Главные вкладки

    Актуальность системно - деятельностного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО
    статья на тему

    Дрынкина Елена Алексеевна

    Системно - деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру образовательной деятельности воспитанников, соответствующую современным приоритетам российского образования.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл statya_na_17.04.docx23.06 КБ

    Предварительный просмотр:

    Актуальность системно - деятельностного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО

    Е.А.Дрынкина,И.Н.Хонякина,МБДОУ «Д/С ОВ №78»

    городского округа город Воронеж

        На сегодняшний день система воспитания и обучения стремительно меняется. Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного процесса, определения целей образования учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.

       Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований. Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие детей определяется характером организации их деятельности. Как считают психологи, только через собственную деятельность каждый познает мир. Целью системно- деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта жизнедеятельности.

       «Человека нельзя “сделать”, “ произвести”, “вылепить” как вещь, как продукт, как пассивный результат воздействия извне, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность и исключительно через механизм этой его собственной (совместно с другими людьми) деятельности он формируется в то, что делает его эта деятельность». (Г.С.Батищев).

       Актуализация системно - деятельностного подхода при разработке концепции стандартов общего образования обусловлена тем, что последовательная его реализация повышает эффективность образования по следующим показателям:

    -  придание результатам образования социально- и личностно-значимого характера;

    -  более гибкое и прочное усвоение знаний воспитанников;

    -   возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний;

    -  существенное повышение мотивации и интереса к учению у обучаемых;

    -  обеспечение условий для общекультурного и личностного развития, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области по знания.  

       Таким образом, практические приложения педагогических подходов - системного, деятельностного и личностно - ориентированного -  актуальны.  

       Понятие системно-деятельностного подхода было введено  в 1985 г. как особого рода понятие. Идея соединения системного и деятельностного подходов принадлежит в основном отечественным учёным и рассматривалась, в первую очередь, в работах философов марксистской школы. Проблемы деятельности разрабатывались в разных гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (Э.В.Ильенков, М.С.Каган).

       Системно-деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он сегодня становится основой образования на всех ступенях, в том числе и дошкольного образования, регламентированного Федеральным государственным общеобразовательным стандартом к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.      

             Психологическую основу концепции деятельностного подхода составляет положение: усвоение содержания материала и развитие ребенка происходит не путем передачи некоторой информации, а в процессе его собственной активной деятельности.    

       Деятельностный подход означает организацию и управление целенаправленной образовательно– воспитательной деятельностью ребенка дошкольного возраста в общем контексте его жизнедеятельности – направленности интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания содержания образовательных областей  и воспитания, личностного опыта в интересах становления личности ребенка.

          В         системно - деятельностном         подходе         категория         "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а деятельность сама рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.  

       Таким образом, системно - деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру образовательной деятельности воспитанников, соответствующую современным приоритетам российского образования.

        В своем выступлении руководитель группы разработчиков образовательного стандарта А.Кондаков подчеркнул, что «… в условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения велика роль учителя или воспитателя, поскольку он производит практические, реальные обновления, именно его работа претерпевает наибольшие изменения».

       Признание активной роли ребенка приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия взрослого и ребенка, ребенка со сверстниками. Процесс образования более не рассматривается как простая трансляция знаний от педагога детям, а выступает как сотрудничество – совместная работа педагога и детей в ходе образовательного процесса и решения проблем.

       При осуществлении системно- деятельностного подхода в образовании  во главу угла ставится развитие учебных и познавательных мотивов, что требует от педагога организации следующих условий:

    - создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения детей к процессу познания;

    - обеспечение детей необходимыми средствами решения задач, учет новых  достижений ребенка;

    - организация форм совместной образовательной деятельности, сотрудничества.

       Каждый педагог должен стать новатором, найти свою методику, отвечающую его личным качествам. Поэтому наряду с традиционным вопросом "Чему учить?", педагог должен понимать, "Как учить?" или, точнее, "Как учить так, чтобы инициировать у детей собственные вопросы: "Чему мне нужно научиться?" и "Как мне этому научиться?" .Чтобы быть готовым к этому, педагогу следует осмыслить и принять идею системно-деятельностного подхода, как основы современного дошкольного образования, владеть и эффективно применять инновационные методики и технологии, быть профессионально компетентным во всех его аспектах.

        Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в развитии и движении. Системный подход к познанию и преобразованию любого объекта является ведущим общенаучным подходом; это направление методологии специально-научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем.  

       Роль педагога велика, т.к.  именно педагог является ключевой фигурой в образовательном процессе. В процессе реализации системно-деятельностного подхода в образовании  формирование личности ребенка и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания».  

       Трудно переоценить роль деятельности педагога, ее влияние на процесс становления и развития личности ребенка. Здесь важно все: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества педагога, и способность к саморазвитию, и его профессиональная компетентность.

                                                                 Литература

    1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования

    (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155)

    2.Батищев Г.С. Познание, деятельность, общение. Теория познания.-М.,19991.

    3.Белкин А.С. Компетентность. Профессионализм. Мастерство.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во,2004. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Системно - деятельностный подход в условиях ФГОС ДО

    Полноценное  развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимы для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку ...

    Доклад «Актуальность системно- деятельного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО».

    Актуальность системно - деятельного подхода в условиях введения и реализации ФОГОС ДО....

    Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО

    Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специали...

    «Реализация системно-деятельностного подхода в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

    ФГОС ДО – это смена образовательной парадигмы (цели). Вместо передачи суммы знаний предусмотрено развитие личности воспитанника на основе освоения способов деятельности. Перед пед...

    Использование системно -деятельностного подхода в условиях формирования инновационных практик дошкольного образования

    Сущность деятельностного подхода в дошкольном обучении заключается не в том, что ребёнку нужно предложить выполнить определенные действия, которые приведут его к созданию конкретного образовательного ...