Развитие элементов логического мышления посредством игры в старшей группе.
учебно-методический материал (старшая группа) по теме

Телеганова Оксана Анатольевна

Развитие элементов логического мышления посредством игры  в старшей группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon materialy_dlya_sayta.doc150.5 КБ
Microsoft Office document icon 3.prilozhenie.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие элементов логического мышления посредством игры

в старшей группе.

План

  • Введение. Теоретическая часть.
  1. Актуальность и значимость опыта.
  2. Современный подход новых программ и методик.
  3. Психологическая характеристика особенностей развития мышления дошкольников.
  4. Особенности развивающей среды в старшей группе. Игра  - как ведущий вид деятельности.
  5. Краткая характеристика логических операций, доступных для детей старшего возраста.

  • Становление опыта.
  1. Проблемы.
  2. Этапы работы.
  3. Цели и задачи обучения и воспитания.

  • Система работы.
  1. Классификация игр.
  2. Организация работы на занятиях.
  3. Организация совместной и самостоятельной деятельности.
  4. Работа с детьми. Дифференцированный подход.
  5. Формы работы с родителями.
  6. Эффективность работы.
  7. Выводы.
  8. Библиография.

  • Приложение.

Введение.

Актуальность и значимость опыта.

«Научные понятия не усваиваются и

 не заучиваются,  не берутся памятью,

а возникают и складываются

 с помощью напряжения всей

активности его собственной

мысли».

А. С. Выгодский.

Логическое мышление  формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный  и сложный процесс, так как полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщённых знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Не следует ждать, когда ребёнку исполнится 14 лет и он достигнет стадии формально – логических операций, когда его мышление приобретёт черты, характерные для мыслительной деятельности взрослых.

Но зачем логика маленькому ребёнку, дошкольнику? Дело в том, что на каждом возрастном этапе создаётся как бы определённый «этаж», на котором формируется психические функции, важные для перехода к следующему этапу.

Таким образом, навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, будут служить фундаментом для полученных знаний и развития способностей в  старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребёнку, не овладевшему приёмами  логического мышления, труднее будет даваться учёба – решение задач, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил.

В результате может пострадать здоровье ребёнка, ослабнет, а то и вовсе угаснет интерес к учению.

Овладев логическими операциями, ребёнок станет более внимательным, научится мыслить ясно и чётко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться  на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учёбы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение.

Л. Н. Толстой говорил о первых годах своей жизни, что именно тогда приобрёл всё то, чем теперь живёт, и приобрёл так много, так быстро, что за всю остальную жизнь не приобрёл и сотой доли того: «От пятилетнего ребёнка до меня один только шаг.

А от новорождённого до пятилетнего огромное расстояние.»

Логические приёмы – сравнение, синтез, анализ, классификация, доказательство и другие – применяются во всех видах деятельности. Их используют начиная с первого класса для решения задач, выработки правильных умозаключений.

«Сейчас, в условиях коренного изменения характера человеческого труда, ценность такого знания возрастает. Свидетельство тому – растущее значение компьютерной грамотности, одной из теоретических основ которой является логика». (  Ивин А.А. Логика).

Знание логики способствует культурному и интеллектуальному развитию личности.

2. Современный подход новых программ и методик

В настоящее время многие современные программы дошкольного образования акцентируют своё внимание на ребёнке, как на неповторимой, творчески развивающейся личности. Немаловажная  роль уделяется и уровню мыслительной деятельности дошкольника.

Очень сильной и серьёзной программой, ориентирующейся на развитие логического  мышления ребёнка, является программа « Развитие». Она  подразумевает активное использование в работе с детьми схем, опор, моделей, блоков.

В программе «Детство» развитие характерной для дошкольников любознательности и познавательной активности стимулируется, благодаря насыщенности программы познавательными задачами и расширению круга объектов познания. Итогом становится способность ребёнка к самостоятельному решению задач, умение осознанно использовать разные способы и приёмы познания, готовность к логическому познанию.

Программа «Радуга» одной из главных задач ставит перед собой развитие психических процессов у ребёнка, что подразумевает развитие определённого уровня мышления, памяти и др.

Система Мантессори строится на познании окружающего мира через великолепный сенсорный материал, который может использоваться в разной степени сложности.

Материалы Мантессори – яркие, высококачественные, заставляют ребёнка невольно манипулировать ими, распределять по парам, различать по величине, форме, цвету, весу (здесь идёт сложная работа интеллекта – анализ и синтез).

Программа «Сообщество» имеет много общего с Мантессори – педагогикой. Здесь также активно используется исследовательская деятельность ребёнка. Для этого создаются центры активности, которые подводят малыша к самостоятельному познанию окружающего мира, анализу, сравнению, выявлению закономерности и т.д.

Большой популярностью пользуется сейчас методика ТРИЗ. Её основная задача – развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. Здесь представлены нетрадиционные методы и приёмы, занимательные дидактические игры, разнообразный словесный материал.

1). Игра «Догадайся»

Показываются картинки с такими изображениями:

Колесо, руль, педаль.

