перспективное планирование кружковой деятельности по развитию художественного творчества "Народные умельцы"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Просцова Юлия Николаевна

перспективное планирование кружковой деятельности по развитию художественного творчества "Народные умельцы". разработан по программе И.А.Лыковой "С чего начинается Родина?Народное искусство"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektiva_kruzhok.docx68.93 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей № 32

города Каменск-Шахтинский

утверждаю

заведующий МБДОУ

детский сад № 32

Е.В. Пшеничная

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

КРУЖКОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Народные умельцы»

Группа «Золотой ключик»

Подготовила:

воспитатель

Просцова Ю.Н.

Каменск – Шахтинский

2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 «Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

 Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. О роли и значении народного декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Сакулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Время наше сложное – это время социальных перемен. Политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны наводнила жестокость. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях, но методических рекомендаций, которые имеются в программах недостаточно или их очень мало. Проанализировав программу воспитания и обучения «Детство», я посчитала целесообразным использовать в своей работе более углубленное знакомство с народным творчеством.

 Необходимость данной программы существует, так нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной посуды, предметов быта и игрушек. У ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках подлинные изделия с городецкой росписью, дымковскую игрушку, предметы гжельской керамики и т.д.. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Реализация программы происходит в процессе расширенного, углубленного знакомства детей с изделиями народных художественных промыслов, знакомства с символикой русского декоративного искусства и самостоятельным созданием декоративных изделий. Новизной и отличительной особенностью программы является использование нетрадиционных методов и способов развития детского творчества: использование самодельных инструментов для рисования. Дети знакомятся с символикой русского декоративного искусства и её значением. Знакомство с орнаментами и орнаментация как самостоятельный вид продуктивной деятельности лежит в основе приобщения дошкольников к декоративно-прикладному искусству.

Цель программы: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи программы:

  • Приобщать детей к русскому народному декоративно-прокладному искусству в условиях детской практической творческой деятельности;
  • Знакомить с закономерностями, выразительными средствами народного декоративно-прикладного искусства (колорит, содержание, чередование, симметрия, асимметрия в узоре, приложимость узора к форме, изобразительные приемы и т.д.);
  • На основе освоения художественного опыта народных мастеров развивать творчество детей в орнаментальной деятельности: специальные художественные способности – «чувство» цвета, ритма, композиции, самостоятельность, творческую инициативу;
  • Учить использовать нетрадиционные техники рисования, получать удовольствие от своей работы;
  • Развивать эстетическое (эмоционально-оценочное), образное восприятие;
  • Развивать художественно-творческие способности, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Воспитывать устойчивый интерес к народному творчеству как эталону красоты.

Направления работы:

1.Знакомство с образцами русских народных художественных промыслов

2.Создание детьми декоративных изделий по мотивам разных видов декоративно-прикладного искусства русского народа. Программа рассчитана на один год обучения. Основной формой работы являются групповые занятия один раз в неделю. В год проводится 27 - 28 занятий. На занятиях по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством проводиться индивидуальная работа с целью:

  • Выявить примерный уровень развития изобразительной деятельности детей, отношения ребенка к деятельности и декоративно-прикладному искусству.
  • Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы).
  • Спланировать работу, направленную на развитие творческих способностей.

Индивидуальная работа ведется систематически в свободное от занятий и вечернее время, направлена на решение конкретных проблем и затруднений детей.

Содержание работы: Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, мышление, воображение. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий. Для развития творческих способностей используются нетрадиционные техники рисования, экспериментирование различных художественных материалов, дидактические игры, силуэтное моделирование, упражнения для прорисовки элементов росписей.

 В работе используются различные методы: одномоментности, обследования, наглядности; словесный, практический, эвристический, частично-поисковый, проблемно-мотивационный, метод «подмастерья» (взаимодействие педагога и ребёнка в едином творческом процессе), сотворчество, мотивационный, жест руки (ребенок показывает элементы узора, дотрагиваясь до него пальцем, находит такой же или одинаковой формы по цвету, элементу).

Приемы: рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и других наглядных пособий; беседа, использование художественного слова, указания, пояснения; самостоятельное выполнение детьми декоративных изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения; убеждение, поощрение.

Этапы работы: Образовательный процесс делится на два этапа:

I этап – Подготовительный.

Задачи:

  • Знакомить детей с образцами народных художественных промыслов.
  • Развивать умение видеть, понимать, оценивать красоту произведений ручного художественного ремесла.
  • Воспринимать содержание узора, особенности его изобразительно-выразительных средств, функциональную связь украшаемого предмета с традициями народного искусства.
  • Формировать чувство ритма, симметрии, гармонии.

