Проект "Учимся играя"
проект (подготовительная группа) по теме

Денисова Юлия Георгиевна

Формирование музыкальных способностей через игру на шумовых музыкальных инструментах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uchimsya_igraya.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Самарской области гимназия № 1 города Новокуйбышевска  

городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Структурное подразделение «Детский сад «Ладушки»

Проект

 «Учимся играя»

Автор проекта:

Денисова Юлия Георгиевна

музыкальный руководитель

2014 г.

План

1. Анализ ситуации

2. Проблема

3. Планируемые результаты

4. Система работы

5. Диагностический инструментарий

6. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

7. Список используемых источников


 Анализ ситуации

Важным условием для формирования национальной экономики РФ является модернизация системы образования, которая является основой развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Применение проектного метода в педагогике повышает эффективность воспитательного процесса, в него вовлекается большее количество участников и они становятся активными субъектами деятельности.

Дошкольный возраст – первоначальная ступень, на которой происходит знакомство ребенка с элементарными основами музыкального искусства, начинает формироваться его личностное отношение  к музыкальным образам, закладываются предпосылки  музыкального вкуса.

Основная задача  педагога – приобщить ребенка к удивительному  и прекрасному миру музыки, научить понимать этот мир и наслаждаться им, развивать музыкально-творческие способности детей, помочь через художественное восприятие  музыкальных образов осознать связь музыкального искусства с окружающим миром, сформировать нравственно – эстетическое отношение  к нему, стремление активно, творчески  сопереживать воспринимаемое.

В детском саду ребенок получает и постепенно накапливает тот эмоциональный  опыт, который  позволяет ему  ориентироваться в восприятии музыкальных произведений, получает первые нравственно-эстетические представления об окружающем, об отношениях  между людьми. Благодаря этому опыту у ребенка формируются способности к  эмоциональному сопереживанию, одобрению прекрасного и неприятию безобразного  в жизни и искусстве, начинают формироваться первые нравственно- эстетические  понятия, ценностные ориентации.

Но, к сожалению, педагогические исследования показывают, что главная проблема образования — потеря живости, притягательности процесса познания,  меньше  внимания уделяется приобщению ребёнка к миру искусства. Ребёнок исследователь по своей природе и задача взрослых создать условия для развития и формирования лучших качеств личности.

По-моему, использование метода проекта в дошкольном образовании как одного из методов интегрированного обучения дошкольников, позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творческое мышление, умение детей самостоятельно, разными способами находить информацию об интересующем предмете или явлении и использовать эти знания. А также делает образовательную систему ДОУ открытой для активного участия родителей.

Метод проектирования, который я активно применяю в своей работе - современный метод интеграции деятельности, позволяет решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Метод  актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у детей исследовательские умения и познавательный интерес. Проводя такой вид работы, дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Эффективное использование метода проектирования предполагает тесное взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса: дети, родители, воспитатели, логопед, психолог, музыкальный руководитель и т.д.


 Проблема

Большое значение для сохранения физического и психологического здоровья детей имеет активизация их творческого потенциала, создание атмосферы поиска, радости, удовольствия, развитие детской индивидуальности, удовлетворение индивидуальных их потребностей и интересов. Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному творческому труду, личность активную, ищущую.   Музыка – источник особой детской радости, и применение  на музыкальных занятиях различных педагогических методов решает важнейшую задачу раннего музыкального воспитания детей – формирование ведущего компонента музыкальности – развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Музицирование на детских шумовых инструментах - одна из самых доступных форм ознакомления ребенка с миром музыки. Музыка всегда (наряду с движением, речью и игрушками) являлась необходимым условием общего развития детей. Игра на детских шумовых инструментах- развивает музыкальный слух, ритм, музыкальную память, формирует навыки вербального и невербального общения, формирует готовность и умение действовать в коллективе, развивает навыки мелкой и крупной моторики, а также слуховые, зрительные, тактильные способности к восприятию. Именно в музицировании у ребёнка проявляется богатое воображение, стремление к самовыражению, способность перевоплощаться и создавать новый образ.  Активное включение ребенка в процесс восприятия музыки и ее исполнения, дает возможность увидеть, как он чувствует музыку в целом, в какой мере и насколько наблюдает за развитием музыкального образа.

