Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС ДО
презентация к уроку на тему

Сорокина  Ирина Викторовна

Полноценное  развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимы для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistemno_-deyatelnostnyy_podkhod_v_rabote.pptx607.81 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системно-деятельностный подход в условиях введения стандарта дошкольного образования Учитель-логопед МБДОУ № 68 Сорокина Ирина Викторовна.

Слайд 2

Один мудрец пришёл к бедным и сказал: «Я вижу, Вы голодны, давайте, я дам Вам рыбу, чтобы Вы утолили голод» Притча гласит: не надо давать рыбу, надо научить ловить её . ФГОС дошкольного образования - это стандарт, который помогает научиться «ловить рыбу» в основу, которого заложен системно-деятельностный подход концептуально базирующийся на обеспечении соответствия образовательной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям. Именно в действии порождается знание.

Слайд 3

Первая тенденция — осознание каждого уровня образования как органической составной части системы непрерывного образования. Эта тенденция предполагает решение проблемы преемственности не только между дошкольным учреждением и школой, но и между школой и вузом. Вторая тенденция — индустриализация обучения, т.е. его компьютеризация и сопровождающая ее технологизация ( технологичность ), что позволяет действенно усилить интеллектуальную деятельность обучающихся. Третья тенденция — переход от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения с включением элементов проблемности , научного поиска, широким использованием резервов самостоятельной работы обучающихся. Другими словами, как метафорично отмечает А. А. Вербицкий, тенденция перехода от «школы воспроизведения» к «школе понимания», «школе мышления». Четвертая тенденция соотносится «с поиском психолого-дидактических условий перехода от жестко регламентированных , алгоритмизированных способов организации образовательного процесса и управления этим процессом к развивающим, активизирующим, игровым ...». Это предполагает стимуляцию, развитие, организацию творческой, самостоятельной деятельности воспитанников.

Слайд 4

- умения получать знания (учить учиться) - научить работать и зарабатывать (учение для труда) - научить жить (учение для бытия) - научить жить вместе (учение для совместной жизни) В докладе международной комиссии по образованию для 21 века (под председательством Жак Делор) определены глобальные компетентности, необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире. Перед педагогами ставятся задачи формирования у детей:

Слайд 5

Основные понятия системно-деятельностного подхода Система ( от греческого – целое, составленное из частей; соединение) , совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность , единство. Деятельность - активное взаимодействие живого существа с окружающим миром, в ходе которого оно целенаправленно воздействует на объект и за счет этого удовлетворяет свои потребности. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету. Вся система заданий построена таким образом, чтобы включить каждого ребёнка в самостоятельную учебно-познавательную деятельность.

Слайд 6

Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимы для него видах деятельности , и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию Деятельностный подход

Слайд 8

. Технология деятельностного метода нацелена на формирование развитой личности, она помогает раскрепостить детей, развивает у них самостоятельность, учит творчески мыслить. Целью системно -деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности. Он предусматривает развитие умения:

Слайд 9

. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип субъектности воспитания; принцип учета ведущих видов деятельности и законов их смены; принцип учета сензитивных периодов развития; принцип преодоления зоны ближайшего развития и организация в ней совместной деятельности детей и взрослых; принцип обогащения, усиления, углубления детского развития; принцип проектирования, конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;

Слайд 10

. ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА принцип обязательной результативности каждого вида деятельности; принцип высокой мотивированности любых видов деятельности; принцип обязательной рефлективности всякой деятельности; принцип нравственного обогащения используемых в качестве средства видов деятельности; принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности принцип активности ребенка в образовательном процессе , который заключается в целенаправленном активном восприятии ребенком изучаемых явлений, их осмыслении, переработке и применении.

Слайд 11

ПРАВИЛА СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТИНОГО ПОДХОДА Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ребенка от собственного опыта к общественному ; Будь не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй активность ребенка.