II этап Практический.

Задачи:

  • Самостоятельно переносить свои впечатления и представления о народной пластике в разные виды художественной деятельности: лепке и рисовании.
  • Использовать различные способы лепки: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой.
  • Самостоятельно строить композицию узоров с учетом их формы, заполнять узором большую часть.
  • Самостоятельно составлять композиции используя цветосочетания на основе знаний о характерных особенностях росписей.
  • Использовать новые инструменты (в том числе самостоятельно созданные), разнообразные материалы изображения, традиционную и нетрадиционную технику выполнения работы.

Для успешной реализации поставленных задач, программа предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями. Такое сотрудничество определяет творческий и познавательный характер процесса, развитие творческих способностей детей, обуславливает его результативность.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации по развитию творческих способностей и использованию нетрадиционных техник рисования в работе детей, проведение мастер - классов, семинаров-практикумов, изготовление самодельных инструментов для рисования.

Работа с родителями предполагает: индивидуальные консультации, беседы и рекомендации, папки-раскладки, информационные стенды, показ открытых занятий, выпуск газеты «Сделай сам», семинары-практикумы, выставки детского творчества и анкетирование по вопросам художественного развития детей.

 Ожидаемый результат:

  • Различают и называют виды народного декоративно-прикладного искусства;
  • Умеют самостоятельно проводить анализ изделия и рисунка;
  • Выделяют характерные средства выразительности: элементы узора, колорит, сочетание цветов, композицию цветовых пятен, симметричный и ассиметричный узор композиции и т.п.
  • Расписывают изделие в соответствии с народной росписью;
  • Лепят из глины изделия, используют разнообразные способы: конструктивный, скульптурный, пластический, комбинированный, кругового налепа, выбирания глины стекой;
  • Применяют в работе полученные знания, умения и навыки;
  • Используют в процессе создания изделий разнообразные нетрадиционные техники рисования.

Формой подведения итогов реализации данной программы являются: участие детей в КВН, развлечениях, праздниках, досугах, посвященных русскому народному творчеству, в детских выставках в детском саду и за его пределами. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержаний и форм занятий, времени прохождения материала.

Перспективный план кружка по художественному творчеству

 «Народные умельцы»

2 полугодие 2014 – 2015 учебного года

тема

Программное содержание

Методическая литература

ДЕКАБРЬ

1.

Декоративно-прикладное творчество

Познакомить детей с разнообразными народными промыслами. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности средствами различных видов изобразительного искусства.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство»

ДИАГНОСТИКА

ЯНВАРЬ

2.

«Веселый Городец»

Рассказ об истории промысла

Продолжать знакомство детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. Учить узнавать Городецкую технику росписи дерева, ее характерные признаки. Воспитывать уважение к труду народных мастеров, интерес к изучению русской истории. Воспитывать патриотизм, гордость за свою Родину.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 65

3.

Рисование

«Городецкая роспись»

Знакомить детей с русскими народными промыслами, рассказать им о Городецком промысле. учить составлять узор; учить прорисовывать элементы городецкой росписи используя технику рисования пальчиками.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 80

4.

«Филимоновские свистульки»

Рассказ об истории промысла

Познакомить детей с творчеством филимоновских мастеров. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Использовать нетрадиционную технику рисования. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 33

5.

Лепка

«Филимоновская игрушка»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить лепить фигурку из целого куска, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Закреплять умения заглаживать фигурку. Воспитывать аккуратность в работе.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 48

ФЕВРАЛЬ

6.

«Печные израсцы» Беседа о промысле

Познакомить детей с народным промыслом – печные израсцы. Воспитывать уважение к труду народных умельцев. Формировать эстетическое отношение средствами народного декоративно-прикладного искусства.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 49

7.

Лепка

«Вот так чудо - израсцы»

Учить детей создавать декоративные цветы пластическими средствами по мотивам народного искусства; развивать чувство ритма и композиции.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 64

8.

Рисование

«Расписные израсцы»

Продолжать знакомить с традиционной росписью израсцов, её историей. Учить видеть и выделять характерные элементы росписи. Развивать у детей умение создавать композицию, гармонично размещать детали на заданной площади. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 56

9.

«Дымковская игрушка»

 Рассказ об истории промысла

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 1

МАРТ

10.

Лепка

«Кони в яблоках»

Учить лепить дымковские изделия по образцу; учить шахматному расположению элементов в узоре, сочетанию в узоре крупных элементов с мелкими деталями; развивать мелкую моторику.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 26

11.

Рисование

«Как у чудо – петуха

все расписаны бока»

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку петуха узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 16

12.

«Сине-белое чудо Гжели»

Рассказ о промысле

Познакомить детей с историей гжельского промысла. Учить выделять характерные особенности гжельского промысла. Формировать умение выполнять растительные элементы росписи

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 145

13.

Рисование

 «Роспись фигурок»

Закрепить знания детей о гжельском промысле; росписью. Учить подбирать цвета красок. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи; умение рисовать ворсом всей кистью и концом, правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 160

АПРЕЛЬ

14.

«Золотая хохлома»

Рассказ об истории промысла

Познакомить детей с хохломской росписью. Расширять представления о народных промыслах. Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства. Познакомить с элементами росписи. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 129

15.

«Золотая Хохлома»

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения. Учить рисовать на бумаге узоры из растительных элементов.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 144

16.

«Знакомьтесь, русская матрешка» Рассказ об истории промысла

Продолжать знакомить детей с народным декоративно-прикладным искусством. Расширять представления о народной игрушке. Формировать эстетическое отношение к предметам. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Вызвать желание самим попробовать нарисовать элементы росписи, использовать в работе нетрадиционную технику рисования.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 97

17.

Рисование.

«Весёлые матрёшки»

Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров; учить рисовать фигурку матрёшки, передавая особенности формы, пропорций и деталей. Воспитывать аккуратность в работе.

См. Лыкова И.А. «С чего начинается Родина. Народное искусство», стр. 114

МАЙ

Диагностика

        

13 

Воздействие занятий кружка «Народные умельцы» на развитие ребенка и его творческих способностей

14

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Этапы развития навыков декоративного рисования.

Репродуктивный этап.

Знакомство со знаками и их значением. Расшифровка знаков в целостной композиции. Составление узора из отдельных знаков. В свободное от занятий время – дидактические игры, декоративные загадки и т. п.

Конгвитивный этап.

Тематические занятия. Чтение художественной литературы; рассматривание иллюстраций, образцов и т.п.

Виды орнамента

1. Растительный

2. Геометрический

3. Зоомоцный

Способы работы с кистью

Концом кисти; Всем ворсом; Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом; Прикладывание; Примакивание; Гладью; Нетрадиционные; Тычок.

Правила рисования краской

1.  Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.

2.  При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.

3.  При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.

4.  Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.

5.  При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).

6.  Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.

7.  Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

Правила рисования карандашом

1.  Карандаш нужно держать тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), сильно не сжимая, не близко к отточенному концу.

2.  Когда рисуешь линию сверху вниз, рука с карандашом идет сбоку линии, а когда рисуешь линию слева направо, рука - внизу линии. Так вести руку нужно для того, чтобы видеть, как рисуешь, тогда получится прямая линия.

3.  линию нужно рисовать сразу, не останавливаясь, не отнимая карандаша от бумаги, иначе она может получиться неровной. Не надо проводить одну линию несколько раз.

4.  Предметы прямоугольной и квадратной формы нужно рисовать с остановками на углах, чтобы можно было подумать, как рисовать дальше.

5.  Предметы круглой формы надо рисовать одним движением руки туда - обратно.

6.  Закрашивать рисунок карандашом нужно неотрывным движением руки туда - обратно.

7.  При закрашивании рисунка штрихи надо накладывать в одном направлении: сверху вниз, слева направо или по косой.

8.  При закрашивании рисунка нельзя заходить за контур нарисованного предмета.

9.  Закрашивать рисунок без просветов.

10.  закрашивая рисунок. Нужно равномерно нажимать на карандаш: посильнее нажимать, если хочешь закрасить поярче, и слабо нажать, если нужно закрасить посветлее.

Педагогическое обследование по декоративно – прикладному искусству

у детей старшего возраста (6-7 лет).

 

п/п

Вопросы, задания, игры

Материал

Знания, умения, навыки

Сформированы

На стадии формирования

Не сформированы

1.

Назвать виды народного искусства.

Знать и различать народные художественные промыслы, их признаки.

Дидактическая игра «Художественные часы».

Задание:

1. «Заведи» часы и назови промысел, на котором остановиться стрелка.

2. Обоснуй свой выбор.

3. Нравится ли тебе это изделие? Почему?

Игровое поле, на котором иллюстрации с изображением народных промыслов:

Дымковская барышня, филимоновский медведь, коргопольский Полкан – богатырь, богородская игрушка, семеновская матрешка, городецкая тарелка, хохломская чаша, гжельский кувшин, жостовский поднос, вологодская салфетка, изделия народов ханты и манси, стрелка, кубик.

С удовольствием вступает в игру. Называет и различает изделия разных народных промыслов, обоснует свой выбор

С удовольствием вступает в игру. Называет предметы народного декоративно-прикладного искусства, иногда путается в различии изделий разных народных мастеров.

Характеризуется слабым интересом к народному декоративно-прикладному искусству. Не знает многие виды народного декоративно-прикладного искусства. С трудом выделяет характерные особенности того или иного промысла.

2.

Провести самостоятельный анализ произведения.

Дидактическая игра «Сувенир из России».

Задание:

1. Выбери и купи у продавца понравившуюся вещь, при условии, если правильно назовешь предмет и вид промысла.

2. Опиши купившую вещь.

3. Чем она тебе понравилась?

4. Какие мастера выполнили изделие?

5. Какой росписью расписано изделие?

6. Какое изделие тебе больше всего понравилось? Почему?

Подбор подлинных изделий декоративно – прикладного искусства (городецкие, хохломские, гжельские, павлово - посадские, дымковские, филимоновские, богородские, матрешки, вологодские кружева).

Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Может провести самостоятельно анализ, выделяя характерные признаки (не менее 6).

Правильно называет предметы народного декоративно-прикладного искусства. Может провести самостоятельно анализ, выделяя характерные признаки (не менее 5).

Рассматривая изделия декоративно-прикладного искусства, затрудняется назвать и показать их. Не может провести анализ, не выделяет характерные признаки.

3.

Сравнить два изделия. Выделить сходство и различие двух видов декоративно – прикладного искусства.

Дидактическая игра «Ярмарка».

Задание:

1. Выбери у мастеров на ярмарке два изделия, которые тебе понравились.

2.  Сравни выбранные вещи по сходству и различию.

Подбор подлинных изделий (дымковских, филимоновских, богородских, семеновских, полхов – майданский, павлово – посадских, гжельских, хохломских мастеров).

последовательное сравнение по сходству и различию. Определяет основные элементы, доминирующий фоновый цвет, композицию узора, характер цветового исполнения. При выполнении узора четко следует стилю росписи.

 

Проводит сравнение по сходству и различию. Определяет доминирующий фоновый цвет, основные элементы, характер цветового исполнения. Может ошибаться в композиции узора и стиле «письма».

Слабо проводит, или совсем не может, сходство и различие изделий.

4.

Выражение своего отношения к произведениям народного искусства.

Дидактическая игра «Вернисаж».

Задание:

1. Перед вами предметы народно – прикладного искусства, вам необходимо оформить выставки, т.е. отобрать предметы которые вам очень понравились.

2. Расскажите о своих предметах искусства.

Предметы и репродукции с изображением декоративно – прикладного искусства (хохлома, городец, гжель, жостово, дымка, филимоновская, богородская, коргопольская, матрешки).

Передает свое отношение при восприятии предметов народного декоративно-прикладного искусства. Понимает содержание предметов народного искусства. Называет элементы росписи, цветовое решение.

Передает свое отношение к предметам декоративно – прикладного искусства, обосновывая свое решение, может дать им эстетическую оценку.

Не интересуется предметами народного искусства.

5.

Выполнение узора на силуэте из бумаги.

Соответствие элементов росписи; уровень творческого решения, завершенности; техника исполнения; самостоятельность определения последовательности выполнения росписи; владение пониманием символов, знаками в росписи.

Занятие на тему: «Народные поделки».

Задание:

1. Представь, что ты народный умелец, мастер.

2. Выбери полюбившийся тобой промысел и распиши силуэт.

Силуэты: дымковской, филимоновской, каргопольской игрушек, матрешек, хохломской и гжельской посуды, изделий городца, жостовских подносов, Гуашь, кисти, палитры, инструменты для нетрадиционных техник.

Создает узоры по мотивам народно- прикладного искусства: хохломы, гжели, дымки и т.д. Самостоятельно выбирает композицию узора, элементы росписи, придерживаясь характерных особенностей, узор создает на фоне. Отдает предпочтение полюбившемуся виду росписи. В процессе декоративного рисования пользуется приемами народной росписи. Имеет навык работы кистями разных размеров. Рисует самостоятельно, без помощи взрослого, с использованием различных нетрадиционных техник. При выполнении узора вносит новые элементы. Владеет пониманием и использует знаки и символы-обереги в росписи. Адекватно оценивает результаты своей деятельности. Работа полностью завершена.

