Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах
учебно-методический материал (младшая группа) на тему

Волченко Лариса Юрьевна

Сообщение об опыте работы по обучению дошкольников игре на детских музыкальных инструментах .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_doshkolnikov_igre_na_detskikh_muzykalnykh.doc60.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных  

                             инструментах

         Игра  на детских музыкальных инструментах является одним из видов  музыкальной  деятельности,  который  невозможно  переоценить.

         Использование  детских  музыкальных инструментов не только привлекает детей, вызывает у них интерес  и  восторг, но  и  делает необыкновенно эффективным сам процесс музыкального воспитания.

          Когда  ребенок берет в руки  самый простой  инструмент,  он  моментально превращается  из слушателя в исполнителя. При этом ему необходимо полностью погрузиться  в  процесс  музицирования  - надо слушать, играть, эмоционально переживать музыку, корректировать себя.

Все сенсорные, интеллектуальные и психические сферы  ребенка работают здесь совместно, и  поэтому дают высокий результат  в  его  развитии.

          Уже в раннем возрасте мы знакомим детей с музыкальными инструментами. Я использую для этого инструменты, не имеющие   звукоряда – бубен, барабан, погремушки, треугольник.

           Например,  Белочка приносит треугольники.  

           -Что это, Белочка? ( Это треугольники, послушайте, как они звучат!)

Я ударяю палочкой по большому треугольнику – голос этого треугольника

похож на большой дождик. Покажите большой дождик! (дети стучат пальчиками по стульчикам или по полу)

          -А голос маленького треугольника похож на маленький дождик( ударяю палочкой  по маленькому треугольнику)

Покажите маленький дождик пальчиками! (дети стучат указательным пальчиком по ладошке)

          -А теперь отгадайте , какой дождик  идет – маленький или большой?

(развитие звуковысотного слуха)

          Очень полезным считаю в этом возрасте вовлекать детей  в активное слушание музыки. К примеру, сначала  предлагаю детям  на громкую музыку (f) прыгать и хлопать в ладоши. А на тихую (p) – «спрятаться» - сесть и закрыть глазки ладошками.  Через несколько занятий на f хлопать в ладоши, а на p – выполнять «фонарики».

Потом  уже  можно  кому-то  из  детей  дать  в руки бубен, а кому-то  - треугольник, и на  f  ребенок  играет на бубне, а  все хлопают в ладоши, а на p –звучит треугольник,  и все выполняют движение «фонарики»

             Когда дети с этим справляются, я всем мальчикам даю бубны, а всем девочкам – треугольники. Соответственно,  на  f  играют  мальчики, а на  p  -

девочки. А потом  можно поменяться, это весело и не сложно, и детям доставляет большую радость, ведь это уже оркестр!

            Самодельные  игрушки  (шуршалки, стучалки, маракасы,) также  использую  для игр со звуками ( маленький и большой дождики, шелест листвы на деревьях,  грохот грома, шум моря и т.д.)

            С удовольствием дети играют в игру для развития звуковысотного слуха « Кошка и котятки» предлагаю детям стать котятками и поиграть с кошечкой. Дети сидят на стульчиках или за стульчиками, закрыв глаза ладошками – «спрятались» А кошка поет на низких звуках : «Мяу, мяу, где мои котятки?»  Дети открывают глазки и поют на высоких звуках :  « Мяу!

 Мяу!»  Так же играем с собачкой, курочкой и т.д.  Очень любима детьми всех возрастов  игра «Угадай, на чем играю?» , она помогает закрепить знание  муз. инструментов  и развивает тембровый слух.

            В работе с детьми  младшего возраста  очень важно  развивать чувство ритма. Для этого использую уже знакомые детям  музыкальные инструменты, к которым  добавляется  металлофон,  и  звучащие  жесты  (хлопки,  шлепки по коленям, притопы, удары по грудной косточке)

Звучащие жесты  очень удобны тем, что позволяют организовать музицирование в любых условиях. Это инструменты, которые всегда с собой.  