Восп.: Догадайтесь, что это может быть?

Дети: Машина, велосипед…

Восп.: А какой транспорт вы ещё знаете?

(приёмы – синтез, классификация).

2). Игра «Что забыл художник?

Восп.: Посмотрите на картинку. Что забыл художник нарисовать?

Дети: У дивана нет одной ножки, на вазе не дорисован цветок, на ковре не раскрашены некоторые полоски…

(приёмы – анализ картинки, сравнение её).

Таким образом, логика имеет весомое место в дошкольной системе образования.

  1. Психологическая характеристика

особенностей развития мышления дошкольников.

Рассмотрим закономерности развития мышления дошкольника на разных возрастных этапах.

«Одно из важнейших положений детской психологии  - это решающая роль деятельности в психологическом развитии ребёнка. Именно через организацию и руководство различными видами деятельности осуществляется воспитание и обучение.

Характер деятельности, складывающийся на каждой возрастной ступени, определяет весь психологический облик ребёнка и те  психологические новообразования, которые имеют  решающее значение,  как для возрастной ступени, так и для перехода на следующую ступень». ( Л. А. Венгер).

Развитие мышления маленького ребёнка начинается с процесса членения воспринимаемого им предмета, анализирования  частей.

Ребёнок в возрасте 1-2 лет снимает кольца с башеньки, вынимает палочки из коробки, снимает колёсики с тачки. Наряду с этим он устанавливает таким же практическим путём и первые связи. Он нанизывает обратно кольца на палочку, складывает картинку из отдельных кусков, красные пуговицы укладывает в одну коробку, синие – в другую. Во всех подобных действиях ребёнок обобщает сходные предметы, объединяет их в какие-то группы. Это одна из форм синтеза.

С трёхлетним  ребёнком можно рассмотреть куклу. Показывая отдельные части тела и лица, педагог говорит: «Это что? Это ножки, это ручки, это голова». Так же идёт рассматривание картины в книжке – ширмочке: «Это что? Это – мишка – медведь. Вот какая большая у него голова..., а это лапы». Через некоторое время ребёнок сам оказывается в состоянии показать отдельные предметы на картине и ответить на вопросы взрослого: « Покажи, где тут мишка? А зайчик Где? Где у зайчика ушки? А глаза? Да у зайки есть голова, животик, лапки, хвостик».

Совершается первый шаг в развитии основного мысленного процесса: анализ – синтез. Всё дальнейшее развитие умственной деятельности ребёнка -усложнение  и усовершенствование этого процесса. Он становится более и более дробным, тонким, обобщённым.

Рассматривая с детьми 4 -5 лет хорошо знакомую им кошку или зайку, педагог своими вопросами побуждает ребят,  выделяет не только голову, лапки и ушки у кошки. Он спрашивает: «Какие ушки у киски, какие ушки у зайчика? Где находятся  глаза, где хвостик? Все ли лапки одинаковые?». Здесь мы видим, как к операции анализ присоединяется операция «сравнение». У ребёнка создаётся более подробный образ кошки или зайки. Вместе с тем этот образ становится и более полным и цельным.

Беседа о том же животном с детьми старшего возраста,  ведёт к дальнейшему «дроблению  цельностей на отдельности». ( Сеченов). « Уши у зайца длинные. Они стоят. Так зайчик лучше слышит всякий шорох в лесу… Задние лапы длиннее передних. Когда  он бежит, сильно отталкивается своими задними лапами…».

Воспитатель обычно обобщает то, что дети узнали во время рассматривания зверька: «Давайте сейчас вспомним всё, что мы узнали о зайце…»

Наиболее сложной формой синтеза является рассказ. Здесь ребёнок должен объединить осмысленными связями все сведения о животном, которые он получил.

Операция классификации в дошкольном возрасте так же имеет свои уровни. По результатам  исследований психолога выявлена следующая закономерность:

-Дети 4   лет лучше классифицируют предметы ( чем картинки и слова).

-Дети 5 лет лучше классифицируют картинки ( чем предметы и слова).

-Дети 6 лет дали наибольший % классификации слов, нежели предметов и картинок.

В этой особенности мыслительного процесса классификации проявляются свойства  мышления детей дошкольного возраста. Мышление младшего дошкольника настолько конкретно, что требует непосредственного восприятия предмета мысли и действия с ним. Старший же дошкольник способен мыслить не только при наличии предмета или его изображения, но и при полном отсутствии его.

Поэтому, при обучении дошкольников умению классифицировать,  необходимо осуществлять постепенный переход от чувственного материала к словесному.

Работа над развитием мышления ребёнка, начиная с раннего детства, будет эффективной тогда, когда воспитатель включит её в любой вид деятельности: в занятия и труд, в игры и наблюдения природы, в обсуждение поступка и в рисование с натуры и по представлению. Речь, очень рано включаясь в этот процесс, играет в нём большую роль, изменяя всю мыслительную деятельность. Она обнаруживается в любой работе ребёнка, в том, как он рассуждает, как выполняет поручения взрослого.

