Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов-психологов ДОУ
методическая разработка на тему

Темирова-Скорходова Ольга Александровна

Цель данной работы в помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное детское образовательное учреждение детский сад комбинированного типа №7 «Золотая рыбка»

Технология  адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов – психологов

Разработала педагог-психолог

Темирова-Скороходова О.А.

г. Выкса, 2014

 Технология адаптации к профессиональной деятельности начинающих педагогов – психологов

Актуальность проблемы:

В современной психологии проблемы адаптации человека к различным условиям жизнедеятельности являются достаточно актуальными.

Службами управления персоналом ведущих фирм мира при найме на работу огромное внимание уделяется процессу включения нового сотрудника в производственные и межличностные отношения. Важным фактором, влияющим на дальнейшую эффективность работы принятых сотрудников, становится наличие в организации программы вхождения в должность, основная задача которой – помочь сотруднику адаптироваться к новой обстановке и достичь необходимой эффективности работы в наиболее короткий срок.

Однако, в настоящее время, практически опускается рассмотрение ряда социально-психологических проблем, которые имеют решающее значение для адаптации практического психолога в условиях дошкольного образовательного учреждения и тем самым всей его последующей работы.

. От того, как психолог сможет построить взаимоотношения с педагогическим коллективом и администрацией, учениками и их родителями, зависит его реальный статус в детском образовательном учреждении и соответственно условия будущей работы специалиста.

Цели:

Данная работа проводится с целью помощи в профессионально – личностном самоопределении педагога-психолога на этапе профессиональной адаптации и овладения первичным опытом деятельности в системе образования. Активизации профессионально-личностного самоопределения педагога-психолога в процессе дальнейшего роста. Формирования умений ставить и решать психолого-педагогические задачи в рамках комплексной работы в ДОУ. А также, разработать программу организации психологической службы МБДОУ детский сад комбинированного типа №7 «Золотая рыбка» (3 корпус) начинающим педагогом-психологом.

Достижение поставленной цели возможно при последовательном решении поставленных задач:

  • Проанализировать психолого-педагогичскую литературу и обобщить теоретико-методологические подходы к изучению профессиональной адаптации и подходы к организации психологической службы в ДОУ;
  • Систематизировать современные подходы к организации психологической службы в ДОУ.

1. Теоретические основы построения программы организации психологической службы начинающим педагогом - психологом на  этапе вхождения в профессию

Анализ закономерностей профессионального самоопределения личности, лежащего в основе профессиональной адаптации, позволяет выделить несколько факторов, определяющих характер ее протекания.

Во-первых, на характер профессиональной адаптации влияет уровень профессиональной подготовки начинающего специалиста, сформированность навыков решения практических задач, профессионально важных личностных особенностей.

Во-вторых, существенное влияние на процесс профессиональной адаптации оказывает становление профессионального самосознания и интериоризации системы ценностных ориентаций, необходимых для эффективной профессиональной деятельности.

В третьих, профессиональная адаптация зависит от мотивационных факторов, побуждающих человека к осуществлению профессиональной деятельности, профессиональному развитию, и определяющих систему отношений человека к объектам профессионального взаимодействия и самому себе как ее участнику.

Кроме того, на процесс профессиональной адаптации влияют и конкретные условия среды, в которых он протекает. Эти условия, являясь по сути «внеличностными», преломляются в сознании каждого субъекта профессиональной деятельности в виде причин, облегчающих или усложняющих профессиональную адаптацию.

Факторы профессиональной адаптации сгруппированы на рисунке 1.

Перечисленные факторы профессиональной адаптации являются универсальными для любого вида профессиональной деятельности, однако применительно к каждой конкретной профессии имеют свою специфику. Ниже они рассмотрены в контексте профессиональной адаптации начинающих психологов.

Специфика адаптации к профессии психолога связана с тем, что она относится к профессиям типа «человек-человек».

Психолог является субъектом помогающей деятельности, что предполагает активную личностную включенность  в работу. Это накладывает отпечаток на процесс профессиональной адаптации, обусловливая наличие специфических факторов риска, которые могут затруднять конструктивную профессиональную деятельность.

Рисунок 1- Факторы профессиональной адаптации

Успех деятельности психолога в адаптационный период  зависит, прежде всего, от того, насколько он сможет соответствовать ожиданиям администрации и педагогического коллектива. Эти ожидания, которые непосредственно влияют на оценку работы специалиста, отношение к нему в коллективе и его статус, являются на практике довольно смутными и вовсе не опираются на те, известные лишь самому психологу из курса обучения основные направления его деятельности, уже после успешной адаптации.

