Музыка глушит печаль
план-конспект занятия на тему

Беловинцева Светлана Владимировна

На каждом арттерапевтическом занятии ставилась диагностическая задача: исследовать уровень коммуникативного взаимодействия, степень тревожности, эмоционального напряжения, доминирующего фона настроения, а также проследить динамику изменений в психоэмоциональном состоянии каждого ребенка на протяжении всех занятий.
Например, на первых индивидуальных занятиях необходимо было наладить первоначальный контакт с ребенком, выяснить внутреннее эмоциональное состояние. Имея в арсенале некоторую диагностическую информацию от логопеда, врача, психолога и других специалистов, нужно было выявить наличие имеющихся нарушения психоэмоциональной, коммуникативной, личностной сфер. По имеющимся сведениям, данный ребенок страдает задержкой психического развития органического характера, что подтверждает поставленный диагноз «малая мозговая дисфункция». Церебрально-органическая недостаточность - основная причина имеющихся нарушений в психоэмоциональной сфере ребенка: тревога, страхи, агрессивность, негативизм, немотивированные колебания настроения, пониженная самооценка, конфликтная форма взаимодействия. На основе этих данных, учитывая особенности психоэмоциональной и коммуникативной сферы, а также беря во внимание задержанное развитие всех основных психических процессов (память, восприятие, внимание), строилось планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл музыкатерапия16.25 КБ
Файл шпоргалочка13.6 КБ
Microsoft Office document icon музыка глушит печаль44 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Физиологические основы музыкотерапии

«Музыка глушит печаль». Шекспир У.

Цель: развитие чувства релаксации, ощущения собственного тела, выработка желаний управлять им и наслаждаться состоянием покоя. Формирование духовно-нравственных понятий добра и зла.

Перед принятием сеанса музыкотерапии детей нужно обязательно настроить. Они должны расслабиться- это поможет им "открыть двери бессознательного" и принять в полной мере действие музыки. При этом не важно, какое действие оказывает музыка -  успокаивающее, стимулирующее или поднимающее настроение.

Игры на дыхание.

Цель: снижение психоэмоционального напряжения, снятие мышечных зажимов, 1.Тонизирующее дыхание.

Инструкция: медленно вдох в живот, грудь и бронхи, постепенно поднимаются локти, кисти свободно висят. Далее сильный выдох на слог «ха», кисти от уровня лица разворачиваются и выбрасываются вверх, затем руки медленно опускаются.

2. Расслабление мышц лица и головы.

Инструкция: упражнение построено на имитации продолжительного фырканья лошади. При выдохе через рот нужно постараться ослабить все мышцы лица, чтобы они свободно вибрировали под воздействием свободно проходящего воздуха.

3. Расслабляющее дыхание.

Инструкция: представить перед собой большой и красивый букет цветов и вдыхать воображаемый аромат.

Приемы арттерапии: «Направленная визуализация» с использованием сопровождающей музыки. Эта техника позволила проработать негативные образы, навязчивые страхи и затем - перевести эти образы на позитивный уровень.
Комментарии: Ребенок «освободился» от негативных образов, было снято внутреннее напряжение, ребенок стал более раскрепощенным и активным.
Приемы интегративной музыкоизотерапии: «Музыка и цветовыбор». Было
предложено выбрать «цвет» звучащего музыкального фрагмента:

  1. Ф.Лист. «Грезы любви»
  2. Ф.Шопен. Ноктюрн N2
  3. Л.Бетховен. «Лунная соната»
  4. П. Чайковский. Времена года «Октябрь»
  5.  А.Вивальди. Времена года «Осень»

Комментарии: ребенком был сделан достаточно интересный выбор соответствующего цвета. (1.желтый; 2. зеленый; 3. сиреневый; 4. Красный; 5. оранжевый.).
При повторе фрагментов, выбор тот же - это говорило о сознательно сделанном выборе.


Применение подобных приемов и их вариантов дает возможность через музыку приобщаться к окружающему миру, а посредством цвета - отражать свое отношение к нему, таким образом, - налаживать контакт.

Выполняется упражнение на смешение злой и доброй сказки ( в стакане с водой смешиваются капли светлой и тёмной палитры под музыкальные фрагменты ).Варианты разнообразны.

СОЧИНЯЕМ     СКАЗКУ.