Музицирование непосредственно пробуждает в дошкольниках интерес, активность, а главное желание творить. На занятиях по музицированию на детских музыкальных инструментах можно использовать различные творческие задания.

Творческие задания в игре на музыкальных инструментах развивают фантазию и воображение в процессе знакомства с тембром различных музыкальных инструментов, развивают чувство ритма и творческие способности детей.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста.

Влияние музыки в развитии творческой деятельности детей велико. Музыка, как и любое другое искусство, способно воздействовать на всестороннее развитие ребенка, побуждать к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению. Через приобщение к музыкальному искусству в человеке активизируется творческий потенциал, идет развитие интеллектуального и чувственного начал, и чем раньше заложены эти компоненты, тем активнее будет их проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.

В современных концепциях дошкольного музыкального воспитания можно выявить общую тенденцию – стремление к раскрытию творческого потенциала ребенка дошкольника.

Элементарное музицирование способствует  появлению у ребенка чувства радости, уверенности в своих силах. Происходит как бы слияние, упорядочение, приведение в равновесие психики и физиологии. Ребёнок не просто пассивно слушает музыку, но активно участвует в её создании. Это особенно актуально в наше время с его компьютеризацией, стрессами, быстрым темпом, избытком информации.

Сущность приобщения детей к элементарному музицированию определяется такой формулировкой: «меньше обучать - больше взаимодействовать». Этот девиз способствует  созданию условий для развития творческих способностей детей. В своей педагогической практике применяю приёмы, направленные на поддержание интереса,  на активизацию самостоятельности и инициативности ребёнка, его творческих способностей.

Цель: Развитие творческого потенциала дошкольника при игре на музыкальных инструментах.

Задачи:

  • Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры, художественного вкуса, интереса к игре на музыкальных инструментах;
  • Развить у детей слуховое восприятие, умение выделять различные качества звуков, сравнивать их.
  • Формировать творческое  мышление;
  • Развивать способности детей к импровизации на шумовых инструментах;
  • Побуждать родителей к участию в совместной деятельности с детьми при реализации проекта (при изготовлении шумовых инструментов из различных материалов).

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

Участники проектной деятельности - музыкальный руководитель, воспитанники детского сада «Ладушки», воспитатели, родители.


 Планируемые результаты

Современная теория и практика музыкального воспитания ориентирована на формирование и развитие личности через культуру, на воспитание человека, способного эмоционально откликаться, ценить, творчески усваивать творения искусства. Исследователи отмечают, что при создании определенных педагогических условий и соответствующем руководстве дети эмоционально откликаются на музыку и адекватно воспринимают её содержание.

Различные виды музыкальной деятельности предоставляют возможность всестороннего воспитания, раскрытия творческого потенциала у каждого ребёнка. 

Для того, чтобы у дошкольников шло полноценное развитие творческих способностей, необходимо искать способы организации творческой деятельности.

В результате реализации проекта я планирую достичь следующих результатов:

  1. Дети познакомятся с различными шумовыми музыкальными  инструментами, узнают больше о музыкальных и шумовых звуках: характеристика звука, его свойства, способы передачи и приема.
  2. Дети научатся самостоятельно импровизировать на шумовых музыкальных инструментах. Играть в оркестре.

3. В процессе взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей, родителей и детей пополнится развивающая среда в уголке «Музыка» музыкальными и шумовыми инструментами.


 Система работы

В дошкольной педагогике накоплен немалый положительный опыт использования музыкальных инструментов в работе с детьми с целью активизации музыкального развития. Следует отметить некоторые из них.

Автор программы «Играем в оркестре по слуху» М. Трубникова отмечает, что у дошкольников при индивидуальном обучении «достаточно легко может быть сформирована деятельность подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах». Т. Тютюнниковой создана программа элементарного музицирования по системе Карла Орфа, синтезирующая в условиях музыкально – игрового общения ритмизованные звучащие жесты, движения и мелодекламацию или пение с добавлением нетрудного аккомпанемента на орфовских инструментах. Л. Меркуловой предложена программа «Оркестр в детском саду», сочетающая обучение детей игре на музыкальных инструментах с изучением нотной грамоты. Этими программами я руководствуюсь при работе с детьми.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Но для полноценного музыкального развития ребенка недостаточно только занятий с педагогом. Ребенку необходимо предоставить возможность самостоятельно играть на различных музыкальных инструментах, заниматься творческим музицированием, закреплять полученные умения и навыки с помощью музыкально- дидактических игр.

Элементарное музицирование предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям младшего возраста.

Методика Карла Орфа  открывает для детей удивительный мир звуков: музыку дождя, солнца, ветра, сосульки, снежинки,  которые можно так просто изобразить любым предметом – кубиком, бумагой, посудой, деревянными палочками и т.д. У детей воспитываются навыки импровизации, фантазии, интерес к окружающему миру, самостоятельному творчеству.

В освоение шумовых музыкальных инструментов и обучения игре на них я соблюдаю последовательность по усложнению материала:

  1. Знакомство с инструментом (показ), рассматривание его внешнего вида, название, наличие определённого звука и правила обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление его с музыкальным произведением.
  2. Манипуляции с инструментом непосредственно детьми, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр, использование двухчастных  форм произведений, где используется не более двух видов извлечения звука.
  3. Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для малышей шумового оркестра. Озвучивание сказок «шумелок».
  4. Творчество детей – самостоятельно импровизируют на шумовых музыкальных инструментах.

Шумовые музыкальные инструменты позволяют начать процесс приобщения детей к музыке выполняя роль музыкальных игрушек, помогают понять, откуда и как рождается звук.

В характере звучания каждого музыкального инструмента можно найти аналогию с каким-либо явлением природы — голосами птиц, животных, речью человека.

С помощью музицирования можно украсить и сделать более выразительными всевозможные потешки, шутки, небольшие стихи.

В младшем дошкольном возрасте дети импровизируют на ударных инструментах контрастные по характеру звукоподражания (например, шум приближающегося и удаляющегося поезда).

В средней группе они могут сыграть на металлофоне свою колыбельную и плясовую мелодию.

В старшем возрасте широко применяются различные виды контрастных сопоставлений:

  • контраст в пределах одного жанра (сочинение разных по характеру песен, танцев, маршей),
  • контраст в пределах одного названия (сочинение двух разных по характеру пьес),
  • контраст в пределах одного настроения, передача возможных его оттенков.

Можно обратить внимание дошкольников, что даже шум дождя можно передать по-разному: чтобы в музыке слышались волшебные легкие капельки теплого дождика, сверкающие на солнце, или грозные, барабанящие по крышам тяжелые капли сильного ливня с ветром и громом, когда становится темно и страшно. Напомнить детям, что птички поют высоко, нежно и это можно изобразить с помощью треугольника, металлофона.

Металлофон хорошо передает и звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, потом звенят все чаще, чаще — дождь усиливается.

На барабане палочки выбивают дробь, словно гром гремит (выполнить попеременные быстрые удары двумя палочками).

Для детей дошкольного возраста именно «шумелки» дают возможность развития в творчестве и знакомстве с окружающим миром. Во многом это зависит от доступности материала и возможности использовать навыки, накопленные ребёнком в свободной деятельности. Но чтобы музицирование не свелось к простому шумению, скрипению и стуку необходимо, как и в любом обучении, соблюдать последовательность и закономерность.

Творческие задания ребята могут выполнять как индивидуально, так  и коллективно — например, шумовой оркестр. Можно обсудить с детьми, какими инструментами, в каком темпе, с какими динамическими оттенками лучше передать тот или иной образ.

Рекомендуется подобные задания давать в эмоциональной, образной форме, будить фантазию, воображение ребят поэтическими сравнениями, метафорами, использовать сказочные сюжеты. Это раскрепощает детей, заинтересовывает их. Игра на музыкальных инструментах развивает творческую активность детей. У них появляется желание поиграть знакомые мелодии не только на занятиях, но и в часы досуга.

