Главные вкладки

    Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО
    статья на тему

    Рожкова Лариса Алексеевна

    Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специалист-исполнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл iz_opyta_raboty.docx92.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагогов ДОО в условиях введения и реализации ФГОС ДО

    Оказывай помощь только тому, кто не умеет

    внятно высказывать свои заветные думы.

    Обучай только того, кто способен,

    узнав про один угол квадрата,

    представить себе остальные три»

    Конфуций

    В современном обществе происходят большие перемены, меняются ориентиры, переставляются акценты. Затронули эти изменения и систему дошкольного образования. Работа дошкольных образовательных учреждений строится на использовании новых учебных планов, вариативных программ. Повышаются требования и воспитателям. Современному обществу требуется уже не специалист-исполнитель, а специалист-исследователь, инициативный, творческий, широко образованный. Закономерно возникает проблема качественных изменений, которые должны произойти в трёх составляющих образовательного процесса. Это касается:

    • содержания образования;
    • технологий, с помощью которых будет реализовано это содержание;
    • педагогов ДОО, которые должны будут наполнить процесс новым содержанием.

    В 2013 году был принят профессиональный стандарт педагога, целью применения которого является определение необходимой квалификации педагога, содействие в вовлечении педагогов в решение задачи повышения качества образования.

    В этой связи возникают особые требования к личностным качествам педагога и его профессиональной компетентности: воспитатель должен уметь формировать у детей навыки учебной деятельности, создавать психологически благоприятный микроклимат, творческую обстановку, владеть методами развивающего обучения, не разрушая индивидуальности ребёнка, не исключая из его жизни игру.

    Повышение профессиональной квалификации является подсистемой непрерывного образования педагога детского сада и решает задачу его поступательного развития как личности и как профессионала во время деятельности. Вне деятельности личность не развивается, не проявляется.

    Особое внимание мы уделяем углублённой работе с педагогами. Данное направление было выбрано по итогам опросника «Творческий потенциал педагогов» и из многочисленных наблюдений, исследований микроклимата коллектива.

    Воспитатель должен стать на позицию партнерства, постигать новое вместе с ребенком в форме познавательно-исследовательской деятельности, творческой и других видах детской активности. Так же как и сам стандарт, воспитатель должен быть детоцентрирован, т.е. сосредоточен на ребенке, независимо от особенностей его развития, здоровья, мировосприятия и т.п. При этом, организуя  взаимодействие с детьми, взрослый играет роль посредника и намеренно приглушает свою субъективность в пользу ребенка. Он предоставляет ребёнку инициативу, самостоятельность развития, которые находятся в зоне его возможностей, поддерживает и поощряет активность, любознательность ребенка. 

    Творческая индивидуальность воспитателя, его чутье, тактическая работа в меняющихся условиях – все это даёт возможность говорить о педагогической деятельности как о творческом процессе. Поэтому нашим первым шагом  стал анализ актуального состояния образовательной среды в аспекте кадрового обеспечения  и его соответствия ФГОС  ДО и  профессиональному стандарту педагога.  Анализ выявил следующее:  

    Повышение качества образования неразрывно связано с повышением уровня профессионального мастерства  педагогов.

    В основе системы повышения квалификации в ДОУ лежат следующие управленческие документы: план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников, ежегодный план работы ДОУ, план повышения квалификации педагогических работников по внедрению ФГОС в образовательный процесс.

    В 2015-2016 учебном году повысил профессиональную квалификацию через систему КПК 10 педагогических работников, 6 педагогов учатся  в педагогическом  колледже № 1. В  2017-2018 - 2 человека прошли курсы в предметной области ФГОС ДО; курсы по коррекционно-развивающей работе с детьми с ОНР – 2 чел.; профессиональную переподготовку – 3 воспитателя. В 2016 году три педагога поступили в педагогический колледж, а два в педагогический университет.

    Коллектив ДОУ достаточно опытный, перспективный и имеет  стаж работы:

    Но вместе с тем выяснилось, что часть педагогов имеют недостаточный уровень развития профессиональных компетенций в рамках требований ФГОС ДО и профессионального стандарта педагога, снижена мотивация к обновлению методик, освоению передового опыта, педагоги предпочитают использовать привычные формы работы, методики, планирование. В частности:

    Проблемные зоны

    Доля педагогов

    Видение каждого ребёнка в группе, поддержка его субъектной позиции и инициативы в образовательном процессе

    56%

    Отбор оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, качественное планирование образовательного процесса, применение новых форм взаимодействия с детьми и передовых технологий

    64%

    Формальный подход к планированию

    87%

    Применение ИКТ в образовательной деятельности (планирование, мониторинг, отчётность)

    90%

    Включение родителей в педагогический процесс как равноправных участников

    75%

    Определение профессиональной мотивации у педагогов выявило следующее:

    доминирующий мотив – мотив материального благополучия – у 87% педагогов

    на втором месте мотив профессионального признания – у 64%,

    мотив преодоления профессиональных затруднений – у 37% педагогов.

    Таким образом, конструктивный мотив, необходимый для профессионального развития находится на последнем месте.

    Кроме этого выявилось, что основными субъективными источниками успешности педагоги ДОУ считают:

    мнение администрации – 75%,

    мнение коллег и родителей – 64%.

    Внутреннее удовлетворение от хорошо выполненной работы, участия в профессиональных конкурсах, распространения опыта находится также на последнем месте – 56%.

    Отсюда вытекает обобщённая проблема: несоответствие сложившейся у части педагогов профессиональной позиции и практического опыта педагогической деятельности новым требованиям. Вместе с тем, с принятием ФГОС ДО, педагоги оказались примерно в равных условиях: всем необходимо изучать нормативные документы, сообща создавать, наращивать опыт реализации ФГОС ДО (поиск, разработка и распространение новых и эффективных средств и форм организации образовательного процесса; обновление содержания дошкольного образования). Поэтому повышение квалификации, переподготовка специалистов, выбор инновационных направлений, мотивация педагогов к использованию новшеств, поиск ценного педагогического опыта стали важными составляющими методической службы.

    Гипотеза. Учитывая ранее перечисленное, мы предположили, что, выбирая оптимальный вариант методической работы в ДОУ и современные формы её реализации, можно совершенствовать механизмы мотивации и эффективно способствовать профессиональному развитию педагогов.

    Определили цель методического сопровождения профессионального развития педагогических кадров – развитие профессиональных компетенций у педагогов ДОУ в контексте ФГОС ДО, а также внутренней мотивации и профессионально значимых качеств.

    Реализация выбранной цели предполагает решение следующих задач:

    1. Организовать изучение нормативно-правовой базы обновления содержания дошкольного образования.
    2. Создавать мотивационные условия для развития профессиональных компетенций и профессионально значимых качеств педагогов ДОУ (активность, стремление к самосовершенствованию, корпоративность).
    3. Проектировать методическую деятельность с учётом реальных запросов её потребителей: оказывать методическую помощь педагогу в его практической деятельности, в том числе через организацию системы методических мероприятий.
    4. Создать непрерывную систему повышения квалификации педагогических кадров (самообразование) через использование новых форм сетевых коммуникаций (дистанционная система повышения квалификации и переподготовки, электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты и т.п.).
    5. Дать оценку результатам реализации методического сопровождения профессионального развития педагогов.

    Далее нами были определены основные теоретические позиции, идеи методического сопровождения:

    1. Содержание методической работы в современном дошкольном учреждении должно формироваться на основе различных источников, как общих для всех дошкольных учреждений региона, так и конкретных, индивидуально неповторимых (П.Н. Лосев). Необходимо изучить, а также проработать и использовать в дальнейшем, следующий комплекс источников содержания методической работы:
    • государственно-правительственные документы, дающие общую целевую ориентацию для всей методической работы;
    • новые и усовершенствованные учебные программы, учебные пособия, технологии, помогающие расширять и обновлять традиционное содержание методической работы;
    • инструктивно - методические документы органов образования, дающие конкретные рекомендации и указания по отбору содержания работы с педагогами;
    • информация о передовом, новаторском и массовом педагогическом опыте, дающая образцы работы по-новому, а также информация, нацеленная на дальнейшее преодоление имеющихся недостатков;
    • данные анализа состояния учебно-воспитательного процесса, помогающие выявить первоочередные для нашего ДОУ проблемы методической работы, а так же самообразования педагогов.
    1. Создание условий для профессионального развития педагогов в условиях введения ФГОС ДО предполагает реализацию компетентностного подхода. Основными категориями с данной точки зрения выступают следующие:
    • Профессиональная культура – владение педагогическим наследием.
    • Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в образовательном цензе и других профессиональных достоинствах.
    • Профессиональное поведение – соответствие деятельности педагога лучшим образцам профессионализма: творческая активность, индивидуальный стиль деятельности.
    • Профессиональная компетентность – совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах, относящихся к сфере профессиональной деятельности. Раскрывается через следующие показатели:
    • владение профессиональными знаниями, умениями и навыками;
    • способность высказывать авторитетное мнение о различных проблемных ситуациях;
    • готовность и способность действовать самостоятельно, ответственно, с гарантией результата.