  1. Особенности развивающей среды

в средней и старшей группе.

Игра - как ведущий вид деятельности.

   

Одной из особенностей средней группы является яркое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется,  другие наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста всё отчётливо начинают проявлять черты  старшей возрастной ступени.

Исходя из этого, развивающая среда должна обязательно включать в себя игровой материал разного уровня сложности.

Для 1 уровня (средний и старший возраст) рекомендуется иметь лото, парные картинки, магнитную, крупную и гвоздиковую мозаики, набор кубиков из 4-9 штук, развивающие игры

( «сложи узор», «сложи квадрат»),  игры с элементами моделирования и замещения, модульный материал, строительные наборы (напольный, настольный конструктор) со схемами построек. Для развития мелкой моторики рук необходимы специальные дидактические  игрушки – вкладыши, шнуровки, кубики – рубики, вышивание узоров по схеме на специальных пяльцах без иглы. Очень полезны сухие бассейны из бобовых ( бобы, фасоль, горох), из круглых камешков. Дети с удовольствием занимаются игрой «Найди клад»: В ёмкость насыпается речной песок, который предварительно обработан. В этот песок  зарыты различной величины и формы предметы: бусинки, камешки, гаечки. Достать их можно только с помощью пинцета. ( эта игра используется только в старших группах).

2 уровень ( старший возраст). Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам ( цвету, форме, материалу, функции), группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей ( «Танграм», пазлы),  игры-серии на определение свойств предметов, упражнения на счёт. Важно, чтоб у ребёнка всегда была возможность выбора игры, а для этого набор игр должен быть достаточно разнообразным и постоянно меняться ( смена примерно 1 раз в 2 месяца).

15 % игр должно быть предназначено для детей старшей группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в  развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться вперёд дальше.

Для развития воображения будет лучше, если вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-заместители, имеющие определённое сходство с оригиналом. Например, геометрические объёмные фигуры – «овощи».  Брусок – «утюг», палочка – градусник, коробка – «телевизор». Развивающееся мышление ребёнка, способность устанавливать  простейшие связи и отношения между объектами, побуждает у него интерес к окружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребёнка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» - место, где подобраны предметы и материалы, познавать которые можно с помощью различных органов чувств

(шумовые, баночки с запахом, чудесные мешочки).

Игры с песком, водой, глиной, красками, пеной, зеркалом организуются в специальном месте для детского экспериментирования.

Средний дошкольный возраст – начало периода развития символической функции сознания , это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовности к школьному обучению. В среде группы надо использовать символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что обозначать всё можно не только словами, но и графически.

Игра является ведущим видом деятельности дошкольника. Младшие дошкольники играют чаще в одиночку.  Но в своих предметных, конструкторских играх они уже совершенствуют восприятие, воображение, память, мышление.

К среднему дошкольному периоду игры становятся совместными. Главное в этих играх – имитация определённых действий и отношений, выделение правил игры и следование им.

В старшем возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребёнок строит что – полезное, нужное в быту. В игре ребёнок учится пользоваться предметами домашнего обихода, учится планировать свои действия. Именно в игре совершенствуются ручные движения и умственные операции.

«Большое значение игры в развитии личности ребёнка – дошкольника определяется не тем, что в ней упражняются отдельные психические процессы, а тем, что отдельные психические процессы совершенствуются в игре, благодаря тому, что игра поднимает личность ребёнка, его сознание на новую ступень развития. Ребёнок в игре сознаёт своё «Я», учится действовать, подчиняя желанной цели свои действия и определяя их в зависимости от цели.

  1. Краткая характеристика логических операций,

доступных для детей средней и старшей группы.

Сравнение – относительно простая логическая операция. Она заключается в установлении сходства или различия по признакам.

Анализ – логический приём, заключающийся  в разделении предмета на отдельные части. Анализ проводится для выделения признаков, характеризующих данный предмет или группу предметов.

Синтез – можно охарактеризовать как мысленное соединение частей предмета в единое целое с учётом их правильного расположения в предмете. Игры: «Сложи фигуру», «Дострой домик» и др.

Упорядоченность действий – логический приём, формирующий навыки последовательных действий. Игры: «Продолжи ряд», «Что сначала, что потом?» и др.

Классификация – сложная логическая операция: распределение предметов по группам ( классам ) на основании общих признаков. Этот навык очень полезен при решении многих проблем, связанных с запоминанием, для развития творческого мышления. Классификация включает 2 логических действия:

  1. Выделение общего признака  - основание классификации.
  2. Деление на классы по основанию классификации.

 Логическая связка «не» - очень важная для развития логического мышления и речи. С помощью «не» производится логическая операция отрицания.

 Становление опыта.

  1. Проблемы.

Работая в средней и старшей группах, и имея опыт работы по развитию логического мышления, я сочла возможным начать процесс формирования логических приёмов мышления с более раннего возраста – с 4-5 лет.

Основывала я свой выбор по нескольким причинам.