Опираясь на опорные слова с предварительным выбором героя.

- Жил(а) был(а)….

- И вдруг однажды...

- Из-за этого…

- На удивление…

- А там…

- Кульминация.

СПУСТИЛСЯ  МУЗЫКАЛЬНЫЙ ТУМАН   и   погрузил нас в минуту отдыха ( релакс).

Вы бабочки, летящие над ручейком….

 Вы видите как из колокольчиков, растущим по берегам ручейка , в его  журчащие струйки воды скатываются музыкальные капельки, переливающиеся под солнечными лучами всеми лучами радуги.

Вы просыпаетесь под звон этой капели…  ( звон колокольчиков)

РЕФЛЕКСИЯ

Сюрприз из волшебной коробочки – радужные музыкальные капельки.

Сняты – раздражительность и неврозы, помог нам в этом  Чайковский.

 Наступило спокойствие и удовлетворение благодаря Бетховену и Брамсу.

Раздражительность и неврозы лечит музыка Чайковского.
От мигрени слушайте «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака,
«Американец в Париже» Гершвина.
Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского.
Нормализует сон сюита «Пер Гюнт» Грига.
Поднимают настроение, избавляют от депрессии - джаз, блюз, регги.



Предварительный просмотр:

Пакет классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.


1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Штраус "Вальсы",
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3.Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" ,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эдмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".

Результаты от лечения музыкой появляются через месяц.

Лечение музыкой должно быть не утомительным.

Пакет классической музыки для регуляции психоэмоционального состояния.


1. Уменьшение чувства тревоги и неуверенности.
Штраус "Вальсы",
Шопен "Мазурка, "Прелюдии",
Рубинштейн "Мелодии".
2. Уменьшение раздражительности, разочарования, повышение чувства принадлежности к прекрасному миру природы.
Бах "Контата 2",
Бетховен "Лунная соната", "Симфония ля-минор".
3.Для. общего успокоения, удовлетворения.
Бетховен "Симфония 6", часть 2,
Брамс "Колыбельная",
Шуберт "Аве Мария",
Шопен "Ноктюрн соль-минор",
Дебюсси "Свет луны".
4. Снятие симптомов гипертонии и напряженности в отношениях с другими людьми.
Бах "Концерт ре-минор" для скрипки, "Кантата 21".
Барток "Соната для фортепиано, ''Квартет 5,
Брукнер "Месса ля-минор".
5. Для уменьшения головной боли, связанной с эмоциональным напряжением.
Моцарт "Дон Жуан",
Лист "Венгерская рапсодия" ,
Хачатурян "Сюита Маскарад".
6. Для поднятия общего жизненного тонуса, улучшение самочувствия, активности, настроения.
Чайковский "Шестая симфония", 3 часть.
Бетховен "Увертюра Эдмонд",
Шопен "Прелюдия 1, опус 28",
Лист "Венгерская рапсодия" 2.
7. Для уменьшения злобности, зависти к успехам других людей.
Бах "Итальянский концерт",
Гайдн "Симфония".

Результаты от лечения музыкой появляются через месяц.

Лечение музыкой должно быть не утомительным.

Раздражительность и неврозы лечит музыка Чайковского.
От мигрени слушайте «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака,
«Американец в Париже» Гершвина.
Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского.
Нормализует сон сюита «Пер Гюнт» Грига.
Поднимают настроение, избавляют от депрессии - джаз, блюз, регги.



Предварительный просмотр:

                    КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ  ПО  МУЗЫКОТЕРАПИИ

                                          «ЗВУКИ       ВЕСНЫ»

ЦЕЛЬ:   развивать эмоционально-волевую сферу посредством различных видов музыкальной деятельности.

ЗАДАЧИ:                  музыкальные

  • учить детей определять характер музыкального произведения, средства музыкальной выразительности;
  •  анализировать  программные произведения, соотнося их с весенними приметами;
  • развивать у детей навык выразительного исполнения знакомых песен, сольного и ансамблевого пения;
  • закреплять навык  танцевальных движений в соответствии с изменениями характера музыки;
  • передавать различные музыкальные ритмы, ощущать и исполнять метрическую пульсацию в музыке.