    Выделяются четыре аспекта реализации компетентностного подхода в образовании (В. В. Давыдов, Э. В. Эльконин, Э. В. Ильенков, Скаткин, В. В. Краевский, И. А. Зимняя, С. В. Кульневич, А. В. Хуторской и др.):

    •  ключевые компетентности;
    • обобщённые предметные умения;
    • прикладные предметные умения;
    • жизненные навыки.

    Компетентность как специфическая способность состоит из взаимосвязанных компонентов (компетенций), включающих как узкоспециальные знания, особого рода предметные навыки, способы профессионального мышления, ценностно-смысловые ориентации в профессии, а также ответственности за свои действия. Это знания и опыт педагога, имеющий для него личностный смысл, позволяющий продуктивно размышлять на профессиональные темы и решать профессиональные задачи разного уровня сложности. Эти компетенции определены в ФГОС ДО и профессиональном стандарте педагога.

    Развитию профессиональных компетенций педагогов ДОУ способствует деятельность методической службы, которая целенаправленно осуществляет подготовку педагогов посредством совершенствования когнитивного, деятельностного и профессионально-личностного компонентов профессиональной компетентности, учитывает в содержании подготовки ожидания, как конкретного образовательного учреждения, так и индивидуальные возможности педагогов (Л.Н. Атмахова).

    1. Содержание, оторванное от насущных проблем, стоящих перед педагогом, неизбежно будет восприниматься им как формальное, навязанное извне (В.Н. Дуброва). 
    2. Методическая работа в ДОУ - комплексный и творческий процесс, в котором осуществляется практическое обучение воспитателей методам и приёмам работы с детьми (А.И. Васильева). Организованное методическое сопровождение профессионального роста  должно строиться на управленческих  принципах
    • начиная новое дело, заботиться о том, чтобы  в его основе находился прочный ценностный фундамент; 
    • прежде чем приступить  к освоению нового, потратить достаточно времени для того, чтобы все его участники понимали смысл вносимых изменений не на уровне отдельных действий, а на глубоком уровне ценностей и целей; 
    • использовать активные формы обучения, для того, чтобы заинтересовать педагогов, замотивировать на участие в методической работе; 
    • принцип сетевого взаимодействия педагогов; 
    • принципы обучения взрослых (по Н.В. Немовой): 
    • обучение тому, что необходимо на практике, обучать через деятельность; 
    • для того чтобы освоить содержание, необходимо соблюдение цикла: (теоретическая подготовка – практика – самообразование – профессиональное общение). 

    Необходимо добавить ещё несколько важных принципов: 

    • принцип «зоны ближайшего профессионального развития» - выявление профессиональных затруднений педагога через анкетирование и «точек профессионального роста» путём анализа методической активности педагога; 
    • принцип стимулирования творческого роста педагогов способствует преодолению профессиональных затруднений, получению профессионального признания через участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней и поддержку инициативы педагогов, занимающихся самообразованием; 
    • принцип «не навреди» и «капля камень точит» - предполагает поступательное движение к намеченным целям без торопливости, при необходимости возвращаясь, внося коррективы, пока тема не будет отработана. Для примера: цель – сформировать позицию у педагогов по отношению к родителям «не воздействие, а взаимодействие и сотрудничество» реализуется на протяжении нескольких лет. Одна из годовых задач в 2015 – 2016: «Повышать профессиональную компетентность педагогов в области организации взаимодействия с родителями через использование активных форм»; в 2016 – 2017:  «Развивать практикуемые и осваивать новые  образовательные традиции, практики в работе с семьёй»; в 2017 – 2018: «Продолжать активизировать педагогический потенциал семьи, обеспечивая равноправное творческое взаимодействие с родителями воспитанников». 
    1. Важно определить реальные показатели работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов, сформулировать критерии оценки (К.Ю. Белая). Для оценки уровня развития профессиональных компетенций педагогов ДОУ мы выбрали карту «Поведенческие признаки профессиональных компетенций» (автор Асаева И.Н.), которая подходит как для самоанализа, так и для наблюдений за деятельностью педагога. Для оценки качества методического сопровождения определили ожидаемые результаты и показатели эффективности профессионального развития педагогов. 

    Освоение педагогами ДОУ необходимых компетенций несомненно скажется на качестве образовательного процесса в целом, поэтому мы прогнозировали результат для всех его участников:

    Прогнозируемый результат

    Показатели

    эффективности

    Для педагогов 

    • Рост  творческой активности каждого педагога дошкольного учреждения, удовлетворённость результатами своего труда, улучшение психологического микроклимата в ДОУ.
    • Создание  непрерывной системы повышения квалификации педагогических кадров. 
    • Создание  единого образовательного пространства, в котором дети и взрослые в процессе сотрудничества продуктивно решают свои актуальные задачи.  
    • Активное самообразование. 
    • Аттестация   на более высокую категорию, признание  заслуг (награды, поощрения, положительный отзыв). 
    • Результативное  участие в конкурсах педагогического мастерства. 
    • Активное обобщение и распространение собственного опыта. 

    Для  детей 

    • Эмоциональное  благополучие и отсутствие отрицательной динамики в состоянии здоровья.  
    • Положительная  динамика качества обучения и воспитания, дифференцированный подход к каждому ребёнку, результативность развития детей. 
    • Снижение пропусков ДОУ по причине болезни. 
    • Положительная динамика освоения ООП ДО, готовности к школьному обучению. 
    • Активное  участие в выставках, конкурсах и олимпиадах, акциях и концертах. 

    Для  родителей 

    • Положительная  оценка деятельности ДОУ, педагогов со стороны родителей, удовлетворённость качеством предоставляемых образовательных услуг и услуг по присмотру и уходу за детьми. 
    • Готовность  и желание родителей сотрудничать с детским садом; высокая активность родителей в проводимых мероприятиях. 
    • Высокая  степень информированности о состоянии дел в ДОУ среди родителей. 
    • Удовлетворённость родителей оказываемыми ДОУ услугами и высокая информированность о состоянии дел в ДОУ. 
    • Высокая  активность родителей в проводимых мероприятиях. 

     

     

     

          Выделены были также возможные риски и способы их снижения: 

     

    Возможные риски

    Способы снижения рисков

    Сопротивление отдельных педагогов нововведениям. 

    • Личный пример старшего воспитателя и поддержка администрации ДОУ. 
    • Создание психолого-педагогических и материальных условий эффективности развития профессиональных компетенций педагогов. 
    • Вовлечение воспитателей в инновационную работу. 

    Часть  педагогов формально принимают Стандарты. 

    • Практическая реализация основных мероприятий, заложенных Программой, годовым планом.  
    • Изучение  передового практического опыта муниципалитета, региона и страны, международного опыта (использование ресурсов сети интернет).  
    • Контроль за качеством образовательного процесса. 

    Увеличение интеллектуальных, эмоциональных  и энергетических  затрат 

     

    • Создание благоприятного психологического климата для делового сотрудничества. 
    • Развитие у педагогов внутренней мотивации, стремления преодолевать профессиональные затруднения. 
    • Осуществление психологического сопровождения педагогов. 
    • Рациональное распределение обязанностей. 
    • Подготовка  старшим воспитателем шаблонов планирования для воспитателей ДОУ (КТП, КП). 

    Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения. 

    • Привлечение специалистов ДПО, имеющих соответствующие лицензии и необходимую тематику курсов (курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка, мастер-классы, конференции и т.п.). Использование ресурсов сети интернет (сетевое взаимодействие, мастер-классы, Всероссийские вебинары, конференции, интернет-конкурсы). 

          

         С позиции компетентностного подхода профессиональное развитие педагогов ДОУ осуществляется в трёх взаимосвязанных плоскостях: 

    •  профессиональное саморазвитие старшего воспитателя; 
    • развитие педагогического коллектива как профессионального сообщества; 
    • профессиональное развитие конкретного педагога. 

    На основе изучения ресурсов педагогической компетентности нами был составлен план-программа курсовой подготовки и аттестации, затем были разработаны Программа развития ДОУ, Концепция развития методической службы, Положение о методическом сопровождении педагогов.  

         Методическое сопровождение профессионального развития педагогического коллектива как профессионального сообщества тесно связано с годовыми планами,  в которых отражаются актуальные задачи и конкретные мероприятия по их реализации. Профессиональное развитие конкретного педагога  связано с индивидуальным образовательным маршрутом.  

