Мастер-класс "Коррекция агрессивности методом директивной игровой терапии"
презентация к занятию (подготовительная группа) по теме

Саврасова Елена Юрьевна

Директивная игровая терапия –

 это форма,   в которой психолог выступает в роли организатора,

 руководителя психотерапевтического  процесса с принятием

 на себя ответственности за достижение целей психотерапии.

Основная задача – обучение ребенка адекватному социальному поведению.

Скачать:


Подписи к слайдам:

Мое настроение
(рисунки Вити З. в феврале, марте, апреле, мае)
Структура занятия
Постоянный ритуал начала занятия (создание группового единства)
Психогимнастика
(цель: тренаж узнавания эмоций, коррекция поведения с помощью ролевых игр)
Игры, направленные на
отреагирование
негативных эмоций
Игры направленные на развитие произвольного поведения, выдержки, самоконтроля
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков
Игры релаксационного направления или

изотерапия
Ритуал окончания занятия

Игры направленные на развитие произвольного поведения, выдержки, самоконтроля

«Ты — лев!»
(Н.
Кряжева
)
Ребенку говорят: «Закрой глаза, представь льва — царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут так же, как тебя, у него твое имя, твои глаза, твои руки, ноги, тело. Лев — это ты!»

Проблема агрессивного поведения детей весьма актуальна в наши дни. Педагоги отмечают, что агрессивных детей становится все больше и больше, с ними трудно работать, и, зачастую, педагоги просто не знают как справиться с их поведением.
Единственное педагогическое воздействие, которое временно спасает, - это наказание или выговор, после чего дети на какое-то время становятся сдержаннее.
Но такого рода педагогическое воздействие скорее усиливает особенности таких детей и ни в коей мере не способствует их перевоспитанию или стойкому изменению к лучшему.

Изотерапия


Рисуем настроение

У вас приготовлены листы бумаги и краски. Нарисуйте свое настроение.
(Во время рисования всегда звучит спокойная , тихая музыка.)
(Ребенку можно предложить рядом со своим настроением изобразить настроение мамы, папы, сестры, кошки и т. д. Взрослый наблюдает, но не вмешивается в процесс рисования. Интерпретация будет зависеть от яркости, густоты и цвета рисунка. Темные тона — это тревожные тона.)
Несуществующее животное
(диагностические рисунки детей , взятых на коррекционные занятия)
Кистауза
.
Ест динозавров, разных животных, злиться на всех, ничего не боится
Гусеница.
Любит мясо, кровь, злая всегда, ничего не боится. Рожки сверлят проход.
Мною была разработана структура занятия и сделана подборка игр и упражнений по каждому пункту , таким образом, по результатам предыдущего занятия планируется следующее.
У каждой группы, в зависимости от результата, получается свое занятие, необходимое именно этой группе детей.
Коррекция происходит в течение 12-15 занятий, проводимых 1 раз в неделю.

Игры, направленные на
отреагирование
негативных эмоций

Сказочные превращения
Цель:
развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций
Количество играющих:
не менее двух.
Необходимые приспособления
: маленькая игрушка.
Описание игры:
детям предлагается, передавая друг другу игрушку, называть друг друга отрицательным сказочным персонажем, при этом обязательно называть имя того, кому передается игрушка: «А ты, Лешка — сейчас
Бармалей
», «А ты, Иришка — сейчас кикимора», «А ты, Вовка — сейчас серый волк» и т. д. Ребенок, получивший игрушку изображает названный персонаж. Завершать игру обязательно называя друг друга хорошими сказочными персонажами: «А ты, Маринка — теперь Белоснежка», «А ты,
Ильюшка
— теперь Илья Муромец», — и т. д.
Мастер-класс

«Коррекция агрессивности
методом директивной
игровой терапии»


Целевая аудитория: педагоги-психологи
Подготовила педагог-психолог МБДОУ №22 «
Журавушка
» г.Шарыпово
Саврасова
Елена Юрьевна

Психогимнастика

Общение. Эмоции хитрости, злости.
Психолог:
Помните сказку «Буратино»? там есть еще лиса Алиса. Какая она? (Хитрая, обманщица, коварная.) Покажите, какая хитрая лиса. Глазки прищурила, губы сжала, лапки перед собой сложила. Говорит Буратино: «Миленький, добренький Буратино, хочешь, я тебя научу, как разбогатеть?». Покажите по очереди хитрую лису. Как она крадется за Буратино на поле
дураков
, чтобы украсть у него деньги. Как она говорит: «Какое небо
голубое
... А теперь давайте изобразим злого, беспощадного Карабаса
Барабаса
. Брови нахмурены губы сжаты, зубами от злости щелкает, кулаки сжаты, ногами топает, хлыстом размахивает, бородой трясет: Всех поймаю, ключик отберу, Всех кукол в огне сожгу!
Похожи мы на злого Карабаса? Вы его боитесь? Давайте вместе скажем: Злой, ужасный Карабас, Не боимся больше вас.

Игры релаксационного направления

Порхание бабочки

Психолог:
Закройте глаза

и слушайте мой голос. Дышите легко и спокойно. Представьте себе, что вы находитесь на лугу. Приятный летний день. Прямо перед собой вы видите великолепную бабочку, порхающую с цветка и цветок. Проследите за движениями ее крыльев. Они легки и грациозны.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он бабочка, что у него яркие красивые и большие крылья. Почувствуйте, как ваш крылья плавно и медленно движутся вверх и вниз. Наслаждайтесь ощущением медленного и плавного парения в воздухе.
А теперь взгляните на пестрый луг, над которым вы летите. Посмотрите, сколько на нем ярких цветов. Найдите глазами самый красивый цветок и постепенно начинайте приближаться к нему. Вы чувствуете аромат своего цветка. Медленно и плавно вы садитесь на пахучую серединку цветка. Вдохните еще раз его аромат... и откройте глаза. Расскажите о своих ощущениях.
Дети поочередно рассказывают о своих ощущениях.
Несуществующее животное
(диагностические рисунки детей , взятых на коррекционные занятия)
Осьминог.
Злой, все его бояться, он все на пути сжигает. Если до него дотронуться, он сожжет.
Бактерия.
Маленькая, злая. Организм отравляет, ничего не боится, только воздуха. Всегда сердитая.

Мое настроение
(рисунки Саши Е.)


февраль
май
Рефлексия
Мне понравилось…
Было интересно…
Было полезно…
Теперь я могу…
Я попробую…
Результаты диагностики агрессивности
по методике
КАРТИНКИ
Группа детей не принимает сверстника в игру
Январь -май
Мальчик рушит постройку у
детей
Январь -май
Девочка сломала куклу у другой девочки
Январь -май
Мальчик отобрал игрушку
у девочки
Январь -май
Большинство решений
январь
Большинство решений

май
Миша Б
А
- П
А
- В
А
- П
А - А
А
ПВ
Илья Б
У -
П
А
- П
П - П
А - А
А
П
Витя З
У - У
А
- В
А
-
В
А
- В
А
В
Степа Б
У
- В
А
- А
А
- П
А

- В
А
П
Саша Е
У - П
А
- А
А
- В
А
- В
А
В
Ярослав М
А
- П
А - А
А
- П
А
- В
А
П
Егор С
В - В
А
- В
А
-
П
А
-
А
А
В
Саша Н
А
- П
А - А
А
- П
А
- В
А
ПВ
Кол-во
агрессивных
выборов:
78%
25%
Ритуал начала занятия
Начало занятия должно стать своеобразным ритуалом, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение, отличали эти занятия от других.
Лучик
К солнышку потянулись
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Друг другу отдали
И улыбнулись!
(Данное упражнение выполняется стоя в кругу.)
Составьте свой вариант занятия:
(можно использовать материалы приложения)
Структура занятия
Постоянный ритуал начала занятия
Психогимнастика
Игры, направленные на
отреагирование
негативных эмоций
Игры направленные на развитие произвольного поведения, выдержки, самоконтроля
Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков
Игры релаксационного направления или

изотерапия
Ритуал окончания занятия

Мое настроение
(рисунки Егора С.)

Февраль
Май

Игры, направленные на развитие коммуникативных навыков

Пальцы — звери добрые, пальцы — звери злые
(О.
Хухлаева
)
Цель: развитие эмоциональной сферы, коммуникативных навыков
Количество играющих: любое.
Описание игры: дети представляют, что их пальчики — добрые кошечки, злые мышки, добрые волчата, злые зайчата и т. д.
Комментарий: взрослый предлагает детям превратить свои пальчики, например, на правой руке — в добрых волчат, а на левой — в злых зайчат. Им надо поговорить друг с другом, познакомиться, поиграть, может быть, поссориться. Если у детей хорошо получается, можно предложить им познакомиться с ручками других детей. Кроме развивающего эффекта игра дает возможность выявить особенности общения детей.
Игра полезна
гиперактивным
, агрессивным детям. Она помогает им ощутить возможности своего тела, найти новые способы налаживания контакта, преодолеть боязнь физического контакта.
В конце игры пусть все звери одной руки поцелуются со зверями другой руки и обнимутся. Какие дружные звери!
Коррекция агрессивности детей старшего дошкольного возраста на занятиях
Цель:

снижение агрессии, ослабление негативных эмоций, снятие
психоэмоционального
напряжения.
Задачи:
Развитие умения понимать состояние другого человека;
Развитие навыков общения, отработка навыков общения в возможных конфликтных ситуациях;
Развитие умения выражать свои эмоции в социально приемлемой форме;
Обучение способам выражения гнева в приемлемой форме;
Обучение детей приемам
саморегуляции
, умению владеть собой в различных ситуациях;
Обучение способам снятия напряжения;
Обучение ауторелаксации;
Формирование позитивного
самовосприятия
на основе личностных достижений;
Формирование таких качеств, как
эмпатия
, доверие к людям.

Мое настроение
(рисунки Ярослава М.)
Февраль
Май
Пример одного из занятий
Сейчас по каждому пункту структуры занятия мы с вами выполним по одному упражнению или сыграем в игру,
в результате чего получиться полноценное
занятие по коррекции агрессивности детей.
Ритуал окончания занятия

Окончание занятия — это завершение определенного вида деятельности, но не общения, поэтому ритуал должен, с одной стороны, показать, что занятие закончено, с другой стороны, показать, что дети готовы к конструктивному общению в группе и дома.
Солнечные лучики
Протянуть руки вперед и соединить их в центре круга. Тихо так постоять,
пытаясь почувствовать себя теплым солнечным лучиком.
Потом отправить свое тепло и свою любовь всем,
кому желаешь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НЕПОСРЕДСТВЕННО- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО КОРРЕКЦИИ АГРЕССИВНОСТИ МЕТОДОМ ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ.

Занятие посвящено ·         бесконфликтным способам поведения и взаимоотношениям со сверстниками;релаксации, самоанализу детей.Снятие эмоционального напря...

Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.

Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...

« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»

Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...

Л.М. Костина Программа коррекции тревожности методом директивной игровой терапии: «Само – чувствие»

Тематический план программы: « Само – чувствие» Возраст: 5 – 7 лет.Кол-во детей в группе: 4 – 6  человекВремя проведения занятий: 20-25 минутКол-во занятий: 13....

Планирование по коррекции тревожности методом директивной игровой терапии

Составлена на основе программы «Коррекция тревожности методом интегративной игровой терапии» Л.Костиной СПб.: Речь 2001г. , А.С.Галанов «Игры, которые лечат» Творческий центр М...