Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам режиссёрских игр.
учебно-методическое пособие на тему

Кириллова Светлана Викторовна

Обобщение опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обобщение опыта  работы

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам режиссёрских игр.

Развитие личности ребенка, а частности формирование коммуникативных способностей, как доказано педагогической наукой, происходит в деятельности. Ведущим видом деятельности ребенка в дошкольном возрасте является игра.

Игра – самая естественная деятельность детей. Она составляет основное содержание жизни, тесно переплетается с трудом и учением. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает, в процессе игры активно работают все его психические процессы: мышление, воображение, память, усиливаются эмоциональные и волевые проявления. Именно с помощью игры ребёнок познает самого себя и окружающий мир.      

Одна из областей ФГОС  ДО - это «Социально- коммуникативное развитие» которая несёт в себе:

-формирование  уверенности в себе, умение отстаивать собственное мнение, доверять своим чувствам;

-развитие   положительного отношения ребёнка к себе, к другим людям и окружающему миру;

-воспитание   уважения и терпимости  к людям независимо от социального происхождения, национальной принадлежности, языка, пола, возраста, уважения к чувствам собственного достоинства других людей, их мнениям, желаниям, взглядам;

-знакомство  с различными эмоциональными состояниями других людей, развитие  способности понимать эмоциональные состояния по выражению лица, позам, жестам;

-формирование  социальных  навыков: различные способы разрешения конфликтных ситуаций, умение договориться, соблюдать очерёдность, умение устанавливать новые контакты.

Всё это формируется в дошкольном возрасте – в периоде его начальной социализации.  

Развития эмоциональной и коммуникативной сфер  ребенка не всегда уделяется достаточное внимание в отличие от его интеллектуального развития. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу.  Современные дети стали менее общительными и  отзывчивыми к чувствам других. Опыт первых отношений является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка и во многом определяет особенности самосознания человека, его отношение к миру, его  поведение и самочувствие среди людей.

Поэтому темой моего исследования является: «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам режиссёрских игр».

Известны лишь немногие ученые, исследователи режиссерской игры –  Е. М. Гаспарова, Е. Е. Кравцова, Г. Г. Кравцов.

В педагогике существует несколько подходов организации   режиссерских  игр на основе:

-  по Солнцевой О.В.

  А) готового содержания (для детей с недостаточным уровнем освоения сюжетной игры)

Б) частичное преобразование готового игрового сюжета в новый игровой сюжет, его включение в режиссерскую игру,

В) создание новых игровых сюжетов и их использование в режиссерских играх.

- по  Кириллову   И.А.

А)Чтение художественной литературы, просмотр разнообразных мультфильмов

Б) Самостоятельное изготовление персонажей в соответствии с выбранной тематикой

В) Создание специальной предметной среды (макеты, предметы-персонажи, предметы-действия).

 - по  Кравцовой Е.Е.

А) Разыгрывание заранее заданных сюжетов: сказок, рассказов или пьес.

Материал: настольный кукольный театр, набор мелких одномасштабных игрушек.

Б)  Придумывание оправдательных сюжетов.

Материал: набор одномасштабных игрушек.

Воспитатель располагает игрушки определенным образом на карте-макете.

Например, справа от нарисованной речки – елочку и девочку, а слева – домик. Потом воспитатель меняет: справа теперь – домик и девочка, а слева – елочка.

В)  Придумывание сказки и показ.

Материал: набор мелких игрушек.

