Статья:«Формирование основ экологических знаний у детей дошкольного возраста».
статья на тему

Сапарова Марина Юрьевна

Сегодня человечество озадачено проблемой исправить и перестроить деятельность человека, так чтобы все его действия были направлены на пользу природы, на исправление нанесенных повреждений и предотвращение новых. Поэтому важно, чтобы будущее поколение было экологически грамотным. Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней.  Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 61 комбинированного вида Колпинского района Санкт-Петербурга

«Формирование основ экологических знаний у детей дошкольного возраста».

Сапарова Марина Юрьевна

8.1.2015


Сегодня человечество озадачено проблемой исправить и перестроить деятельность человека, так чтобы все его действия были направлены на пользу природы, на исправление нанесенных повреждений и предотвращение новых. Поэтому важно, чтобы будущее поколение было экологически грамотным.

Основы экологических знаний начинают закладываться в раннем возрасте, когда ребенок впервые начинает познавать мир природы, начинает выделять себя из окружающей среды, формируются основы нравственно-экологической позиции личности. Они проявляются во взаимодействии ребенка с природой, в создании неразрывности с ней.  Благодаря этому формируются экологические знания, нормы и правила взаимодействия с природой, воспитания сопереживания к ней и решения некоторых экологических проблем.

Дальнейшее отношение к природе будет зависеть не только от

того как дети понимают влияние природы на жизнь человека, но и от понимания значения природы в жизни человека и от того как развиты и воспитаны эстетические и нравственные отношения к объектам природы.

Формирование ответственного отношения к природе сложный и длительный процесс.  Эффективность экологического образования и воспитания зависит от уровня развития познавательной активности детей. Формирование у детей правильного отношения к природным явлениям и его объектам строится на изучении особенностей жизни объектов живой природы, это роста и развития отдельных живых существ и влияние на них неживой природы.

Первый шаг на пути экологического воспитания дошкольников требует определенных условий для данной работы:

- уголок природы в группе

- мир природы на участке и на экологической тропе

- наглядные пособия для совместной образовательной деятельности и

- экологические игры

-уголок поисково-познавательной деятельности.

Формирование экологического воспитания строится в направлении расширений знаний.   В раскрытии единства живого и неживого. Наряду с растениями и животными в природе рассматривается и человек.  Формирование представлений о жизненной сущности растений, животных и человека помогает раскрыть дошкольнику идею единства всего живого, что существенно меняет отношение ребенка к живым существам. Безусловно, рассматривая сходство всех живых организмов, необходимо представить своеобразие этих процессов. Взаимосвязь организмов со средой обитания проявляется в конкретных формах, приспособлениях живых существ друг к другу и условиям окружающей среды, как относительно постоянным, так и меняющимся.

Содержание программы выбранной воспитателем учитывается научность и доступность понятий. На каждом этапе экологические представления углубляются, насыщая содержание темы и переходя в понятия, которые формируются определенные знания. В соответствии с возрастом материал дается по принципу «от простого к сложному». Не стоит забывать, что дошколятам свойственно неустойчивое внимание, кратковременность интересов, утомляемость. Поэтому к одной и той же теме можно возвращаться в течении года еще не раз, отражая ее в разных видах продуктивной деятельности играх и игровых ситуациях, что способствует развитию внимания и длительному сохранения интереса.

Именно познавательный интерес можно сохранить при наблюдении за объектами природы, которые рядом с ними. Наблюдение один из значимых методов дающий возможность чувственного познания, накопления конкретных сведений о животных, явлениях неживой природы. Наблюдая в повседневной жизни, прогулке, экскурсии эти знания мы можем использовать не только по уходу за растениями и животными, но и в продуктивной деятельности, а также в творческом рассказывании на основе впечатлений. Можно сказать, что наблюдение это начало формирования экологической культуры.

Огромное значение в работе по формированию экологических представлений имеет игра. Освоение детьми экологических представлений осуществляется легче в процессе игры и игровых ситуаций. Насыщая игровую экологическую ситуацию персонажами, которые просят о помощи или наталкивают на вопрос почему так происходит и что делать чтобы помочь тому или иному герою, мы наталкиваем детей на развитее мыслительной деятельности, на развитие умений делать простейшие умозаключения и выводы.

Особое место в экологическом воспитании занимает практическая деятельность дошкольников. Самостоятельный или совместный с воспитателем труд в уголке природы на участке детского сада по содержанию необходимых условий для жизни животных и растений позволяет детям приобрести умения о правильных способах практического взаимодействия с природой. Именно в процессе активной деятельности ребенок реализует свои потребности пытливого исследователя, делает выводы и обобщения, т.е. наглядно образное мышление заменяется  теоретическим, создавая тем самым основу экологического мышления.

Существенную роль в экологическом воспитании играет поисково-познавательная деятельность детей. В процессе экспериментирования дети преобразуют объекты с целью выявить их скрытые существенные связи с явлениями природы. В процессе экспериментирования и с помощью наглядных средств (символов, моделей, эталонов) развивается способность мыслить и делать обобщения, которые открывают взаимосвязи существующих в природе. У детей развивается сообразительность, пытливость ума и самостоятельность.

Таким образом, актуальность проблемы формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста актуальна.  Она обусловлена тем, что дошкольный возраст начальным звеном в экологическом образовании, так как человек в наше время нуждается в экологически чистой окружающей среде.

Литература.

1. Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: Просвещение. -1980

2. А.А.Каменева и др. Как знакомить дошкольников с природой: Пособие для воспитателей детского сада/-М.,1983

3. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. -М.,1995

4. Николаева С.Н. Общение с природой начинается с детства. Пермь. -1992

5. Как знакомить дошкольников с природой/ Под ред. П.Г.Саморуковой. М.: Просвещение. -1983


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.

Проблема экологического воспитания дошкольников  актуальна и соответствует потребностям детского сада.Основной идеей опыта явилось создание необходимых условий возникновения устойчивого интереса ...

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

ПРОГРАММА «Развитие основ экологического воспитания у детей дошкольного возраста»

Программа  « Социальное развитие дошкольника» Козлова С.А. ( « Я – человек») « Юный эколог» Николаева С.Н. реализуется  в рамках Федерального Государственного стандарта ДО, требования к усло...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста...

Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста в условиях ДОУ.

В данном материале представлен опыт работы учреждения по экологическому воспитанию....

Использование территории детского сада для формирования экологической культуры и основ природоведческих знаний у детей дошкольного возраста

Дошкольное детство – это тот возраст, когда закладываются основы формирования ценностей, культуры личности, в том числе и экологической. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружаю...