«Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»
проект

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект на тему:

«Музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста»

Выполнил: Кравчук Лариса Николаевна,

музыкальный руководитель.

Рубцовск

2022

Оглавление.

Введение………………………………………………………………………. 4

Основная часть

Сущность дидактической игры и педагогические возможности её применения……………………………………………………………………. 7

Педагогические условия применения музыкально-дидактической игры… .7

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………………………… 8

Требования к организации музыкально-дидактической игры……………... .9

Приёмы создания и поддержки игровой ситуации…………………………. .9

Оценка игровых действий и отношения детей к творческому процессу в музыкально-дидактической игре…………………………………………….. 10

Вывод…………………………………………………………………………...11

Литература……………………………………………………………………. 12

Приложение 1.

Музыкально-дидактические игры для развития ладового чувства……13

«Настроение

«Мажор-минор

«Музыкальные лепестки»

«Помоги жителям замка» 

«Музыкальные лоскутики» 

«Теремок»

«Корзинка»

«Здравствуйте»

«Угадай-ка!»

Музыкально-дидактические игры для развития музыкально-слуховых представлений………………………………………………………………… 14

«Музыкальные прятки»

«До свидания!»

«Догони меня»

«Живое пианино»

«Зайди в теремок»

«Выйди из теремка»

«Прогулка в лесу»

Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма……… 16

«Ритмическое эхо»

«Хлопай в такт»

«Музыкальные «топотушки»

«Лошадки в цирке»

«Помоги Незнайке»

«Сыщики»

«Отвечай-ка на вопрос»

«Подбери слова»

«Телеграмма»

«Телефон»

«Гусеница»

«Дирижёр»

«Канон»

«Вовремя вступай»

«Вечер наступил»

«Лесное эхо»

«Поющие руки»

«Живая картина»

«Ожившие скульптуры»


Характеристика проекта.

По виду: музыкально-исследовательский.

По длительности: долгосрочный.

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста.

Актуальность.

  Каждая музыкальная способность – системное образование, состоящее из компонентов различной сложности, которая формируется от элементарного ко всё более сложным составляющим.

     Комплекс музыкальности развивается в онтогенезе как система во взаимодействии входящих в него общих и частных музыкальных способностей. Этот процесс имеет определённые возрастные закономерности, но детерминируется главным образом социальными, обучающими взаимодействиями в их широком значении.

Музыкальный слух относится к сенсорно-перцептивной способности человека, наиболее активно развивающейся в результате музыкальной деятельности.

     Способность воспринимать, представлять и осмысливать музыкальное впечатление – вот что такое музыкальный слух. Организованный и развитый музыкальный слух – сложная единая способность, направленная на целостное восприятие и интонирование музыкального произведения как выражение единого образного содержания.

     Б.М.Теплов отмечал два значения термина «музыкальный слух»:

- в широком значении – звуковысотный слух (мелодический, тембровый, гармонический, динамический и т.д.);

- в узком значении – звуковысотный слух.

     Звуковысотный слух в его проявлении по отношению к одноголосной мелодии называют мелодическим. Он имеет две основы – ладовое чувство и музыкально-слуховые представления. В онтогенезе мелодический слух развивается как единая система, но ладовое чувство опережает в развитии музыкально-слуховые представления. Мелодический слух состоит из двух компонентов – перцептивного (эмоционального) и репродуктивного (слухового).

     Успешное развитие музыкального слуха зависит от многих факторов, но особенно от своевременного, как можно более раннего, погружения в мир музыки. Одним из слагаемых успешного выполнения этой педагогической задачи является верно найденный способ организации учебной деятельности, в рамках которой происходит развитие музыкального слуха. Особенно важно определение методов обучения и выбор формы музыкальной деятельности, в рамках которой и будет происходить обучение.

     1 января 2014 года вступил в силу ФГОС ДО, в котором определены возрастосообразные виды деятельности, в т.ч. и музыкальная деятельность детей - восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах. Исходя из предложенных стандартом возрастосообразных видов деятельности, стало возможным конкретизировать формы музыкальной деятельности с детьми раннего и дошкольного возраста. Они являются практико-ориентированными и прорастают, в первую очередь, из культурных практик ребёнка. Для детей старшего дошкольного возраста это:

- проблемные и ситуационные задачи, их широкая вариативность, полипроблемность;

- музыкально-дидактическая игра;

- компьютерные музыкальные игры;

- исследовательская (опытная) деятельность;

- проектная деятельность;

- театрализованная деятельность;

- хороводная игра;

- музыкальные игры-импровизации;

- музыкальные конкурсы, фестивали, концерты;

- музыкальные экскурсии и прогулки, музыкальный музей;

- интегративная деятельность;

- клуб музыкальных интересов;

- коллекционирование (в т.ч. и музыкальных впечатлений);

- самостоятельная музыкальная деятельность детей.