Режиссерская игра – это вид детских игр, который изучен менее всего. Интерес к ней возник в последнее десятилетие. Режиссерская игра индивидуальна.  Конечно, каждого ребенка надо привлекать к коллективным играм, дети должны чувствовать и понимать других людей, но это не означает, что в детском саду не должно быть игр одиночных. Даже у самого общительного ребенка периодически появляется желание самостоятельно сделать постройку, поиграть с любимой игрушкой. Нередко можно увидеть как долго, сосредоточенно ребенок строит что-либо или разыгрывает сценки с помощью игрушек, выступая в роли режиссера и говоря поочередно за всех действующих лиц.  Это и есть режиссерская игра дошкольника и в ней, как и во всех других видах игр, происходит формирование личности ребенка, его социальной компетентности и воспитание гуманности.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки  или их заместители, а ребенок организуя деятельность как «сценарист и режиссер» управляет «артистами». Озвучивая героев и комментируя сюжет, ребёнок использует разные средства вербальной  и невербальной выразительности.Поэтому такая игра и получила название режиссерской.                                                                                                           Речь в режиссерской игре – главный компонент. Ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказываний, эмоциональная окрашенность. Дети ведут ролевой диалог и речевое сопровождение действий.                                                                                         По мнению Е. Е. Кравцовой,  режиссерская игра в дошкольном возрасте не только является начальной ступенью развития игры, за ней развиваются образно-ролевая, сюжетно-ролевая и другие виды игр, но и она режиссерская игра завершает развитие игры в дошкольном возрасте, собирает важнейшие достижения других разновидностей игр, именно в ней, как в фокусе, проявляются все особенности воображения ребенка.

Цель исследования  – развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста через использование режиссерских игр.

 В основе данной работы лежит современный методологический подход:  интеграция объединяющая все основные направления, дающая высокую результативность в развитии коммуникативных способностей детей к жизни.

Задачи решаемые посредствам режиссерских игр

- формирование  коммуникативных  способностей  у детей  дошкольного возраста;

- увеличение игрового  оборудования  для  активной,  самостоятельной, творческой игровой деятельности.

Актуальность  режиссёрской игры.

Именно режиссерская игра позволяет строить совершенно отвлеченные модели действительности и опробовать их в действии, учит «смотреть на ситуацию целиком и одновременно видеть ее во всей своей сложности».

Умение самостоятельно определять задачи своей деятельности – одна из важнейших характеристик развития ребенка, начало формирования которой относится к дошкольному возрасту, как в дошкольном учреждении в соответствии с обозначенной в педагогике и психологии значимостью общения в развитии личности дошкольника сделать процесс развития коммуникативных способностей  наиболее успешным, отвечающим требованиям практики.

Как показывают наблюдения  режиссерская игра более успешно разворачивается с опорой на неоформленный материал, который именно в силу своей не конкретизированности легче наделяется игровым значением в смысловом поле игры. Придумывание сюжетов для игры, конечно же, облегчают сказки. Они как бы подсказывают, что нужно делать с игрушками, где они живут, как и что говорят. Содержание игры и характер действий определены сюжетом сказки, которая хорошо известна любому дошкольнику.В такой тщательной подготовленности есть свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что наборы для сказок сами побуждают к определенной игре и позволяют еще и еще раз вспомнить, представить, рассказать любимую сказку, что очень важно и для игры, и для усвоения художественного произведения. А минусы в том, что ничего не нужно придумывать, все уже готово. Поэтому я в своей работе  соединяю  фигурки из разных наборов, «перепутываю» их, добавляю различные  игрушки, чтобы они стали новыми персонажами или элементами ландшафта. В этом случае игра стаёт  гораздо богаче и интереснее, потому что ребенку нужно будет придумать какие-то новые события или включить непредвиденных участников в знакомый сюжет. Далее ребенку предлагаю творческие игровые задания, направленные на организацию индивидуальной или совместной режиссерской игры: завершить историю, придумать и показать начало истории.  У ребенка развиваются способности к импровизации в режиссерских играх, которые постепенно превращаются в совместную деятельность,  где у ребёнка развиваются коммуникативные способности. В режиссерской игре воспитатель участвует в качестве зрителя, наблюдателя, который по ходу игры задает вопросы. Он стимулирует режиссерскую игру, направляет ее, уводит от простого манипулирования предметами: (Что было дальше?Кого они встретили?, Что с ними случилось?).Воспитатель помощник в реализации детьми игровых замыслов, ему необходимо воздержаться от прямых указаний, замечаний в адрес играющих детей. Лучше прибегнуть к постановке проблемного задания, (Подумай как Незнайка окажется на луне?), наводящего вопроса (не пора ли куклам спать?).

Вмешательство в игру должно быть тактичным, учитывать особенности ребенка, иначе игра будет разрушена.

