ИКТ в работе муз.руководителя
статья на тему

Гойгель Наталья Васильевна

  Использование ИКТ в работе  музыкального руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Использование   ИКТ   в   работе    музыкального     руководителя   с   детьми     дошкольного возраста.

                                                                                        Гойгель Наталья Васильевна                                                                  

                                                                                        Музыкальный руководитель

                                                                                        Тел. +7 921 398 1323

                                                                                       natalyagoigelkoroleva@mail.ru                                                                    

МБДОУ №8 «КВ  города Пикалево»

  Информатизация сегодня рассматривается как один  из основных путей мо-

дернизации системы образования.  Основной целью педагогических  коллек-

тивов  является создание условий для выявления  и  развития   способностей

каждого   ребенка,  формирование   личности,  имеющей   прочные   базовые  

знания и способность  адаптироваться к современным условиям жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических   средств,   разработка   новых   технологий    обучения, которые определяют этапы  процесса  модернизации  системы  образования.

        Информатизация общества существенно  изменила практику  повседнев-  

ной жизни. Педагоги-музыканты должны  идти в ногу со временем, стать для

ребенка проводником в  мир новых технологий музыкального   образования.

Более удачным термином для технологий обучения, использующих  копью-

тер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информаци-

онные)  технологии обучения – это процесс подготовки и передачи информа-

ции  обучаемому,  средством  осуществления   которых  является  компьютер.

                 Сегодня обучение на основе компьютерной технологии широко внедряется в образовательный  процесс:  использование   ИКТ   для:

  1. Автоматизации документов (программы, отчеты, справки, планы и т.д.)
  2. Для хранения и демонстрации различной информации (сценарии праздников, развлечений, занятий, каталоги аудио и видео файлов…)
  3. Создание базы воспитанников.
  4. Получение информации через Интернет.

      В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют  не только насытить ребенка большим количеством готовых, строго отобранных  соответствующим   образом   организованных    знаний, но и раз-

вивать интеллектуальные, творческие способности, и, очень актуально в раннем возрасте – умение самостоятельно приобретать новые знания. В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»  применение ИКТ раскрывает большие возможности для работы педагога.

              Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкальным занятиям перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать занятие более интересным, насыщенным и занимательным.   Материал должен  содержать в себе элементы необычного, удивительного, неожиданного, вызывать  интерес  у  дошкольников  к  учебному  процессу  и  способствовать  созданию положительной эмоциональной обстановки к обучению, а также развитию музыкальных и творческих способностей. Ведь именно процесс удивления ведет за собой процесс понимания.

       Музыкальный руководитель может применять  различные образовательные средства   ИКТ   как  при  подготовке  к  музыкальным     занятиям,

так  и   на  занятиях:   при  объяснении   нового   материала,    разучивании танцев,   песен,  попевок,   для    иллюстрирования  музыки  при    восприя-

ятии,   для   закрепления   усвоенных   знаний,  и,  конечно,  при   проведе-

      нии праздников и развлечений.  

Большую помощь при подготовке и проведению этих мероприятий оказывает педагогу пакет Mikrosoft, который включает в себя, кроме известного всем текстового редактора Word, еще  и электронные презентации Power Point.  Используя возможности Power Point можно создавать мультимедиа презентации – электронные диафильмы, включающие в себя анимацию, аудио и видеофрагменты, элементы интерактивности (реакцию на действия пользователем)- наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. Мультимедиа презентации целесообразно показывать как с помощью мультимедийного проекционного экрана, так и с помощью компьютера. Использование такой информационной технологии позволяет эффективней развивать все виды восприятия у детей: образного, слухового, чувственного, задействовать на занятии  все виды памяти: слуховую, зрительную, образную, ассоциативную и др. Подготовка презентаций – серьезный творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия детей. Используя возможности Power Point можно разработать и использовать  презентации по всем видам музыкальной деятельности:

Восприятие музыки: Использование портретов, видеоряд иллюстраций  к музыкальным произведениям во время знакомства с творчеством  того или иного композитора, знакомством  с жанрами музыки и т.д.

Пение: Разучивание по графическому изображению песен, попевок;   узнавание,  запоминание, пение песен по картинкам-подсказкам; видео иллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие певческого диапазона, понятия долгих и коротких звуков.