                             психолого-педегогические

  • способствовать развитию у детей познавательных  процессов, коммуникативных навыков и навыков сотрудничества;
  • формировать доброжелательное отношение к окружающим;
  • научить понимать чувства, переданные в музыке, различать оттенки настроения, сопереживать, радоваться, заряжаться положительными эмоциями.

Музыкальный репертуар: «Весенняя» В.А.Моцарт,   «Весенняя  песня»  И.С.Баха, муз.  Ф.Бейера  «Быстрый ручеёк»,  запись  «Голоса леса», песня  «Зеркальце весны»  муз. и сл. Е.Гомоновой,  П.И. Чайковского  «Подснежник», муз.  А.Вивальди  «Концерт для скрипки с оркестром №1  «Весна» из цикла  «Времена года».

Материал:  магнитная доска, деревянные палочки по две на каждого ребёнка, разрезная картина,  воздушный шарик, ребристая  массажная дорожка.

                                     

                                                ХОД    ЗАНЯТИЯ:  

Звучит «Весенняя» В.А.Моцарта, дети входят в зал.

Педагог спрашивает у детей, узнали ли они музыку, под которую вошли в зал? Как называется прозвучавшая музыка? Авторская или народная? Кто исполнял произведение?  Какой общий характер музыки?  (дети отвечают)

Педагог:  да, музыка ликует, радуется, уже наступила весна и природа просыпается. Сегодня мы с вами будем слушать музыку о весне. В зал влетает воздушный шарик-почтальон. Ребята, кто-то прислал нам письмо, давайте посмотрим, что в нём! Ой,  а здесь  кусочки какой-то картины, представляете они разлетелись по всей лесной поляне. Если не собрать их и не сложить из них картину, Весна не сможет полностью вступить в свои права. Давайте будем смелыми, решительными и активно  соберём картину весны! Согласны? (да)  Если вы дружно возьмётесь за дело, то обязательно с ним справитесь! Ребята, а сейчас мы отправимся в волшебный лес.

Дети идут по ребристой дорожке, по коврику, со следами.

Мы шагаем друг за другом

Лесом и весенним лугом.

Крылья пестрые мелькают-

Насекомые летают.

Тишина стоит вокруг,

Собрались мы все на луг.

Педагог:  вот мы и в весеннем  лесу. Посмотрите, ребята, это рама от картины Весны  (подходят к магнитной доске)  Где же нам искать части картины? Может поищем их на проталинках?   Весенний лес полон разных звуков, нужно только внимательно прислушаться к ним, вот весело бежит весенний ручеёк. Педагог предлагает для ручейка  «Весеннюю песню»  И.С.Баха. Дети слушают фрагмент, затем обсуждают прослушанную музыку,  определяют состав исполнителей, композитора, находят  его портрет из нескольких. Беседуя с детьми, уточнить, что музыка ручейка двигается, течёт плавно, без остановок, равномерно и в тоже время извилисто, будто подобно ручейку, огибает препятствия на своём пути.

Исполняется танцевальное упражнение  «Змейка с воротцами»

 на музыку  Ф.Бейера  «Быстрый ручеёк»  дети находят часть картины. Посмотрите, это часть нашей картины! (прикрепляют её к магнитной доске).

 Что же  ещё может быть изображено на картине Весны? Каких весенних примет здесь не хватает? Назовите их! (ответы детей)

Педагог:  я слышу, где-то щебечут птицы. Давайте прислушаемся к их голосам.  

                               Звучит  запись  «Голоса леса» 

Педагог:  дятел послал птицам в тёплые страны телеграмму-морзянку, состоящую из разных комбинаций коротких и длинных звуков, чтобы птицы побыстрей возвращались.

Речевая ритмическая игра «Весенняя телеграмма»  на стихи  В.Суслова. Для исполнения этой ритмической игры детям нужно дать по две деревянные палочки.

Дятел сел на толстый сук  -  тук да тук.

Всем друзьям своим на юг  -  тук да тук.

Телеграммы срочно шлёт  -  туки-туки-тук,

Что растаял снег вокруг  -  туки - тук, туки - тук,

Что подснежники вокруг  -  туки - тук, туки -тук.

Дятел зиму зимовал  -  тук да тук,

В жарких странах не бывал  -  тук да тук.

И понятно, почему  -  скучно дятлу одному.

(тук- четвертная длительность, туки  -  восьмые длительности).

