научно - исследовательская работа на тему:"Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию "
проект (старшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nir.docx | 33.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
"Центр развития ребенка-детский сад №3 "Катюша"
городского округа "город Якутск"
Научно - исследовательская работа на тему:
«Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию »
Выполнил: Решетникова А.С.,
воспитатель, первая категория.
Актуальность. В современных условиях изучение традиционной культуры имеет большое значение в деле воспитания подрастающего поколения. Использование ценностей народной культуры (праздники, игры, обычаи, обряды, традиции, быт, жанры фольклора) и народной педагогики способствуют формированию активной и полноценной личности, воспитанию у дошкольников любви к родному краю, народной культуре. Фольклор является величайшим достижением национальной культуры каждого народа. Выступая важным средством кристаллизации духовной культуры, он выражает вкусы, склонности, интересы народа. Содержание фольклора, его отдельные жанры и произведения составляют жизнь народа, его миропонимание , нравственно – этические, социально – исторические, философские и художественно – эстетические взгляды. Народное творчество является важнейшим средством формирования личности, причем воспитательные функции фольклора весьма многообразные.
Этнокультурное воспитание – это воспитание, направленное на сохранение этнокультурной идентичности личности путем приобщения к родному языку и культуре с одновременным освоением ценностей мировой культуры. В настоящее время одной из актуальных проблем и становится возрождение культурно – исторического наследия прошлого, важнейшим компонентом которого является этническая педагогика с ее богатейшими традициями и опытом воспитания подрастающего поколения.
Великий педагог К. Ушинский говорил, что первый воспитатель – это народ, а народные сказки – первые и блестящие попытки создания народной педагогики. По идейному содержанию, силе наблюдательности, точности мысли и выражения народная мудрость о воспитании настолько оригинальна, что воистину «никто не в состоянии состязаться с педагогическим гением народа».
Объект исследования: Процесс по приобщению детей старшего дошкольного возраста к якутскому фольклору на основе актуализации его национально – регионального компонента по ФГОС.
Предмет исследования: Содержание, формы, методы и приемы этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста средствами фольклорного кружка.
Цель: Теоретически обосновать и практически использовать формы, методы и приемы использования фольклора в процессе приобщения детей старшего дошкольного возраста в этнокультурном воспитании.
Задачи: - Знакомство с теоретической литературой по теме исследования;
- Выявление особенности исследуемой проблемы;
- Разработать новые формы, методы, приемы этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в работе фольклорного кружка.
Гипотеза исследования: Процесс по приобщению детей старшего дошкольного возраста к якутскому фольклору на основе актуализации его национально – регионального компонента будет эффективным, если:
- правильно организовать этнокультурную среду воспитания;
- вызвать у детей интерес к своей культуре;
- планирование деятельности детей;
- организовать работу с родителями по работе фольклорного кружка.
За последний период в ряде нормативно - правовых документов федерального и регионального уровня были определены ориентиры и направления , в частности:
- в законе Российской Федерации "Об образовании";
- принятые в 2013 г. Федеральные Государственные Образовательные Стандарты Дошкольного Образования одними из своих принципов определяют :
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- учет этнокультурной ситуации развития детей. Одной из задач, на которую направлен стандарт это: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно - нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Анализ психолого - педагогической литературы: Изучая литературу по данной проблеме мы основывались на исследования Г.Н.Волкова, В.Ф.Афанасьева, К.С.Чиряева. Национальная культура, традиции и элементы народной философии, нашедшие отражение в исследованиях Б.Н Попова, , К.Д. Уткина, В.Ф.Афанасьева, У.А.Винокуровой и др. Важное значение для сохранения и развития духовно - педагогического наследия народов имеет разработанная выдающимся ученым - этнопедагогом Г.Н.Волковым. Более тридцати направлений народной педагогики народа Саха указал в своих работах К.С Чиряев. Основной задачей учебно - воспитательногопроцесса является воспитание этнокультурно ориентированной личности детей, цель которого - формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе. Необходимость создания такого обучения обосновывается прежде всего педагогическими факторами.
Традиция - это способ передачи накопленного духовного и трудового опыта нации. Этнопедагогика всегда связывала три поколения, объясняют авторы сборника. В основу построения методики учебно - воспитательного процесса, базирующегося на народной педагогике, следует положить идеал личности как цель воспитания и обучения. Этот идеал органически включается в систему современных социальных целей и выполняет по тношению к учебно - воспитательным системам роль программы обучения и воспитания и критерия эффективности данного процесса. Б.Н.Попов связывает культуру с этническим своеобразием народа. Этническая специфика народа сохраняется и проявляется в языке, традициях, быте, вообще в культуре, которая прежде всего аккумулируется в семье, получает в ней "стартовое" положение. Примечательно высказывание У.А. Винокуровой : "Философия духовности оберегает культуру от поглощения, самоуничтожения и морального падения. Это всепобеждающий дух, в критические периоды светящийся в конце туннеля и указывающий путь к спасению (25, с. 53) На Севере, в условиях специфических проявлений культуры, велика роль раскрытия понятия "самоорганизующей системы". В книге В.Ф.Афанасьева "Этнопедагогика нерусских народов Сибири и Дальнего Востока" характеризует народные традиции воспитания детей в семье, функции детской среды и взрослых.