Необходимо иметь в виду, что подчас эти нетерпеливые ожидания быстрых результатов относятся к вопросам, требующим длительной, упорной и целенаправленной работы прежде всего самого педагогического коллектива. Поэтому одной из важнейших задач адаптационного периода является управление ожиданиями коллег, приведение их в соответствие с целями психологической службы, реальными условиями и возможностями как психологической науки, так и конкретного специалиста.

Каждый педагог и ребенок вправе рассчитывать на помощь психолога. Но это не значит, что он должен идти на поводу у стихийного процесса передачи ему лавины накопившихся «текущих проблем», большинство которых представляются неразрешимыми педагогу именно в силу ограниченности педагогического анализа ситуации, который не только исчерпал себя в этих острых практических моментах, но и служит как бы дополнительным их оправданием и фактически способствует их реальному воспроизведению через активные попытки педагогов настаивать на своем видении проблемы и тем самым узаконивать исходные предпосылки и условия «трудностей работы с учениками». Поэтому весь массив практических проблем должен быть психологически переосмыслен и структурирован. Каждый практический запрос, обращенный к психологу, должен получить форму психологической проблемы, решаемой в связи с другими в целостной картине условий деятельности и первоочередных задач. Таким образом, регулирование практических запросов педагогического коллектива можно считать не только неизбежной, но и одной из самых актуальных и первоочередных задач адаптации специалиста.

Типичные проблемы начинающего педагога - психолога

1.Дезорганизующее чувство беспомощности

Главное затруднение вызывает у молодых специалистов то, что вступая в новую стадию профессионального развития, они сталкиваются не только с новыми профессиональными требованиями и задачами, новыми условиями труда, новой системой взаимоотношений в коллективе, но и обнаруживают достаточно резкое несоответствие между накопленными ими в процессе обучения академическими знаниями и реальным практическим наполнением профессиональной деятельности.

2.Вхождение в педагогический коллектив

По данным всероссийского кадрового портала  www.kadrovik.ru наибольшие сложности в процессе адаптации возникают именно с вхождением в коллектив – около 40% от общего количества, немного меньше составляет освоение новых должностных обязанностей – 34%, привыкание к корпоративной культуре и новым условиям труда по 13%, соответственно.

У специалиста возникает вопрос: какую позицию занять, налаживать ли дружеские взаимоотношения или придерживаться нейтралитета? Первое время нужно внимательно наблюдать и анализировать, что бы разобраться в тонкостях взаимоотношений в женском коллективе.

Изучение неформализованной структуры педагогического коллектива и установление на этой основе продуктивных взаимоотношений с наиболее активной и творческой группой учителей без провоцирования конфликта с пассивными или критически настроенными педагогами. Психолог может идти на сознательную конфронтацию, но дать затянуть себя в конфликт — это уже свидетельство профессиональной некомпетентности, неспособности управлять развитием конфликтной ситуации. Трудно надеяться и реально рассчитывать, что впоследствии педагоги смогут воспринимать такого специалиста как потенциального посредника при разрешении возникающих конфликтов.

3.Проблема «личностного» взросления

Профессиональная склонность к рефлексии способствует тому, что психолог начинает явственно видеть и чувствовать изменения в собственном мировоззрении, в своих взглядах на какие-либо события и вещи. Это не всегда его радует. Но это неизбежно и, как правило, позитивно. Надо просто быть готовым  к этому.

4.Проблема налаживания контактов с детьми и родителями.

Эта проблема косвенно касается проблемы взаимодействия психолога и педагогов. В случае позитивных контактов педагог при необходимости или возникновении проблем может посоветовать родителям обратиться за помощью к психологу.  Но психолог и сам должен позаботиться о себе: вывесить в групповых раздевалках приглашения для родителей с указанием консультативных часов, заинтересовать новой информацией психологического плана, касающейся проблем в развитии детей, повесить объявления о проведенном диагностическом обследовании детей и о возможности узнать его результаты в часы приема и т. д.

5.Полное «погружение» в работу в ущерб личному времени.

Часто молодые специалисты бросаются в работу, отдавая ей все силы и время. Такое рвение приятно администрации, но опасно для самого специалиста – перегрузками, нарушением баланса между работой и личной жизнью. К тому же со временем это проходит, а руководство, привыкшее к тому, что психолог сидит на работе днями и ночами, начинает недоумевать и негодовать, что специалист ушел с работы вовремя. Может возникнуть, конечно, «производственная необходимость» (объезды, проверки и т. д., которыми изобилует жизнь ДОУ), тогда лучше остаться после работы и помочь нуждающимся в вас.

6.Критическое отношение к возрасту психолога со стороны педагогов и родителей.