  1. Группа детей, с которыми я работаю в первый год, показала свою контрастность в плане общего развития. Некоторые дети значительно опережают своих сверстников. Они любопытны, пытливы, проявляют большой интерес к новому, неизвестному, при этом обладая неплохим запасом знаний. Это дети, которым дома уделяется большое внимание со стороны взрослых. Такие ребята, придя в детский сад, должны подниматься на более высокую ступень, тренируя свой интеллект в игровой деятельности. Для этого педагогу необходимо создать хорошую среду, максимально отвечающую потребностям ребёнка.
  2. Программа «Детство», являющаяся основой моей педагогической деятельности, подтверждает своим содержанием востребованность  опыта. Однако, на мой взгляд, недостаточность знаний по математическому развитию  (1 раз в неделю), на которых присутствуют элементы логики, должна компенсироваться посредством игровой деятельности.
  3. Учитывая психологические особенности детей  дошкольного возраста (начало формирования детских взаимоотношений), я уделила игре большую роль – роль сближения детей в работе парами, группами. Итогом совместных результатов деятельности, ощущение радости за себя и своих сверстников.

  1. Этапы работы.

Исходя из всего вышеизложенного, я наметила для себя следующие этапы работы:

  1. Провести анализ предыдущей деятельности, форм и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста.
  2. Ознакомиться с опытом педагогов-коллег, работающих по данной схеме.
  3. Изучить научную литературу, характеризующую психические особенности детей шестого года жизни.
  4. Подготовить развивающую среду с учётом возрастных особенностей детей.
  5. Конкретно обозначить виды игр, посредством которых будет проводиться целенаправленная работа педагога( игры, активизирующие мышление ребёнка, способствующие усвоению им отдельных логических операций).
  6. Составить план-схему использования игр в совместной и самостоятельной деятельности.
  7. В течение всего временного промежутка (учебный 2009-2010 год) наблюдать за особенностями формирования навыков логического мышления( наглядно-образного) у каждого ребёнка.

  1. Цели и задачи обучения.

Под целью проводимой мною работой, я вижу, прежде всего, овладение детьми на элементарном уровне некоторыми приёмами  логического мышления.

Задачи, которые я ставлю перед собой:

  1. обучение детей операциям:

 - анализа- синтеза,

- сравнения,

- использованию частицы отрицания «нет»,

- классификации,

- упорядоченности действий,

- ориентировке в пространстве.

  1. Развитие у детей:

- речи (умение рассуждать, доказывать),

- произвольности внимания,

- познавательных интересов,

- творческого воображения,

  1. Воспитание:

- коммуникативных навыков,

- стремления к преодолению трудностей,

- уверенности в себе,

- желание вовремя придти на помощь сверстникам.

Система работы.


  1. Классификация игр.

Средством достижения поставленной цели и задач я выбрала игры на развитие логического мышления, творческого и пространственного воображения.

Предметно – дидактические:

- Настольно – печатные – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др.

Роль игры – научить ребёнка выполнять поставленную перед ним задачу действовать по правилам, стремиться к результату, играть самостоятельно или со  сверстниками.

Дети должны уметь объяснять правила игры, сразу замечать допущенные ошибки и исправлять их.

Функции дидактических игр для  детей  разнообразны. Это – игры на сравнение предметов по разным признакам ( размеру, форме, цвету, назначению и т.д.), группировки предметов на основе общих признаков ( это – посуда, это- обувь…). Составление целого изображения из частей, «рядов» из одинаковых предметов по убыванию и возрастанию того или иного признака ( по размеру, по ширине, высоте…).

- Развивающие

игры, имеющие несколько уровней сложности, многообразные в применении: Блоки Дьенеша, палочки Кьюзинера , математические планшеты.

Блоки Дьенеша. Дидактический материал «Логические блоки» состоит из 48 объёмных геометрических  фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. В процессе разнообразных действий с логическими блоками ( разбиение, перестроение, выкладывание по определённым правилам и др.) дети овладевают различными мыслительными умениями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития. К их числу относятся умения анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования-декодирования. А также логические операции «не», «и», «или». В специально разработанных играх и упражнениях с блоками у детей развивается элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, способность производить  действия в уме. С помощью логических блоков дети тренируют внимание, память, восприятие.

Палочки Кьюзинера. Это универсальный дидактический материал. Основные его особенности - абстрактность, высокая эффективность. Велика их роль в  реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических  понятий в доступной малышам форме. Работа с палочками позволяет перевести  практические, внешние действия во внутренний план. Заниматься с ними дети могут индивидуально  или подгруппами. Игры могут носить соревновательный характер. Достаточно эффективным оказывается использование  палочек в индивидуально-коррекционной работе с детьми, отстающими в развитии. Палочки могут использоваться для выполнения диагностических заданий. Операции: сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация  выступают не только как познавательные процессы,  операции, умственные действия, но и как методические приёмы, определяющие путь, по которому движется мысль ребёнка при выполнении упражнений.

Математические планшеты.