    Сопровождение профессионального развития педагогов ДОУ на данном этапе (2014 – 2017 г.г.) связано с введением ФГОС ДО и включало несколько взаимосвязанных и взаимопроникающих этапов: мотивационный (зачем?), содержательный (что?), деятельностный (как?). Деление это очень условно, этапы носят не столько временной характер, это больше способ проработки поставленной задачи, этапы формирования и развития дефицитарных компетенций.   

       I этап – это создание у педагогов соответствующей мотивации по отношению к ФГОС ДО, повышение ценностного отношения к профессии, формирование гармоничных отношений с коллегами. Практика показывает, что жизненный и профессиональный опыт, ранее сформированные стереотипы мышления и поведения выступают тормозящими факторами в процессе переориентации деятельности. Поэтому целесообразно сначала изменить позиции и установки педагогов, а затем излагать им новые знания, которые будут ими приняты и не вызовут противоречия с их взглядами.  

    Основная задача этого этапа – подготовить педагогов к пониманию необходимости по-иному посмотреть на себя как на профессионала, на свои отношения с детьми, коллегами, родителями, руководством. Необходимо было показать преимущества личностно-ориентированного взаимодействия над дисциплинарным как для развития детей, так и для развития личности самого педагога. Формы использовались самые разнообразные: теоретические семинары, семинары-практикумы, деловые игры, групповые дискуссии, совместное чтение и комментирование нормативных документов, работа с психолого-педагогической литературой и т.д.

    Наиболее продуктивными оказались активные формы – «Суд над ФГОС ДО», «Учебная модель в ДОО: хорошо или плохо для педагога, для ученика, для родителя», анализ педагогических ситуаций с точки зрения «оптимиста» и «пессимиста». Благодаря информационно-компьютерным технологиям  педагоги ДОУ изучили подробно ФГОС ДО, узнали о новых требованиях и формах работы с детьми.  

    Параллельно проводились опросы, самоанализы, наблюдения за деятельностью, полученные данные помогали выявлять профессиональные затруднения, строить индивидуально-дифференцированную работу с педагогами, оказывать им помощь в выработке индивидуальной программы действий по профессиональному росту. 

    Кроме этого совместно с педагогом-психологом мы проводили психолого-педагогические тренинги: педагоги учились принимать точку зрения своих коллег, обнаруживали готовность к изменению своих установок; учились излагать свои переживания, стремления, цели и ожидания; повышалась активность и инициативность в поиске оригинальных решений. На методических мероприятиях использовались релакс-паузы, упражнения-активизаторы. Обязательными были завершающие задания, обеспечивающие рефлексию и обратную связь, например, одно из них: «Опишите несколькими словами: "Я" - как чувствовала себя в процессе работы педсовета. "Мы" - насколько комфортно работалось в коллективе. "Дело" - чего я достигла, какие трудности или проблемы возникали, как их удалось преодолеть».

     Для формирования внутренней мотивации применялись методы морального поощрения и награждения: благодарности, грамоты, сертификаты, которые не только вручались на педсоветах и родительских собраниях, но и помещались в уголках родителей в приёмных, в качестве информации на сайте ДОУ, каждый педагог ведёт  «копилку достижений».  

    С успехом использовалась такая форма, как делегирование полномочий (педагогу предлагалось изучить материал, подготовить и провести консультацию, практикум), что не только активизировало усилия самого педагога, укрепляло его позицию в коллективе, но и вселяло уверенность в остальных, что они тоже так смогут.  

    Для подкрепления внешней мотивации педагогов в Положение о оплате труда были внесены критерии, отражающие активное участие педагога в методической работе, внедрении новых подходов, самообразовании и участии в конкурсах профессионального мастерства.

    Результатом проводимой работы по формированию мотивационно-личностного компонента явилось желание педагогов работать в новой идеологии, понимание целей и задач этой работы. Вопрос «зачем?»  сменился на утверждение «хочу это делать».

    На II этапе формировался содержательный (когнитивный) компонент. Он представляет собой совокупность психолого-педагогических и методических знаний: специфики, целей и задач, средств организации работы с детьми по ФГОС ДО, основных принципов построения личностно-развивающего и гуманистического характера взаимодействия и развивающей предметно-пространственной среды. Для формирования содержательного компонента использовались такие формы работы, как педагогические советы в традиционной форме, а также с использованием ИКТ, игровых технологий, моделирования ситуаций. Проводились теоретические семинары, лекции, консультации, круглые столы. Была организована работа по самообразованию.