Свое нежелание обращаться за помощью к психологу некоторые педагоги и родители мотивируют его молодостью. В этом случае лучше всего поможет чувство юмора. Одна умная женщина-психолог на такой аргумент ответила: «А у нас, психологов, профессиональная обязанность выглядеть молодо!»

Таким образом, становится очевидно, что первые шаги психолога в коллективе – период ответственный и трудный. И, как уже говорилось, от того, как специалист себя зарекомендует, зависит успешность его дальнейшей работы.

Специфика работы психолога в ДОУ

Специфика работы психолога в ДОУ определяется несколькими аспектами, связанными, прежде всего, с особенностями детей дошкольного возраста. В работе с ними нельзя использовать развернутые тестовые методы, применяемые в работе с подростками и взрослыми людьми.

Особый акцент психолог ДОУ должен делать на работу с педагогами и родителями, отвечающими за детей, так как именно в семье оказывают решающее влияние на развитие, формирование характерологических особенностей дошкольников.

Кроме того, для сбора объективной информации и оказания ребенку и его близким квалифицированной помощи психологу недостаточно провести с ним диагностическое обследование с помощью стандартизированных методик. Ему необходимо наблюдение за естественным поведением ребенка в повседневной жизни, что предполагает контакт и предметное обсуждение и с родителями и с педагогами.

В отличие от взрослых дошкольник не может рассказать окружающим о своих проблемах, проанализировать их и что-то изменить. Внешние проявления одной и той же проблемы могут быть многообразными. Здесь и заключается трудность дифференциации внутренней причины и внешних проявлений, и здесь на помощь психологу приходит его умение получить полную информацию о ребенке, его образе жизни, окружении.

Все вышеперечисленные специфические аспекты требуют обязательного учета в деятельности психолога ДОУ.

Направления деятельности педагога – психолога представлены в приложении 1.

2. Программа организации психологической службы ДОУ начинающим педагогом-психологом.

Изучив  и проанализировав теоретические основы  сопровождения профессиональной деятельности начинающего психолога на  этапе вхождения в профессию, мною была составлена программа организации психологической службы ДОУ педагогом-психологом

Этап первый - организационный

  1. Оформление кабинета психолога

Для продуктивной работы психолога необходимо правильно организовать рабочее пространство, поэтому организация и оформление кабинета психолога требует особого внимания. Подробные рекомендации по оформлению кабинета я нашла в книге Широковой Г.А.[1]

Была приобретена и систематизирована  психологическая литература; приобретены и изготовлены  игры и упражнения для развития и коррекции познавательной сферы; стимульный материал к диагностическим методикам в работе с детьми;  стимульного материала к диагностическим методикам в работе с родителями и педагогами;   бланки и анкеты тестов.

Составлен паспорт кабинета.

  1. Оформление рабочей документации

Важным компонентом профессиональной дельности педагога-психолога в ДОУ является оформление различного рода документации. Документация должна сопровождать каждое направление деятельности практического психолога.

Для правильного оформления документации я обратилась к руководителю РМО. Мне были переданы перечень и образцы необходимой документации, в соответствии которым я оформила комплект (пакет) документации педагога-психолога ДОУ.

  1. Восстановление теоретических знаний,  повышение  профессиональной квалификации

С целью восстановления теоретических знаний и повышения профессиональной квалификации, мною была изучена психолого-педагогическая литература (приложение 2).

Этап второй – внедренческий, непосредственная работа психологической службы

Выделены цели и задачи психологической службы.

Цели психологической службы:

Сохранение и укрепление психологического здоровья детей, гармоничное развитие в условиях ДОУ.

Основные задачи психологической службы:

1.  Сохранить психологическое здоровье детей.

2.  Провести диагностическое обследование эмоциональной и познавательной сферы детей для выявления нарушений.

3.   Реализовать групповые психопрофилактические программы.

4.  Реализовать индивидуальные психокоррекционные программы.

5.  Проводить консультационную работу с родителями и педагогами.

6.  Проводить психологическое сопровождение детей в период адаптации.

7.  Проводить психологическое сопровождение детей подготовительных групп, подготовку к школе, мониторинг развития.

8.  Подобрать психологическую литературу для самообразования педагогов и родителей.

Для эффективной работы психологической службы необходимо учитывать всех участников воспитательного процесса, поэтому свою работу я организовала в направлениях: «работа с детьми», «работа с педагогическим коллективом», «работа с родителями». Разработан помесячный план работы в данных направлениях

Месяц

Работа с детьми

Работа с педагогическим коллективом

Работа с родителями

Январь

Наблюдение за детьми в группах.