Ориентировка на плоскости, развитие воображения, памяти, фантазии, умения доводить начатое дело до конца.

В приложении я разместила схемы «рисунков» и упражнений.

Использую игру «Муха», в которой дети также учатся ориентироваться на плоскости и в пронстранстве.  

- игры на развитие пространственного воображения:

строительный материал;

Игры со строительным материалом. Эти игры развивают пространственнее воображение, учат детей анализировать образец постройки, чуть позже - действовать по  простейшей схеме ( чертёж ). В творческий процесс включаются логические операции – сравнение, синтез ( воссоздание объекта ).

Примерные схемы:

Рисунок и постройка

горка

ракета

забор

ворота

счётные палочки;

 

Игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук и пространственные представления, но и творческое воображение. Во время этих игр можно развивать представления ребёнка о форме, количестве, цвете. Предлагаются следующие задания ( для детей 5-6 лет ):

- выложить…

- сосчитать количество палочек в каждой фигуре;

- назвать геометрические фигуры, из которых составлена фигура;

- сосчитать геометрические фигуры, из которых составлена общая фигура ( сколько треугольников? квадратов? );

- сосчитать углы, входящие в фигуру;

- построить фигуру по образцу;

- самому придумать и сложить фигуру;

Игры с палочками можно сопровождать чтением загадок, стихов, считалок, подходящих по тематике.

Конструкторы.

Игры на развитие воображения ( в том числе – ТРИЗ – технологии ),

В литературной энциклопедии загадка характеризуется как замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего.

Детям пятого и шестого года жизни предлагается широкая тематика  загадок: о домашних диких животных,   предметов домашнего обихода, одежде, питании, явлениях природы, о средствах передвижения, о простых изобретениях нано - технологий. Характеристика  предмета загадки может быть дана полно, подробно, загадка может выступать как рассказ о предмете:

На спине иголки,

             Длинные и колкие,

А свернётся он в клубок

Нет ни головы, ни ног.

                                   ( Ёж ).

Признаки предметов в загадках должны быть определены конкретно и чётко, выражены в их прямых значениях. Они должны отражать своеобразие внешнего вида и отличительные свойства предмета загадки. Например, в загадке «Брови дугой, нос кочергой, на голове колпак, а сам весельчак» охарактеризован внешний вид героя ( «брови дугой, нос кочергой»), названа такая часть костюма, как «колпак», а также главная черта его характера – «весельчак». Детям остаётся объединить все признаки в одно целое , и логическая задача решена – это Петрушка. Для детей средней группы рекомендуются загадки с простыми сравнениями и прозрачными метаморфозами, например, «С неба падают зимою и  кружатся над землёю лёгкие пушинки белые…» (снежинки). Сравнение «снежинки – пушинки» точное, ясное, знакомое и понятное детям по их наблюдениям в природе. Облегчает задачу и рифмующаяся отгадка. В загадках  «Скатерть бела всю землю одела».  «Пушистая вата плывёт куда-то, чем вата ниже, тем  дождик ближе». Снег  - это  « скатерть  бела», туча – это «вата». Подобные образные  средства понятны детям, благодаря большому внешнему сходству предмета сопоставления – с предметом загадки и конкретному ясному языку, что и делает загадки доступными.

Условия отгадывания. Обучение детей умению отгадывать загадки начинают не с их загадывания, ас воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в многообразных связях и зависимостях. Развитие общей сенсорной культуры, развитие внимания, памяти, наблюдательности ребёнка является основой для мыслительной работы, которую он  совершает при отгадывании загадок. Главные условия, обеспечивающие правильное понимание загадок и правильное их отгадывание:

  1. предварительное ознакомление детей с теми предметами и явлениями,  о которых пойдёт речь в загадках ( через наблюдения ).
  2. дополнительные знания, специально подводящие ребят к отгадыванию.
  3. знание языка, умение понимать переносные значения слов.
  4. чтение художественной литературы.

Найти приёмы отгадывания и воспользоваться ими – значит понять логический  механизм загадки и овладеть им.

Чтобы отгадать загадку, нужно провести следующие операции в такой последовательности:

           - выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести  анализ;

- сопоставить  и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные связи между ними, т.е. произвести синтез;

- на основе соотнесённых признаков и выявленных связей сделать  вывод ( умозаключение ),т.е. отгадать загадку.

Тематический подбор загадок даёт возможность формировать у детей начальные логические понятия. Для этого, после отгадывания загадок, целесообразно предлагать детям задания на  обобщение, например: «А как одним словом назвать лесных обитателей: зайца, ежа, лису?» - (звери) и т.д.

Пальчиковые игры:

Эти игры активируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт  возможность детям ориентироваться  в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д. Если ребёнок усвоит какую-нибудь пальчиковую игру, он обязательно будет стараться  придумывать новую инсценировку для других стишков и песенок.

Пример: «Мальчик-пальчик»

- Мальчик-пальчик, где ты был?

- С этим братцем в лес ходил,

- С этим братцем щи варил,

- С этим братцем кашу ел,

- С этим братцем песни пел…

Для успешного усвоения детьми логических операций необходима работа в системе, как на занятиях, так и вне их.