В работе по формированию коммуникативных способностей у детей я использую такие виды театров, как:

 Настольный театр игрушек. Использую игрушки, поделки, которые устойчиво стоят на столе и не создают помех при передвижении.

Настольный театр картинок. Персонажи и декорации – картинки. Их действия     ограничены. Состояние персонажа, его настроение передается интонацией играющего.Персонажи появляются по ходу действия, что создает элемент сюрпризности, вызывает интерес детей                                                                              

Игра-драматизация  рассматривается в рамках театрализованных игр как входящая наряду с режиссерской игрой в структуру сюжетно-ролевой игры. Процесс освоения включает мини-постановки по текстам народных и авторских стихов, сказок, рассказов.

Использую ситуации, разрешаемые с помощью театральной деятельности.

  1. Чтение и совместный анализ сказок. Сначала читаю сказку и провожу беседу,направленную на знакомство с эмоциями и чувствами, затем – выделяю героев с различными чертами характера и предлагаю сравнить себя с одним из персонажей.

 2. Режиссерская игра (со строительным и дидактическим материалом, с использованием мелких игрушек).

 4. Рисование, раскрашивание наиболее ярких и эмоциональных для детей событий из сказок с речевым комментированием и объяснением личностного смысла изображаемых событий.

 5.Настольно-печатные и подвижные игры, направленные на усвоение нравственных правил и постановку нравственных задач в свободной деятельности детей после занятия.  Обогащение игрового опыта возможно только при условии развития специальных игровых умений.

Для того чтобы режиссёрская игра стала более насыщенной мною были разработаны:  универсальные макеты основываясь на исследования  И.А. Кириллова.

 Он отмечает  важность использования макетов для режиссерских игр детей.

Макет – это уменьшенный предметный образец пространства и объектов воображаемого мира.

Макет должен быть универсальным, тематически многозначным,  отражать множество сюжетов.

Автор выделяет  следующие типы макетов:

1.макет-модуль (крепость – замок, кукольный дом, дворец).

2. макет-карта (улицы города, дороги, мост, лес, море, маяк, пристань, острова).

Моя педагогическая копилка оснащена:

-  для разыгрывания сюжетов и осуществления замыслов режиссёрских игр, настольными  и пальчиковыми  театрами, театром картинок,

- оборудование для игр и песком,

-  «Картотека игр направленная на развитие сюжетосложения»,

-  «Картотека игр помогающая развивать мелкую моторику»,

- «Педагогические ситуации решаемые с помощью режиссерских игр»

- консультация «Режиссерская игра дошкольника».

 Для создания атрибутов к режиссёрским играм были привлечены родители.

Интегрированный подход к воспитанию и формированию коммуникативных способностей у детей является методологической основой моей практической деятельности.
Наблюдая за игрой детей я пришла к следующим выводам:                                  

    - дети легче адаптируются в детском саду ( так как в группе есть вновь поступившие дети);                                                                                                          

- установился  эмоционально – положительный контакт со взрослыми и сверстниками;                                                                                                                      - умеют принимать воображаемую ситуацию;                                                                     - овладевают игровыми действиями;                                                                        

 - увеличился словарный запас;

- у детей проявляется самостоятельность, конструктивные и артистические способности .

Главная роль режиссерской игры в том, что она готовит ребенка к сюжетно- ролевой игре, чем больше ребёнок научиться эталоном действий , тем легче будет ему в общении


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование общительности и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности.

Формирование общительности и коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности....

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»

Коммуникативные игры – так называют игры для развития умения общаться,  сотрудничать и взаимодействовать с  людьми в разнообразных жизненных ситуациях.Умение выстраивать и поддерж...

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича»

Тема: «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста посредствам технологии интеллектуально- творческого развития «Сказочные лабиринты игры» В. В. Воскобовича&raq...

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социа...

Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством театральной деятельности

Поменчук Н. А.музыкальный руководительМБДОУ № 34 «СКАЗКА»Г. Майкоп 2023г.Театрализованная деятельность –это……это не просто игра! Это прекрасное средство для развития ре...