Сценарный план непосредственной образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто в глуши лесной таится, что за зверь»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Плотникова Татьяна Николаевна

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто в глуши лесной таится, что за зверь».

Образование и употребление притяжательных прилагательных.

 

Цель: расширение, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи при образовании и употреблении притяжательных  прилагательных.

 

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о диких животных; расширение  и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»; совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие речевого слуха и внимания; творческого воображения и подражательности; развитие общей и мелкой моторики; развитие просодической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать  навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

 

Образовательная среда:

 

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

 

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

 

- предметно-практическая: аудиозапись  звуков леса, голоса животных, карточки с изображением следов диких животных,  «волшебный сундучок», значки «дикие животные», разрезные картинки животных к игре «Чей? Чья? Чье?», фланелеграф,  мнемодорожки для составления предложений к игре «Травоядные – хищники», картинки, изображающие жилища животных; «светофоры» по числу детей.

 

Планируемые результаты: У детей расширятся и уточнятся представления о диких животных наших лесов.  Дети научатся образовывать притяжательные прилагательные по теме, подбирать слова противоположного значения.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_otkrytogo_zanyatiya_dikie_zhivotnye1.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарный план непосредственной  образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических категорий и связной речи  с детьми подготовительной группы по лексической теме «Кто в глуши лесной таится, что за зверь».

Образование и употребление притяжательных прилагательных.

Цель: расширение, уточнение и актуализация словаря по теме. Совершенствование грамматического строя речи при образовании и употреблении притяжательных  прилагательных.

Коррекционно-образовательные цели: закрепление представлений о диких животных; расширение  и активизация словаря по теме «Дикие животные наших лесов»; совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).

Коррекционно-развивающие цели: развитие слухового и зрительного восприятия; развитие речевого слуха и внимания; творческого воображения и подражательности; развитие общей и мелкой моторики; развитие просодической стороны речи.

Коррекционно-воспитательные цели: воспитывать интерес к окружающему миру; воспитывать  навыки сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности, инициативности.

Образовательная среда:

- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей.

- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.

- предметно-практическая: аудиозапись  звуков леса, голоса животных, карточки с изображением следов диких животных,  «волшебный сундучок», значки «дикие животные», разрезные картинки животных к игре «Чей? Чья? Чье?», фланелеграф,  мнемодорожки для составления предложений к игре «Травоядные – хищники», картинки, изображающие жилища животных; «светофоры» по числу детей.

Планируемые результаты: У детей расширятся и уточнятся представления о диких животных наших лесов.  Дети научатся образовывать притяжательные прилагательные по теме, подбирать слова противоположного значения.

Ход занятия

1. Организационный момент. 

Развитие слухового и зрительного восприятия.

Дети входят в зал, здороваются с гостями. Звучат звуки леса, при входе на полу следы диких  животных (следы волка, кабана, зайца).

- Ребята, как вы думаете, куда мы с вами попали? (В сказочный лес).

                                          Изо всех земных чудес

Всех милей нам русский лес.

- Прислушайтесь, чьи голоса мы слышим? (Волчий голос, медвежий, кабаний).

- На лесной дорожке следы  животных. Попробуем  рассмотреть  их, и определим, чьи это следы?

- Это беличьи следы, лисьи следы, заячьи следы.

- Куда же нас приведут следы? На лесные пенечки (дети садятся на стульчики).

2. Беседа по теме.

-  Ребята, волк, кабан, медведь, заяц, кто это?

- Это дикие животные.

- Почему их так называют?

- Они живут в лесу, сами строят себе жилье и добывают пищу.

- Какие еще дикие животные живут в лесу?

- Рысь, белка, лось, барсук, еж.

- Ребята, что же таит сказочный лес? (под деревцем дети находят волшебный сундучок)

3. Образование притяжательных прилагательных. 

Игра «Чей? Чья? Чье?»

- Ребята лес сказочный и мы можем тоже превратиться в диких животных! (Все надевают значки разных животных)

- Посмотрите, я превратилась в лису. В кого превратились вы?

- Я превратился в волка.

- Я превратилась в белку и тд.

- А теперь посмотрите на доску. На доске туловища разных диких животных. Нужно правильно приставить голову и хвост, чтобы получилось животное.

-Это чье туловище?

- Лисье.

- Что к нему приставим?

- Лисью голову. Это лисья голова.

- Лисий хвост. Это лисий хвост. И тд.

4. Усвоение притяжательных прилагательных. 

Уточнение названий детенышей животных. Игра «Чья семья?»

- Дети, а теперь, расскажем у кого какая семья.

- Белка и бельчата – это беличья семья.

- Зайчиха, заяц и зайчата - это заячья семья.

- Медведица, медведь и медвежата – это медвежья семья. И тд.

5. Употребление существительных и прилагательных во множественном числе Родительном падеже.

- Подберите как можно больше слов - признаков про животных.

- Ребята, расскажите, в лесу одна рыжая лиса или много? (много рыжих лис).

- В лесу не один трусливый заяц, а много трусливых зайцев.

- В лесу не один огромный медведь, а много огромных медведей. И тд.

6. Динамическая пауза. 

Развитие общей моторики, координации речи с движением.

Заяц мчится что есть мочи, (изображают бег на месте)

Заяц схорониться хочет (закрывают лицо ладонями)

То бежит он, то кружит.. (бег на месте, переворачиваются вокруг себя)

Бедный, он всего боится,

Где укрыться ото зла (руки лодочкой у груди)

От лисицы, от куницы, (повороты вправо – влево, изображая хвост лисы и хвост куницы)

От орлицы и орла (показывают крылья орла, широко расставив руки)

Он боится даже белки, (показывают ушки белки)

Певчей птицы, даже мелкой. (показывают клювик птицы, сложив пальцы)

Уши – стрелы, хвост – сучок, (показывают заячьи уши, вытянув руки вверх)

Прыгнул белкой и молчок. (показывают прыжок, а затем подносят палец к губам, изображая молчание.)

7. Составление предложений.

Игра «Хищники – травоядные».  Из волшебного сундучка дети вынимают мнемодорожки для составления предложений.

- Я белка, я травоядное животное, я люблю орешки и грибы.

- Я волк, я хищник, я питаюсь мясом.

- Я медведь, я всеядный, я люблю мясо и ягоды, мед. И тд.

8. Закрепление употребления притяжательных прилагательных.

Игра «Найди жилище». Из волшебного сундучка вынимаются картики , изображающие жилища животных.

- У белки – беличье дупло.

- У медведя – медвежья берлога.

- У лисы – лисья нора.

- У волка – волчье логово.

9. Развитие слухового внимания и памяти.

Игра со светофорчиками «Найди ошибки».

- Дети, слушайте внимательно, если я все скажу правильно, покажите мне звездочки, если я ошибусь, покажите желтый кружок.

У медведя медвежьи лапы.

Заяц – это хищник.

У белки лисий хвост.

У волчицы волчата.

У лося кабанья голова.

У ежа ежата.

У рыси зайчата.

У волка медвежьи лапы.

10. Итог.

- Вот и закончилось наше путешествие по сказочному лесу. Что вам запомнилось больше всего? О чем вы расскажите дома?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи «В гости к бабушке Матрёне»

Задачи.Образовательные:1. Учить образовывать и употреблять существительные родительного падежа в единственном и множественном числе. 2. Закреплять навык образования множественного числа существит...

Конспект коррекционно-развивающей деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и связной речи в старшей группе для детей с ОНР.Тема: «Какая бывает Весна?»

Цель: Уточнить и расширить  знания детей по теме «Весна», активизировать словарь детей по данной теме.Коррекционно-образовательные задачи:- Закрепить знание весенних месяцев,  ве...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматического строя речи и обогащению словаря в подготовительной группе с использованием мультимедийного оборудования. Тема: «Космическое путешествие»

Цель: расширить и активизировать словарный запас детей по данной теме.Образовательные задачи:-Закрепить навыки словообразования и словоизменения; согласование существительных с прилагательными; подбир...

Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и связной речи в старшей группе компенсирующей направленности Тема: «Продукты питания»

Цель: закрепление знаний и словаря по теме.Коррекционно - образовательные задачи: закрепить и активизировать знания детей по теме «Продукты питания». Закрепить знания о классифик...

конспект занятия по формированию лексико-грамматических представлений и развитию связной речи в подготовительной группе для детей с нарушениями речи

Дорогие коллеги и родители предлагаю вашему вниманию конспект логопедтческого занятия на тему: "Золотая осень. Поможем Лесовечку"....