Фольклорный кружок в ДОУ "Чистый исток"
учебно-методический материал (подготовительная группа) по теме

Жога Ольга Валерьевна

Пояснительная записка, календарно - тематический план фольклорного кружка, диагностика освоения детьми кружковой программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon folklornyy_kruzhok_v_doupoyasn._zapiska.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

Фольклорный кружок в ДОУ «Чистый исток» 

Пояснительная записка

С каждым новым поколением мы все дальше уходим от истоков нашей национальной культуры. Повсеместно наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность. Исключительно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых и детей. Давно забыты и не употребляются в разговорной речи мудрые изречения наших предков, почти не используются в воспитании детей малые фольклорные жанры. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, изделия декоративно - прикладного искусства нашего народа.                                            Дети, впитывая в себя, как губка, весь негатив окружающего мира зачастую малоэмоциональны, у них недостаточно сформировано чувство красоты, воображение, беден запас образных представлений, что вызывает целый ряд трудностей не только в дошкольном детстве, но и при переходе ребенка к школьному обучению.

Чтобы исправить положение, необходимо как можно раньше включать ребенка в процесс освоения духовного наследия своего народа, познания его традиций и обычаев, истории его развития. Фольклор - искусство синкретичное в своей основе: быт, искусство, разные виды и формы деятельности  связаны в произведениях фольклора в единое целое. Поэтому осуществление музыкальной, художественно - речевой, игровой деятельности на материале народного искусства будет способствовать интеллектуальному развитию детей, приобретению ими новых знаний о мире. Очевидна патриотическая и нравственная ценность народной культуры. Познавая произведения народного искусства, дети усваивают мудрость народа, его духовное богатство, доброту, жизнелюбие, веру в справедливость, необходимость добросовестного труда, уважение к человеку, бережное отношение к природе, любовь к своему Отечеству в целом.

Говоря о ценности народного искусства в воспитании детей дошкольного возраста, нельзя не сказать о его терапевтическом эффекте. Занимаясь творческой деятельностью, особенно фольклорного характера, дети отвлекаются от грустных мыслей, обид, печальных событий. Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывают смех, улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И все это обеспечивает психологическую разгрузку. В результате уходят тревожность, страх, угнетенное состояние, появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенность в себе, в своих силах, ощущение радости.

Кроме того, на занятиях по народной культуре осуществляются такие важные для человека потребности, как потребность в общении, определяемая коллективным характером народного искусства, и способствует самоутверждению ребенка как личности, обладающей определёнными знаниями, качествами.

С целью сохранения самобытной духовной культуры нашего народа и приобщения детей к русскому народному творчеству организуется работа фольклорного кружка «Чистый исток».

ЦЕЛЬ: способствовать сохранению исконных народных культурных традиций, знакомя детей с бытом, искусством, обрядовым и праздничным фольклором, формировать их духовно-нравственные качества, эстетический вкус, развивать музыкальные способности дошкольников.

ЗАДАЧИ:

  1. Формировать представления детей о быте, музыкальном и поэтическом фольклоре наших предков, русской обрядовой и праздничной культуре.  
  2. Развивать музыкальность (эмоциональную отзывчивость на музыку различного характера, музыкальный слух, чувство ритма, певческие и двигательные навыки, навыки музыкально - игрового творчества)
  3. Развивать мышление, фантазию, воображение, эстетический вкус.
  4. Воспитывать чувство любви к Родине, бережное отношение к ее культурному и творческому наследию.                                                                                                  

Курс обучения будет направлен на изучение, освоение народного творчества в единстве песни, инструментальной музыки, танцевально- игрового репертуара, народно- поэтического творчества, быта, обычаев и обрядов русского народа, народных праздников, народного календаря.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ:

  1. Непосредственно - образовательная деятельность (изложение теоретических сведений, рассматривание картин, иллюстраций, слайдов по темам, рассматривание предметов быта, русских народных инструментов ,разучивание малых фольклорных жанров, слушание и пение песен, закличек,  попевок, танцевально- игровое творчество)
  2. Проведение календарно - обрядовых праздников, развлечений на основе музыкального и поэтического фольклора.
  3. Работа с родителями, воспитателями (консультативный материал, оформление информационных страничек, папка-передвижка «Учите вместе с нами», привлечение к подготовке и проведению фольклорных праздников)

 Структура планирования непосредственно - образовательной деятельности обусловлена календарным тематизмом. Наблюдая за изменениями в природе, деятельностью человека, окружающей действительностью дети учатся языку народной культуры.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА

Месяц

Дата

Тема

Сентябрь 2014

03.09

Занятие 1. Народный календарь. Фольклор.

10.09

Занятие 2. Хлеб. Жатва.

17.09

Занятие 3. Хлеб. Праздник урожая.

24.09

Занятие 4. Русские народные инструменты.

Октябрь 2014

01.10

Занятие 5. Русская игрушка. Наша матрешка.

08.10

Занятие 6. Ярмарка. Свенская ярмарка в Брянске.

15.10

Занятие 7. Родной язык. Приговорки.

29.10

Занятие 8. Родной язык. Сказки.

Ноябрь 2014

05.11

Занятие 9. Родной язык. Пословицы и загадки.

12.11

Занятие 10. Родной язык. Потешный фольклор.

19.11

Занятие 11. Осенины – осенние праздники. Посиделки.

26.11

Занятие 12. Осенние посиделки (фольклорный праздник).

Декабрь 2014

03.12

Занятие 13. Обобщение занятий.

Занятие 14.

10.12

17.12

Занятие 15. Зимние праздники. Колядки.

24.12

Занятие 16. Зимние праздники. Золотые вечера. Гадания.

Январь 2015

14.01

Занятие 17. «Двери отворите - колядовщиков впустите» (музыкально-фольклорная композиция колядования на Святках).

21.01

Занятие 18. Русское поселение. Посещение краеведческого музея.

28.01

Занятие 19. Русские промыслы. Хохлома. Жостово.

Февраль 2015

04.02

Занятие 20. Дятьковский хрусталь.

11.02

Занятие 21. Деревенские мастерицы. Одежда.

18.02

Занятие 22. Ропские шаповалы. Новозыбковский рушник.

25.02

Занятие 23. Встреча Масленицы. Проводы зимы.

Март     2015

04.03

Занятие 24. Песня – душа народа.

Занятие 25. Песня – душа народа.

11.03

18.03

Занятие 26. Сороки. Праздник жаворонков.

25.03

Занятие 27. Обобщение занятий.

Апрель 2015

02.04

Занятие 28. Весна.

08.04

Занятие 29. Весна в поле.

15.04

Занятие 30. Домашние животные.

22.04

Занятие 31. Пасхальные торжества. Колокольные звоны.

29.04

Занятие 32. Работы в огороде.

Май      2015

06.05

Занятие 33. Летние праздники.

13.05

Занятие 34. Зеленые Святки. День березки.

20.05

Занятие 35. Обобщение занятий.

СТРУКТУРА НОД:

-восприятие  теоретических сведений из области народной культуры, труда и быта наших предков,

- восприятие и разучивание произведений устного,  музыкального и игрового фольклора,

-песенная, танцевальная и музыкально - игровая деятельность детей.

Тематическое построение кружковой работы позволяет использовать МНОГООБРАЗИЕ ОБУЧАЮЩИХ МЕТОДОВ:

-метод объяснения, рассказа, беседы (изложение различных сведений происходит в ходе бесед с детьми, где используются также методы «забегания вперед» и «возвращения к изученному», выявляются знания детей в той или иной области народной культуры)

-метод наглядности (использование в обучении различного иллюстративного материала, репродукций картин известных художников, тематические просмотры видео, фотографий, прослушивание аудиозаписей исполнения народной музыки, звучания старинных музыкальных инструментов и т. д.) Большое значение имеет непосредственное восприятие культурного наследия народа: знакомство с изделиями русских мастеров, предметами быта, народными музыкальными инструментами.

-художественно - практический метод ( воспроизведение музыки и передача впечатлений, переживаний, вызванных музыкой в разных видах и формах исполнительской деятельности детей)

Кроме того, используются методы музыкально - эстетического воспитания:

-метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире,

-метод упражнения в практических действиях (развитие певческих и двигательных навыков, навыков игры на шумовых и ударных инструментах),

а также, один из методов формирования музыкальной культуры:

-метод контрастного сопоставления произведений (например, сопоставление народных песен разных жанров).

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения: 35 занятия ( из них  3 обобщающих) и 3 занятия праздничных (увеличенных по временным рамкам)

 Возраст - дети 6- 7 лет, посещающие подготовительную группу ДОУ.

Длительность занятий- 30 минут, один раз в неделю.

Праздники -5 (осенние посиделки, рождественские колядования, масленица, Пасха, День березки), из них  три( Осенние посиделки, Святочные колядования и День березки) проводятся в рамках нод, а два проводятся как общесадовские мероприятия (Масленица и Пасхальные торжества).

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ:

-конспекты НОД,

-сценарии музыкально - фольклорных праздников,

-консультативный материал для воспитателей и родителей «Роль и место фольклора в жизни нашего детского сада», «Использование народного фольклора в работе с детьми», «О пользе «материнской поэзии» и т. д.,

-подбор наглядно - иллюстративного материала (слайды) по темам обучения: «Народный костюм», «Русский традиционный костюм. Сарафанный комплекс»,  «Русские народные музыкальные инструменты», «Народная игрушка»,демонстрационные пособия из серии «Расскажите детям» и т. д.,  

-подбор инструментального и песенного материала для слушания (диски «Во поле береза стояла», «Фольклор для детей»  вып. 1, 2, «Масленица»,  «Народные плясовые», «Праздник», «Русские песни», «Русский фольклор для малышей» «Хороводы», «Гусельки», «Гармошечка» и т. д.), дидактических игр («Русские народные музыкальные инструменты», музыкально – дидактическая игра с икт «Русские народные инструменты», развивающая игра «Наша Родина).

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ:

- народные музыкальные инструменты,  магнитофон в группе,  музыкальный центр и телевизор в музыкальном зале, CD- диски  и аудиокассеты для прослушивания народной музыки, наглядный материал методического кабинета по фольклору, экспонаты «Избы старины» в ДОУ, костюмы для выступлений в народном стиле (взрослый и детские), экспонаты краеведческого музея (по договору), музыкальный инструментарий  ДШИ (по договору).  

 

КРИТЕРИИ ДИАГНОСТИКИ ОСВОЕНИЯ ДЕТЬМИ КРУЖКОВОЙ ПРОГРАММЫ

В процессе оценки используются уровни: высокий, средний, низкий.

Музыкальность - способность воспринимать и передавать в исполнительской и музыкально- игровой деятельности произведений музыкального и поэтического фольклора. Оценивается соответствие  музыкальной деятельности ребенка звучащей музыке, характеру , жанру исполняемого произведения в процессе самостоятельного исполнения.

В - исполнительская деятельность ребенка( певческая, танцевальная, игровая и т.д.) совпадает с началом и окончанием музыки, внутренним развитием музыкальных фраз, пение, текст сочетается с движениями в характере исполняемого произведения, выражает музыкальный образ.

С - исполнительская  деятельность ребёнка передаёт только общий характер, темп, метроритм, нет внутреннего развития музыкального образа, есть несовпадения пения и движений.

Н – исполнительская деятельность ребенка ориентирована только на окончание и начало звучания, певческие и двигательные навыки не совпадают, нуждается в помощи взрослого во время исполнения.

Эмоциональность – выразительность исполнения, мимика и пантомимика, умение в исполнительской, музыкально - игровой деятельности передавать в жестах, позе, голосом (пение, речь) разнообразную гамму чувств, исходя из музыкального образа и содержания произведения музыкального и поэтического фольклора. У неэмоциональных детей проявляется зажатость в голосе во время пения, мимика бедная, движения схематичны и невыразительны. Оценивается этот показатель по внешним проявлениям детей в исполнительской и игровой деятельности.

В – эмоционально откликается на музыку,

С – умеренно эмоционален,

Н – неэмоционален, зажат в пении, движения скованы.

Степень усвоения теоретических сведений: наличие у детей представлений о народном календаре, обрядовых и календарных праздниках, русских народных инструментах, промыслах, предметах быта, о труде крестьян, малых фольклорных жанрах и многообразии русского песенного фольклора.

В – представления сформированы,

С – представления сформированы, но ребёнок не всегда полно воспринимает то или иное событие народного календаря, не всегда верно называет предметы быта, народные инструменты, народные промыслы, не всегда точно определяет жанр музыкального песенного и поэтического фольклора,

Н - представления сформированы недостаточно, ребенок не ориентируется в событиях годового цикла, праздничных датах, затрудняется в названиях, определениях, назначении того или иного предмета, песни,  потешки, заклички и т. д.

Внимание и память: способность не отвлекаться во время исполнительской, игровой деятельности, в ходе бесед, рассказов педагога, запоминать их содержание, отдельные произведения музыкального и поэтического фольклора, последовательность игровых действий и композиции танцев.

В – ребёнок способен не отвлекаясь, самостоятельно исполнить 3-5 произведений песенного фольклора, самостоятельно провести игру, исполнить танец от начала до конца, знает загадки, потешки , заклички, считалки и другие произведения малых фольклорных жанров (до 20 примеров)

С – способен исполнить 1- 2 произведения песенного фольклора, провести игру с помощью взрослого, исполнить танец до конца с напоминанием и показом, знает до 15 примеров малых фольклорных жанров,

Н – не способен самостоятельно исполнить народную песню,  отвлекается во время исполнения танца, проведения игры, нуждается в многократных повторах, дополнительных показах.

Диагностика усвоения детьми кружковой программы

2014 – 2015 уч. год

Уровни

Музыкальность

Эмоциональность

Степень усвоения теоретических сведений

Внимание и память

высокий

средний

низкий

Успехи

Недостатки

Задачи, которым следует уделить более пристальное внимание

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

- стойкий интерес к русской традиционной культуре,

- дружелюбная атмосфера в группе, овладение такими качествами, как сочувствие и отзывчивость , уважение к старшим, забота о младших, любовь и бережное отношение к природе,

- формирование интереса к истории своего края, своей семьи.

Должен знать:

  1. Знать и называть праздники и обряды народного земледельческого календаря, иметь представление о сути и времени отправления этих обрядов, разнообразии трудовой деятельности крестьян в разное время года.
  2. Знать и называть песенные и малые фольклорные жанры, приуроченные к разным календарным датам.
  3. Знать и называть предметы быта, орудия труда крестьян, народные музыкальные инструменты, ориентироваться в названиях народных промыслов, знать отличительные особенности каждого.                                                                          

Должен уметь:

  1. Петь индивидуально и коллективно с музыкальным сопровождением и без него.
  2. Исполнять наизусть народные песни в различных жанрах, знать наизусть пословицы, поговорки, потешки, заклички,считалки и т.д.
  3. Уметь провести игру, хоровод, знать названия и уметь исполнять различные элементы русской пляски (для мальчиков и для девочек).

                                                                                                                   

ЛИТЕРАТУРА:

  1. «А мы просо сеяли». Русские народные игры – хороводы для детей. – М.: «Музыка», 1978.
  2. Бедник Н.И. Хохлома. – Л., 1980.
  3. «Знакомство детей с русским народным творчеством» , методическое пособие. – С – Пб.: «Детство – пресс», 2008.
  4. «Гармошечка – говорушечка» В.1-4, В. 8, - М. : «Музыка», 1981- 1982, 1987, 1991.
  5. Князева O.Л. Как жили люди на Руси. – СПб., 1998.
  6. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно – нравственному воспитанию дошкольников».- М. : «Владос» 2013.
  7. Мельникова Л. И, Зимина А. Н. «Детский музыкальный фольклор» - М.: «Гном – пресс», 2000.
  8. Митяев А. «Ржаной хлебушко – калачу дедушка». – М. : «Детская литература», 1990.
  9. Радынова О. П «Народные колыбельные песни», учебное пособие к программе «Музык4альные шедевры» . – М. : Гном и Д, 2001.
  10. «Рождественская ёлка» , составитель Левкодимов Г. Е. – М. : «ЗАО РИФМЭ» 1997.
  11. «Россия», детская энциклопедия. – М. : «Росмэн» 2012.
  12. «Святки» составители Левкодимов Г. , Фирсова Л. – М. : «ЗАО РИФМЭ», 1997.
  13. Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла», - М. : «Малыш», 1986.
  14. «Чудесный короб». Русские народные песни, сказки, игры, загадки. Составитель  Науменко Г. – М. : «Детская литература», 1988.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фольклорный кружок на базе детского сада

       Фольклорный кружок на базе детского сада Музыка  в дошкольном учреждении – источник особой детской радости. Ребёнок открывает...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Приобщение детей к традициям своего народа, к  культуре своего края осознается современным обществом жизненно важной проблемы. Именно родная культура должна найти дорогу к сердцу, душе ребенка и ...

ОПЫТ РАБОТЫ ПО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»

Модифицированная программа «Приобщение детей к народной культуре через фольклорный кружок “Родничок”»Предлагаемый опыт кружковой деятельности  фольклорного кружка могут быть внедрены в работу учр...

научно - исследовательская работа на тему:"Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию "

В современных условиях изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры (праздники, игры, обычаи, обряды, трад...

Фольклорное развлечение "К живым истокам"

Фольклорное развлечение для детей старшей группы...

Сценарий "Посиделки".Фольклорный кружок.

Сценарий занятия по кружковой работе на тему "Фольклор"...