  1. Организация работы на занятиях.

Учитывая обучающую функцию занятий, я предпочла тематическое планирование. Каждая неделя несёт информационный материал по каждой теме ( «одежда», «игрушки», «транспорт» и др.). Так детьми легче усваивается операция классификации.

Работа на занятии в первую неделю планируется следующим образом:

  1. познавательное развитие – вносится:

- или 1 объект для подробного изучения (рассказ, объяснение воспитателя, рассматривание объекта, его внешних признаков, функций – подробный анализ);

- или 2 объекта сразу, имеющих общие и отличительные признаки ( например и ) – здесь будет проведена активная работа по обучению детей операциям сравнения. (используются стихи с описанием свойств предмета).

2. На развитии речи идёт процесс синтеза – составления короткого рассказа  об объекте на основании полученных знаний. Эффективно используется опорные схемы для облегчения рассказывания.

3. На  занятии по изодеятельности  знания закрепляются на основе синтеза – сначала мысленного, после – практического соединения частей в одно целое.

То же происходит и на занятии по конструированию.

Здесь можно использовать предварительный анализ постройки. Операция «упорядоченность действий» берётся перед самостоятельным выполнением задания (воспитатель: «что мы будем делать сначала? Что потом? …» Можно составить вместе с детьми схему – опору последовательности их действий).

На второй неделе для материала берутся:

- загадки;

- использование игр «Что лишнее?», «Угадай по описанию»;

- словесные игры, в том числе на развитие воображения (по методике ТРИЗ).

В совместную деятельность вносится соответствующий дидактический и развивающий материал;

Занятия проводятся всей группой или по подгруппам. Очень эффективна работа в парах.

Занятия делятся на :

- познавательные;

- занятия-наблюдения;

- исследовательские;

- закрепляющие.

Используется наглядный материал – картины, карточки с изображением предметов, сами предметы.

На занятиях по математическому развитию вносятся Блоки Дьенеша, палочки Кюзинера, танграмы, счётные палочки, математические планшеты.

На конструирование берутся строительные наборы – настольные, напольные. Вносятся простейшие  схемы – чертежи  построек.  Ведётся работа с конструктором.

Из экспериментального уголка может быть заимствован материал для проведения исследовательской деятельности. Например, для знакомства с единицей измерения на математическом развитии детей подводят к выводу, что измерить можно и воду, и песок, и ленточку, но только с помощью подходящей мерки – стаканчика, палочки и др. также могут исследоваться свойства предметов – на познавательном развитии, смешивание красок и получение оттенков – на рисовании.

В ходе занятий используется следующие игровые приёмы:

1.Игровая деятельность, побуждение к действию (в том числе мыслительной деятельности);

2.Пальчиковая гимнастика (стимулирующая активность мозга, кроме того – являющаяся прекрасным речевым материалом). Каждую неделю разучивается новая игра.

3.Элементы драматизации – для повышения интереса детей к подаваемому педагогом материалу, создание эмоционального фона занятия.

Пример:  В группе имеется набор резиновых игрушек – Хрюша, Степашка, Филя, Каркуша. Когда Хрюша «устраивает со своими друзьями игру в прятки, то дети охотно помогоают ему:

Хрюша: «Ребята, куда спрятался Филя?»

Дети: «Он в шкафу!»

(Хруша забирается на  шкаф.)

Дети: «Да не на шкафу, а в шкафу»

(Хрюша исправляется).

Хрюша: «Вот Каркушу мне точно не найти»

Дети: «Она под кроватью! А Степашка за шкафом стоит».

Итог: Хрюша – доволен, дети тоже. Воспитатель выполнил поставленную задачу – провёл работу по ориентировке в пронстранстве и активизировал детский словарь (предлоги: в, над, под).

Включение детей в драматизацию очень эффективно. Они даже не замечают, что с ними «проводится занятие».

Если ребёнок неверно формулирует свои мысли (суждения), то тот же герой (Хрюша) может попросить его объяснить всё снова. Ребёнок не обижается, а с радостью исправляет ошибку (здесь возможна помощь воспитателя).

4.Метод предварительной работы – так же эффективен, особенно при закреплении материала. Пример: Хрюше даётся задание – построить квадрат. Он строит фигуру из 3-х палочек. Дети сразу же замечают ошибку (на предыдущем занятии они сравнивали квадрат с прямоугольником).

Хрюша настаивает на  том, что у него получился квадрат. Дети доказывают обратное: «Здесь у фигуры 3 угла и 3 стороны. Значит  это треугольник. У квадрата должно быть не 3 стороны, а 4». На вопрос Хрюши:»Что же теперь делать?», дети хором отвечают: «Возьми ещё одну палочку».

  1. Организация совместной и самостоятельной деятельности.

Планируя свою педагогическую деятельность на неделю, я включаю следующую план-схему по организации игровой  совместной и самостоятельной деятельности (он может корректироваться педагогом в течение всего учебного года).