Звучащие жесты  незаменимы  для  развития  ритмического чувства у детей.

             Ритмические упражнения в звучащих жестах  провожу с речевой поддержкой,  для этого использую малые стихотворные формы – небольшие потешки, четверостишия :  

 

                                             Мячик

            Чуть ударишь этот мячик,

            Начинает  он  скакать.

            Скачет, скачет, скачет, скачет,

            И не может перестать!

Читаю стихотворение детям, сопровождая  равномерными,  ритмичными шлепками по коленям ; предлагаю детям подключиться ( ладошки будут прыгать, как мячики). На следующем занятии дать детям маракасики  и

предложить постучать ими по коленочкам.

                                              Киска

            Киска, киска, киска, брысь!        Трижды гладят кисти рук, хлопок

            На дорожку не садись                 Топают ногами, в конце – топ.

            Наша детка пойдет                      Два хл в ладоши, шлепок по коленям

            Через киску  упадет!       Стучат по гр. Косточке, шлепок по коленям

Получается  такое  речевое  музицирование.

Продолжаю вовлекать малышей в активное слушание музыки, и  для разнообразия расширяю набор  инструментов – для  f  предлагаю детям

ложки, палочки, бубны, погремушки,  для  p – звоночки, треугольники,  бубенцы,  маракасы.

                Для развития ритмического чувства  использую  и  музыкальные инструменты : предлагаю детям игру с бубном – когда бубен будет весело звенеть, легко побегать врассыпную, на ритмичные удары – маршировать, а когда бубен перестанет звучать, надо будет присесть на корточки. Когда дети сядут,  говорю:  Бум-бум, бум-бум,

                            Бубен нам устроил шум!

                            Посидим, посидим,

                            И все снова побежим!

Дети слышат два способа игры на бубне – равномерные удары и звон.  Через некоторое время ведущими в такой игре могут быть уже дети.

Чтобы  разнообразить игру, я придумала пару вариантов:

1) для барабана:                           Бам-бам, бам -бам,

                                                      Заиграл наш барабан,

                                                      Посидим, помолчим.

                                                      И все снова побежим!

2) для металлофона:  ( и попутно знакомимся с металлофоном)               

                                                      Фон-фон, фон-фон,

                                                      Зазвучал металлофон

                                                      Молоточки поиграли,

                                                      И опять мы побежали!

Очень любят малыши игру «Музыкальная карусель» Она позволяет детям поиграть на разных инструментах и испытать радость от совместного музицирования.       Всем детям раздаются небольшие  инструменты – ложки, бубны, треугольники, маракасы, палочки, звоночки и т.д.  На  1-ю часть любой музыки   дети играют все вместе, кто как хочет. На 2-ю часть  дети кладут  инструменты на стульчик и бегут внутри круга. С концом музыки каждый  ребенок  берет другой инструмент, и так 3 - 4 раза.    А поскольку

Ранее мы с детьми обсуждали, какие инструменты больше подходят для громкой и тихой музыки,  мы усложняем  игру – 1ч. музыки играем   на форте  и  пиано. А дети  играют на соответствующих  инструментах.

Игра  в поезд  так же  любима  малышами. Даю детям кубики  ( по два)   и предлагаю  прокатиться. Поезд набирает ход – дети медленно  стучат кубиками.  Темп ускоряется, дети стараются передать  ускорение. Поезд тормозит, останавливается, и кубики замолкают.

  В средней  группе  мы закрепляем  начальные  навыки  игры  метрического пульса,  формируем у детей стабильное чувство метра,  умение его исполнять на разных инструментах и в звучащих жестах. Для этого тоже использую всем известные игры с именами  (  предлагаю  придумать имя кукле. Прохлопать  имя в ладоши, по коленкам, по животику.  Предлагаю сыграть имя на бубне , треугольнике. Затем играем уже  имена детей)

Нравится детям и такое упражнение:

 

Муз.рук:    Наши уточки с утра

Дети  :        Кря-кря-кря!