     В современной педагогике музыкально-дидактическая игра активно используется в образовательной деятельности с дошкольниками. С помощью неё учебные задания осваиваются детьми гораздо быстрее, становятся понятными ребёнку и результат достигается успешнее.

     Для дошкольников дидактическая игра всегда желанна, имеет позитивную эмоциональную окраску, а потому её использование позволяет избегать утомляемости детей, формировать у них необходимые навыки, закреплять в сознании слуховые модели, словом, осуществлять те педагогические задачи, которые требуют многократного повторения определённых действий.

     Цель исследования: доказательство успешного развития музыкального слуха у старших дошкольников  в образовательной деятельности – музыкально-дидактической игре.

     Задачи:

- определить  сущность дидактической игры и педагогические возможности её применения, приёмы создания и поддержки игровой ситуации;

- описать педагогические условия применения музыкально-дидактической игры, психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста

- установить требования к организации музыкально-дидактической игры, оценку игровых действий и отношения детей к творческому процессу в музыкально-дидактической игре;

- выявить то, что  применение музыкально-дидактических игр в образовательной деятельности позволяет успешно развивать коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста, заложить основы гармонического развития ребёнка; побуждает детям к осознанию свойств музыкальной речи, различению и воспроизведению звуковысотного движения, выразительных интонаций, особенностей характера, ритма, темпа, регистров, динамики, способствует адекватному применению знаний о средствах музыкальной выразительности в анализе музыкального произведения.

     Гипотеза: если использовать музыкально-дидактические игры в образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, то это

позволит успешно развивать коммуникативные способности детей старшего дошкольного возраста, заложить основы гармонического развития ребёнка; побудить детей к осознанию свойств музыкальной речи, различению и воспроизведению звуковысотного движения, выразительных интонаций, особенностей характера, ритма, темпа, регистров, динамики; способствовать адекватному применению знаний о средствах музыкальной выразительности в анализе музыкального произведения.

Сущность дидактической игры и педагогические возможности её применения.

     Дидактические игры представляют собой основу игрового обучения.

Основные функции дидактической игры:

обучающая – дидактическая игра имеет учебное содержание. Если игра достаточно правильно организована, она воспроизводит процедуру и особенности творческих поисковых взаимодействий, наглядно моделирует различные формы игровой деятельности. Игровое содержание – это то, что определяет характер и особенности игры. Дети знают правила игрового поведения цели игры, свои основные действия и результаты, которые от них ожидают;

развивающая – дискуссия, которая организована музыкальным руководителем в рамках дидактической игры, развивает логическое и протоинтонированное (термин Медушевского) мышление детей. В условиях игровой деятельности у детей развивается мышление, активность и интерес к учебному материалу, уверенность в своих силах, а игровое взаимодействие создаёт благоприятные условия для закрепления способов и приёмов учения, развивает творческие способности детей;

побуждающая – игровая деятельность связана с потребностью успешно выполнять поставленную задачу игры. Игровые моменты, побуждая к решению учебных задач, создают условия для возникновения и усиления познавательных мотивов, развития интереса к предмету и учебно-познавательной деятельности;

коммуникативная – игра предполагает активное общение. В ней дети осознают себя членами коллектива, учатся действовать согласованно;

организационно-направляющая – создание оптимальных условий для осуществления учебно-игрового взаимодействия детей (активизация функций участников игры, поддержание интереса к поставленной проблеме). Каждый ребёнок в музыкально-дидактической игре может применить свои знания, показать своё понимание учебно-познавательной задачи, проявить умение слушать и анализировать музыкальное произведение. Правила и требования игры обеспечивают координацию и согласование действий дошкольников, а правильная организация позволяет ввести детей в определённые роли, перевести учебную деятельность в игровой план.

Педагогические условия применения музыкально-дидактической игры.

К педагогическим условиям могут быть отнесены, в первую очередь, предметное содержание дисциплины, её цели и задачи, а также возрастные особенности развития ребёнка.

Развитие музыкального слуха дошкольников осуществляется:

- в совместной деятельности педагога и детей: непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной работе педагога и ребёнка;

- в самостоятельной деятельности детей.

Психолого-педагогическая характеристика детей старшего дошкольного возраста.

     В старшем дошкольном возрасте происходят существенные изменения во всех органах и тканях тела. Происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы, относительно устойчивой становится сердечно-сосудистая деятельность, большое равновесие приобретают процессы нервного возбуждения и торможения. Сохраняется потребность в игре, движениях, во внешних впечатлениях.

Усиливаются познавательные потребности: овладеть знаниями, умениями и навыками, проникнуть в их сущность.

Во время усвоения знаний, умений и навыков у старших дошкольников не только совершенствуется сам волевой акт, но и формируются волевые качества личности.

Особенности психического развития старших дошкольников свидетельствуют: в этом возрасте появляется реальная возможность для обогащения их музыкального и жизненного опыта. Согласно современным исследованиям у детей этого возраста:

- складывается полный комплекс музыкальных способностей;

- музыкальное восприятие – мышление развивается в единстве и взаимодействии собственно интонационного восприятия, осознания музыки и её индивидуальной интерпретации;

- более явно, чем ранее, проявляется интерес к музыке: дети не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным её видам;

- формируется оценочное отношение к музыке и исполнительской деятельности;

- на основе опыта восприятия музыки развивается способность к обобщению несложных музыкальных явлений, обогащается эмоциональная сфера, активизируется творческий потенциал.

В отечественных исследованиях последних лет отмечается усложнение рефлексивной жизни ребёнка старшего дошкольного возраста. Возникает переживание ребёнком собственного «Я», своей субъективности, являющейся основой для личностно-значимого восприятия музыки и рефлексирования в процессе музыкального мышления.

Важными компонентами, обеспечивающими полноценное обучение на этом этапе, являются: увлечённость, привлечение, развлечение, отвлечение, переключение с одной сферы на другую. Такие способы обеспечивают ребёнку возможность эффективного формирования разумных потребностей, норм поведения, его развития на основе сознательности.

     Дети старшего дошкольного возраста могут самостоятельно играть друг с другом в музыкально-дидактические игры, составлять их, придумывать последовательность действий, формулировать правила игры.

     Музыкально-дидактические игры полифункциональны. Это и игровой метод обучения, направленный на усвоение, закрепление и систематизацию знаний о музыке, и одна из игровых форм обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство музыкального общения и развития ребёнка.

     Взаимосвязь методов и приёмов музыкального воспитания прослеживается в использовании музыкально-дидактических игр и пособий. Сочетание применяемых методов может быть различным: зрительная, слуховая наглядность и слово, и практические действия.

Музыкально-дидактические игры отличаются от пособий тем, что они предполагают наличие определённых правил, игровых действий или сюжета. Дети могут их использовать не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности.

     Существуют различные классификации игр и пособий. Например, Н.А.Ветлугина разделяет игры на настольные, подвижные и хороводные. За основание этой классификации взято различие игровых действий детей. Э.П.Костиной разработаны настольные музыкально-дидактические игры для развития музыкально-сенсорных способностей. Л.Н.Комиссарова игры и пособия подразделяет на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.

     Поскольку одной из основных задач музыкального воспитания является развитие музыкальных способностей, можно классифицировать музыкально-дидактические игры и пособия именно по этому основанию – их возможностям в развитии каждой из трёх основных музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма.

Требования к организации музыкально-дидактической игры.

- Заранее определить целевую направленность, в зависимости от содержания конкретного учебного материала, которым дети должны овладеть на занятии.

- Заранее определить цель занятия или задачу этапа, в рамках которого проводится игра, сделать целью игрового взаимодействия детей, а процесс решения учебных задач выразить в качественных показателях и использовать для оценки хода и результатов игры. В дидактической игре существуют цели трёх уровней:общая (наслаждение, удовольствие от игры), функциональная (игровая задача), достижение конкретной учебной проблемы (определи, узнай, угадай и т.д.).

- Необходимо учитывать условия обучения, время, отводимое на дидактическую игру, этапы занятия, на которых игра применяется.

- Применять различные варианты музыкально-дидактической игры и их возможные сочетания.

Приёмы создания и поддержания игровой ситуации.

Подготовительные – готовят детей к дидактической игре. Они касаются формирования умения развивать предложенный сюжет, развития навыков свободного оперирования учебным материалом.

Поведенческо-игровые – ориентированы на организацию и стимулирование игровых взаимодействий детей. К ним относятся следующие приёмы:

- инструктирование – сообщение о правилах игровых действий и требований к ним;

- активизация игровых сторон – напоминание об аналогичных ситуациях, постановка дополнительных заданий, подсказка, включение фрагментов узнавания.

3. Когнитивно-игровые. Понятие «когнитивно-игровое» употребляется в педагогике для характеристики познавательных процессов детей в роли игрового персонажа. Основная цель этого приёма – более лёгкое и естественное вхождение дошкольников в заданные ролевые образы, коррекция поведения персонажей в игровой ситуации. Среди названных приёмов можно выделить приёмы, способствующие вхождению в роль (образ): общая характеристика роли, ободрение, поощрение, вопрос-подсказка; приёмы коррекции ролей (подсказка, наводящие вопросы, замечание-вопрос).

Оценка игровых действий и отношения детей к творческому процессу в музыкально-дидактической игре.

     Для эффективной организации и проведения дидактической игры необходимы тщательно спланированные и точно указанные действия, с помощью которых педагог и дети могут провести оценку выполнения учебно-игровых действий. Оценка действия детей по решению поставленной проблемы – один из важнейших компонентов игры, вызывающий значительный интерес у самих детей. Поэтому в оценку полученных результатов необходимо как можно шире вовлекать самих детей. Оценка игровых действий как отдельных участников игры, так и группы в целом, может быть текущей (по ходу игры) и итоговой.

     Нет и не может быть некоторой единообразной процедуры подведения итогов дидактической игры. Эффективность её проведения определяется многими педагогическими факторами: учёт достигнутого уровня развития способностей, «обученности», воспитания внутри коллективных отношений и опыта игровых взаимодействий. Всё это позволяет осуществлять в процессе игры поэтапное развитие познавательной активности и самостоятельности детей, расширять набор применяемых при этом способов и приёмов обучения и педагогического стимулирования.

     Заинтересованное отношение детей к творческому процессу в музыкально-дидактической игре выражается в следующих показателях:

- увлечённость музыкально-игровой деятельностью;

- степень осознания творческого замысла;

- инициатива и самостоятельность творческого поиска при выполнении заданий;

- оригинальность в воплощении творческого замысла и выборе средств его воплощения;

- адекватность творческих проявлений характеру музыкального произведения;

- умение привлекать к творческому процессу музыкальный и жизненный опыт;

- степень законченности и художественность воплощения творческого замысла.

     Ребёнок старшего дошкольного возраста должен быть увлечён музыкально-дидактическими играми, испытывать потребность в них, проявлять инициативу и самостоятельность в конструировании игры и объяснении игровых действий, выступать с предложениями по созданию игровой обстановки, он должен быть коммуникабелен в отношении со сверстниками, должен уметь согласовывать свои действия с характером музыки и адекватно передавать его в игре, осознанно относиться к реализации творческого замысла.

Вывод.

     Накопленный опыт использования музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у старших дошкольников и методические материалы потребовали осмысления, систематизации, анализа эффективности применения. Критерием систематизации явилась направленность музыкально-дидактических игр на развитие определённой музыкальной способности, т.е. способности, которая будет доминантной при выполнении условий данного упражнения.

     Практика показала, что использование музыкально-дидактических игр для развития музыкального слуха у старших дошкольников позволяет добиваться лучших результатов, поскольку такая форма музыкальной деятельности как музыкально-дидактическая игра даёт возможность превратить многократно повторяющиеся действия в непосредственно образовательной деятельности, в самостоятельной деятельности детей в интересную, позитивную, эмоционально-окрашенную игру,  которые дети выполняют не утомляясь.

Литература.