Педагог:  давайте,  и мы с вами подпоём птицам:  «Чвиль-виль-виль»,  поют попевку по голосам, соединяя напевность с чёткой дикцией, дети двигаются от средних голосов вниз, затем вверх к высоким. Чтобы у всех было весеннее настроение, споём весёлую песню!  Дети исполняют песню  «Зеркальце весны»  муз. и сл. Е.Гомоновой

Педагог: и птицы к нам весной возвращаются,  и дарят нам ещё одну часть картины. (прикрепляют на доску) Какие весенние приметы вы ещё знаете? (солнышко, цветы). Да, и солнышко встаёт пораньше, согревает своими лучами землю, и растения оживают. Весной появляются первые цветы, недаром в пословице говорится:  «Весна красна цветами»! (выяснить  с детьми значение слова  «красна») Какие ещё пословицы о весне вы знаете? (ответы детей)  А сейчас мы с вами превратимся в цветы и поиграем в коммуникативную игру  «Я – Цветок».

 Педагог называет по имени детей, и тот ребёнок  выходит в круг, говорит:  «Я  - цветочек   Саша!», раскрывается, как цветок, импровизирует движения под музыку П.И. Чайковского  «Подснежник». Выяснить с детьми: в этой пьесе мелодия нежная, трепетная, интонационно устремлена вверх  - словно цветок тянется к солнцу.  Педагог:  Ребята, посмотрите, какие красивые цветочки выросли на этой поляне.  Какие замечательные цветы, как много у вас друзей. У нас получилась целая поляна. Как ее можно назвать? («Поляна дружбы»). Дети находят  последнюю часть картины, собирают её полностью. Вы были дружной командой и смогли выполнить все задания. Возьмёмся за руки  и произнесём пожелания друг другу.  Дети произносят свои пожелания друзьям.

Педагог: «Я думаю, что все ваши пожелания исполняться. Все вы будете, беречь своих друзей и вашу дружбу». А теперь нам пора возвращаться домой, в детский сад.  Предложить детям сесть по-турецки, положить руки на колени.

Релаксация - «Волшебный цветок добра» с использованием аромотерапией

под музыку  А.Вивальди  «Концерт для скрипки с оркестром №1  «Весна» из цикла  «Времена года».

Положите « цветок Добра» и хорошее настроение на обе ладони. Почувствуйте, как он согревают вас: Ваши руки ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение цветка внутрь, в свое сердце. Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья и радости. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас теплое, согревающее душу настроение. Я хочу, чтобы вы запомнили то, что сейчас чувствуете, и взяли с собой уходя отсюда. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами. Откройте глаза. Посмотрите по сторонам. Пошлите друг другу добрые мысли. Всего вам доброго!  Дети не торопясь, встают. Нам пора прощаться, давайте споём друг другу:  «До свидания!» Молодцы, на занятии вы были активны, я верю, что вы будете ценить и беречь вашу дружбу, наше занятие закончилось».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

осенняя печаль и радость

музыкальное тематическоезанятие с элементами психогимнастики...

Конспект занятия "Прикоснись ко мне добротой, и болезни смоет волной, и печаль обойдет стороной, озарится душа красотой"

Если добрый ты - это хорошо!Цель: Развитие коммуникативных навыков общенияОформление:-семь «деревьев» - с названиями конкурсов.-карточки со словами, однокоренными слову «добро»;-карточки с пословицами...

Конспект НОД по слушанью музыки во второй младшей группе. "Просьба, радость , печаль."

Конспект доминантного занятия по слушанию музыки во второй младшей группе "Просьба, радость, печаль". Занятие составлено на основе программы по слушанию классической музыки О. Радыновой &quo...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по музыке во второй младшей группе слушание музыки «Просьба, радость, печаль».

Цель: учить различать и определять словесно разные музыкальные настроения (ласковое, веселое, грустное) и их оттенки.Задачи:Образовательные:1. Стимулировать активность детей в слушании музыки, пении, ...

План-конспект НОД по слушанию музыки "Просьба, радость, печаль" (младшая группа)

Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста....

Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто в глуши лесной таится, что за зверь»

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто...

Дидактическая игра "В лесной глуши"

В данной учебно-методической разработке представлен материал для активизации и актуализации словаря по теме "Дикие животные", для автоматизация и дифференциация сонорных звуков в предложении...