Хочется отметить, что музыкальный материал должен быть доступным для совместного исполнения детьми и педагогом и способствовать формированию творческих действий детей. Они могут обрабатывать и сочинять свои песенки, пьески. Игра на детских инструментах особенно полезна для музыкально-творческого развития ребят со слабым уровнем координации слуха и голоса.

Принципы, которыми я руководствуюсь в работе с детьми:

  • Работа музыкального руководителя по системе К. Орфа - это тоже импровизация. Педагог не авторитарный персонаж на занятии, он помогает детям раскрыться, он общается с детьми с помощью музыки.
  • Ориентация на индивидуальные открытия: дети становятся соучастниками в спонтанных играх с инструментами.
  • Преодоление трудностей. Учиться - делая и играя, познавая мир и самого себя.
  • Движение и активность: ни один урок музыкального воспитания не может обойтись без движения, так как оно является составной частью элементарной музыки.
  • Элементарное музицирование способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников.

В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей.

Игра на шумовых инструментах является излюбленным видом деятельности. Шумовые инструменты несложно изготовить и это открывает новые возможности для их изготовления в домашних условиях, вместе с родителями.

Активная форма работы с детьми – это изготовление музыкальных инструментов.

Некоторые шумовые музыкальные инструменты можно сделать своими руками. Вот то, что всегда может оказаться под рукой: жестяные и пластиковые банки с сухим рисом, гречкой, ложки, крышки от кастрюль. Всевозможные трещотки, расчески, детские погремушки. Связки ключей. Мешочек с орехами - чудесный шорох. Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.)  Деревянные кубики, брусочки. Катушки от ниток. Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них и многое другое.

Звучащие ключи. Для удобства нужно изготовить стойку в виде буквы «П» и подвесить ключи. Ударным инструментом может служить гвоздь, ложка или палочка (может подойти деревянный или пластмассовый молоточек). Вместо стойки можно взять плечики для одежды.

«Звонарики». Металлические баночки с металлическими подвесками закрепленные к крышке.

Звонкие кольца. Металлические кольца разного диаметра подвешенные на стойку.

Чудо-кастаньеты. Вдвое сложенный картон из-под лампочек. На обе внутренние стороны картона наклеить металлические крышки от пивных бутылок. Звук извлекается путем сжатия чудо-кастаньеты в ладони ребенка.

Шейкер. Жестяные баночки из-под кофе, напитков с мелкими сыпучими предметами.

Шуршунчик. Футляр-яйцо от «Киндер-сюрприза» с мелкими сыпучими предметами.

Шуршик. Пластиковые баночки от напитков обрезаны, сделаны продольные надрезы полосками по длине, шириной 0,5см, взята часть с горлышком.

Мы проводим выставки музыкальных инструментов, изготовленных из бросового материала педагогами и родителями, которые помогают включать родителей в работу по музыкальному воспитанию детей, заинтересовать их тем, что происходит в детском саду, организовывать совместные досуги, развлечения, что очень сближает детей и родителей.

Таким образом, работе с шумовыми музыкальными инструментами в нашем саду уделяется особое внимание, т.к. именно детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольника, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка, развивает его творческие и исполнительские способности.

Обучаясь игре на музыкальных инструментах дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития творческой инициативы. Именно поэтому этой работе в нашем детском саду уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

Современные образовательные технологии:

Итак, к числу современных образовательных технологий можно отнести:

  • здоровьесберегающие технологии;
  • технологии проектной деятельности
  • технология исследовательской деятельности
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • личностно-ориентированные технологии;
  • технология портфолио дошкольника и воспитателя
  • игровая технология
  • технология «ТРИЗ» и др.

В своей работе я применяю различные сочетания элементов этих технологий с основной рабочей программой нашего образовательного учреждения.

Технология проектной деятельности, которую я активно применяю в своей работе - это современный метод интеграции деятельности, позволяющий решать комплекс задач, подчиненных одной теме, разнообразными приемами и методами, постепенно и в системе. Эта технология актуальна сегодня и достаточно эффективна. Она дает ребенку возможность синтезировать полученные знания, развивать индивидуальные творческие способности и коммуникативные навыки. Кроме того, деятельность проектного характера позволяет сформировать у дошкольников исследовательские умения и познавательный интерес.