  1. Абрамин, Г.Н. Солнечный круг. Музыкальная азбука / Г.Н.Абрамин. – М., 1985.
  2. Агажанов, А.П. Воспитание музыкального слуха / А.П.Агажанов. – М., 1993, в.3.
  3. Бережанский, П.Н. Абсолютный музыкальный слух / П.Н.Бережанский. – М., 2000.
  4. Бырченко, Т.С. С песенкой по лесенке / Т.С.Бырченко. – М., 1983.
  5. Вейс, П.Ф. Вопросы методики музыкального воспитания детей / П.Ф.Вейс. – М., 1975.
  6. Жак-Далькроз. Музыка, фантазия, игра / Жак-Далькроз. – Л., 1999.
  7. Коновалова, Н.Г. Музыкально-дидактические игры / Н.Г.Коновалова. – М., 1982.
  8. Калезо, М.Ф. Курс общей возрастной и педагогической психологии / М.Ф.Калезо. – М., 1982.
  9. Лёхина, Л.Н. Аккордовые сказки для больших и маленьких / Л.Н.Лёхина. – М., 2003.
  10.  Михайлова, Н.А. Развитие музыкальных способностей детей / Н.А.Михайлова. – Ярославль, 1997.
  11.  Незайкинский, Е.В. О психологии музыкального восприятия / Е.В.Незайкинский. - М., 1972.
  12.  Незайкинский, Е.В. Звуковой мир музыки / Е.В.Незайкинский. – М., 1982.
  13.  Нотдорф, Э.Г. Пение и игры для детей / Э.Г.Нотдорф. – М., 1995.
  14.  Радынова, О.П. Музыкальное воспитание дошкольников / О.П.Радынова. – М., 2000.
  15.  Середа, В.Н. Каноны / В.Н.Середа. – М., 1997.
  16.  Холопова, В.Н. Теория музыки / В.Н.Холопова. – Санкт-Петербург, 2002.
  17.  Шатковский, Г.И. Развитие музыкального слуха / Г.И.Шатковский. – М., 1996.

Приложение 1.

Музыкально-дидактические игры для развития ладового чувства.

     Игры и пособия для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых произведений, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценки правильности звучания мелодии. Здесь могут применяться все виды игр и пособий. Например:

«Настроение».

Цель – формировать умение определять характер музыкального произведения, пополнять словарный запас детей.

Оборудование, материалы - репродукции портретов с ярко выраженными состояниями героев (грусть, радость, веселье, мечтательность и т.д.), отрывки из музыкальных произведений на усмотрение музыкального руководителя.

Ход игры. Музыкальный руководитель исполняет на фортепиано отрывки из музыкальных произведений. Дети выбирают тот, который соответствует тому или иному понятию. Варианты – предлагается один музыкальный отрывок и несколько «настроений».

«Мажор-минор».

Цель – закреплять представления о мажоре и миноре.

Оборудование, материалы – несколько небольших по форме музыкальных произведений на усмотрение музыкального руководителя.

Ход игры. Музыкальный руководитель исполняет музыкальные произведения. Дети словесно определяют музыкальный лад.

«Музыкальные лепестки».

Цель – развивать художественно-ассоциативное мышление.

Оборудование, материалы – на усмотрение музыкального руководителя несколько разнохарактерных отрывков из музыкальных произведений, разноцветные лепестки цветов (можно шаблоны, можно нарисованные и раскрашенные самими детьми заранее).

Ход игры. Из предложенных музыкальных отрывков и лепестков выбрать те, которые могут убаюкать или разбудить. Впоследствии можно сделать панно для спальни и игровой комнаты.

«Помоги жителям замка».

Цель – способствовать развитию умения определять характер музыкального произведения, различать музыкальные жанры.

Оборудование, материалы – «Марш деревянных солдатиков», «Сладкая грёза» и «Неаполитанский танец» П.И.Чайковского; пазлы «Вазы» - контуры, нарисованные на листах ватмана; разноцветные кусочки.

Ход игры. Ветер-шалун пробежал по комнатам замка (придворного актёра, солдата и балерины). Вазы упали и разбились на кусочки. Предложить собрать вазы и определить из чьей комнаты, какая ваза.

«Музыкальные лоскутики».

Цель – способствовать формирования умения определять характер музыки.

Оборудование, материалы – на усмотрение музыкального руководителя отрывки из музыкальных произведений разного характера; на двух ватманах чёрно-белые контуры костюмов, разделённые линиями на кусочки

Ход игры. В цирке жили два клоуна (один весёлый – Ах, другой грустный – Ох). Портной решил сшить для них новые костюмы. Прошёл дождик и смысл все краски с костюмов. Педагог исполняет музыкальные отрывки. Дети определяют характер произведений и раскрашивают костюмы.

«Теремок».

Цель – способствовать развитию умения определять тонику.

Оборудование, материалы – теремок, игрушки (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).

Ход игры. Прослушать музыкальные фразы героев и определить, зашёл ли герой в теремок – если фраза заканчивается на тонике, то герой сказки зашёл в теремок; если не на тонике, то не зашёл.