Совместная деятельность

Понедельник:  настольно-печатные игры;

                          Загадки ( на закрепление ранее изученной темы).

                         

Вторник:          Блоки Дьенеша

 Среда:            Палочки Кьюзинера

 Четверг:          работа со строительным материалом

                         (по схеме и без)

                         работа со счётными палочками.

 Пятница:        игры на развитие творческого воображения:

                          «Математические планшеты»        

                          Внесение новой развивающей игры.

Самостоятельная деятельность:

Понедельник:   Игры на развитие мелкой моторики

                           (мозаика, шнуровка, игры с пересыпным материалом).

Вторник:          Настольно/печатные игры,

                          Развивающие игры.

Среда:              Блоки Дьенеша;

                         Игры в экспериментальном уголке.

Четверг:          Палочки Кюизинера;

                         Кубики «сложи узор», «Уникуб».

Пятница:         Работа со счётными палочками.

Здесь я предусмотрела следующие пункты:

- Переход одного вида деятельности (игры):  совместной-

в самостоятельную;

- Еженедельное внесение в игровую деятельность нового развивающего материала;

- Учитывая временные рамки, т.е. планируя небольшой по объёму материал, я тем самым, не сделала ущербной столь важную для ребёнка деятельность: сюжетно-ролевую игру.

Совместная деятельность проводится фронтально, но чаще  по подгруппам или в парах. Используется состязательный характер игр.

Таким образом, знания, полученные ребёнком на занятии, закрепляются, в совместной деятельности, после чего переходит в самостоятельную. И уже после этого – в бытовую деятельность. Пример:

1.Занятие: знакомство с объектом – «Игрушки», ранее была посуда.

2.Совместная деятельность (игра «Что лишнее?»), игры на классификацию и другие.

3.Самостоятельная деятельность:

- собери из частей картинку (натюрморт, пейзаж, портрет).

- лото ( игрушки, посуда, транспорт, инструменты);

4.Использование знаний в бытовой  деятельности.

Следует отметить, что элементы мыслительной деятельности можно развивать во всех видах деятельности.

Работа в живом уголке:

- Исследование: какие цветы политы, а какие нет.(сравнение).

- Наблюдение за поведением (внешним видом) двух хомячков – логические операции: сравнение, обобщение, синтез.

  1. Работа с детьми. Дифференцированный подход.

 Развитие логического мышления детей – процесс длительный и весьма трудоёмкий; прежде всего для самих детей – уровень мышления каждого очень специфичен.

Мысленно я распределяю детей на 3 группы:

Такое разделение помогает ориентироваться в подборе занимательного материала и задач, предупреждает возможные перегрузки «слабых» детей, потерю интереса (ввиду усложнений) у  «сильных».

Детям, справляющимся с логическими задачами на среднем уровне, я предлагаю варианты подобных задач, а также подключаю к играм соревновательного характера.

Особый подход необходим к «слабым» детям. Учитывая их психические и физические особенности, я стараюсь внушить им уверенность в себе, подвести к самостоятельному решению простых задач. В случае быстрого утомления, вид деятельности меняется. С родителями ведётся широкая консультационная работа. Особую  роль играют «сильные» дети: отлично справившись с конкретной задачей, они по моей просьбе «подключаются» к тем, кто испытывает серьёзные затруднения.

Такая форма взаимодействия педагога и воспитанников очень эффективна. Она помогает сплотить коллектив, даёт возможность самоутвердиться  успевающим детям и почувствовать уверенность в своих силах-более слабым.

  1. Формы работы с родителями.

- Консультация  о подборе развивающих игр и упражнений для детей 5-6 лет;

- Индивидуальные беседы с рекомендациями по каждому конкретному случаю;

- Собрания с показом фрагментов занятий;

- Совместные игры-занятия с детьми и родителями (во второй половине дня);

- Состязания между командами родителей и  детей;

- Совместный выбор и приобретение развивающих игр для детей;

- Разъяснительная и образовательная работа;

Родители очень отзывчивы, готовы придти на помощь. Часто приносят интересную детскую литературу и игры.

  1. Эффективность работы.

Наблюдая за ростом мыслительной и речевой деятельности, которая очевидна при многоразовом использовании логических операций, можно смело утверждать, что:

а) Все дети  без исключения знакомы с приёмом сравнения, анализа, синтеза, классификации. Им понятно применение частицы отрицания «не». Они, в большинстве случаев, могут установить определённую последовательность некоторых событий (семя-росток-цветок-плод) и другие.

б) Примерно, половина группы  испытывают  устойчивый интерес к развивающим и логическим играм. Возросла степень их активности в самостоятельной деятельности.

в) Дети прогрессируют в высказываниях, суждениях. Они любят заниматься самостоятельно.

г) Работа по методике ТРИЗ принесла свои плоды – дети стали более раскрепощёнными, у них постепенно развивается чувство юмора. А смеющиеся дети – это здоровые дети.

  1. Выводы.

В программе «Детство» сказано: «Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребёнка, не в формировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для полного раскрытия его возрастных возможностей  и способностей».

