Здоровьесберегающие технологии в разных возрастных группах
учебно-методический материал на тему

Мизеркова Ольга Юрьевна

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Тверской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 114

МЕТОДИЧЕСКАЯ ТЕМА

«Система работы по внедрению здоровьесберегающих методов и приёмов во всех возрастных группах»

Подготовила:

Воспитатель

МДОУ Детский сад № 114

Мизеркова О.Ю.

Тверь, 2013

Актуальность: 

На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению состояния здоровья детей в разных регионах Российской Федерации и, в частности, в Тверской области, поэтому нет необходимости убеждать кого-либо в актуальности проблемы здоровья детей.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней цивилизации, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. Этому искусству и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребёнка с семьёй и воспитателем, чем в школьный период, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребёнка, но и на членов его семьи.

Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль. От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка, который составляет его двигательный статус.

В связи с этим мы считаем, что проблема оздоровления детей не компания одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.

Поэтому, перед нами встала необходимость активизации методической работы по  направлению здоровьесбережения через  «Формирование естественной потребности ребёнка в движении»

Основная цель, которую ставит перед собой коллектив МДОУ - это сохранение и укрепление здоровья детей посредством улучшения их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Педагогическим коллективом нашего детского сада были разработаны принципы организации деятельности педагогов. Это:

  • принцип научности - подкрепление всех мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками;
  • принцип комплексности и интегративности - решение оздоровительных задач в системе всего учебно- воспитательного процесса;
  • принцип активности, сознательности - участие всего коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей;
  • принцип адресованности и преемственности - поддержание связей между возрастными категориями, учёт разноуровневого развития и состояния здоровья;
  • принцип результативности и гарантированности - реализация прав детей на получение помощи и поддержки, гарантия положительного результата.

В процессе нашей деятельности мы стремимся решить следующие задачи:

  • обеспечить условия для физического и психологического благополучия участников воспитательно-образовательного процесса;
  • формировать доступные представления и знания о пользе занятий физическими упражнениями, об основных гигиенических требованиях и правилах;
  • реализовать системный подход в использовании всех средств и форм образовательной работы с дошкольниками для своевременного развития жизненно важных двигательных навыков и способностей детей;
  • формировать основы безопасности жизнедеятельности;
  • оказывать всестороннюю помощь семье в обеспечении здоровья детей и приобщению их к здоровому образу жизни.

Наиболее эффективными формами взаимодействия являются:

  • утренняя гимнастика
  • гимнастика после дневного сна с закаливающими процедурами;
  • занятия, прогулки
  • совместные досуги с родителями;
  • спортивные праздники и развлечения;

Стратегия организации работы по здоровьесбережению посредством формирования естественной потребности ребёнка в движении реализовывается в следующем:

  1. В МДОУ соблюдаются правила по охране труда, и обеспечивается безопасность жизнедеятельности воспитанников. Своевременно проводятся инструктажи, разработаны инструкции и правила по охране труда и технике безопасности.
  2. В детском саду соблюдаются санитарно-технические условия - это питьевой, световой, тепловой, воздушный режимы. Созданы условия для питания сотрудников.
  3.     В МДОУ организовано 4 разовое питание согласно 10 дневному меню, разработанного на основе физиологических потребностей в пищевых веществах и норм питания, согласованного отделом санитарного надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Тверской области. В меню представлены разнообразные блюда, исключены их повторы. В ежедневный рацион питания включены основные продукты, овощи, фрукты и остальные продукты (творог, рыба 2-3 раза в неделю).
  4. В МДОУ созданы необходимые условия для медицинского  и социально-психологического обеспечения воспитательно-образовательного процесса. Направление «Физическое развитие и здоровье» является приоритетным.
  5. Разработан оптимальный двигательный режим детей в течение дня с учётом их индивидуальных особенностей и состояния здоровья ребёнка

Целеполагающим в стратегии организации работы в контексте качественной реализации здоровьесбережения через формирование естественной потребности ребёнка в движении для нас является:

  1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:
  • исследований состояния здоровья детей,
  • диагностика физической подготовленности дошкольников;
  • анализ профессиональной компетенции воспитателей,
  • тематическая проверка состояния физкультурно-оздоровительной работы
  • исследование среди родителей, "Какое место занимает физкультура в вашей семье".
  1. Анализ созданных условий в детском саду.
  2. Изучение современных нормативных документов, регламентирующих деятельность МДОУ по здоровьесбережению.
  3. Изучение и внедрение современных инноваций в области физического развития детей.
  4. Выработка алгоритма деятельности
  5. Проектирование модели целостной системы здоровьесбережения

Результаты исследований исходного состояния здоровья и уровня развития детей показали устойчивую тенденцию ухудшения исходного качества здоровья вновь поступающих детей, значительное сокращение детей с I группой здоровья, расширение спектра основной и сопутствующей патологии (особенно, ослабление зрения детей), что и определило необходимость организации индивидуального оздоровительного маршрута ребенка.

Работа по физическому воспитанию в МДОУ строится на основе диагностики, которую проводит инструктор по физкультуре с участием медицинских и педагогических работников. Результаты заносятся в карту развития ребенка, и используется специалистами при планировании работы с детьми. Результаты работы обсуждаются на медико-педагогических совещаниях и отражаются в тетрадях здоровья, оформленных в каждой группе.

Медико-педагогический контроль над организацией физического воспитания в детском саду осуществляют заведующий МДОУ, медсестра, врач, закреплённый поликлиникой, старший воспитатель. Данные оформляются в специальном журнале с указанием выводов и предложений.

В ходе мониторинга проведено анкетирование среди родителей, "Какое место занимает физкультура в вашей семье" с целью выявления и распространения лучшего опыта, нахождения существующих проблем и их причин. На основе этого выработана модель стратегии и тактики работы педагогов с родителями.

Для создания целостной системы здоровьесбережения детей очень важным является организация двигательной развивающей среды в дошкольном учреждении. Анализ созданных условий показал, что в нашем детском саду имеются необходимые условия для повышения двигательной активности детей, а так же для их расслабления и отдыха.

Оборудован физкультурный зал со спортивным комплексом: мячи, скакалки, палки, обручи, маты, шведские стенки, а так же пособия, изготовленные своими руками, которые повышают интерес к физической культуре, развивают жизненно-важные качества, увеличивают эффективность занятий. Уделяется большое внимание организации физкультурно-оздоровительной работы на свежем воздухе. На участке МДОУ имеется спортивная площадка: беговая дорожка, полоса препятствий, спортивно-игровое оборудование, яма с песком для прыжков.

 Для совершенствования навыков, полученных на физкультурных занятиях, в группах созданы уголки движений, которые учитывают возрастные особенности детей, их интересы. Для обеспечения страховки, предотвращения травматизма имеются гимнастические маты. Для упражнений в ходьбе, беге, прыжках, равновесии используются различные дорожки, косички, змейки, для подлезания - дуги, а в младших группах изготовлены составные цветные модули "Гусеница", "Туннель".

Во всех группах имеются пособия для профилактики плоскостопия, для подвижных игр и упражнений общеразвивающего воздействия. Воспитатели проявляют творчество и изобретательность в изготовлении пособий из бросового материала для пополнения физкультурных уголков. Мелкое физкультурное оборудование размещено так, что оно доступно для детей.

Деятельность МДОУ по формированию естественной потребности детей в движении предусматривает взаимодействие с социумом:

  • Горизонтальную преемственность: взаимодействие с другими видами деятельности дошкольников, создание у ребенка целостной картины мира,
  • Вертикальную преемственность: расширение их кругозора через организацию взаимодействия с социумом.

Все эти формы взаимодействия с детьми позволяют выработать разумное отношение детей к своему организму, привить необходимые культурно-гигиенические навыки, наилучшим образом приспособить ребёнка к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды и сформировать естественную потребность в движении.

Система методической работы по повышению компетентности педагогов

В нашем детском саду продумана система всесторонней методической работы по совершенствованию мастерства воспитателей. Она направлена на профессиональное адаптирование, становление, развитие и саморазвитие воспитателей. Система методической работы детского сада включает разные виды деятельности, ориентированные на осознание, апробацию и творческую интерпретацию инновационных программ и технологий.

Одним из видов деятельности мы рассматриваем проведение педагогических совещаний, на которых воспитатели и специалисты имеют возможность не только узнать о деятельности коллег, но и систематизировать знания, осмыслить собственные подходы к работе.

Знакомясь с опытом работы педагогов города, воспитатели посещают методические объединения.

Работа с родителями

В образовательной программе детского сада указывается, что семья и детский сад  связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей. Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов".

С уверенностью можно сказать, что ни одна цель дошкольного образования, не сможет быть достигнута, если она не реализуется в содружестве с семьёй.

Уровень профессионального мастерства педагогов определяется отношением семьи к детскому саду, к самим педагогам и их требованиям. Только при условии положительных результатов всей физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками, родители начнут доверять рекомендациям воспитателей и охотно пойдут с ними на контакт.

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, тематические выставки, смотры-конкурсы. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка.

Таким образом, проводимая нами  работа по формированию естественной потребности в движении позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по решению задач здоровьесбережения детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Мы считаем, что организованная работа в детском саду  по здоровьюсбережению посредством формирования естественной потребности в движении позволяет качественно достичь цели сохранения и укрепления здоровья детей посредством улучшения их двигательного статуса с учётом индивидуальных возможностей и способностей; формирование у родителей, педагогов, воспитанников ответственности в деле сохранения собственного здоровья.

Данные выводы подтверждают показатели состояния здоровья и физического развития детей за 3 предыдущих года. Ориентация на успех, высокая эмоциональная насыщенность занятий, постоянная опора на интерес - все это дает положительный эффект в нашей работе: у большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта. Дети показывают высокий уровень развития физических качеств, отдельных качественных сторон двигательных возможностей человека: быстроты, силы, гибкости, равновесия, выносливости и ловкости, достаточный уровень развития основных движений у детей.

Список использованной литературы

  • «Программа обучения и воспитания»в д/с под редакцией Васильевой М.А.

  • «Оздоровительная работа в дошкольных образовательных

       учреждениях» под редакцией Орла В.И., Агаджановой С.Н.

  • «Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» Т.С.

Очинникова

  • «Практический опыт здоровьесберегающей деятельности в ДОУ» Баранова М.Л., Копытина М.Г.

  • «Безопасность» Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вопросы для мониторинга уровня развития знаний по элементарным математическим представлениям у детей в разных возрастных группах: с использованием дополнительных технологий и Программ- Школа 2100.

Младшая группа.1.Уметь сравниватьсовокупности на основе взаимооднозначного соответствия,различать- много-,-мало-,-один.2.Уметь сравнивать две группы предметов путём прилижения.Вопросы:-Сколько цветов?...

«Проектирование непосредственной образовательной деятельности по здоровьесберегающей технологии для старшей возрастной группы детей»

Необходимость комплексного подхода к организации здоровье сберегающего пространства в дошкольном учреждении не вызывает ни у кого сомнения. Поэтому, понимая государственную значимость работы по формир...

Методические рекомендации для воспитателей по использованию инновационных технологий проведения утренней гимнастики на основе игры с детьми разных возрастных групп

Утренняя гимнастика как одна из форм двигательной активности является важнейшей составляющей в развитии дви­гательной сферы ребенка-дошкольника, а также в формировании у него основ здо­рового образа ж...

Доклад на тему " СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА В ДОУ ПУТЕМ ОБОРУДОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УГОЛКОВ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ"

О правильной организация двигательной активности детей в повседневной жизни, выполнении двигательного режима, необходимого для здорового физического состояния ребёнка и его психики в течение дня....

Консультация «Технология сюжетно-ролевых игр в разных возрастных группах»

Дошкольный возраст – это период приобщения ребёнка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Высокая восприимчивость детей дошкольного возраста, легкая обучаемость, благода...

Выборка методов изучения культуры здоровья, здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп (младшего, среднего и старшего возраста).

Перечесление методов и методик по изучению культуры здоровья и здоровьесберегающей компетентности у детей разных возрастных групп....

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»

Рабочая программа по созданию здоровьесберегающих условий при организации образовательного процесса «Закаливание детей в разных возрастных группах ДОО»...