«Корзинка».

Цель – развивать умение различать средства музыкальной выразительности.

Оборудование, материалы – корзинки по количеству определений, муляжи, на усмотрение музыкального руководителя отрывки из музыкальных произведений разного характера.

Ход игры. Дети «складывают» в корзинки слова-определения (яблоки - медленно, вишни – быстро, грибы – плавно, персики - отрывисто, и т.п.), которые соответствуют музыкальным отрывкам.

«Здравствуйте!».

Цель – продолжать развивать умение определять тонику.

Оборудование, материалы – музыкальное произведение спокойного характера на выбор музыкального руководителя.

Ход игры. Дети двигаются по кругу спокойным шагом под музыку. Если происходит «остановка» на тонике, то они здороваются друг с другом, а если нет – продолжают движение.

«Угадай-ка».

Цель – закреплять умение определять музыкальный лад – мажор или минор.

Оборудование, материалы – двухсторонние маски (веселье-грусть); несколько небольших по форме разнохарактерных музыкальных произведений на усмотрение музыкального руководителя.

Ход игры. Музыкальный руководитель исполняет музыкальное произведение, дети определяют лад (поворачивают картинку к педагогу соответствующей стороной).

Музыкально-дидактические игры для развития музыкально-слуховых представлений.

     Игры и пособия для развития музыкально-слуховых представлений связаны с различением и воспроизведением звуковысотного движения.

Для активизации этих представлений применяются музыкально-дидактические пособия, настольные и хороводные игры. Например:

«Музыкальные прятки».

Цель – совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Оборудование, материалы – хорошо знакомая детям песня на выбор музыкального руководителя.

Ход игры. Дети начинают петь, затем по условному знаку продолжают «петь» про себя, т.е. беззвучно. По другому условному знаку – вслух. В игре может принимать участие как один ребёнок, так и несколько детей.

«До свидания!»

Цель – совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Ход игры. Дети по очереди пропевают слова «До свидания» - нисходящее движение от пятой ступени к первой. Если ребёнок заканчивает фразу на тонике, то музыкальный руководитель поёт «До свидания» тоже на тонике. А если ребёнок закончил фразу не на тонике, то музыкальный руководитель отстукивает ритм этой фразы.

Можно поменяться местами – сначала музыкальный руководитель «прощается», потом ребёнок.

«Догони меня!».

Цель – расширять певческий диапазон.

Ход игры. Один «убегает», другой «догоняет» (первый - пропевает интервал, другой - повторяет его) или первый начинает мелодию, другой продолжает).

«Живое пианино».

Цель – развивать навык восприятия звуков по высоте, продолжать развивать певческий диапазон.

Ход игры. Игра, основана на относительной сольминизации. Музыкальный учебный материал сначала строится на основе трихорда (ЗО, ВИ, РА), затем объём расширяется за счёт прибавления большой секунды снизу (пентатоника). Постепенное расширение объёма приводит к семиступенным ладам мажора и минора.

«Зайди в теремок».

Цель – продолжать совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Оборудование, материалы – теремок, карточки с изображением лягушки мышки.

Ход игры. Если дети видят «лягушку», то надо попасть в теремок, пропев интервал - чистую квинту. Если видят «мышку», то пропевают поступенное движение от первой ступени к пятой.

«Выйди из теремка».

Цель – продолжать совершенствовать вокально-слуховую координацию.

Оборудование, материалы – карточки с изображением лягушки и мышки.

Ход игры. Если дети видят «лягушку», то пропевают интервал чистую кварту вниз. Если видят «мышку» - поступенное движение вниз от пятой ступени к первой».

«Прогулка в лесу».

Цель – продолжать совершенствовать вокально-слуховую координацию, расширять певческий диапазон.

Оборудование , материалы – плоскостные короткая и длинная тропинки, кочки разного размера.

Ход игры. Дети «гуляют» по лесу. Если встречается короткая тропинка, пропевают восходящее движение от первой ступени к третьей. Если длинная – то восходящее движение от первой ступени к пятой. Если на пути – болото, то «прыгают с кочки на кочку», пропевая большую терцию или чистую кварту, или чистую квинту (в зависимости от размера кочки).

     Музыкально-дидактические игры для развития чувства ритма.

