое.

Активизация младшего дошкольника достигается интересными проблемными игровыми ситуациями: «Где спрятались малыши?», «Волшебная кисточка» и др., решая которые, ребёнок учится сравнивать и сопоставлять, устанавливать сходство и    отличие.  Он открывает  окружающий мир,  учится  ориентироваться в нем, проявлять инициативу, высказывать собственную позицию  и принимать чужую, у него  развиваются творческие способности.

Велика роль подвижной игры в умственном воспитании: дети учатся действовать в соответствии с правилами,  осознанно  действовать  в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир; овладевать пространственной терминологией.  В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры («По ровненькой дорожке», «Пузырь», «Найди свой цвет», «Найди предмет», «Бегите к дереву, которое назову» и др.) пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Это является важным для детей младшего дошкольного возраста, так как в этот период интенсивно формируется активный словарь.

Роль игры заключается в том, что она благотворно влияет на усвоение знаний и умений, повышает интерес, вносит разнообразие и эмоциональную окраску в образовательный  процесс.

Она является определяющим фактором активизации познавательной деятельности. Игра  формирует  у  детей  волевые  качества:  умение  подчинять  свои  действия  определенным  правилам,  согласовывать  свое  поведение  с  задачами  целого  коллектива,  влияет  на  психическое  развитие:  на  формирование восприятия,  памяти,  воображения,  мышления;  на  становление  его  произвольности.  В  игре  ребенок  овладевает  нравственными  нормами  и  правилами  поведения,  играющими  решающую  роль  в  формировании  личности.

Играя,  ребенок  увлекается, задумывается, проявляет инициативу. Игра помогает сделать  организованную  образовательную  деятельность увлекательной, вызывает у детей глубокое удовлетворение, создает радостное настроение.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 144с.
  2.  Методические рекомендации к «Программе воспитания и обучения в детском саду». / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: «Мозаика-Синтез», 2008. – 400с. 
  3. Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для работы с детьми 4 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 80с.  
  4. Развивающие игры для детей дошкольного возраста / авт.- сост. Ю.В. Щербакова, С.Г. Зубанова. – М.: Глобус, 2007. – 175с..

5.  Сборник подвижных игр. Для работы с детьми 2 – 7 лет. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.  

6.  http://otvet.mail.ru/question/55964963


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Методическая разработка по теме: "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Методическая разработка по теме:"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста." А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет ва...

Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ....

Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений

Презентация на тему: "Особенности институализированных форм игры и игровой деятельности детей в условиях образовательных учреждений....

Возможности игры в образовательной деятельности детей дошкольного возраста

Игра один из видов детской деятельности, который используется педагогами в целях воспитания дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения. В игре ребенок раз...

Деловая игра для молодых педагогов дошкольных образовательных организаций по теме «Игра-ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста»

Трансляция опыта педагогического коллектива ДОУ по теме «Игровая деятельность дошкольников», используя активные методы работы с педагогами....