    Педагоги ДОУ активно посещали курсы повышения квалификации, научно-практические конференции, семинары, проводимые как на уровне муниципалитета, так и региона. Активно  использовались новые формы сетевых коммуникаций: накопительная дистанционная система повышения квалификации (педагог выбирал интересующую его тему), переподготовка (получение новой необходимой квалификации), электронные методические библиотеки, виртуальные методические объединения, профессиональные сайты,  участие во всероссийских вебинарах, круглых столах, видеоконференциях и использование полученных материалов  в работе.  

    Традиционные формы методической работы сочетались с использованием активных методов обучения, которые направлены на формирование творческого мышления, расширение знаний и умений педагогов путём их вовлечения в активную познавательную деятельность. Хорошее усвоение материала идёт при разборе конкретных ситуаций. Когда участники в выработке единого мнения «открывают» новое, то оно становится их собственной позицией. Активные методы обучения используются в ДОУ при проведении различных форм методической работы: 

    • консультаций-диалогов по двум точкам зрения: «хорошо – плохо»; 
    • консультаций-парадоксов с запланированными ошибками; 
    • экспресс-опросов по выбору правильного образца из нескольких; 
    • решение ситуационных задач с использованием метода моделирования; 
    • деловых игр. Эти методы помогали организовать педагогическое взаимодействие на основе сотрудничества в системе «старший воспитатель – воспитатель», «воспитатель – воспитатель». 

    Важное место в методической работе отводилось участию педагогов в городских методических объединениях, семинарах и научно-практических конференциях. Основные направления деятельности таких мероприятий - выявление, изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта, обмен положительным опытом работы среди педагогов города. 

    Итогом методического сопровождения на этом этапе стала сформированность субъектной позиции в отношении внедрения ФГОС ДО у педагогов ДОУ. Вопрос «что делать?» сменился утверждением «я знаю, что делать и почему именно так». 

    На III этапе формировался деятельностный компонент, включающий в себя совокупность умений (компетенций), обеспечивающих эффективную реализацию ФГОС ДО.

    Для развития профессиональных компетенций использовались такие формы работы, как семинары, практикумы. Например: семинары-практикумы «Художественно-эстетическое развитие через интеграцию различных видов деятельности», «Интеграция образовательного пространства ДОО как одна из задач ФГОС ДО»; «Использование современных педагогических технологий в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО», «Переход от ограниченного к продуктивному взаимодействию детского сада с семьёй», «Метод проектов как средство разработки и внедрения педагогических инноваций в реализации ФГОС ДО».       

    Интересны  игровые практикумы, подготовленные воспитателями: «Квест-технология как средство развития познавательной активности детей», «Кейс-технология как способ реализации компетентностного подхода». Воспитатель самостоятельно изучает информацию о новой технологии, готовит и проводит мероприятие, затем совместно с другими педагогами анализирует, выясняет что получилось, что нет, делает вывод о перспективах использования технологии в условиях ДОУ.

    Заинтересовал педагогов и такой приём, как знакомство с новой технологией с помощью самой технологии. Так, семинар-практикум «Игровые технологии как средство реализации ФГОС ДО» начался с мастер-класса «Волшебный цветок АМО».  

    Активно применяются в методической работе: игры-тренинги, “мозговые штурмы”, педагогические пробеги и ринги, педагогические копилки, методические ярмарки и аукционы педагогических идей, педагогические посиделки и КВН, методические фестивали, калейдоскопы. Востребованы в ДОУ и такие формы, как разработка методических рекомендаций, дидактического материала для игр и занятий, презентаций-отчётов, помогающие педагогам проявить не только профессиональные, но и личностные качества (самостоятельность, креативность, амбициозность).       

    Развитию творческой активности педагогов ДОУ способствовала такая форма как педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей». Воспитатель готовил образовательное мероприятие, проводил его, а затем педагоги просматривали видеозапись и обсуждали. Позиция старшего воспитателя – куратор, который определяет актуальность той или иной темы, предлагает её педагогу, активно сотрудничает, помогая (при необходимости)  воплощать его идеи и проекты. Некоторые из них:  педагогическая мастерская «Уроки открытых мыслей»:  «Школа» (открытый показ сюжетно-ролевой игры), «Рукавички» (открытый показ ООД по художественно-эстетическому развитию с использованием интерактивных технологий.); «Путешествие в страну Архимеда» и «Мы - волшебники» (открытые просмотры ООД по опытному экспериментированию.),  «В гости к зайчику» и «Поможем зайцу найти солнышко» (открытый показ ООД по ФЭМП с технологией моделирования и сенсорного развития).  