     Игры и пособия для развития чувства ритма в старшем дошкольном возрасте продолжают развивать способность активно (двигательно) переживать музыку, воспринимать композиционное строение на слух, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма, продолжают развивать умение точно воспроизводить ритмический рисунок произведения.

Для передачи ритма и характера музыки в движениях применяются все виды игр – настольные, подвижные (сюжетные, несюжетные), хороводные, творческие. Например:

«Ритмическое эхо».

Цель – формировать навык точного воспроизведения ритмического рисунка.

Оборудование, материалы – детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Ведущий прохлопывает простые ритмические рисунки, дети должны повторить (можно ввести притопы, игру на детских музыкальных инструментах).

«Хлопай в такт».

Цель - способствовать развитию умения слышать и воспроизводить в движении заданные доли.

Оборудование, материалы – несколько небольших по форме музыкальных произведений на усмотрение музыкального руководителя.

Ход игры. Звучит музыкальное произведение. Дети хлопками, притопами или при помощи музыкальных инструментов акцентируют заданную долю.

«Музыкальные «топотушки».

Цель – продолжают развивать умение точно воспроизводить ритмическую пульсацию произведения.

Оборудование, материалы – несколько небольших по форме музыкальных произведений на усмотрение музыкального руководителя.

Ход игры. Ритмическую пульсацию музыкального произведения дети дублируют ритмическим рисунком движений. Можно предложить отбивать только сильную долю или относительно сильную, раздробить длительности и т.д.

«Лошадки в цирке».

Цель – продолжают развивать способность активно (двигательно) переживать музыку.

Оборудование, материалы – Р.Шуман «Смелый наездник».

Ход игры. Дети двигаются по кругу шагом, совпадая в движении с четвертными длительностями. Под эту же музыку по определённому сигналу переходят на ритмичный бег, совпадая с восьмыми длительностями.

«Помоги Незнайке».

Цель – продолжать развивать способность воспринимать композиционное строение на слух.

Оборудование, материалы – ритмически простое стихотворение на выбор музыкального руководителя, карточки с записью ритма.

Ход игры. Незнайка захотел стать композитором. Поэт Цветик написал стихи, а Незнайка сочинил на них музыку. Но Гусля сказал ему, что его песни исполнять невозможно, потому что в каждой из них есть ошибка. Детям надо найти ошибки в записи ритма и написать или выложить правильный ритм на заданное простое стихотворение.

«Сыщики».

Цель – продолжать способствовать развитию восприятия композиционного строения.

Оборудование, материалы – картинка с изображениями ритмических рисунков и рисунков к стихотворениям на выбор музыкального руководителя, цветные карандаши.

Ход игры. Детям предлагается соединить цветными линиями картинку к заданному стихотворению и подходящий для неё ритмический рисунок.

«Отвечай-ка на вопрос!».

Цель – развивать умение определения долей.

Ход игры. Один ребёнок задаёт ритмический «вопрос», другой сочиняет ритмический «ответ». Условия «ответа» - его объём должен соответствовать объёму «вопроса» (то же количество долей).

«Подбери слова».

Цель – формировать навык применения композиционного строения.

Ход игры. На предложенный ритмический рисунок подобрать (придумать) словосочетания.

«Телеграмма».

Цель – продолжать формировать навык применения композиционного строения.

Оборудование, материалы – телеграмма.

Ход игры. Музыкальный руководитель читает слова, а дети прохлопывают ритмический рисунок.

Дятел сел на толстый сук – туки-тук, туки-тук, | | | | | |

Всем друзьям своим на юг – туки-тук, туки-тук, | | | | | |

Телеграммы срочно шлёт – туки-туки-туки-ток, | | | | | | |

Что весна уже идёт – туки-туки-туки-ток, | | | | | | |

Что растаял снег вокруг – туки-тук, туки-тук, | | | | | |

Что подснежники цветут – туки-тук, туки-тук, | | | | | |

Дятел зиму зимовал – туки-тук, туки-тук, | | | | | |

В жарких странах не бывал – туки-тук, туки-тук, | | | | | |

И понятно почему – туки-тук, туки-тук , | | | | | |

Скучно дятлу одному – туки-тук, туки-тук. | | | | | |

(по В.Суслову)

«Телефон».

Цель – способствовать развитию чувства ритма.

Ход игры. Дети выстраиваются в ряд, в затылок друг другу. Последний стоящий ребёнок придумывает ритмическую фразу и рукой простукивает её по спине впереди стоящему. Предпоследний «передаёт» следующему и т.д. Ребёнок, получивший последним «по телефону общение» выкладывает его. После этого все дети прохлопывают данный оборот.