Музыкально-ритмические движения и танцы: Использование мнемо-таблиц, с  помощью  которых   дети смогут   выполнять  различные   пере-

     строения, разучивать  танцы или отдельные их элементы; просмотр видео  

      клипов для знакомства с танцами, особенностями их исполнения.                                

Игра на ДМИ: Знакомство с музыкальными инструментами разных групп,

их звучанием и приемами  игры на них, использование схем при разучивании партий в оркестре.

Музыкально-дидактические игры:  Развивать музыкально-слуховые представления, чувство ритма и лада, используя презентации «Весело-грустно», «Три медведя», «Определи ритм», «Песня-танец-марш» и др.

      Праздники  и  развлечения:       Показ слайдов  можно  использовать    как  

      анимационный иллюстративный  фон  мероприятия:  на  празднике  осени

      проецировать  картины  осеннего  леса, на  зимнем  –  снежный     пейзаж.  

       При  поведении    праздников: День  космонавтики,  День  Победы,   День

       Защитника  Отечества  просмотр   детьми   на   экране   военной   техники,

       разновидностей  войск,  военных  парадов   активизирует  воспитательно-

      образовательный процесс, вызывает у детей   живой  интерес  к  происхо-

      дящему.    При совместной  деятельности   детей, их родителей  зрелищно

      смотрятся  развлечения  « Поле чудес»,   «Угадай  мелодию».

               Создание   мультимедийных   презентаций  от  музыкального руково-

     дителя  требует  умения  пользоваться компьютерной техникой и большо-

     го  количества  времени, что в итоге  оправдывается  повышением   позна-

     вательного  интереса детей к музыкальной деятельности.

              Однако могут  возникать  различные  проблемы  применения  ИКТ в  

     работе    музыкального руководителя:

  1. Педагог не умеет пользоваться компьютером.
  2. Нет компьютера в музыкальном зале.
  3. Нет компьютера в домашнем пользовании педагога.
  4. Недостаточное программное обеспечение.
  5.  Недостаточная компьютерная грамотность педагога.

   Итак, использование  средств информационных технологий позволит

      сделать процесс обучения и развития ребенка  достаточно   эффективным,

      откроет новые   возможности  музыкального образования  не  только  для

       самого  ребенка, но  и для  музыкального руководителя. Чтобы использо-

       вание  ИКТ  заняло достойное место в музыкальном образовании,    пред-                

       стоит  многое  переосмыслить и  сделать. При этом, конечно, не  стоит  за-

       бывать:  роль   музыкального  руководителя остается    важнейшей в деле

       музыкального воспитания, и её не сможет заменить ни один компьютер!

     

     Литература:

     Беляков Е.В. «Понятие ИКТ и их роль в образовательном процессе».

     Издательство детских образовательных программ  http://www.vest-tda.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для музыкальных руководителей: «Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений»

Если говорить вам сложно –Музыка всегда поможет! Построение коррекционно – педагогического процесса развития речи детей логопедического пункта на музыкальных занятиях в н...

Выступление на педагогическом совете музыкального руководителя высшей категории Кротовой Л.Ф."Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ"

Преемственность в работе музыкального руководителя со специалистами МАДОУ. Музыка – это искусство, которое посредством сложного сочетания звуков вызывает у слушателей разнообразные переживания, ...

Выступление на РМО музыкальных руководителей «Роль РППС в работе музыкального руководителя с детьми с ОВЗ» по теме: «Предметно-пространственная развивающая среда по музыкальному воспитанию детей в ДОУ»

Предметно-пространственная развивающая среда в учреждении, реализующем программу дошкольного образования, является одним из важнейших критериев оценки качества образования.  Поэтому музыкаль...

Методическая разработка для музыкальных руководителей ДОУ «Использование элементов системы обучения Карла Орфа в работе музыкального руководителя»

Современная российская школа ищет новые личностно-ориентированные подходы к образованию, стремясь совместить их с образовательными стандартами, существующими предметными программами. Этот процесс, к с...

Выступление пед час "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников " (из опыта работы музыкального руководителя) Музыкальный руководитель: ПоповаЛ.С..

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников  (из  опыта  работы  музыкального  руководителя)Музыкальный  руководитель: ПоповаЛ.С. Дошкольный   возра...