    Педагоги заинтересовались такой формой открытых мероприятий. Перед просмотром воспитатели делились на две группы или по парам (в зависимости от задач). Каждая группа / пара выбирала задание для обсуждения, делала во время просмотра заметки, а затем участвовала в обсуждении. Сначала мы слушали воспитателя, проводившего занятие, его взгляд на себя со стороны. Затем выступали педагоги. Позиция старшего воспитателя – модератор, организующий общение, подводящий итог сказанному. Такая форма даёт возможность качественно проработать тему, а педагоги могут не только демонстрировать профессиональные умения в проведении образовательных мероприятий, но и совершенствовать опыт в публичных выступлениях и рефлексии педагогического опыта. Это способствовало тому, что воспитатели ценят индивидуальность каждого педагога, обогащают свой опыт, работая над поиском своего авторского почерка. Открытые занятия готовят как опытные, так и начинающие воспитатели. Я считаю, что у каждого педагога есть чему поучиться.

    Важная форма работы с педагогами – конкурсное движение. Ежегодно в ДОУ планируются как методические, так и творческие конкурсы для педагогов («Лучший конспект НОД», «Лучший речевой уголок», «Лучшее оформление группы к Новому году», «Конкурс групповых газет «Мы за здоровый образ жизни» и др.). Проводятся конкурсы для детей: «Лучший рисунок о зиме», «Огонь – враг или друг», «Умницы и умницы». Педагоги готовят детей к конкурсам различных уровней, в том числе и интернет-конкурсам, кроме того активно участвуют в них сами.  

    Наиболее результативными стали интерактивные формы и методы работы, стимулирующие саморазвитие и самореализацию личности педагогов, создающие комфортные условия профессионального развития – такие, при которых каждый педагог чувствует себя успешным, чувствует свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным весь процесс обучения.  

    Итогом методического сопровождения на этом третьем этапе стало повышение уровня развития компетенций педагогов ДОУ. Вопрос «как?» сменился утверждением «я знаю, как это делать, я могу это делать». Результатом методического сопровождения профессионального развития педагогов на этапе введения ФГОС ДО стала позиция «хочу работать по-новому  –  знаю, что делать и каким образом  –  могу это сделать». 

    Необходимо отметить, что вместе с развитием командного взаимодействия я учитываю профессиональные особенности педагогов, обусловленные стажем работы. Это определяет индивидуальную работу с ними, учитывается при постановке задач, при необходимости позволяет объединить педагогов в профессиональные группы. 

    Начинающие педагоги проявляют большой интерес к детям и стойкое желание с ними работать, но у педагогов наблюдается заниженная самооценка ресурсов. Поэтому важно оказывать им эмоциональную поддержку, укреплять веру в себя, помогать в подготовке занятий, планировании, проводить совместный анализ проблемных педагогических ситуаций. 

    Педагоги – «середнячки» знают, понимают и умеют использовать на практике основные методы и приёмы дидактики, способны понять ребёнка, но им свойственно противоречие между устойчивой мотивацией к обновлению знаний и неумением критически оценивать учебный материал, средства обучения и творчески их использовать. Для этих педагогов важно сформировать свою педагогическую позицию, почерк, на первый план выходит помощь в творческом освоении передового опыта. 

    Наконец, педагоги-мастера, это педагоги с высоким уровнем знаний дидактики, им свойственна устойчивая мотивация к активному профессиональному общению, активная творческая профессиональная позиция. В работе с ними важно помочь реализовать творческие педагогические резервы, предотвратить профессиональный застой. Из таких педагогов формируются рабочие и творческие группы: работа над ООП, разработка положений, экспертная работа (мониторинг, аттестация). Оказывается помощь в обобщении опыта, создании авторских разработок, программ.   

    Таким образом, на смену принципу «педагогического воздействия», свойственного авторитарной педагогике, приходит принцип «педагогического взаимодействия», которое означает согласованную деятельность участников образовательного процесса по достижению совместных целей и результатов. Когда педагог прочувствовал, осознал, принял новые идеи, ему легче начать использовать их в своей работе. 

    Описанная нами система методического сопровождения не делит воспитателей на отдельные микрогруппы, что позволяет работать в единой команде  над общими стратегическими и тактическими задачами ДОУ. Подводя итог проделанной работе, нужно сказать, что ожидаемые результаты достигнуты, а риски минимизированы. 