                    ׀  ׀  |      ( хлопают в ладоши)

Муз.рук:    Наши гуси у пруда

Дети :         Га-га-га!

                    ׀  ׀  |      (хлопают в ладоши)

Муз.рук:    Наши курочки в окно

Дети :         Ко-ко-ко!

                     ׀  ׀  |      (хлопают в ладоши)

Муз.рук:     А коровки на лугу

Дети :          Му-му-му!

                     ׀  ׀  |       (хлопают в ладоши)

Когда дети это освоили, предлагаю заменить хлопки в ладоши  игрой на инструментах ( ложки, кубики, маракасы, треугольники, бубны и т.д.)

Речевое музицирование в средней группе также  продолжается.

Ай, туки, туки, туки              стучат кулачками по коленочкам

Застучали молотки                стучат кулачком по кулачку

Застучали молотки                кулачком по кулачку боком

Застучали  локотки                стучат локтями              

Тук-ток,  тук-ток,                   поочередно – локтями и кулачками                                        

Мы скуем себе замок!            в конце складывают  пальцы в замок    

Чтобы развивать в детях чувство ансамбля,  я делю их на две подгруппы , и все  выученные  речедвигательные  упражнения  исполняем таким образом – первые две строчки  читает одна подгруппа, далее продолжает вторая подгруппа, и так далее. Считаю это очень полезным, так как  у детей   активизируется  внимание .

Затем обращаю внимание на то, что в этих стихах  почему-то все время  приходится останавливаться.  Для чего?  Начинаю читать без остановок, и дети понимают, что если не останавливаться, то стихотворение как будто «склеивается».  Так же и в музыке, говорю я детям.( привожу пример) .

Так мы выясняем,  что есть длинные и короткие звуки.  Предлагаю дать им имена. Длинные звуки назовём ТАК.   И нарисуем их вот так:  

А короткие звуки назовем  ТИ-КИ. И нарисуем вот так:

Затем   мы вместе читаем  самую простую ритмическую формулу.

Когда  дети  осваивают это, задания постепенно варьируются и усложняются.

В старшем  возрасте  мы повторяем  все, чему научились  раньше, знакомимся с названием нот . Обычно я предлагаю детям шуточную детскую песенку о кошке, которая  ехала в музей . Мы знакомимся с новыми инструментами ( арфа, гусли, балалайка),  учимся  читать новые  ритмические  формулы, используем их в игре

«Передай ритм».


              Дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Ведущий (последний в цепочке) отстукивает ритм на плече того, за кем стоит.(« Чук-чук, чук-чук, в нашей речке много щук») И тот передает ритм следующему ребенку. Последний участник (стоящий впереди всех) «передает» ритм, хлопая в ладоши или отстукивая молоточком на металлофоне

В этом возрасте дети должны знать , что музыку пишет именно композитор, а не писатель и не поэт. И записывается музыка  нотами на нотном стане.  В этом возрасте мы формируем  у детей устойчивое представление о музыкальных жанрах ,  осваиваем приемы игры на металлофоне, гуслях, ксилофоне. Исполнение осуществляется на примере простых попевок,. построенных на одном звуке. От исполнения простых попевок («Андрей-воробей», «Барашеньки, крутороженьки») переходим к более сложным  заданиям – игре на двух близлежащих звуках ( «Та-та, два кота», «Кискино горе»)

И уже в подготовительной группе ставится задача  научить детей играть по одному и небольшими группами, своевременно вступать и заканчивать свою партию. В этом возрасте обучение осуществляю , используя небольшие произведения П.Чайковского ( из «Детского альбома», Танец Феи Драже из балета «Щелкунчик»,  М.И. Глинки «Марш Черномора» и др.)  В подготовительной группе дети получают довольно солидный музыкальный багаж, который  мы постоянно пополняем новыми играми(« Я-главный повар», «Челнок»,  хоровод «Во саду ли, в огороде»)  и  знаниями – о  современных композиторах и композиторах-классиках,  расширяем знания  музыкальных жанров, узнаем, что такое опера и балет,  где это можно увидеть и услышать. Дети  обязательно должны узнать  некоторые  вещи, необходимые каждому  человеку ( филармония,  афиша, антракт,  дирижер,  партер, программка  и т.д.)  А для   закрепления этих знаний я  когда-то давно придумала вот такую игру.  ( показываю)  