Педагогический опыт народа сохранялся в устном народном творчестве , обычаях, детских играх и т.д. Ядро родной педагогики составляли воспитательные традиции, которые выступали средством сохранения, воспроизводства, передачи и закрепления социального опыта, духовных ценностей. С их помощью от старших поколений к младшим передавались нормы поведения людей, требования к личности. Характерными чертами традиций является их всеобщность, массовость. Они устойчивы и долговечны. Сущность их состоит в сохранении унаследованных норм поведения, бережном отношении к сложившемуся ранее укладу жизни как к культурному наследию прошлого. Традиции, отражая объективные условия жизни общества, закрепляют более существенные ее элементы, способствуют их преемственности. У народа Саха воспитание детей исходит из традиционного образа жизни. С малых лет детей воспитывали как частицу природы, учили бережному обращению с тем, что их окружает, бережному отношению к дереву, реке, земле, животным. С детства внушалась мысль о том, что все люди – дети природы, кормятся, одеваются от земли, воды, воздуха, от зверей, птиц, рыб, населяющих мир вокруг нас. Нравственный регулятив всегда присутствовал в обычаях, традициях, пословицах и поговорках, сказках. В процессе формирования мировоззрения и воспитания характера ребенка большое значение имеют детские сказки, занимающие в устном народном творчестве значительное место. В них отражены нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль, радости, мечты народа. Памятники устного творчества народа Саха позволяют сделать вывод о том, что народ накопил богатейший опыт в деле воспитания молодежи. Гуманистические идеалы правды, справедливости, свободы, идея борьбы за преобразование жизни красной нитью проходят через фольклор народа. Таким образом, приобщение к своей культуре Саха является одним из актуальных проблем нравственного воспитания. Приобщение к культуре своего народа, общечеловеческим ценностям проходит успешно лишь тогда, когда ребенок с детства имеет возможность восприятия родной национальной культуры.
Народная культура – основа содержания народной педагогики, традиционной культуры воспитания. Ведущим компонентом народной культуры, имеющим большое воспитательное значение, является фольклор – устное народное творчество, существующее в виде сказок, пословиц и поговорок, загадок, народного героического эпоса – олонхо, народные песни, тойук, скороговорка (чабыр5ах). Особенностью фольклора является его ярко выраженная региональная принадлежность и историческая конкретность. Фольклор как форма народной культуры не остается неизменным, а развивается вместе с развитием народа, вбирая в себя все ценное, что существовало ранее, и отображая новые социальные изменения. Поэтому фольклор всегда самобытен и современен. Именно по этой причине он сохранил свою воспитательную функцию и в настоящее время.
Жанры фольклора. Одним из главным элементом фольклора является народная песня, тойук. Воспитательные функции песни различны. В дошкольном возрасте возможно самое разное использование песни – от ее разучивания и исполнения до анализа содержания, музыки и настроения. Детская народная песня, имеет обычно очень простой музыкальный строй и почти не требует музыкального сопровождения. Она может исполняться детьми с голоса воспитателя, матери, бабушки. Мелодия такой песни легко запоминается и воспроизводится. Песню ребенок может использовать в игре сам, копируя действия взрослых и включаясь тем самым в систему социальных ролей. Народная песня позволяет любому исполнителю вносить любые изменения, соответствующие ситуации. В этом и состоит ее основная особенность. У нашего народа много песен , в которых воспевается красота весны, утренней зари, явлений природы. Они выражают правдивый взгляд на действительность, передают думы, мечты народа и являются важным средством этнокультурного воспитания.
Памятникам устного народного творчества относятся героический эпос – олонхо, мифы, легенды, сказания. Мифология – особый вид устного творчества, возникший на ранних ступенях развития человеческого общества. Это произведения народной фантазии, возникшие для объяснения различных явлений реальной действительности. Известны мифы о трех мирах (верхний, средний, нижний), о сотворении земли, о среднем мире и духах – хозяевах природы, духах земли, леса и воды, духе домашнего очага, Быке зимы и др. Мифические сюжеты и образы представлены в эпосе олонхо, в сказках, легендах и других фольклорных жанрах. Олонхо – эпос древнего происхождения, повествующее о подвигах богатырей, об их борьбе с богатырями злых чудовищ – абаасы. Наши предки ставили перед собой важнейшие жизненные и нравственные проблемы. Главной идеей олонхо является идея установления счастливой жизни и устранение зла на земле, воспитание молодого поколения в духе преданности, любви к родной земле. Любовь к Родине и народу – одно из наиболее глубоких чувств, которое прививается детям с ранних лет. Структурное содержание олонхо – описание страны, священного дерева, жилища героя, его богатства, его вооружения. Главный герой – защитник рода и племени. В единоборстве с темными силами абаасы он выходит победителем, устанавливает на земле счастливую жизнь, умножая и воспитывая род ураангхай Саха. Олонхо как сокровишница, носит ярко выраженный педагогический характер. Каждый эпизод в олонхо несет воспитательную и образовательную функцию. Это, в первую очередь, этические идеи: трудолюбие, единство рода и племени, согласие в семье, патриотизм, гуманные взаимоотношения между людьми, почтительное отношение к старым людям, как носителям и хранителям национальных традиций, забота о детях и их воспитание, честность, смелость, благородство. Это одновременно передача эстетических идеалов, предполагающих красоту родной природы, национальной одежды, воинских доспехов, красоту борьбы и побед, национальных праздников. В работе с детьми целесообразно обратить внимание на противопоставление добрых и злых персонажей, контраст цветовой символики и голоса героев. Имена добрых героев содержат описание белого цвета: Юрюнг Аар Тойон (основатель мира добра), Юрюнг Уолан (Белый юноша).Их противниками являются глва племени абаасы Арсн Дуолай Буор Мангалай, Будуруйбэт Бугустээн Хара (черный). В именах персонажей символизируют добро и зло. Г.Н.Волков писал: «Олонхо, являясь концентрированным выражением духовной жизни якутского народа, несет на себе огромную педагогическую нагрузку: оно богато воспитательными идеями, в нем много образовательного материала, формирует любовь к народу и человечность, его текст развивает ум, память, внимание, наблюдательность, сами олонхосуты являются прекрасными учителями народа. В олонхо получили отражение цели воспитания и его методы, определены черты личности и средства воздействия на чувства, сознание и поведение подрастающего поколения (26, с74)
Народные сказки. Сказка является одним из ведущих компонентов фольклора. В процессе воспитания ребенка большое значение имеют сказки. В них отражены нравственные и эстетические идеалы, горе, печаль, радости, мечты, героические устремления народа. Положительные персонажи сказок побеждают врагов, добиваются торжества правды и справедливости. Сказки можно разделить на три вида: 1) сказки о животных; 2) волшебные сказки; 3) бытовые сказки. Сказки о животных обычно невелики по объему. Героями выступают животные, которые наделяются разумом, даром речи. На животных переносятся черты человеческого характера: верность слову, дружелюбие, алчность, хитрость, вероломство, глупость и др. В сказках о животных отразилась мораль трудового человека, они развлекательны и поучительны. В волшебных сказках элементы чуда преобладают над реальным изображением жизни. В них часто рассказывается о столкновении и борьбе с чудовищами.( например: «Гуси – лебеди»). Бытовые сказки рассказывают о взаимоотношениях бедняков и богачей, о хитрых и ловких людях, об умном парне или находчивой девушке, о глупцах, о счастье (Мэник Мэнигийээн). Сказка несет в себе положительный эмоциональный заряд, который при грамотной работе педагога может быть с успехом привнесен в обучение и воспитание детей дошкольного возраста. При этом необходимо давать дополнительные задания детям, которые, не нарушая общего замысла сказки, повышают ее обучающий потенциал (привлечение в сказку загадок, пословиц; продолжение сказки, оценка поступков сказочных героев). Таким образом, через сказки ребенок получает не только знания о мире, о взаимоотношениях людей, о проблемах, но и о путях выхода из трудных ситуаций.
Развивая и совершенствуя средства и факторы воспитания, народная педагогика сформировала в своем арсенале малые формы фольклора: пословицы, поговорки и загадки. Пословицы и поговорки представляют собой систему норм и правил, регламентирующих поведение, деятельность и взаимоотношения людей. Они выражены в форме запретов, иронии, иносказаний, похвалы. Язык пословиц прост и доступен детям, излучает остроту и юмор. Для работы с детьми дошкольного возраста можно рекомендовать на такие темы : любовь к Родине, матери, природе, труду, о честности, правдивости , совести, дружбе, уважение к старшим, уме, образовании, знаниях. Очень полезна игра – соревнование, в которой выявляется лучший знаток пословиц. Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы. Загадки имеют большое познавательное и воспитательное значение, они развивают воображение и наблюдательность, находчивость и смекалку, память, образное мышление, быстроту умственных реакций. Праздники и традиции – это средство приобщения детей дошкольного возраста к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. На ысыахе звучит праздничный алгыс, проводятся национальные спортивные игры, конные скачки, осуохай, конкурс национальных костюмов, выступления тойуксутов, олонхосутов, развивают эстетические чувства подрастающего поколения. Таким образом, педагогика ысыаха – это передача опыта старшего поколения молодому. Самый главный вид деятельности является игра. Через игру ребенок входит в систему взаимоотношений людей в труде, на отдыхе, в семье, коллективе; усваивает систему норм и правил поведения; учится играть определенные социальные роли, подчиняться и брать ответственность на себя. В теорию игры значительный вклад внесла Н.К.Крупская. « Для ребят дошкольного возраста, - писала она, - игры имеют исключительное значение: игра для них – учеба, - труд, серьезная форма воспитания, способ познания окружающего». Таким образом, народные игры имеют большую социальную значимость. Делаем вывод, изучая психолого – педагогическую литературу мы выяснили, что все жанры фольклора имеют для этнокультурного воспитания большое значение.
Практическая часть. Базой для нашего исследования является МБДОУ ЦРР детский сад №3 «Катюша», старшая группа «Кэнчээри», возраст детей: 5 лет. Якутский фольклор – неотъемлемая часть творчества якутского народа. На протяжении многих веков – это основное средство воспитания. Педагогические традиции передаются из поколения в поколение через традиционную культуру воспитания. В связи с этим в современных условиях перехода дошкольных учреждений к примерным образовательным программам по ФГОС дошкольные учреждения разрабатывают рабочие образовательные программы с учетом национально – культурных, демографических, климатических особенностей. В соответствии по ФГОС структура программы состоит: 60% - общая программа, 40% - национально – региональный компонент. В связи с этим появляется проблема правильного и грамотного подхода к созданию способов передачи опыта педагогики фольклора детям дошкольного возраста. Таким образом, данная программа «Фольклор алыптаах эйгэтэ» приобщает к фольклору посредством создания среды в детском учреждении. Цель данной программы – помощь педагогам ДОУ и родителям эффективно вовлекать детей в устное народное творчество , через жанры фольклора.
Я работаю в этой группе воспитателем и второй год веду фольклорный кружок «Фольклор алыптаах эйгэтэ». Кружок рассчитан на два года обучения.
Исходя из вышеизложенного, для приобщения детей к истокам якутской культуры и культуры народов России нами были выбраны следующие приоритеты:
- Предметно – развивающая среда, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это помогает детям с раннего возраста понять, что они – часть своего народа.
- Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песни, пословицы, скороговорки, танцы, настольные и подвижные игры, тойук, олонхо, тойук, загадки)
- Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции.
- Привлечь родителей к работе фольклорного кружка.
«Фольклор алыптаах эйгэтэ»
Фольклор куруьуогун бырагырааммата.
Быьаарыы сурук
Тереебут тыл – киьи уерэ5и – билиини тургэнник ылынар, ейе – санаата туругурар, майгыта – сигилитэ ситэр, иьирэх иэйиитэ уьуктар, елбет уйэлээ5и айар – тутар дьо5ура тобуллар айыл5аттан бэриллибит эйгэтэ буолар. Саха ыччата о5о эрдэ5иттэн тереебут буоруттан силистэнэн – мутуктанан иитилиннэ5инэ, норуотун тылын бар5а баайын, утуе угэстэрин этигэр – хааныгар инэриннэ5инэ, амарах сурэ5ин, мындыр ейун утумнаата5ы – на эрэ саха омук омук быьыытынан чэчирии сайдара саарба5а суох. О5о5о норуот кутун – сурун инэрэргэ фольклор айымньыта суду суолталаах.
Сыала : - Норуот уус – уран айымньытыгар интэриэьи уескэтии; фольклор жанрдарын о5о истэн араара уерэнэрин ситиьии; фольклор араас керунун туьанан о5о ойуулаан – дьуьуннээн, образтаан толкуйдуур дьо5урун эрчийии, фантазиятын сайыннарыы; норуот айымньытын геройдарын утуе холобурдарын сиэр – майгы еттунэн иитиигэ кедьуустээхтик туьаныы.
Фольклор керуннэрин (остуоруйа, таабырын, ес хоьооно, оьуокай, норуот ырыатын) туьунан ейдебулу ылар, сэргии уерэнэр, себулээн истэр, дуоьуйар. Фольклору керуннэринэн арааран билэр, остуоруйалары, таабырыннары, ес хоьооннорун билэр, сатаан кэпсиир, толорор. Айымньы ис хоьоонун ойуулаан – дьуьуннээн кердерер, геройдарын утуе еруттэрин холобур оностор, тугэнигэр сеп тубэьиннэрэн санатыгар, кэпсээнигэр туьанар.
Остуоруйа – норуот бэйэтин ба5атын, эрэлин, оло5ун – дьаьа5ын туьунан этэр, кэрэхсээн истиллэр дьикти – дьиибэ фантастическай кэпсээн диэн ейдуур. Араас омук остуоруйаларын арааран билэр.
ϴс хоьооно – олох – дьаьах, быьыы – майгы туьунан тумуктэммит ейу – санааны а5ыйах тылынан дьуьуннээн этии ес хоьооно дэнэр диэн ейдуур. До5ордоьуу, майгы – сигили туьунан уонна субэ – ама суолталаах маннык ес хоьооннорун билэр, ис хоьоонун ейдеен, то5оостоох кэмигэр тубэьиннэрэн, о5олору, улахан дьону кытта сыьыаныгар, бодоруьуутугар туьанар.
Таабырын – тугу эмэни атын кестуунэн сыьыаннаан таайтарар кыра айымньы ааттанар диэн ейдуур. Холоон, саба5алаан, туохха сыьыаннаа5ын быьаарар, таайыытын тобулар. О5о таабырыны таайан булугас ейун, хомо5ой тылын эрчийэр, сайыннарар.
Оьуокай – ункуу, ырыа, поэзия холбоспут фольклор сурун керунэ буолар диэн ейдебулу ылар. Оьуокай арааьын керен, истэн билэр. Оьуокай хаамыытын толорорго уерэнэр.
Норуот ырыатын сэргээн истэр, толорорго холонор. Хомус туьунан билиитин ханатар, хомус тыаьын сэргээн истэр, тарда уерэнэр. Сахалыы остуол оонньууларын, хамсаныылаах оонньуулары быраабылаларын билсэр, оонньуу уерэнэр.
Саба5алааьын: Фольклору оскуола иннинээ5и саастаах о5олорго уерэтии тумугэр манныгы ситиьиэххэ сеп:
- о5о «мин сахабын» диэн бэйэтин омугунан киэн туттар, фольклор жанрдарын арааран, истэн билэр;
- истэр, толкуйдуур, ейге тутар дьо5ура, айан таайтарар, кэпсиир, уус – уран тыла, ыллыыр дьо5ура сайдар;
- фольклор керуннэрин толоруу инники олуктарын ууруу.
Соруктар: 1. Фольклорга интэриэьи, ейдебулу уескэтии;
2. О5о истэр, онорон керер, толкуйдуур, билэ – кере сатыыр дьо5урун уьугуннарыы, сайыннарыы;
3. Талааннаах о5ону булан дьо5урун уьугуннарыы, таьаарыы;
4. О5о куруьуокка ба5а еттунэн сылдьыытын ситиьии;
5. О5ону фольклорга угуйарга айымньылаах улэни ыытыы, тэрийии;
6. Тереппуттэр ейебуллэрин ылыы.
Орто белех о5олоругар «Фольклор алыптаах эйгэтэ» куруьуок былаана.
Быьаарыы сурук
Программа5а саха фольклора о5о сааьыгар сеп тубэьиннэрэн аттарылынна. Таабырыны, остуоруйаны, ес хоьоонун, оьуокайы билиьиннэрии, уерэтии 4 - 5 саастаах о5олорго ыйдарынан арааран наарданна. Дьарыктаныы нэдиэлэ5э биирдэ 20 – 25 мунуутэ устата ыытыллар.
Тереебут тыл – киьи уерэ5и – билиини тургэнник ылынар, ейе – санаата туругурар, майгыта – сигилитэ ситэр, иьирэх иэйиитэ уьуктар, елбет уйэлээ5и айар – тутар дьо5ура тобуллар айыл5аттан бэриллибит эйгэтэ буолар.
Саха ыччата о5о эрдэ5иттэн тереебут буоруттан силистэнэн – мутуктанан иитилиннэ5инэ, норуотун тылын бар5а баайын, утуе угэстэрин этигэр – хааныгар инэриннэ5инэ, амарах сурэ5ин, мындыр ейун утумнаата5ына эрэ саха омук омук быьыытынан чэчирии сайдара саарба5а суох. О5о5о норуот кутун – сурун инэрэргэ фольклор айымньыта суду суолталаах. Саха фольклорун бар5а баай тыыныгар, о5ону кыра эрдэ5иттэн уьуйуу, угуйуу бу программам сурун сыалынан буолар.
Иитии – уерэтии кедьуустээх буоларын туьугар маннык ирдэбиллэри тутуьан улэлиибин:
- Фольклору билиьиннэриигэ иитэр – уерэтэр улэ араас ньыматынан ыытыллар.
- О5о бол5омтотун тардар, интэриэьин урдэтэр, кыра о5о5о тиийимтиэ буоллун диэн элбэх кердеруллэр матырыйааллары туьанабын, тсо, дидактическай оонньууну ыытабын.
«Фольклор алыптаах эйгэтэ» куруьуок иитэр - уерэтэр сыала – соруга:
- Норуот уус – уран айымньытыгар интэриэьи уескэтии.
- Фольклор жанрдарын о5о истэн араара уерэнэрин ситиьии.
- Фольклор араас керунун туьанан о5о ойуулаан – дьуьуннээн, образтаан толкуйдуур дьо5урун эрчийии, фантазиятын сайыннарыы.
- Норуот айымньытын геройдарын утуе холобурдарын сиэр – майгы еттунэн иитиигэ кедьуустээхтик туьаныы.
Ыйдарынан араарыы:
Бала5ан ыйа | Сиэр - туом | 4 дьарык |
Алтынньы ый | Остуоруйа | 4дьарык |
Сэтинньи ый | Таабырын | 4 дьарык |
Ахсынньы ый | Остуоруйа | 4 дьарык |
Тохсунньу ый | Оьуокай | 4 дьарык |
Олунньу ый | Оьуокай | 4 дьарык |
Кулун тутар | Норуот ырыата | 4 дьарык |
Муус устар | Хомуьу билиьиннэрии | 4 дьарык |
Ыам ыйа | Остуол оонньуулара | 4 дьарык |
Ос хоьоонугар анал дьарык ыытыллыбат.
Буолар кэмэ | Тиэмэтэ | Сыала - соруга | Туттар тэрил |
Бала5ан ыйа | 1.Билсиьии. 2.Сиэр – туом 3. Кут – сур 4.Барбыты хатылааьын | О5о5о норуотун кутун – сурун инэрии. | Хартыыналар |
Алтынньы | 1.Фольклор керунэ – остуоруйа 2.Кутуйахтах тайах 3. Тураах хайдах хара дьуьуннэммитэй 4. Куобах | О5о остуоруйаны сэргээн истэрин ситиьии | Магнитнай театр Хартыыналар, «Бэйбэрикээн эмээхсин»пазлы хомуйуу. |
Сэтинньи | 1.Таабырыннар: дьиэ5э – уокка, малга – слга сыьыаннаах. 2 Дьиэ кыыллара; тыа кыыллара; от – мас туьунан. 3. Тыа кыыллара; 4. От – масс туьунан | О5о булугас, сытыы ейун сайыннарыы, уус – уран тылга уьуйуу. | Хартыыналар |
Ахсынньы | 1.Остуоруйа «аптаах холбуйачаан» 2.Кэччэгэй балыксыт 3.Кыьын уьаабытын, сайын кылгаабытын туьунан 4.Кутэр, чыычаах икки | Остуоруйа геройда-рын утуе быьыытын о5ону сиэр – майгы еттунэн иитии; о5о тылын байытыы, кэпсиир дьо5урун сайыннарыы. | Аптаах холбуйачаан, тарбах театра, дидактическай оонньуу «Сепке эт» |
Тохсунньу | 1.Саха омук ункуутэ – оьуохай 2.Оьуохай ункуу араас керуннэрэ; 3. Хаамарга уерэтии; 4.Барбыты хатылааьын | Оьуохай ус туьумэх- тэн туруутун туьунан ейдебулу ылар; хаамыытын уерэтии, музыканы истэр дьо5урун сайыннарыы. | Dvd –диискэ5э керуу, дидактическай оонньуу «Куукуланы таныннар». |
Олунньу | 1.Оьуохай хаамыытын уерэтии; 2. Оьуохай хаамыы- тыгар уерэтии; 3. Оьуохай тылын этэргэ уерэтии; 4. Барбыты хатылааьын | О5о оьуохайы истэн сэргиир, керен кэрэхсииргэ иитии. | Оьуохай мелодия – тын запиьа , муз центр. |
Кулун тутар | 1.Норуот ырыатын билиьиннэрии; 2. «О5о –о5о эрдэххэ» норуот ырыатынуерэтии. 3. Алгыс ырыата 4.Барбыты хатылааьын | О5о норуот ырыатын истэн , ыллаан дуоьуйууну ыларын иитии. | Дидактическай оонньуу «Обугэлэрбит иьиттэрэ – хомуостара» |
Муус устар | 1.Хомуьу билиьиннэрии 2.Хомус туох туьунан кэпсиирий? 3. Саха сирин хомусчуттара 4.Барбыты хатылааьын | Хомус сирэйдээх, сынаахтаах, тыллаах чыычаахтаах диэн ейдебулу биэрии, хомус араастарын билиьиннэрии.О5о хомус тыаьын истэн кэрэхсиирин иитии. | Дидактическай оонньуу «Саха бала5ана», хомус, хомус тыаьын запиьа, муз.центр. |
Ыам ыйа | 1.Сахалыы остуол оонньуулара «Хабылык»; 2.«Куерчэх ытыйыы»; 3.«Дугда», «Тырыынка». 4.Оонньуу | О5о тереебут норуотун оонньуу – ларын туьунан билсиьэр, оонньуу уерэнэр. | Остуол оонньуулара |
Улахан белех о5олоругр аналлаах фольклор куруьуогун былаана 2017 – 2018 с. Уерэтии иккис сыла. 5 – 6 саастаах о5олорго ананар, дьарыктаныы нэдиэлэ5э биирдэ 25 – 30 мунуутэ ыытыллар.
Буолар кэмэ | Тиэмэтэ | Сыала - соруга | Тэрил |
Алтынньы – Хотой Айыы |
Кутуйах суурдуу Биьилэх кутуьуу | О5о5о тереебут ийэ тылын, норуотун кутун – сурун, сиэрин – туомун инэрии. | Хартыыналар |
Сэтинньи - Байанай | 1.Олонхону билиьиннэрии 2. Г.Колесов «Эрчимэн Бэргэн» 3.«Ньургун Боотур» 1)Бухатыыр ата 2) Орто дойду оноьуллуута 3)Сорук – боллур ырыата 4. П.А.Ойуунускай туьунан билиьиннэрии. Оонньуулар:Бухатыырдар туруулаьыылара; Тарбах таайсыы;Суегэй иирдии. | Олонхо туьунан ейдебулу биэрии: бухатыырдар геройдуу охсуьууларын хоьуйан кердерерун ейдетуу; Олонхо5о кун улууьа – айыы айма5а уонна абааьы айма5а диэн суолтатан билиьиннэрии. Олонхо5о баар ыарахан тыллары суолтатын ейдетуу. Сепке санардыы. | Грамзапись П.А.Ойуунускай мэтириэтэ |
Ахсынньы - БилгэХаан |
Оонньуулар: Харах симсии, Атах тэпсии. | О5о остуоруйаны сэргээн истэрин ситиьии. Остуоруйа геройдарын утуе быьыытын о5ону сиэр – майгы еттунэн иитиигэ туьаныы. | Кукольнай театр Остуоруйаьыт олоппоьо Инсценировка. Мааскалар, костуум |
Тохсунньу – Танха ыйа | 1.Танха 2. Таабырын 3.Сахалыы остуол оонньуулара: Хаамыска , тыксаан, дугда, тырыынка, куерчэх ытыйыы, хабылык. 4.Сахалар бырааьынньыктара – ыьыах Хамсаныылаах ооньуу: Танхаьыт | Танха туьунан ейдебулу биэрии Таабырын - тэнниир дьо5уру, булугас, сытыы ейу сайыннарыы, уус – уран тылга уьуйуу. О5о тереебут норуотун оонньууларын кытары ситэри билсиьэр, оонньуур. | Хартыына Остуол оонньуулар. |
Олунньу – Одун Хаан | 1.Тойук – кылыьахтаах ырыа 2. Тойуксуттар 3.Норуот ырыаьыта – Сергей Зверев – Кыыл уола 4. Хамс оонньуу: Ал5аьаама, Бырыычыка | Тойугу билиьиннэрии Тойук керуннэрэ С Зверев оло5ун билиьиннэрии | Тойук запиьын эбэтэр тойуктаан иьитиннэрии. С Зверев Кинигэлэрин очеркаларын быыстапката оноруу |
Кулун тутар – Дьеьегей | 1.«Алааспар сылгылар» 2.Норуот ырыата «Тугун бэрдэй кэрэтэй 3. Саас буола5а – дэгэрэн ырыа 4. Бала5ан Хамсаныылаах оонньуулар: «Убаьа уулатыы», «Орой охсуьуу» | Дьеьегей о5ото – сылгы айыыьыта. Сылгы уерун билиьиннэрии. Норуот ырыатын уерэтии, дэгэрэн ырыаны билиьиннэрии Ебугэ оло5ун билиьиннэрии | Интерактивнай доска5а слайд «Сылгы – Дьеьегей о5ото» Дидактическай оонньуу «Саха бала5ана Иьиттэрэ – хомуостара» |
Муус устар – Айыыьыт ыйа | 1.Оьуохай – саха ункуутэ 2. Оьуохай керунэ 3. Оьуохайдьыттар 4.Хамсаныылаах оонньуулар:Былаатынан таьыйсыы Кулуустэьии. Остуол оонньууларынан оонньооьун | Оьуохай ус туьумэхтэн туруутун туьунан ситэри хатылааьын: туойан са5алааьын, хаамыы ункуу, кетен ункуулээьин. Оьуохай тылларын биирдиилээн о5о5о уерэтии. | Оьуохай туьунан слайд. Оьуохайдьыттар мэтириэттэрэ. |
Ыам ыйа - Иэйиэхсит | 1Чабыр5ах. Керуннэрэ. 2. Сэргэ – дьиэ ымыыта 3. Хомус 4. Виртуоз - хомусчуттар | Чабыр5ах о5о тылын – еьун эрчийэр, тургэнник ейдуур дьо5ура сайдар Чабыр5ах уерэтии Сэргэни, араастарын билиьиннэрии | Хаартыскалар Хомус. Араастарын туьунан кердерер слайд |
Заключение: Для изучения уровня развития речи детей была использована методика О.С.Ушаковой, Е.М.Струниной, направленная на определения уровня развития устной речи детей старшего дошкольного возраста. Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и уточнении теоретического и практического материала в рамках проблемы исследования. Практическая значимость исследования заключается в разработке методических рекомендаций для воспитателей по приобщению детей к фольклору.
Мониторинг (диагностика)
- Диагностика уровня речевого развития детей.
- Наблюдение:
- обогащение словарного запаса;
- использование фольклора в речи;
- приобщение к народным традициям.
Основные параметры мониторинга (диагностики) речевого развития детей:
1.Умеет отвечать на вопрос полным распространенным предложением (из 3 и более слов)
2.Умеет подбирать синонимы и антонимы в пословицах и поговорках, в речевой ситуации.
3. Пересказывает сказку.
4.Умеет отгадывать загадки и доказывать отгадку.
5. Умеет объяснять значение слова по функциям предмета (объяснить значение пословицы)
6. Называет жанры фольклора (3 и более)
Критерии оценки вопросов:
Высокий уровень – ребенок составляет предложение из 3 и более слов; правильно подбирает синонимы и антонимы в пословицах , в речевой ситуации; может пересказать основной сюжет сказки; правильно поясняет значение слов; умеет доказать отгадку. Кроме того, много знает пословицы, скороговорки, загадки и т.д.
Средний уровень – ребенок составляет предложение из 2 слов; подбирает синонимы и антонимы, но в требуемой грамматической форме; в речевой ситуации называет по одному слову; дает свои варианты, вместо значения слов дает описание предмета, либо дает не точное объяснение; отгадывает загадку, а объяснить не может, составляет пересказ, используя отдельные слова; называет по одному – два примера на каждый предложенный жанр.
Низкий уровень – ребенок не составляет предложение, а повторяет предъявляемое слово; не может подобрать синонимы, а, подбирая антонимы использует частице «не»; в речевой ситуации подбирает неточные по смыслу слова, либо также использует частицу «не»; загадку отгадывает неверно и не доказывает отгадку; составляет рассказ пересказ без учета задания; практически не знает пословиц, скороговорок, загадок и т.д. Работа по приобщению детей к фольклору проводилась в течение года. В нашей работе мы использовали такие методы и формы работы: беседы, оживляющий интересы активизирующее внимание, демонстрация наглядных пособий, организация индивидуальных и коллективных форм работы, работа с родителями , фронтальный – одновременно работа со всеми детьми, подвижные, настольные игры, игры на хомусе. Мониторинг проводится в год два раза: перед началом занятий, осенью и весной. Высший уровень: 1 (6%), средний 14 (82%), низкий 2 (12% ) После 1 года обучения у детей повысились знания и умения по приобщении с фольклором. В прошлом году участвовали в республиканском конкурсе «Ебугэ быстыбат ситимэ» скороговоркой. Ежегодно участвуем в соревнованиях по якутским настольным играм (хаамыска, хабылык). В работе с родителями проводили индивидуальные беседы, групповое собрание «Предметно – развивающая среда», папки – передвижки оформили «норуот уте угэстэрин о5ону иитиигэ туьаныы».
Провела анкетирование детей, посещающих фольклорный кружок «Фольклор алыптаах эйгэтэ». Дети должны были ответить на вопрос: «Нравится ли тебе посещать занятия фольклорного кружка», нужно было ответить выбрать один из трех вариантов ответов: с желанием, без желания, затрудняюсь ответить. По результатом анкетирования, все дети с желанием посещают кружок. Следовательно, наша гипотеза о том, что приобщение детей старшего дошкольного возраста к фольклору как средство этнокультурного воспитания подтвердилась. В дальнейшем мы планируем продолжать работу по данной тематике и пополнять предметно –развивающую среду новым, в том числе разработанным нами, дидактическим материалом.
Туьаныллыбыт литература:
- «Саха фольклора» программа Л.Т. Лепчикова ; Х.К.Татаринова ; Г.Н.Иванова ; - Дьокуускай; 1993
- «О5о иитиитигэр норуот фольклорун туьаныы» А.Д.Слепцова – Дьокуускай;1992
- «Обугэлэрбит олохторо – дьаьахтара» Н.Е.Саввинов - Дьокуускай;1992
- «Кемус дьуруьун» Н.И.Сафонов – Дьокуускай; 2001
- «Обугэлэрбит оонньуулара» А.С.Федоров – Дьокуускай;1992
- Айыы уерэ5э. Тэрис – Дьокуускай; 1993
- «Сиэрдээх буолуу» Л.А.Афанасьев – Дьокуускай; 1993
Аннотация
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом Тазиной Г.А. по теме " Двигательная активность - средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к здоровому образу жизни"
Распространение опыта работы воспитателя Тазиной Г.А....
Краеведческая деятельность ДОУ как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к культуре родного края.
Теоретические основы краеведческой деятельности как средства приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края....
Фольклор как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры
Народное творчество можно рассматривать, как средство всестороннего развития ребенка-дошкольника, в целом, как средство развития творческих способностей детей, как средство патриотического воспитания,...
«Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам родной культуры».
Разработанный проект сочетает в себе образовательные возможности учебного проекта, и проекта, направленного на воспитание гражданственности и патриотизма определяется субъективными усилиями педа...
"Народное творчество как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры".
От поколения к поколению переходят считалки, дразнилки, скороговорки, русские народные сказки, потешки и т. д, но современный ребёнок очень мало знает о традициях русского народа, о его культуре, так ...
Мастер-класс «Экспериментально-исследовательская деятельность как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к занятиям физкультурой и спортом»
Педагоги ДОО познакомятся с элементами экспериментирования в образовательной области "Физическая культура" для привлечения интереса детей с разным уровнем физического развития к занятиям физ...
Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию
Фольклорный кружок как средство приобщения детей старшего дошкольного возраста к этнокультурному воспитанию...