Наиболее близкие и естественные для ребёнка виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование и предметная деятельность.

Именно в этих видах деятельности происходит интеллектуальное, эмоциональное развитие. Дети обретают уверенность в себе, учатся излагать свои мысли, чувства. Всё это будет хорошим подспорьем при их  подготовке к школе.

                               

  1. Библиография:

Литература:

  • Программа развития и воспитания детей в детском саду «Детство»

    («Детство-Пресс», С-Петербург, 2006 г.)

  • Л.Генденштейн, Е.Малышева «Энциклопедия развивающих игр для детей 6-7 лет»

(«Илекса», Москва-Харьков, 1998 г.)

  • «Энциклопедия игр»

     (АСТ, Москва, 2002 г.)

  • З.А.Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» 

     («Акцидент», С.-Петербург, 1996 г.)

  • А.В. Козлова, Р.П.Дешеулина «Работа ДОУ с семьёй» 

     («Творческий центр», Москва, 2007 г.)

  • К.В.Шевелёв «Дошкольная математика в играх» («Мозаика – Синтез», Москва, 2004 г.)
  • Б.П.Никитин, Н.Ехевич «Развивающие  игры для детей»

     («Томо», Москва, 1990 г.)

  • В.Волина «Занимательная математика для детей» («Дидактика», С.-Петербург», 1994 г.)
  • Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников 5-6 лет»

    («Творческий центр», Москва, 2001 г)

  • В.П.Новикова «Математика в детском саду» («Мозаика-Синтез», Москва, 2008 г.)
  • А.Л.Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» 

     («Аркти», Москва, 2001 г.)



Предварительный просмотр:

ЗАНЯТИЯ С ПЛАНШЕТАМИ.

ЧАСТЬ I

  1. Ознакомление.
  2. Свободное рисование резинками.
  3. «Дождик».
  4. «Снежинка».
  5. Квадрат.
  6. «Свеча».
  7. Коллективная работа.
  8. Деление квадрата на части.
  9. Треугольник-деление квадрата на две части.
  10. Коллективные узоры.
  11. Песочные часы.
  12. Перенос на схему.
  13. Изображение треугольника.
  14. Лесенка.
  15. Симметрия.
  16. Зеркальное отображение.
  17. Узор-симметрия.
  18. «Снежинка» и «Ёлка».
  19. Дорисуй фигуру.
  20. Свободный рисунок.
  21. «Углы» - зеркальное отображение
  22. «Бабочка» - схема, изображение.
  23. «Жук», «Василёк».
  24. «Космос», «Ракета»
  25. Самостоятельные симметричные узоры.
  26. Дорисуй фигуру.
  27. Корабли.
  28. Город.
  29. Праздник.
  30. Свободное рисование.

            ЧАСТЬ II

  1. Многоугольники – деление на части
  2. Симметричные фигуры, свободный рисунок.
  3. «Лес» (коллективная работа).
  4. «Осень» (листья)
  5. «Стройка», «Машины»
  6. «Дома»
  7. Сказка про мельницу

 

  1. Буквы.
  2. «Сказка про короля»   (и корона, одежда)
  3. «Сказка про мышку» (мышеловка, и сыр).

11 – 14. Свободные рисунки.

15. «Части, Целое»

16 – 18. Весна, звери, насекомые.

19. «Птицы»

20. «Цветы»

21 – 23. «Настроение»

24. «Паук и паутина»

25 – 30. Свободное рисование.

Кроме этих занятий я использую другие игровые упражнения, например, «Муха».

Каждому ребёнку выдаётся лист бумаги, разлинованный на 10 квадратов и любая фишка («муха»).

Вначале ребёнок «водит» «муху» по листу , слушая задания, например:

«Муха в магазине».

  1. вверх – купила себе книгу,
  2. вниз – купила платье,
  3. вправо – купила хлеб,
  4. влево – купила помаду,
  5. по диагонали вверх – купила сыр.

 Ит.д.

Затем задание усложняется. Ребёнок мысленно следит за направлениями  и «Муху» ставит в конечной точке.

       

     

   

-  -


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Курсовой проект «РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ.»

проект можно использовть в работе с детьми средней группы по  развитию  элементов логического мышления  посредством игры...

Обобщение педагогического опыта РАЗВИТИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ИГРЫ (средний дошкольный возраст)

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

«Развитие элементов логического мышления посредством игры у детей дошкольного возраста»

Основная цель в том, чтобы создать систему формирования логического мышления у детей дошкольного возраста в нерегламентированное время....

«Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления, которое необходимо начать формировать в дошкольном возрасте. Но почему именно дошкольнику нужна логика? Потому что на каждом воз...

Творческий педагогический проект «Развитие элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста (5 -7 лет) с ЗПР посредствам дидактических игр и упражнений»

Именно в дошкольном возрасте очень важно стимулировать развитие мыслительных процессов: умение сравнивать, узнавать, обобщать, делать выводы для безболезненного, плавного перехода дошкольника из ДОУ в...