    Мотивация педагогов к профессиональному и творческому росту во многом определяет успешность и результативность методической работы, которая включает построение нового заинтересованного взаимодействия между педагогами и старшим воспитателем, основанного на мотивации педагогов и инициативности в реализации их творческих способностей. Успех зависит от консолидации администрации и педагогов, от желания и готовности к совместной работе. Данный подход помогает осуществлять методическую работу в большем объёме и с наименьшими затратами рабочего времени, через активное участие всех педагогов, исходя из их интересов и возможностей. В целом такая взаимосвязанная и систематическая работа повышает общий профессиональный уровень педагогов, раскрывает их творческий потенциал, что является важным условием повышения качества образовательной работы с детьми. 

    В целом представленная система методического сопровождения профессионального развития педагогов ДОУ: 

    • создаёт условия для совершенствования и развития профессиональных компетенций педагогов;
    •  ориентирована на совершенствование и развитие  мотивационной, когнитивной, деятельностной и личностной характеристик профессиональной деятельности педагогов;  
    • строит свою работу с опорой на нормативные документы федерального, регионального и муниципального уровней;
    • учитывает как коллективные, так и индивидуальные траектории  развития профессионализма педагогов, реализующиеся через различные формы взаимодействия, выбор методов и приёмов.

     

     

    Список использованной литературы и источников информации 

    Атмахова Л. Новые подходы, квалификация, мастерство. Методическая служба как условие развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ. // Дошкольное воспитание. 2014. № 4. С. 24 – 31.  

    Афонькина Ю.А. Мониторинг профессиональной деятельности педагога ДОУ: диагностический журнал/ Ю.А. Афонькина. – Волгоград: Учитель, 2013. – 115 с.

    Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение - управление по результатам/ К.Ю. Белая. – М.: Просвещение, 2008. – 125 с. 

    Белая К.Ю. Методическая работа в ДОУ. Анализ, планирование, формы и методы. Творческий центр. М., 2008

    Волобуева Л. М., Мирко И. А. Активные методы обучения в методической работе ДОУ// Управление Дошкольным Образовательным Учреждением. - 2010. - № 6(32). - С. 70-79

    Жеребятьева С. В. Модель совершенствования профессионального мастерства педагогов. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. - № 10. – с. 5-15

    Колодяжная Т.П. Управление современным дошкольным образовательным учреждением/ Т.П. Колодяжная. - М.: Просвещение, 2010. – 124 с.

    Лукьянова М.И. Профессиональная компетентность педагога: теоретический анализ понятия. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2015. № 1. С. 15 – 21

    Майер А.А. Модель профессиональной компетентности педагога дошкольного образования. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2007. № 1. С. 8 – 14

    Микляева Н.В. Диагностика и развитие профессионального мастерства педагогов ДОУ: методическое пособие/ Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. – М.: Айрис-Пресс, 2008. – 144 с.

    Интернет-ресурсы:

    Профессиональная компетентность воспитателя  www.lauc.ru 

    http://kuzminaalena.bloqspot.com 

    http://pedgazeta.ru 

    http://www.ed-union.ru

    1. http://dob.1september.ru/2005/21/9.htm 

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Обеспечение преемственности дошкольного и начального образования в условиях введения и реализации ФГОС"

    Проблема преемственности в образовании в целом связана с проблемой непрерывности образования в жизни каждого человека. Нередко на практике эта проблема рассматривается традиционно как дополнение и рас...

    Доклад «Актуальность системно- деятельного подхода в условиях введения и реализации ФГОС ДО».

    Актуальность системно - деятельного подхода в условиях введения и реализации ФОГОС ДО....

    Методическое сопровождение создания условий для профессионального развития педагогов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО.

              1 января 2014 года вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Впервые в истории дошкольного образования ...

    Раскрытие и развитие творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО

    В этой презентации рассказывается о раскрытии и развитии творческого потенциала личности ребенка в образовательной деятельности в соответствии с ФГОС ДО...

    Реализация творческого потенциала личности детей старшего дошкольного возраста. Проект на тему: "Динозавры"

    Большой проект на тему "Динозавры", реализация заняла целый учебный год. Подробнее в презентации....

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы районному семинару на тему: «Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педагога ДОО в условиях обновления содержания дошкольного образова

    Конспект интегрированной организованной образовательной деятельности с детьми старшей группы районному семинару на тему: «Профессиональный рост и реализация творческого потенциала личности педаг...

    Региональный семинар "Особенности профессионального роста педагогов ДОО в условиях введения ФГОС".

    Обобщение опыта работы МАДОУ "Детский сад № 6". Деловая игра "Шаги к успеху"...