Присутствие на занятиях педагога-психолога, уже работающего с данной группой,  с целью знакомства детей с новым педагогом- психологом.

Проведение развивающих занятий с целью знакомства детей с педагогом- психологом во всех возрастных группах.

Знакомство с педагогическим коллективом.

Анкетирование педагогов на тему «Представление о психологической службе ДОУ»

1.Сбор информации об особенностях семей ДОУ: наблюдение в группах в утренние и вечерние часы за стилем взаимодействия родителей с детьми, индивидуальные беседы, анкетирование «Детский сад и семья»

2. Оформление во всех возрастных группах уголков психологической консультации.

3. Индивидуальное консультирование родителей по запросам

февраль

Наблюдение за адаптацией вновь поступивших детей.

Наблюдение за детьми в учебной и неучебной деятельности, с целью выявления детей с трудностями в поведении, в усвоении программы, в общении со сверстниками и взрослыми.

Изучение психологического климата в группах детского сада.

Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Сбор сведений о социально-психологическом микроклимате семей ДОУ, выявление семей высокого социального риска.

Участие в педсоветах.

1.Заключение договора с родителями  на разрешение работы с ребенком

2.Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

Участие в родительских собраниях (по запросам)

март

Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Диагностическое обследование детей средних групп,  составление психологических характеристик для представления на ПМПК. Отбор детей в логогруппы.

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми (по запросам и наблюдениям психолога)

Итоговая диагностическая работа по определению готовности детей подготовительной группы к школьному обучению.

Консультация с воспитателями по результатам диагностики интеллектуального развития.

Консультирование по запросам, по вопросам аттестации.

Участие в педсоветах.

Консультации «Сотрудничество детского сада и семьи при подготовке ребенка к школе».

Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

Индивидуальные встречи с родителями детей, представляемых на ПМПК (разъяснительная работа, консультации).

Консультации с  родителями подготовительной группы: «Как помочь ребенку подготовиться к школьному обучению?».

апрель

Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми.

Наблюдение за адаптацией вновь поступивших детей.

Итоговая диагностическая работа по определению готовности детей подготовительной группы к школьному обучению.

Беседа с педагогами  «Результаты диагностики психологической готовности к школьному обучению детей подготовительной  и старшей групп»

Консультации по запросам.

Родительское собрание для родителей детей подг. группы по результатам диагностики готовности детей к обучению в школе.

Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

май

Проведение коррекционно-развивающих занятий по подготовке детей к школе.

Индивидуальные коррекционные занятия с детьми.

Диагностика уровня комфортности пребывания детей в детском саду.

Изучение пожеланий педагогов по улучшению работы и определению ближайшей перспективы развития ДОУ

Завершающая беседа с воспитателями всех возрастных групп о проделанной работе. Рекомендации воспитателям.

Индивидуальное консультирование родителей по запросам.

Консультирование родителей выпускников «На пороге школы».

Оформление памяток: «К детскому саду готов!», «Учеба на отлично!», «Скоро в школу».

Информационный стенд: « Как подготовить ребенка к поступлению в детский сад».

Таким образом, реализуя данную программу, начинающим-педагогом психологом была создана психологическая служба МБДОУ детский сад комбинированного типа №7 «Золотая рыбка» (3 корпус).

Источники:

  1. www.kadrovik.ru
  2. www.nsportal.ru
  3. Аралова М.А Справочник психолога ДОУ, М.: ТЦ Сфера, 2010. – 272 с. – (Справочники образования)
  4. Широкова Г. А. Справочник дошкольного психолога/Серия «Справочники». — Ростов н/Д: «Феникс», 2004. — 384 с.


[1] Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочники».- Ростов-/Д: «Феникс», 2005.- 384 с.



Предварительный просмотр:

Приложение 1

Направления деятельности психолога



Предварительный просмотр:

Приложение 2

Литература для повышения профессиональной квалификации:

  1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – издание 3-е, - М.: ЧеРо, 2001. – 240 с.: ил.
  2. Гиппенрейтер, Юлия Борисовна Продолжаем общаться с ребенком. Так?/ Ю.Б. Гиппенрейтер; худож. Е.М. Белоусова, М.Е. федоровская, В.В. Дюлько и др. – Москва: астрель, 2013. -256 с.: ил.
  3. Кулагина И.Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология: полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: ТЦ сфера, 2004. - 464 с.
  4. Столяренко Л.Д. Основы психологии 7-е изд., перераб. и доп. Учебное пособие. (Серия «Высшее образование».) – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 672 с.
  5. Бодалев А.А., В.В. Столин Общая психодиагностика. – СПб.:»Речь», 2004.- 440 стр.
  6. Калачева Л.Д., Прохорова Л.Н. Система мониторинга в дошкольных учреждениях. Часть 1. Достижение детьми планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования – М.: Национальный книжный центр 2012. -256 с. + CD- диск. – (Управление образованием)
  7. Девятова О.Е., Прохорова Л,Н, система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях. Часть 2. Готовность детей к обучению в школе – М.: Национальный книжный центр, 2011. -152 с. + CD- диск. – (Управление образованием)
  8. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В, Тузаева А.С, Козлова И.А. «Цветик -семецветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 4-5 лет –СПб:Речь; М.: Сфера, 2012.-144с.
  9. Никифирова Л.А. вкус и запах радости. Цикл занятий по развитию эмоциональной сферы. – М.: Национальный книжный центр, 2013. -72 с. (Психологическая служба.)+CD
  10. Куражева Н.Ю., Вараева Н.В, Тузаева А.С, Козлова И.А. «Цветик -семецветик» Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 5-6 лет –СПб:Речь; М.: Сфера, 2011.-218с.
  11. Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятие в средней группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2004. – 72с. (Психологическая служба)
  12.  Шарохина В.Л. Коррекционно-развивающие занятие в старшей группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. – 64с. (Психологическая служба)
  13. Арицишевская И.Л. Психологический тренинг для будущих первоклассников: Конспекты занятий. – М.: ООО «Национальный книжный центр», 2013. -72 с. +CD (Психологическая служба)
  14. Родительские собрания в детском саду. Зенина Т.Н. – М., Педагогическое общество России, 2006. -96 с.
  15. Роньяжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 - х  лет в период адаптации к дошкольному учреждению. – М.: Книголюб, 2003. – 72 с. (психологическая служба).
  16. Ермакова С.О. Пальчиковые игры для детей от года до трех лет/ С.О. Ермакова.- М.:РИПОЛ классик,2010. – 256 с.: ил. – (СУПЕРразвивающие игры для детей).
  17. Кузнецова А.Е. Лучшие развивающие игры для детей от 1 до 3 лет./ А.Е Кузнецова. – М.: ДОМ. XXI век. РИПОЛ классик, 2011. – 189 с. – (Учимся играючи).
  18. Васькова О.Ф., Политыкина А.А. Сказкотерапия как средство развития речи детей дошкольного возраста. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-112 с.
  19. Циклы игровых комплексов с детьми 2-4 лет в адаптационный период по программе «От рождения до школы»/ авт.-сост. О.Е Белова. – Волгоград: Учитель, 2014. -154 с.
  20. Ананьева Т.В. Комплексная психологическая поддержка детей старшего дошкольного возраста. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. -80 с.
  21. Кремлякова А.Ю. психологическое сопровождение детей с раннего возраста в ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2013. -96 с. (Из опыта работы по программе «Детство»)
  22. Шарохина В.Л. психологическая подготовка детей к школе: Конспекты занятий. – М.: Национальный книжный центр, 2012 – 48 с. (Психологическая служба.)
  23. Практические семинары для педагогов. Вып. 2. Психологическая компетентность воспитателей/ авт. – сост. С.В Терпигорьева. – Волгоград: Учитель, 2011. -143 с.
  24. Справочник дошкольного психолога. (3-е изд.)/ Серия «Справочники».- Ростов-/Д: «Феникс», 2005.- 384 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ»

Методическая разработкаКонсультация «Полезная литература для начинающего педагога-психолога ДОУ» Читателю предлагается  список полезной для начинающего педагага-психолога литературы с ...

Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога

Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и прове...

Консультация для начинающего педагога-психолога. Это заикание?

Заикание — одно из самых распространенных расстройств детской речи. Чаще всего заикание возникает в возрасте 3-5 лет, когда малыш начинает усваивать слова сложной слоговой структуры, расширяется...

Электронное портфолио педагога-психолога. Сводная таблица профессиональных достижений педагога-психолога. Профессионально-общественная активность педагога-психолога.

Электронное портфолио педагога - это веб-базированный ресурс, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения педагога-психолога....

Рекомендации для начинающих педагогов-психологов.

В данном материале описывается опыт работы педагога-психолога по обучению родителей играм  с детьми дошкольного возраста.Чем интереснее и разнообразнее организовать мир игры ребенка, тем гармонич...

Для начинающих педагогов-психологов. Коррекционные игры и упражнения.

В данном материале представлены серии коррекционно-развивающих игр и упражнений для детей старшего дошкольного возраста....

Эссе «Личное письмо начинающему педагогу-психологу»

Если профессия становится образом жизни,то ремесло превращается в  искусство.И.Н. Шевелев...