В процессе проектной деятельности дети открывают новые знания не только для себя, но и другим детям рассказывают о чем-то новом, полезном, интересном. Происходит интеграция между общими способами решения разных задач, и видами деятельности. Проектная деятельность помогает связать обучение с жизнью, развивает коммуникативные и нравственные качества.

Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач).

В своей работе я использую следующие методы и приемы организации экспериментально – исследовательской  деятельности:

- эвристические беседы;

- постановка и решение вопросов проблемного характера;

- наблюдения;

- опыты;

- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов,  трудовой деятельности;

- «погружение» в звуки и образы природы;

- подражание голосам и звукам природы;

- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации;

- трудовые поручения, действия.

Мир, в котором развивается современный  ребенок,  коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, диапроектор и др.).

В своей работе я использую различные ИКТ:

1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов (сканирование, интернет, принтер, презентация).

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со   сценариями праздников и другими мероприятими.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.

4. Оформление отчетной документации.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности занятий с детьми по ознакомлению с различными шумовыми инструментами.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.

Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества каждого ребенка, как личности.

Портфолио — это копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов, положительных эмоций, возможность еще раз пережить приятные моменты своей жизни, это своеобразный маршрут развития ребенка. Процесс создания портфолио является своего рода педагогической технологией. Портфолио позволяет осуществить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Так же и у каждого педагога должно быть досье успехов, в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в жизни педагога. Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые педагогом в разнообразных видах деятельности (воспитательной, учебной, творческой, социальной, коммуникативной), и является альтернативной формой оценки профессионализма и результативности работы педагога. Портфолио позволяет самому педагогу проанализировать и представить значимые профессиональные результаты, достижения, обеспечивает мониторинг его профессионального роста.

Игровая деятельность – это основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач.

В своей работе по формированию музыкальных способностей детей дошкольного возраста я использую обучение в форме игры – это процесс интересный, занимательный, но не развлекательный.

Инновационные технологии, которые я применяю в своей работе, ориентированы на полноценное развитие дошкольника как личность. На желание помочь ему войти в современный мир, приобщиться к его ценностям, на практическое воплощение эмоционально – комфортных условий, способствующих развитию личностного потенциала, активизируют у ребенка стремление исследовать с радостью и удивлением окружающий мир, развивать эмоциональную отзывчивость, способность к переживанию.

Этапы реализации:

Этапы

Описание

Сроки проведения

Ответственные за выполнение

1 этап

Подготовительный

- Работа с методической литературой;

- Подбор музыкального репертуара;

-Разработка перспективно-тематического плана, разработка конспектов занятий.

- -Диагностика музыкально-творческих способностей детей старшего возраста.

Сентябрь

2014 г.

Октябрь

2014 г.

Муз.рук.

Денисова Ю.Г.

2 этап

Основной

-Цикл развивающих занятий по обучению детей игре на шумовых музыкальных инструментах.

-Групповые занятия, по изготовлению шумовых музыкальных инструментов

-Выступление на детских утренниках.

-Мастер класс для родителей по изготовлению вместе с детьми самодельных шумовых музыкальных инструментов.

-Оформление стендовой информации для родителей «Шумовые инструменты, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста».

-Организация музыкальных уголков в группах.

-Приобщение родителей к оснащению музыкальных уголков.

-Кружок для воспитателей (на котором взрослые учатся играть на музыкальных инструментах, для дальнейшей помощи детям)

Октябрь

В течение года

В течение года

Апрель 2015 г.

В течение года

Муз.рук.

Денисова Ю.Г.

Муз.рук.

Денисова Ю.Г.

Воспитатели групп

Муз.рук.

Денисова Ю.Г.

3 этап

Итоговый

Заключительный

Итоговое занятие «Музыкальная шкатулка» с использованием инновационных технологий.

Занятие-концерт «Играйте вместе с нами». (дети вместе с родителями играют в оркестре)

Конкурс рисунков «Как я вижу музыку».

