Главные вкладки

    Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога
    статья на тему

    Барышева Елена Михайловна

    Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon barysheva_e.m._2.doc44.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Барышева Е.М.

    Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности педагога-психолога

    «…С развитием прогрессивных идей в образовании, с выдвижением на первый план идей и принципов личностно ориентированного обучения, активизируются попытки педагогов найти тот инструментарий, который обеспечил бы стабильность достижения большинством учащихся необходимых результатов образования. Когда речь идет об универсальных механизмах обучения, то мы неизбежно обращаемся к понятию «педагогические технологии».

    Эффективное использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебном процессе является актуальной проблемой. Сегодня педагог-психолог по любой дисциплине должен уметь подготовить и провести занятие с использованием ИКТ.

    Занятие с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время педагога-психолога и обучающегося, позволяет обучающемуся работать в своем темпе, позволяет педагогу-психологу работать с обучающимися дифференцированно и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.

    В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом. Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт.

    Процесс информатизации в учреждениях дошкольного образования обусловлен требованием современного развивающегося общества, которое нуждается в том, чтобы его члены были готовы к труду, в десятки раз более производительному и творческому, что обеспечивается наукоемкостью всех информационных средств - от персональных компьютеров до глобальных связей Интернет.

    Несмотря на принятие приоритетного национального проекта «Образование» (направление «Интернетизация образования») и Концепции федеральной целевой программы «Развитие информатизации в России на период до 2010 года», Россия пока не может сказать, что у неё есть целостная политика в области внедрения информационных технологий в деятельности учреждений дошкольного образования.

    Именно внедрение ИКТ позволит наиболее полно и успешно реализовать развитие способностей ребенка дошкольного возраста в период предшкольной подготовки.

    Информатизация общего образования в нашей стране уже имеет свою историю и традиции. Компьютер активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей.

    Использование современных ИКТ в работе с детьми дошкольного возраста началось. И в настоящее время это обусловлено необходимостью значительных перемен в системе дошкольного образования. Одним из важнейших направлений модернизации образования стала информатизация всех сфер образовательного процесса. По мнению специалистов Института информатизации образования ЮНЕСКО, к наиболее важным направлениям формирования перспективной системы образования можно отнести:

    -повышение качества образования путем фундаментализации, применения различных подходов с использованием новых информационных технологий;

    -обеспечение опережающего характера всей системы образования, ее нацеленности на проблемы будущей постиндустриальной цивилизации;

    -обеспечение большей доступности образования для населения планеты путем широкого использования возможностей дистанционного обучения и самообразования с применением информационных и телекоммуникационных технологий;

    -повышение творческого начала (креативности) в образовании для подготовки людей к жизни в различных социальных средах (обеспечение развивающего образования).

    Применение во всех видах деятельности человека информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению глобального мирового информационного пространства, на вхождение в которое ориентировано и развитие системы образования современной России. Этот процесс сопровождается появлением новых технических средств с колоссальными образовательными ресурсами, существенно изменяющими организацию учебно-воспитательной деятельности, расширяя ее возможности и принципиально оказывая влияние на качественную сторону результатов обучения и воспитания.

    Информационно-коммуникационные технологии - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и методах их применения для совершенствования деятельности специалистов учреждений образования (психологов), а также для образования (развития, диагностики, коррекции) детей.

    По направлениям использования информационно-коммуникативных технологий в системе деятельности ДОО можно поделить на:

    -использование ИКТ при организации воспитательно-образовательного процесса с детьми;

    -использование ИКТ в процессе взаимодействия ДОО (педагога) с родителями;

    -использование ИКТ в процессе и организации методической работы с педагогическими кадрами.

    Введение информационных технологий в программу подготовки детей к школе является мощным фактором обогащения психологического, личностного, интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, а значит, приобщения его к миру информационной культуры.

    Информационные и коммуникативные технологии (ИКТ) - это «широкий спектр цифровых технологий, используемых для создания, передачи и распространения информации и оказания услуг (компьютерное оборудование, программное обеспечение, телефонные линии, сотовая связь, электронная почта, сотовые и спутниковые технологии, сети беспроводной и кабельной связи, мультимедийные средства, а также Интернет)».

    К техническим средствам на базе ИКТ относятся: компьютеры; мультимедийные проекторы; интерактивные (электронные) доски; планшеты; сканер; принтер; цифровой фотоаппарат; видеокамера; мультимедийное оборудование и пр.

    Информационные технологии являются самым современным инструментом для сбора и обработки информации. С помощью информационных технологий педагогу удобно: составлять списки детей; собирать сведения о родителях; вести диагностику развития детей; создавать различные бланки документов; оформлять родительские уголки; давать консультации и рекомендации для родителей; создавать всевозможные папки, стенды, различные папки-передвижки и др. («Школа для молодых родителей», «Поиграйте с детьми в пальчиковые игры», «Разучите с детьми»; «Нельзя приносить в детский сад»).

    Использование возможностей ИКТ в образовательном процессе способствует:

    -активизации познавательной, творческой деятельности, повышению качественной успеваемости дошкольников;

    -достижению целей обучения и воспитания с помощью современных электронных учебных материалов;

    -развитию навыков самообразования и самоконтроля;

    -повышению уровня комфортности обучения;

    -снижению дидактических затруднений у детей;

    -повышению активности и инициативности детей на занятиях;

    -приобретению навыков работы на компьютере.

    Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в профессиональной деятельности не только целесообразно, но и позволит достичь одной из целей, которую ставит перед педагогами-психологами «Концепция модернизации образования» - подготовка разносторонней развитой личности.

    Информационные технологии являются стратегически важной отраслью, влияющей на все стороны жизнедеятельности любого современного общества. Они создают широкие возможности экономического роста и социального развития людей в отдельности и обществ в целом. Многие педагоги не готовы к переменам. Пока сохраняется низкий уровень знаний возможностей ИКТ и невысокая мотивация («А зачем?») использования в своей работе информационно-коммуникативных технологий.

    В информационном обществе, когда информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека - определяющим фактором их профессиональной деятельности, изменяются и требования к системе образования, происходит существенное повышение статуса образования.

    Информатизация сферы образования должна опережать информатизацию других отраслей человеческой деятельности, поскольку знания и навыки, полученные в процессе образования, лежат в основе всех видов деятельности, определяют их направленность, темпы развития и полезность. Хочется верить в то, что скоро по степени информатизации образования можно будет судить о масштабах информатизации всего общества, но пока сохраняется низкая материально-техническая база во многих ДОО.

    Таким образом, работа педагога-психолога не может обойтись сегодня без применения информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Очевидно, что в будущем, с расширением возможностей компьютера по переработке информации и разработкой искусственного интеллекта, а также нового программного обеспечения, компьютер станет не просто многофункциональным инструментом, но и активным участником предшкольного образования.

    Список литературы

    1. Езопова С.А. Предшкольное образование, или Образование детей старшего дошкольного возраста: инновации и традиции // Дошкольная педагогика.- 2007.-№6.-С.8-10.

    2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М., 2013.

    3. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 2014.

    4. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс до и после. -2006.-№7.-С.54-57.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Описание профессиональной деятельности педагога-психолога, претендента на высшую категорию

    В материале представлены два файла. Один включает в себя написанное заявление на высшую категорию педагога-психолога, второй описание педагогической деятельности педагога-психолога...

    «Использование информационно коммуникативных (компьютерных) технологий в работе музыкального руководителя»

    Использование ИКТ – это не влияние моды, а необходимость, продиктованная требованиям, предъявляемым к современному образованию....

    Методическая разработка. Мини - сборник коллажей "ПЕДАГОГИ - ДЕТИ - РОДИТЕЛИ" (обзор профессиональной деятельности педагога - психолога)

    В данном сборнике коллажей отражена работа педагога-психолога со всеми участниками образовательного процесса...

    Нормативно-правовое обеспечение профессиональной деятельности педагога-психолога в условиях реализации ФГОС ДО

    Деятельность педагога-психолога может рассматриваться в настоящее время как один из наиболее значимых факторов развития образования. Вместе с тем у него больше потенциальных ресурсов на этом пути, чем...

    Методическая работа в МБДОУ по направлению "Эффективные формы взаимодействия с педагогами в рамках профессиональной деятельности педагога-психолога"

    Цель: поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или истинных профессиональных проблем; выработка внутренней позиции по отношению к профессиональной деятельности, ориентир...