Слайд 12

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ в раннем возрасте (1 год - 3 года): предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.), общение с взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.), восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок, двигательная активность;

Слайд 13

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры, коммуникативная (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками), познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними), восприятие художественной литературы и фольклора, самообслуживание и элементарный бытовой труд (в помещении и на улице), конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули, бумагу, природный и иной материал,

Слайд 14

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТЕЙ (продолжение) для детей дошкольного возраста (3 года - 8 лет): изобразительная (рисование;, лепка, аппликация), музыкальная (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах) двигательная (овладение основными движениями) формы активности ребенка.

Слайд 15

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Игры-эксперименты – это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами). Основное действие для ребенка – это манипуляция с определенным предметом на основе заданного воспитателем сюжета. Игры-путешествия - заключаются в том, что ребенок совершает некоторую прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию в ходе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности. Простейшие поисковые и проблемные ситуации для дошкольников Основные действия – отгадывание и поиск. Всякая проблема и поиск для ребенка сопровождаются словами – «найди» и «угадай».

Слайд 16

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Игры с моделированием Моделирование предполагает замещение одних объектов другими (реальных – условными). Игра-этюд – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с воспитателем. Проблемная ситуация – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает им приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Педагогическая ситуация имеет диалоговый характер, определяющий совместное решение детьми и взрослыми поставленных задач.

Слайд 17

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Ситуационные задачи. Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер. Поэтому с одной стороны в ее решении ребенок использует имеющиеся у него знания, умения и навыки, а с другой – совершая поисково-практические действия, самостоятельно открывает новое знание, приобретает новые умения. Логика ситуационной задачи: Ознакомление – Понимание – Применение – Анализ – Синтез – Оценка. Ядром задачи становится проблемный вопрос. Например: объясни причины того, что… , что ты будешь делать в этом случае (если чего-то не будет)… , предложи способ, позволяющий… сравни и объясни разницу или общее… , давай проведем эксперимент, попробуем узнать, чистый или грязный воздух в нашей группе….

Слайд 18

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Метод проектов . Метод проектов от других методов организации педагогического процесса в ДОУ отличает следующее: практическое применение детьми имеющихся у них знаний и умений; не жесткое формулирование задач, их вариативность, повышающие самостоятельность и творчество дошкольников; интерес к деятельности, приносящей публичный результат, личная заинтересованность в нем. Позиция воспитателя в проектной деятельности: от транслятора готовых знаний к инициированию активизации поисковой активности воспитанников, к совместному поиску решения поставленной или обнаруженной ими проблемы.

Слайд 19

ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Литературно-игровые формы Сочинение с детьми загадок. Сочинение с детьми лимериков Лимерик - форма короткого юмористического стихотворения, основанного на обыгрывании бессмыслицы. Структура лимерика Всегда состоит ровно из пяти строк Первая строка представляет героя или героиню и заканчивается названием города или местечка, откуда тот родом (кто и откуда). Следующие строки рассказывают о каком-нибудь странном их поступке (что сделал). А последняя строчка повествует о реакции окружающих на этот поступок (что из этого вышло). В каноническом лимерике конец последней строчки повторяет конец первой.

Слайд 20

ПОРОБУЕМ?! ПОИГРАЕМ?! УДАЧИ В РАБОТЕ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО»

        Деятельностный подход в образовательных стандартах позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащих...

Реализация системно-деятельностного подхода в ДОУ в условиях внедрения ФГОС ДО

Консультация для педагогов "Системно-деятельностный подход в условии реализации ФГОС ДО"...

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО"

Презентация "Системно - деятельностный подход в организации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС ДО" Данный материал будет полезен педагогам ДОУ, реализующим ФГОС ДО....

Актуальность системно - деятельностного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО

Системно - деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру образовательной деятельности воспитанников, соотве...

Использование системно -деятельностного подхода в условиях формирования инновационных практик дошкольного образования

Сущность деятельностного подхода в дошкольном обучении заключается не в том, что ребёнку нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного ...