Нетрадиционные методы обучения дошкольников игре на детских музыкальных инструментах.
учебно-методический материал на тему

Газимулина Ольга Георгиевна

Сообщение из опыта работы для музыкальных руководителей ДОУ, учителей музыки

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yakutskiy_forum._.docx20.75 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Нетрадиционные методы обучения дошкольников

игре на детских музыкальных инструментах.

Музыкальная педагогика давно занимается вопросами детского музицирования. Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и, прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, тембровый, динамический, чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируется музыкальная память и творческое воображение.

Игра на ударных музыкальных инструментах помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности, в частности в пении. Поэтому музицирование входит во все программы по дошкольному воспитанию.

По признанию ООН и ЮНЕСКО, чрезвычайно эффективным средством для формирования человека XXI века со всем набором необходимых ему свойств и качеств, является художественное образование, или образование в области искусств. Исходя из этого, в 2013 году Департаментом по делам духовного развития и профессионального искусства Министерства культуры и духовного развития РС (Я) был разработан долгосрочный проект «Музыка для всех». Цель проекта –  создание условий для широкого распространения музыкального образования в Республике, охватывающего всех детей и подростков, обучающихся в учебных и дошкольных заведениях любого уровня и профиля, путем интеграции общего и музыкального образования в разных формах. Наш детский сад активно включился в данный проект. Ведётся работа по обучению воспитанников игре на ДМИ традиционными и новыми, современными методами.        

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю уже в раннем возрасте. Играя на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекаю внимание малышей к различной окраске звучания. Сопровождаю звучание марша и других муз. – ритмических упражнений игрой на бубне, чтобы подчеркнуть ритм, разнообразить звучание. Бег можно сопровождать игрой на деревянных палочках, ложках, колокольчике. Танцевальную музыку обогащаю звуками бубна, румбы и других инструментов, соответствующих характеру произведения. Стараюсь первые музыкальные впечатления дать ребятам в занимательной игровой форме.

По мере того как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, поручаю самим играть на этих инструментах.

В своей работе я активно применяю приемы методики «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой. Она основана на

сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских

музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом

ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро –

ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию.

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Я начинаю использовать на своих занятиях музыкально-дидактические игры уже во второй младшей группе, применяя эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

Наряду с традиционными методами обучения детей использую новые мультимедийные и информационные технологии.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе. Я считаю, что обучение может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. Поэтому для этого целесообразно разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей; создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализации.

Электронные диафильмы, включающие в себя анимацию,  аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Внедрение современных средств обучения позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса,  сделать процесс обучения интересным,  а музыкальное развитие ребенка эффективным.

Гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением новых, мультимедийных технологий, я более красочно и наглядно преподношу детям все направления музыкальной деятельности. Такие музыкальные занятия усиливают  познавательный  интерес дошкольников к музыке, активизируют  детское внимание. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

Новые мультимедийные технологии повышают мотивационную готовность детей к музыкально-художественной деятельности, помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством. У детей улучшается запоминание пройденного материала, усиливается познавательный интерес воспитанников. Предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес, несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам. Движения, звук и мультипликация надолго привлекает внимание ребенка. Задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию в ассоциативном виде. Развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий. Материал должен содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать у детей интерес к учебному процессу.

При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Более доступной и понятной для детей становится специфика звучания музыкальных инструментов.

 Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Музыкально-дидактические игры, помогающие в обучении игре в оркестре, я часто организовываю с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.

Я сделала вывод о том, что использование информационных технологий для повышения мотивации у детей в музыкальном развитии  приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятиях. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок — отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест)

Сегодня я хочу поделиться опытом использования компьютерных технологий в таком виде музыкальной деятельности, как обучение детей игре на ДМИ.

Вывод: Я считаю, что данный метод обучения детей музыке очень эффективен и интересен детям, он позволяет мне поддерживать и активизировать внимание детей.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Ёжик и его друзья". Музыкальное занятие для детей среднего возраста по обучению игре на детских музыкальных инструментах

Дети по слуху определяют инструменты с которыми познакомились ранее, по ритмическому рисунку узнают попевки, играют на детских шумовых инструментах в оркестре....

Развитие музыкальных способностей у детей в процессе обучения игре на детских музыкальных инструментах

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии»В.А. Сухомлинский...

Развитие музыкальных способностей дошкольников в учреждении дополнительного образования посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Очень важно создавать условия для формирования основ музыкальной культу...

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах – это самая доступная форма общения ребенка с музыкой, именно здесь проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощат...

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Основы музыкальной грамоты.

В доступной, игровой форме обучить детей игре на детских музыкальных инструментах....

«Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста посредством обучения игре на детских музыкальных инструментах».

Как, обучая детей игре на музыкальных инструментах, развивать у них фантазию, творчество, стремление импровизировать....