«Гусеница».

Цель – продолжать развитие умения точно воспроизводить ритмический рисунок.

Оборудование, материалы – детские музыкальные инструменты.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий задаёт ритмический рисунок хлопками, притопами, игрой на музыкальных инструментах, следующий присоединяется к нему (воспроизводит этот же ритм, но уже вдвоём), потом втроём и т.д.

«Дирижёр».

Цель – упражнять в точной передачи ритма.

Ход игры. «Дирижёр» задаёт размер и говорит, на какую долю будет пауза. «Оркестр» исполняет его требования – хлопками передают ритм, на паузу руки разводят в стороны.

«Канон».

Цель – развивать способность активно (двигательно) переживать музыку.

Оборудование, материалы - музыкальное произведение Е.Гнесиной «Две плаксы».

Ход игры. Дети делятся на две подгруппы. Первая подгруппа играет свою партию на треугольниках, а вторая – на ксилофонах. Можно прохлопывать ритмический рисунок.

«Вовремя вступай».

Цель – совершенствовать умение чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Оборудование, материалы – ритмически простое музыкальное произведение на выбор музыкального руководителя.

Ход игры. Звучит знакомое ритмически простое музыкальное произведение. Ведущий отбивает сильные доли. При повторе другие дети по очереди отбивают ритмический рисунок, вовремя вступая каждый на начало своей фразы. Впоследствии можно без сопровождения.

«Вечер наступил».

Цель – закреплять умение чувствовать ритмическую пульсацию музыкального произведения.

Оборудование , материалы – ритмически простое музыкальное произведение на выбор музыкального руководителя.

Ход игры. С началом музыки «Фонарщик» на сильную долю такта «зажигает» первый «фонарь» (тот поднимает руки вверх), потом шагает «четвертными». И так делает, пока не зажгутся все «фонари. На повтор музыкального произведения «Фонарщик» их «гасит» (дети опускают руки вниз).

 

«Лесное эхо».

Цель – упражнять в точной передачи ритма.

Ход игры. Музыкальный руководитель произносит слова, дети вторят ему хлопками.
Ой, какой дремучий лес! 
Лес, лес, лес, лес.  | | | |
Здесь ели, сосны, до небес! 
Бес, бес, бес, бес.  | | | |
С веток нам тихо шепчут шишки: 
Шишки, шишки, шишки, шишки.  | | | | | | | |
"У нас в гостях сейчас детишки!» 
Тишки, тишки, тишки, тишки.  | | | | | | | |

«Поющие руки».

Цель – продолжать развивать способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма.

Оборудование, материалы – музыкальное произведение на выбор музыкального руководителя.

Ход игры. После прослушивания музыкального произведения дети представляют, что они жители сказочной страны, но не умеют разговаривать и петь. Педагог подводит их к тому, что можно говорить и петь при помощи рук. Дети должны передать темп, динамику, ритм разной амплитудой, скоростью и силой движения.

«Живая картина».

Цель – совершенствовать умение при помощи движений воспроизводить ритм музыкального произведения.

Оборудование, материалы – разнохарактерные музыкальные произведения на выбор музыкального руководителя

Ход игры. Вспомнить, что такое музей. Предложить устроить выставку «живых» музыкальных картин.

Вариант – «Ожившие скульптуры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Непосредственно образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Природа: мастерство и фантазия» (художественно творческая деятельность)

  Ручной труд в детском саду пробуждает в малышах фантазию, развивает художественный вкус, приучает детей к терпению, упорству, аккуратности, развивает творческое мышление, воображение и и...

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, Образовательная область "Физическая культура": по теме"Цирк зажигает огни"

План - конспект сюжетного интегрированного занятия с использованием здоровьесберегающих технологий: по теме "Цирк зажигает огни"...

Классификация и особенности использования музыкально-дидактических игр на занятиях (на примере детей старшего дошкольного возраста)

В данной методической разработке рассматриваютя теоретические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста, а так же разработан комплекс музыкально-дидактических игр для детей с...

Непрерывная образовательная деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме комплексной игры

Создание социальных условий для развития познавательной инициативы дошкольников...

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста

Сборник музыкально-дидактических игр по музыкально-сенсорному развитию днтей старшего дошкольного возраста...