Методическая разработка "Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-образовательной деятельности детей дошкольного возраста"
методическая разработка по теме

Харитонова Марина Николаевна

Значение игры в жизни ребёнка, сенсорное воспитание детей посредством дидактических игр; основные элементы дидактических игр,организация и проведение их в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon muz.didakticheskie_igry.doc43.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                 МЕТОДИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА  ПО  ТЕМЕ:

"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-

          образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

А. С. Макаренко говорил: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба».

«Решение сенсорных задач, - пишет Н. А. Ветлугина, - возможно почти во всех видах детской музыкальной практики. Но каждый из них, обладая спецификой, является более благоприятной средой для развития определенных сенсорных способностей. На музыкальных занятиях у детей развивается музыкальное восприятие, однако вряд ли можно ограничиться этим. Нужна еще и такая среда, в которой ребенок мог бы углублять усвоенные способы действий, самостоятельно их упражнять, развивать умение контролировать свои действия. Нужны специальные дидактические игры и игрушки».

Дидактические игры давно применялись в целях сенсорного воспитания детей (Ф. Фребель, М. Монтессори и др.). Большой вклад в дошкольную педагогику внесли дидактические игры Е. И. Удальцовой, Е. И. Тихеевой, Е. И. Радиной и др. Но не было достаточно тесной связи с основными видами детской деятельности.

В конце шестидесятых годов психологи и педагоги (А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Н. А. Ветлугина, Л. А. Венгер) разработали проблемы сенсорного воспитания в процессе разнообразных видов детской деятельности. Был найден верный подход к разработке дидактической игры, раскрыты основные ее задачи.

Общие проблемы музыкально-сенсорного воспитания разработаны Н. А. Ветлугиной. В ее работах раскрыто значение музыкально-дидактических игр для более глубокого овладения музыкально-сенсорными навыками и умениями, выделены виды музыкально-дидактических игр (для развития звуковысотного, ритмического, динамического и тембрового слуха). Ею намечены три типа дидактических игр – подвижные, хороводные и настольные. Особо ценно то, что за основу взят синтез музыки и движений, а восприятие музыкальных звуков облегчается соотнесением их с доступными для понимания детей предметами и явлениями.

Музыкально-дидактическая игра - явление очень сложное. В ней есть  два начала – учебное, познавательное, и игровое, занимательное. «Дайте ребенку возможность играть и соедините обучение с игрой так, чтобы мудрость появлялась с веселой улыбкой, остерегайтесь утомлять ее чрезвычайной серьезностью» - так писал современный исследователь детской игры Д. Колоцца.

Характерным для каждой дидактической игры является наличие в ней: обучающие задачи, содержания, правил, игровых действий.

Все эти элементы обязательны и взаимозависимы. Основным элементом дидактической игры является обучающая задача. Все остальные элементы подчинены этой задаче и обслуживают ее.

Дидактический материал игр отличается тем, что в основе лежит развитие музыкального восприятия, а игровое действие помогает ребенку услышать, различать, сравнивать некоторые свойства музыки, а затем действовать с ними.

Музыкально-дидактические игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. В процессе игр дети не только приобретают специальные музыкальные знания и способности.

У них формируются необходимые черты личности – чувство товарищества, ответственности, способствуют формированию у детей психологических качеств: внимание, память, сообразительность, активизируют разнообразные умственные процессы, способствуют процессу обучения и воспитания, обогащению словарного запаса.

Особую роль играют музыкальные произведения. Они должны отвечать эстетически требованиям, вызывать чувства детей, положительно влиять на их вкус и особенно побуждать к выразительному движению. Педагогическая ценность музыкально-дидактических пособий и игр в том, чтобы они открыли перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Основной источник самостоятельной музыкальной деятельности – это музыкальные занятия, где ребенок получает первоначальные сведения о музыке, овладевает певческими, музыкально-ритмическими умениями и навыками, приемами игры на инструментах.

Необходимое условие для формирования самостоятельной деятельности – создание определенной материальной среды: «музыкальных уголков», «зон», «уголков». Где необходим набор технических средств: проигрыватель, пластинки, диски, кассеты, настольно-печатные игровые пособия, инструменты (шумовые, звуковысотные), в том числе сделанные своими руками, различные пособия – самоделки иллюстрированные. «нотные тетради», дирижерская палочка, комплекты кукольных театров, фланелеграфы, ноты-самоделки. Важной особенностью самостоятельной деятельности детей является то, что она осуществляется при тактильном, практически незаметном руководстве взрослых, так как предполагает особу непринужденную обстановку.

У старших дошкольников самостоятельность выражается, прежде всего, в исполнении без участия взрослых песен, игр, они самостоятельно размышляют и высказываются об услышанных произведениях: определяют их характер, средства выразительности, жанр, строение.

Для того чтобы развить в детях самостоятельность, умение творчески мыслить, применять знания, полученные на музыкальном занятии, мы должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребенка. Наиболее эффективны здоровье сберегающие технологии, так как музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует не только на эмоциональное, но и на общее физическое состояние ребенка, вызывает реакции, связанные с изменениями кровообращения, дыхания.

В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма.

П.Н. Анохин, изучая вопросы влияния мажорного и минорного лада на самочувствие ребенка, сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека.

В «Теории и методике музыкального воспитания в детском саду» Н.А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Развитие эмоциональной отзывчивости и музыкального слуха помогает активизировать умственную деятельность. Поэтому  на музыкальных занятиях актуально и необходимо использовать современные здоровье сберегающие технологии в игровой форме, привычные виды музыкальной деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность ребенка можно разнообразить с пользой для здоровья.

Например: начинать каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни-распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемешать с игровым массажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен заниматься дыхательной артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Речевые игры лучше сопровождать музыкально-ритмическими движениями, игрой на детских музыкальных инструментах. А танцевальную композицию совместить с музыкотерапией.

Проведение интегрированных музыкально-валеологических занятий с использованием музыкально-дидактических игр позволяет педагогам как можно шире и интереснее рассказать ребенку о пользе здорового образа жизни и необходимости знать и выполнять правила личной гигиены. Здесь важно привлечь к участию родителей, медицинских работников, физ. инструктора.

Организация в ДОУ музыкальных занятий с использованием интегрированных здоровье сбегающих технологий помогает обеспечить бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, выявить и развить музыкальные способности и творческий потенциал каждого малыша. Валеологические знания, полученные детьми на занятиях, будут способствовать формированию привычки жить в гармонии с самим собой, со своей семьей и окружающим миром.

Использованная литература:

1. Воспитание и обучение в детском саду / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Марковой. – М.: 1976.

2. Дзержинская И. Л. Эстетическое воспитание средствами музыки в детском саду. Сб. «Вопросы эстетического воспитания в детском саду». М., Учпедгиз, 1960.

3. Игры и игровые упражнения / Под ред. Е. И. Коваленко. – К.: 1987.

4. Ильина Г. А. Развитие музыкальных представлений у детей дошкольного возраста. К., Сов. школа, 1958. – 87с.: ноты.

5. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Пособие для воспитателей и музыкальных руководителей детских садов. М.: Просвещение, 1986. - 141с.

6. Кононова Н. Г. Музыкально – дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. – 96с., ил.

7. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка. М.: Просвещение, 1967.

ГБДОУ «ДЕТСКИЙ  САД № 87» Фрунзенский  р-н  г.Санкт- Петербург

"Музыкально-дидактические игры в интегрированной музыкально-

          образовательной деятельности детей дошкольного возраста."

Подготовила: Музыкальный руководитель

                        Харитонова  Марина  Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Использование сказочных сюжетов в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста в области «Физическое развитие»

Данный методический материал  позволит  сделать образовательную деятельность более яркой и интересной. Будет полезен как воспитателям, так и инстукторам по ФК....

Методическая разработка "Компьютерная игра как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста"

Авторы: Еремина Анастасия Николаевна              Селенская Юлия ЮрьевнаПроблема формирования у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге актуа...

Методическая разработка "Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста."

Подвижная игра, как средство развития двигательной активности детей дошкольного возраста во всех возрастных группах....

Методическая тема : Подвижная игра, как средство повышенной двигательной активности детей дошкольного возраста

В методической теме рассматривается предполагаемая работа по формированию и укреплению определенных физических навыков детей старшего и подготовительного возраста: укреплению мышц верхней части тела,с...

Методическая разработка "Педагогическая технология «Лэпбук» для организации музыкальной деятельности детей дошкольного возраста"

Методическая разработка «Педагогическая технология «Лэпбук» для организации  музыкальной деятельности детей дошкольного возраста» в сопровождении презентации.Цел...