Оформление фотовыставки «Мои шумелки».

Оформление мини-музея самодельных шумовых музыкальных инструментов.

Май 2015 г.

Муз.рук.

Денисова Ю.Г.

Воспитатели групп

Работа над музыкальными проектами в детском саду имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Смысл музыкальной проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют дальнейшему успешному обучению детей в школе.

Исходя из вышеизложенного, можно с  уверенностью сказать, что игра на ударных и шумовых  инструментах  предоставляет широкие возможности для работы с детьми по развитию у них музыкальных способностей, позволяет удивительно  быстро приобщить ребёнка  к интересной, яркой музыке в качестве слушателей и исполнителей.


 Диагностический инструментарий

В своей работе в качестве диагностического инструментария я использую обследования, ориентированные на выявление способностей ребенка – дошкольника. Это стандартный тест – анкета, разработанная специалистами в области детской психологии А да Ханом и Г. Кафом. Он широко применяем в США и мало известен у нас. Его преимущество в том, что он достаточно прост, каждый родитель или педагог сможет это определить.

Ребенок имеет музыкальный талант, если он:

● Любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;

● Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

● Если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувств и энергии, а также свое настроение;

● Сочиняет свои собственные мелодии и песенки;

● Научился играть на каком – либо музыкальном инструменте.

В процессе проведения проекта методом наблюдения с помощью вышеназванного теста будут выявлены начальный и конечный уровень музыкального развития детей. Будут так же определены их интересы и возможности, а также проведено исследование результатов практической деятельности, выявление недостатков.

Оценка эффективности по итогам работы будет производиться по трем направлениям: дети, педагоги, родители.

По окончании проекта будет проведено анкетирование всех участников с целью подведения итогов работы.


 Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов

Наличие необходимых ресурсов для реализации проекта:

Управление проектом:

- Музыкальный руководитель

- Воспитатели

Финансовое обеспечение:

- Диски с музыкальными и шумовыми звуками.

- Нотная литература

- Картинки изображающие музыкальные инструменты.

Информационные:

Выступление на родительском собрании, информация в родительском уголке, памятки «Шумовые инструменты в жизни вашего ребенка», «Звуки вокруг нас».

Материально-техническое:

  • Ноутбук, DVD проигрыватель
  • Диски с различной музыкой, музыкальными сказками;
  • Проектор
  • Экран
  • Шумовые музыкальные инструменты
  • Мультимедийная энциклопедия «Шумовые и музыкальные инструменты».


 7. Список используемых источников

  1. Виноградов Л. Музыка как наука общения и воображения // Детский сад со всех сторон. – 2007. - № 29.
  2. Кононова Н. Г. Музыкально-дидактические игры для дошкольников: Из опыта работы муз. руководителя. – М.: Просвещение, 1982. - 96 с.
  3. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах: Учебное издание. – М.: Просвещение, 1990. – 159 с.
  4. Новикова Г.П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений.  – М.: АРКТИ, 2000. – 203 с.
  5. Рабочая программа по музыкальному воспитанию дошкольников: Науч. ред.: Толстикова О. В. - Екатеринбург 2006. - 167 с.
  6. Тютюнникова Т.Э. Веселая шарманка. Шумовой оркестр для детей. – М., 2007. - 88 с.
  7. Тютюнникова Т. Шумовой оркестр снаружи и изнутри. - // Музыкальная палитра. – 2006. - №6.
  8. Изготовление шумовых музыкальных инструментов // http://www.o-detstve.ru/forteachers/educstudio/hand-maid/3441.html
  9. Инструменты-самоделки // http://www.musical-sad.ru/forum/13-10-4
  10. Музыкальные инструменты для детского сада // http://www.detsad-yar.ru/catalog/100
  11. «Шум дождя» — музыкальный инструмент своими руками // http://razvivash-ka.ru/shum-dojda-muzikalniy-instrument-svoimi-rukami/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...

Детские игры народов севера. Традиционные игры и состязания народов манси. В какие игры играли ханты-мансийские дети

Подвижная игра - естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх народов ханты ярко отражался образ жизни людей, их быт, т...