мотивам изделий народно – прикладного искусства. Отдает предпочтение простейшим элементам росписи. Может вносить небольшие изменения в цвет и элементы узора. Затрудняется в рисовании двойного мазка в гжельской и жостовской росписи. Использует символы в росписи. Использует в рисовании приемы: концом кисти, всем ворсом, примакиванием, прикладыванием, гладью, «тычком». Затрудняется в постепенном переходе от рисования концом кисти к рисованию всем ворсом. Использует несколько нетрадиционных техник. Умеет контролировать свои действия со словесным объяснением. Работа редко бывает не завершена.

Затрудняется в композиционном расположении изображения. При росписи допускает значительные ошибки в передаче особенностей народной росписи. В процессе работы часто обращается к педагогу за помощью. Не использует нетрадиционную технику.

 

Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:

Диагностические критерии оценки знаний и детских работ по декоративно-прикладному искусству:

• Имеет представление о народных промыслах; называет их, узнает материал, из которого сделано изделие;

• Владеет пониманием символов в рисунке, знаками-оберегами в росписи;

• Умеет самостоятельно провести анализ изделия;

• Выделяет характерные средства выразительности (элементы узора, колорит, сочетание цветов);

• Выделяет элементы узора и составляет из них композицию;

• Самостоятельно определяет последовательность выполнения росписи;

• Использует декоративные элементы в работе. Использует декоративные элементы в работе;

• Использует несколько нетрадиционных техник;

• Эмоциональность, содержательность, яркость, красочность, декоративность;

• Оригинальность.

 

Диагностические критерии технических навыков и умений оценки детских работ по декоративно-прикладному искусству:

• Способность рисования по замыслу;

• Умение подчинять изобразительные материалы, средства, способы изображения собственному замыслу, поставленной изобразительной задаче: выбор изобразительного материала, умение смешивать краски на палитре для получения разных цветов и оттенков;

• Отсутствие изобразительных штампов;

• Уровень воображения, фантазии;

• Использование в работе разных способов лепки.

 

Используемая литература:

1. Лыкова И.А. Народное искусство, Москва, издательский дом «цветной мир», Волгоград, 2014

2. Гаврилова В.В., Артемьева Л.А. «Декоративное рисование с детьми 5 – 7 лет», издадельство «Учитель», 2014

3. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. СПб. Детство-Пресс, 1998.

4. Клиенов А.П. Народные промыслы. Москва. Белый город, 2002.

5. Комарова Т.С. Народное искусство в воспитании дошкольников Москва. Педагогическое общество России, 2005.

6. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Москва. Просвещение, 1991.

7. Комарова Т.С.Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. Москва. Педагогика, 1990.

8. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду (подготовительная группа). Москва. Гуманитарный издательский центр Владос, 2001. 11. Гжель. Гл. ред. Дорофеева А. Наглядно-дидактическое пособие Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 1999.

9. Дрожин Ю. Г., художник Т. Носова Каргопольская игрушка. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2012.

10. Дрожин Ю. Г. Жостовский букет. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2012.

11. Дрожин Ю. Г. Простые узоры и орнаменты. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2012.

12. Дрожин Ю. Г. Сказочная Гжель. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2012.

13. Дрожин Ю. Г. Художник Т. Евсеева Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2012.

14. Дрожин Ю. Г., Соломенникова О. А. Филимоновские свистульки. Рабочая тетрадь по основам народного искусства. Изд-во «Мозаика-Синтез», М. 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование кружковой деятельности учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста ("Умелые ладошки")

Цель кружковой деятельности - развитие речевой функции детей старшего дошкольного возраста через активизацию мелкой моторики пальцев и кистей рук.Основой кружковой деятельности является, изобрази...

Перспективное планирование кружковой деятельности «Умники и умницы» ( развивающие игры В.Воскобовича ) для детей разновозрастной группы 4-6 лет

Данный материал разработан на учебный год для кружковой деятельности. Для тех кто в своей работе использует игровые технологии В. Воскобовича. Материал для  детей 4- 6 лет....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в средней группе на учебный год....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи, познавательному развитию, ознакомлению с художественной литературой в младшей группе на учебный год....

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в младшей группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...

Перспективное планирование образовательной деятельности по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой по программе О.С. Ушаковой «Развитие речи дошкольников» в подготовительной группе на 2017 – 2018 учебный год

Перспективное планирование образовательной деятельности с детьми составлено для реализации парциальной программы О.С.Ушаковой «Развитие речи дошкольников».Основными задачами программы явля...