Для  оркестра я стараюсь использовать инструменты , имеющие звукоряд. Это  гусли ( их должно быть больше, т.к. звучание у них тихое). Когда я работала в Сосновой поляне, там были детские арфы, и  даже небольшая

балалайка. Из ударных мелодических  инструментов, конечно же, металлофоны  и ксилофон.   Дополняют звучание, в зависимости от произведения, треугольник, бубен, коробочка, свистульки, колокольчики.

Самый сложный инструмент –  это, на мой взгляд, металлофон,  ведь его партия всегда больше, и  играть на нем надо двумя руками, чтобы не ограничивать себя в диапазоне.

           Металлофоны бывают диатонические (где пластины располагаются в один ряд). И хроматические, где два ряда. Я предпочитаю использовать хроматические , так как  не хочу ограничивать себя  в выборе произведения и тональности.

Работа  начинается, конечно же, с выбора произведения. ( как только мы находим то, что нравится, -  у нас все получается). Аранжируем его, разучиваем,  и предлагаем детям для прослушивания. Далее идет подгрупповая и индивидуальная работа. Мелодию  разбиваю на мотивчики, и  показываю, чтобы ребенок услышал и увидел. Потом ещё раз. Потом прошу повторить, но не молоточком. А указательным пальчиком ( как курочка зернышки клюёт)  и только потом даю молоточки. Отдельно занимаюсь с каждой группой инструментов. Затем соединяю. Обычно я говорю детям, что у нас  все, как в настоящем взрослом оркестре – когда все музыканты  уже знают свои партии,  дирижер собирает их вместе, и тогда  получается м у з ы к а .

          Прежде чем предлагать музыку детям, необходимо выучить её наизусть так, чтобы  не зависеть от нот.  Это очень важно, ведь нам нужна полная свобода. И  надо  знать все партии наизусть. Иначе работа с оркестром будет для вас очень сложной.

          Вот список произведений, которые  мы с детьми играли.

1. Б.савельев, «Карусельные лошадки»

2. П.И.Чайковский «Полька», Танец пастушков», Танец Феи Драже»

3.И.О.Дунаевский «Полька»

4.А.Петров  «Зайчик»

5.М.И.Глинка «Марш Черномора»

6.Попурри на темы народных мелодий.

7.Шмитц Джазовый этюд.

8.Ж.Л.Металлиди «Дом с колокольчиком»

9.Рус.нар.мел.»Во саду ли, в огороде»

10.В-А Моцарт «Турецкий марш»

11.И.Штраус, вальс «Над прекрасным голубым Дунаем»                  

12.М.П.мусоргский, «Колокольный звон»

13.Ф.Шопен, Прелюдия.

14.Г.Гладков «Песенка королевской охраны»

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Методическая разработка. Для детей младшей, средней, старшей групп. программа расчитана на 3 года обучения. Я применяла ее на занятиях  по музвоспитанию и в кружковой работе с детьми....

Консультация для воспитателей «Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах»

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальный руководитель, лучше знает...

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Статья, обобщающая мой опыт работы по данной теме....

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах

Данный материал адресован воспитателям и содержит рекомендации по использованию детских музыкальных инструментов в каждой возрастной группе, правилам игры на них и проведению дидактических игр с ними....

Роль воспитателя в обучении дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Данный материал поможет педагогам интереснее организовать работу по музыкальному воспитанию в детском саду....

Нетрадиционные методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.

Сообщение из опыта работы для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки...